Беседа "Мои права и обязанности"
классный час

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка , День защиты прав ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Наши права и обязанности»

Ребята, 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка , День защиты прав ребенка.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.

Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство". Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. 

В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

Всемирный день ребенка имеет свой флаг. На зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – желтая, красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом  нашего общего дома.

Описание: флаг.jpg

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);

3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей  и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

        Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

        Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании в РФ».

Итак, давайте назовем основные права ребенка:

          - право на жизнь,

          - право на свободу слова, мысли и религии,

          - право на медицинскую помощь,

          - право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

          - право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

          - право на воспитание,

          - право на уважение человеческого достоинства,

          - право на защиту от жесткого обращения,

          - право на Ф.И.О. при рождении,

          - право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

          - право на образование и др.

В Конвенции о правах ребенка в ст. 6 п. 1 говорится о том, что человек имеет право на жизнь. Жизнь дается один раз. Человек рождается, взрослеет, стареет и умирает. Одни свой жизненный путь проходят быстро, другие – медленно. Иными словами, одни умирают еще в молодости, а другие живут долго.

Чем дольше человек живет, тем больше радостей жизни он сможет испытать и полезных дел сможет совершить. Но продолжительность жизни зависит от состояния здоровья: чем здоровье лучше, тем дольше человек проживает. Вы должны понимать, что здоровье требует труда! Нужно много двигаться, соблюдать режим дня, избегать воздействия на организм вредных веществ. Но самыми вредными  для человека являются алкоголь, никотин и наркотики. Все эти вещества отравляют организм, нарушают течение жизненных процессов. Это приводит к заболеваниям, которые сокращают жизнь.

По данным ВОЗ состояние здоровья человека обусловлено:

- на 10% - от усилий здравоохранения

- на 20% - от состояния экологии внешней среды

- на 30% -  наследственными факторами

- на 50% - образом жизни

Значит, если мы хотим сделать свою жизнь яркой и насыщенной мы должны помнить, что во многом это зависит от нашего образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Быть здоровым в настоящее время – современно. Молодежь стала уделять большое внимание своему физическому развитию. Уважающие себя люди ценят свое здоровье.

Мы не должны забывать о том, что здоровый ребенок - это здоровая семья.

Далее, Ст. 7 гласит, что каждый человек имеет право на семью и имя.

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»-  говорил Л.Н. Толстой.  В каждой семье есть свои традиции, которые передаются из поколения к поколению и мы должны чтить эти традиции и уважать.

Ст. 28 гласит, что каждый человек имеет право на образование.

Образование- дорога к мудрости.

Ведь образованный человек может достичь многого в этой жизни. И только через образование человек познает мир, в котором так много интересного!

Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.

Ответственность по защите прав ребёнка возлагается и на государство.
Очень важно уметь отстаивать свои права.

Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.

 Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.

Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка  является Анна Юрьевна Кузнецова.

Уполномоченным по правам ребенка в Республике Мордовия - Юткина Наталья Евгеньевна.

Ролевая игра «Юридическая консультация»

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

      Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

-   Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

      М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

   

Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.

А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

       Гарри  Поттер: «Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?»

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

-  Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

     

У каждого из вас есть телефоны,  ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить. Не нарушаем ли мы ваши права?

Итак, защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

Правильно, своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять. 

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Мы знаем, что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам  дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

  Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

   Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

   

  Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

   (Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

   Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

   Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

   

    Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

   (А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 3

 

   Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

   Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

 Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

-   Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

-   Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

   

Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

  (Конвенцию «О правах ребенка»)

А чего они совершенно не знают?

 (Они не знают, что обязаны уважать права других людей).

  Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

-   Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

-   Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Ситуация 1. 

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…  

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. 

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. 

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

 Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.        

Ситуация 4. 

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ситуация 5. 

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос. Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

        Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

        Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

        На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок

Ребята инсценируют правонарушения.

        Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

                – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

        Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...

        Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

        Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, полиции.

Нанесение побоев

        К «сообщившему о теракте» подходит ученик и шлёпает его учебником по голове, тот дает сдачи, начинается драка.

        Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

        – Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?

        – В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает телефон.

        Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

        

В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:

– ... Еще раз прицепишься, получишь. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

        Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:

– А ты ...

– А ты сама ...

Ведущий: ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Пишут.

        Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

        А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

        Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать.

        Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...