Рабочая программа "Здравствуй, Русский Музей"
рабочая программа (6 класс)

Чаплыгина Татьяна Владимировна

Рабочая нелинейная программа внеурочной деятельности в качестве проекта класса составлена на основании посещения экскурсий в Русский музей. Расчитана на 6 класс общеобразовательной школы, имеет социальноое направление и расчитана на 34 часа в год.

Проект ориентирован на педагогическое взаимодействие региональных музеев с учреждениями культуры и образования в области творческого развития, эстетического воспитания и художественного образования детей и подростков. Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6klass_zdravsvuy_russkiy_muzey.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

а

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2019 г

Согласовано

   Заместитель

директора по ВД

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________2019 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________2019 г

 

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

социальное направление

Проект класса «Здравствуй, Русский музей!»

для  6 б класса

Тип программы - нелинейная

На 34 часа 

НА 2019/2020  УЧЕБНЫЙ ГОД

 

                                                                                                                                  

 Составитель:

 Чаплыгина Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург, 2019 год


Пояснительная записка.

Мой классный проект «Здравствуй, Русский музей».

Проект ориентирован на педагогическое взаимодействие региональных музеев с учреждениями культуры и образования в области творческого развития, эстетического воспитания и художественного образования детей и подростков.

 Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программой ГБОУ школы № 500.

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа. Реализуется нелинейно.

Смена приоритетов основного образования в сторону социализации личности и развития дополнительного образования ставит перед обществом  задачу помочь системе образования в наполнении учебно-воспитательного процесса художественным и ценностным осмыслением реальности. Мера успешности этого наполнения определяется взаимодействием со школой и совместной разработкой единого понятийного поля, соответствующих педагогических технологий и методов оценки воспитательного воздействия искусства и художественной культуры в условиях информационной среды.

Уникальным опытом такого взаимодействия обладает сегодня Русский музей, возможности которого эстетическом воспитании и художественном образовании, а также в теории и практике музейной педагогической деятельности широко известны[1].

Можно твердо утверждать,  что образование неразрывно связано с культурой и социокультурным опытом. В контексте научных (в том числе и музейно-педагогических) исследований его можно рассматривать как:

— проблему междисциплинарных взаимосвязей;

— социокультурный феномен;

— непрерывный процесс;

— специфический вид деятельности;

— результат воспитания и обучения;

— систему с большим потенциалом саморазвития.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи.

Действительно, ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых.

При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться и т.д.).

Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия «Учимся общаться».

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации, творческой самореализации личности ребёнка.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В поисках путей нравственного и эстетического воспитания, развития ценностных ориентаций растущего человека педагогика взаимосвязана с философией, этикой, эстетикой, социологией.

 Связи педагогики с другими науками говорят о ее интегративной сущности и потенциале саморазвития. Так как этот процесс сложен и многогранен, то наиболее продуктивным будет его рассмотрение с позиций теории деятельности в ее философском аспекте, не противоречащем педагогической теории и практике. В ее основе лежат три основных формы предметной деятельности:

— познание окружающего мира – получение и передача знаний о нем (составляет стержень образования как такового);

— преобразование действительности, опирающееся на творческий потенциал личности и приобретенные в процессе освоения знаний умения и навыки;

— ценностное отношение, являющееся продуктом воспитания, так как достигается лишь путем межличностного общения в форме диалога.

Цель:

  • развитие эмоциональной, познавательной  сферы и коммуникативных навыков школьников.
  • создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи программы:

  1. Историческое воспитание – педагогический процесс, формирующий на основе музейных и художественных памятников интерес к отечественной истории.
  2. Патриотическое воспитание – педагогический процесс, формирующий на основе музейных предметов и произведений искусства воспитание любви к тому комплексу представлений, который мы заключаем в термин «отечество».
  3. Экологическое воспитание – педагогический процесс, формирующий бережное отношение к природе и духовной культуре человечества.
  4. Эстетическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование эстетического вкуса, визуальной культуры и творческих навыков в среде обитания человека. Эстетическое воспитание ориентировано на процесс художественно-творческого развития личности, результатом которого является формирование эстетического отношения к действительности и ценностных ориентаций в области художественной культуры.
  5. Воспитание общественно значимых коммуникативных навыков – педагогический процесс, формирующий коммуникативные навыки на основе сформированных в музейной среде эстетических, патриотических, исторических, экологических установок.

Планируемые результаты:

  • Формирование художественно-эстетического взгляда и вкуса;
  • развитие творческой мысли и воображения;
  • формирование  экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и качеств, межличностных коммуникаций;
  • развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
  • укрепление здоровья школьников.

Личностные результаты

1. Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

2. Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

3. Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты:

  • Владение навыками саморегуляции поведения
  • Формирование адекватной самооценки
  • Умение ставить перед собой цели и планировать пути их достижения
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы
  • Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность.
  • Умение эффективно выходить из конфликтных ситуаций

Предметные

  • Освоение навыков конструктивного общения
  • Получение навыков саморефлексии  (понимание своего эмоционального состояния)
  • Создание сплоченного коллектива

Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями этой системы являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

 Содержание учебной программы

В начальной школе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

Основные виды заданий:

  • динамические – развитие мелкой моторики рук, психогимнастика, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата, пантомима;
  • познавательно-логические;
  • коммуникативные.

Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.

Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.

В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук.

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.

Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.

Материально-техническое обеспечение

  • материалы для оформления и детского творчества;
  • наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.

Список литературы:

1. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб.: Петрополис, 2001. – 224 с.

2. Словарь музейно-педагогических терминов для специалистов образовательных служб и музейных администраторов / Авт.-сост. Б. А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 2016. – 24 с.

3. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – СПб.: СпецЛит, 1999. – 222 с.

 Календарно-тематическое планирование 6 Б

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма занятия, методы

Дата

 По плану/ фактическая

теория

практика

1

Введение

1

1

Беседа, диалог.

8.09

2

Выбор проекта. Русский музей. История. Экскурсии. Мастер классы.

1

1

Видеофильм

15.09

3

Русский музей в дни блокады Ленинграда

1

1

Беседа

22.09

4

Экскурсия в Русский музей. Знакомство с музеем «Здравствуй музей»

2

2

экскурсия

29.09

5

История создания музея и его коллекций.

1

1

видеофильм

8.10

6

Выставки художников

1

1

видеофильм

22.10

7

Экскурсия в  музей. Виды и жанры искусства. Творчество Н.Рериха

2

2

экскурсия

29.10

8

От иконы к картине. Техника живописи. Пейзаж.

1

1

Творческая работа, рисунок

12.11

9

Использование и повторение приемов мастера Н.Рериха

1

1

Творческая работа, рисунок

19.11

10

Изучение технологии создания картин в технике масляной живописи от XVIII века до XX

1

1

Творческая работа, рисунок

26.11

11

Экскурсия в Русский музей. Скульптура.

2

2

экскурсия

10.12

12

Исторические личности в скульптуре  «Герои  моего Отечества»

1

1

Видеофильм, беседа, диалог

17.12

13

Значение памятников и монументов в развитии общества .

1

1

Групповая

работа, дискуссия обсуждение,

23.12

14

Игра-квест «Памятники в г. Пушкине»

2

2

Ролевая игра

15.01

15

Чудесные дворцы.

1

1

Видеофильм, беседа

21.01

16

Архитектурные стили

1

1

Видеофильм, лекция, беседа

21.01

17

Дворцы в г.Пушкине и их архитектурные стили

2

2

Групповая игра

29.01

18

Экскурсия в Русский музей. Портретная живопись.

2

2

экскурсия

4.02

19

Выставка И.Репина. Его жизнь и творчество.

1

1

экскурсия

18.02

20

Выставка И.Репина. Его жизнь и творчество.

1

1

экскурсия

18.02

21

Игра –квест «Картины И.Репина»

2

1

1

Ролевая игра

25.02

22

Язык изобразительного искусства. Натюрморт.

1

1

Творческая работа, рисунок

3.03

23

Язык изобразительного искусства. Современная живопись.

1

1

Видеофильм

10.03

24

Спасенные шедевры во время революций и войн.

1

1

Экскурсия онлайн, беседа.

7.04

25

Русский музей после ВОВ

1

1

Экскурсия он-лайн, беседа.

21.04

26

Методы реставрации произведений искусств

1

1

Экскурсия он-лайн

21.04

27

Викторина «Русский музей: история в образах искусства»

1

1

Ролевая игра онлайн

6.05

28

Викторина «От иконописи до авангарда»

1

1

Ролевая игра онлайн

13.05

Итого

34

11

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКП 10 класс презентация "Михайловский дворец. Русский музей"

Данная презентация создана для изучения соответствующей темы в УМК Гацкевич М. "Санкт-Петербург" и призвана познакомить учащихся с выдающимися архитекторами Карло Росси, Леонтием Бенуа, великим русски...

Вариативное моделирование образовательной деятельности музея « нового типа» (на примере ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»)

В условиях модернизации  системы образования, когда на первый план выходят принципы непрерывности, гуманизации образования современный музей, в частности музей «нового типа» стоит перед нео...

Викторина "Русский музей"

Материал может использоваться как на уроке, так и во внеклассной работе. Содержит вопросы, имеющие отношение в экспозиции Русского музея и людям, с ним связанным...

МХК 11 класс "Государственный Русский музей"

Государственный Русский музей...

Квест по ""По залам русской живописи" в "Русском музее" по ИКП для 6 класса

Коллеги, представляю вашему вниманию интерактивный квест по главной эспозиции "Русского музея" для 6-х классов: "По залам русской живописи". Квест рассчитан на 40 минут.Внеурочное ...