конспект занятия "Онлайн-лаборатория юного исследователя «Исследуем окружающий мир»
план-конспект занятия по экологии (5 класс)

Толстунова  Екатерина Владимировна

конспект  занятия "Онлайн-лаборатория юного  исследователя «Исследуем окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mikroskop_svoimi_rukami.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн-лаборатория юного  исследователя

 «Исследуем окружающий мир»

Занятие проводилось онлайн на платформе zoom.

Цель: сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами; сформировать умения  работы с микроскопом.

Оборудование: презентация, пластиковый стаканчик, ножницы, канцелярская резинка, пищевая пленка, вода, объекты для исследования (овощи, фрукты, семена растений и т.п.).

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Педагог:

Я обнял глобус – шар земной,

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Здравствуйте ребята!  На занятии вы сегодня вспомните: что изучает наука «экология», кто такой «эколог», что нужно знать и уметь, чтобы стать настоящим экологом-исследователем. Сегодня мы попробуем изготовить простейший микроскоп своими руками и рассмотреть окружающие нас объекты.

Ну что, начинаем!

  1. Изучение нового материала

Педагог:  Термин «экология» в нашем XXI веке очень часто употребляется в средствах массовой информации. А что это за наука «экология»?

Я предлагаю вам ответить на небольшой вопрос тест. Для ответа на него воспользуйтесь клавишей поднять руку.

ЭКОЛОГИЯ – ЭТО…

  • 1. Наука об охране окружающей среды.
  • 2. Наука о влиянии человека на природу.
  • 3. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Педагог: Термин «экология», введенный в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем – сочетание двух греческих слов: «ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука, учение. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме.

  • А о какой «дом» имел ввиду Эрнст Геккель, давая название новой науке? Дом – это окружающая нас природа.
  • А кто такой эколог?  эколог – это человек, который изучает природу, любит и бережет окружающую среду.

Те ребята, которые хотят в будущем выбрать профессию эколога – юные экологи или юные исследователи природы.

Педагог: Сегодня у нас есть возможность поработать в экологической лаборатории. Решая конкретные проблемы, мы сможем понять трудности, с которыми сопряжена работа ученого, и ощутить радость открытий.

Для этого познакомимся с оборудованием экологической лаборатории.

  • Для изучения степени загрязнения  воздушной среды применяется специальное оборудование: газоанализаторы и индикаторные трубки. Но может быть использовано и более простое – такое как обычный скотч, лист бумаги и живые объекты – биоиндикаторы. Некоторые методы,  например изучение запыленности воздуха методом липкой ленты вы можете применить у себя дома сами.
  • Для исследования экологического состояния почв необходимо выкопать почвенный разрез, или взять пробы почвы методом конвента. Для их изучения необходимы лопатка, специальные емкости, вода, лупы, лабораторная посуда, фильтровальная бумага, треугольник Захарова для определения цвета почв. Многие методы доступны для школьников без специальной подготовки.
  • Определить качество природных вод можно при помощи специальных тест-комплектов и тест-систем, содержащие нужный набор реактивов и индикаторов. Необходима лабораторная посуда: химический цилиндр, колбы, стаканы, пипетки и стеклянные палочки.
  • Наблюдать за животными невозможно без оптических приборов- подзорной трубы и бинокля.

РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ

  • Более детально изучить живые объекты нам помогают лупа и микроскоп. Если у вас дома есть световой микроскоп, вы можете рассматривать объекты своей квартиры, как это делает наш Даня. Внимание на экран.

Не расстраивайтесь, если у вас дома нет такого микроскопа. Световой микроскоп школьной лаборатории выглядит так (слайд), и позволяет получить увеличение около 400 раз.

А вы знакомы с устройством светового микроскопа? Узнаем это, разгадав кроссворд.

Мы получили – ключевое слово «ботаника». Действительно, микроскоп позволяет нам чаще всего изучать растительные объекты.

Но не всегда микроскоп был таким.

Историческая справка. Микроскоп был сконструирован в 16 веке Робертом Гуком, и представлял собой трубку с линзами. Он не давал такого увеличения, как современный прибор.

3. Практическая работа

Мы с вами представим себя первооткрывателями данного прибора, и попробуем сделать простейший микроскоп своими руками. Для этого нам необходимы: пластиковый стаканчик, ножницы, канцелярская резинка, пищевая пленка, вода, объект исследования. Итак, конструируем вместе. (видео). Попробуйте рассмотреть ваши объекты. Вот фотографии, сделанные юными экологами при помощи данного микроскопа. (слайды).

А что увидели вы? Слово ребятам

Попробуйте рассмотреть другие объекты окружающей вас природы, сделайте свои фотографии.

4.Подведение итогов: Наш Богородский край богат уникальными природными объектами, которые можно и нужно видеть, любить и беречь!!!

Педагог:  Сегодня на занятии мы с вами лишь немного прикоснулись к науке экологии, и попробовали почувствовать себя юными исследователями природы. Быть экологом непросто, но интересно. На занятиях в экологическом кружке мы учимся познавать природу, учимся быть ее друзьями.

Спасибо вам за внимание, до скорых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о школьном НОУ "Исследуй, твори, узнавай, открывай!"

С 24 по 26 октября 2012 года на базе Панаевской школы-интерната проходила школьная X (юбилейная) научно-практическая конференция «Мир, в котором мы живём!». ...

статья "Исследуй, твори, узнавай, открывай!"

Возможность обзавестись собственным зоопарком предоставил учащийся 4а класса Андреев Роман, поделившись практическими наработками, созданными в процессе работы над реализацией творческо-исследовательс...

Я исследую мир : Определение кислотности среды.

Занятие по ФГОС«Я исследую мир»Внеклассное занятие для учащихся 1-2 классов , в рамках ФГОС ( урок необходимо проводить в кабинете химии).Тема: Определение кислотности среды»Оборудование: универ...

методическая разработка "Я исследую мир"

занятие предназначено для учащихся 1-2 класса .  на занятиях  с младшими школьниками,реализующими ФГОС ,а также в 3.4.5 классах...

конкурс «Дети Алтая исследуют окружающую среду»

18 октября 2013 года в г.Славгороде состоялся окружной этап краевого конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду», который проходил в ЦРДиМ....

итоги конкурса Дети Алтая исследуют окружающую среду

06.10.2016 г в г. Славгороде состоялся ежегодный окружной этап краевого конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду»....

окружной этап краевого конкурса "Дети Алтая исследуют окружающую среду"

12.10.2017 года в ЦТДМ г. Славгорода состоялся окружной этап краевого конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду». Съехались учащиеся всего Славгородского образовательного округа. Кон...