Точка Роста
календарно-тематическое планирование

Франковская Евгения Николаевна

Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

«Воскресенская средняя образовательная школа»

ПРИНЯТО

на заседании МО

______________

Протокол заседания №

Руководитель МО

_____________ФИО

«___»____________20__г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Ю.Г. Юрисарова

Приказ №___________

«___»_____________20__г.

Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

«Путь к вершинам (возможности квадрокоптера)»

Направленность: техническая

для детей 8-16 лет

срок реализации -1 год.

Составитель: Франковская Е.Н.

Педагог дополнительного образования

Воскресенка 2020/2021 год

Пояснительная записка

Актуальность данной программы в том, что она реализует потребности обучающихся в техническом творчестве, развивает инженерное мышление, соответствует социальному заказу общества в подготовке технически грамотных специалистов.

Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, механика, электроника и программирование. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность беспилотных технологий заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество – мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования – многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.

Форма обучения: очная

Трудоемкость программы: 18 ч

Возраст  учащихся: 8-16 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу

Цель: обучение пилотированию и знакомство с  устройством беспилотных летательных аппаратов.

Задачи:

1. Дать первоначальные знания о конструкции беспилотных летательных аппаратов;

2. Научить приемам безопасного пилотирования беспилотных летательных аппаратов;

3.  Научить приемам аэрофотосъемки.

Планируемые результаты

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:

В личностном направлении:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • стремление к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

В метапредметном направлении

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
  • овладение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

В предметном направлении:

  • Умение проводить настройку и отладку квадрокоптера;
  • Владение навыками управления квадрокоптером в помещении, на улице и аэрофотосъемкой;
  • Знания устройства и принципа действия квадрокоптеров;
  • Умение обновлять программное обеспечение полетного контроллера;
  • Умение докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу и другие источники информации;
  • Умение рационально и точно выполнять задание.

Ученик научится

  • соблюдать правила безопасного управления беспилотными летательными аппаратами;
  • понимать принцип действия и устройство квадрокоптера;
  • понимать конструктивные особенности различных моделей квадрокоптеров;
  • понимать конструктивные особенности узлов квадрокоптера;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе работы с квадрокоптером;
  • планировать ход выполнения задания;
  •  производить аэрофотосъемку.

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимать принцип работы систем автоматизации квадрокоптеров.

Формы обучения: групповая  и индивидуальная.

Методы обучения:  наглядно-практический, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, игровой.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

Календарные

сроки

Фактические

сроки

Раздел 1. Введение в курс (3часа)

1

Теория БПЛА. История создания, разновидности , применение БПЛА. Виды коптеров

1

2

Основные базовые элементы коптера. Полётный контроллер. Контроллеры двигателей. Бесколлекторные и коллекторные моторы.

1

3

Правила безопасности при подготовке к полетам, управлении беспилотным летательным аппаратом

1

Раздел 2. Предполетная подготовка, настройка квадрокоптера (2 часа)

4

Знакомство с квадрокоптерами  Tello, Mavic AIR. Изучение компонентов. Зарядка аккумуляторных батарей, установка. Установка, снятие защитной клетки. Замена пропеллеров

1

5

Рассмотрение возможных неисправностей квадрокоптера и путей устранения неисправности

1

Раздел 3. Визуальное пилотирование (13 часов)

6

Теория ручного визуального пилотирования. Техника безопасности при лётной эксплуатации коптеров

1

7

Первый взлет. Зависание на малой высоте. Привыкание к пульту управления.

1

8,9

Полёты на коптере. Взлет. Висение. Полёт в зоне пилотажа. Вперед-назад, влево―вправо. Посадка

2

10,

11

Полёты на коптере. Взлет.

2

12,

13

Полёт по кругу, с удержанием и изменением высоты. Посадка

2

14-

16

Полёты на коптере. Взлет. Полеты по заданной траектории, с разворотом, изменением высоты, преодолением препятствий . Посадка.

3

17,

18

Полет с использованием функции удержания высоты и курса. Произведение аэрофотосъемки

2

Содержание программы

Раздел 1. Введение в курс (3 часа)

Теория. Что такое БПЛА. История создания, разновидности, применение беспилотных летательных аппаратов в наше время, в ближайшем будущем. Виды коптеров.  Основные базовые элементы коптера. Полётный контроллер. Контроллеры двигателей. Бес коллекторные и коллекторные моторы

Правила безопасности при подготовке к полетам, управлении беспилотным летательным аппаратом

Форма проведения занятий – учебная дискуссия, эвристическая беседа

Раздел 2. Предполетная подготовка, настройка квадрокоптера (2 часа)

Теория. Знакомство. Изучение компонентов. Зарядка аккумуляторных батарей, установка. Установка, снятие защитной клетки. Замена пропеллеров. Рассмотрение возможных неисправностей квадрокоптера и путей устранения неисправности.

Практика. Практическая работа с предоставленными квадрокоптерами, изучение компонентов, отработка теоретических знаний по подготовке и замене элементов квадрокоптера. Настройка, подключение аппаратуры.

Форма проведения занятий -  практико-ориентированные учебные занятия, работа в мини-группах

Раздел 3. Визуальное пилотирование (13 часов)

Теория. Теория ручного визуального пилотирования. Техника безопасности при лётной эксплуатации коптеров. Повторение ТБ. Теоретические знания по взлету, полету вперед, назад влево, вправо, зависанию в воздухе, а так же по изменению высоты.

Практика. Практическая работа с предоставленными квадрокоптерами, получение первичного опыта управления квадрокоптером. Развитие навыков управления, подготовки и настройки квадрокотера.

Обучение взлету, посадки, удержанию высоты. Отрабатывание прямолинейного полета, полета по кругу с удержанием и изменением высоты. Полеты по заданной траектории, с разворотом, изменением высоты, преодолением препятствий. Полеты с изменением траектории .  Аэрофотосъемка.

Выполнение полетов на время. Соревновательный этап среди учащихся курса.

Форма проведения занятий -    практико-ориентированные учебные занятия, работа в мини-группах

Контрольно-оценочные средства

Освоение Программы сопровождается текущим контролем успеваемости учащихся. Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения  для отслеживания уровня усвоения теоретических знаний, практических умений и своевременной корректировки образовательного процесса в форме педагогического наблюдения.

 

Механизм оценивания образовательных результатов

Оцениваемые параметры /Оценки

Низкий

Средний

Высокий

Уровень теоретических знаний

Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими

Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы

Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Уровень практических

Уровень практических навыков и умений

Работа с БПЛА, техника безопасности

Требуется постоянный контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности

Требуется периодическое напоминание о том, как работать с оборудованием

Четко и безопасно работает с оборудованием

Способность подготовки и настройки беспилотного летательного аппарата к полету

Не может подготовить, настроить БПЛА без помощи педагога

Может подготовить, настроить БПЛА при подсказке педагога

Способен самостоятельно подготовить, настроить БПЛА без помощи педагога

Степень самостоятельности управления БПЛА

Требуется постоянные пояснения педагога при управлении

Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям

Самостоятельно выполняет операции при управлении БПЛА без подсказки педагога

Качество выполнения работы

Навыки управления в целом получены, но управление БПЛА невозможно без присутствия педагога

Навыки управления в целом получены, управление БПЛА возможно без присутствия педагога

Навыки управления получены в полном объеме, присутствие педагога не требуется

Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия проводятся в разных формах: тестирование, соревнования.

Условия реализации  программы

Материально-техническое обеспечение

1. квадрокоптер фирмы Tello – 3 шт.

2. квадрокоптер Mavic AIR – 1 шт.

3. ноутбук – 5 шт.

4. планшет -1 шт.

      5. Интернет

              Интернет-ресурсы, для реализации программы

Теоретический материал

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультикоптер- общий обзор квадрокоптеров

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/DJI_Mavic - обзор квадрокоптера DJI_Mavic

3.http://mediaworx.ru/wp-content/uploads/2018/05/Tello_User_Manual_V1.2_RU_Lock.pdf- руководство пользователя Tello

4. http://quad-copter.ru/dji-tello.html - обзор квадрокоптера Tello

Видеоматериал

1.https://yandex.ru/efir?reqid=1598418066259983-988821731675122045400232-production-app-host-sas-web-yp-150&stream_id=vjVQrZRvkkKM –Обзор DJI Mavic Air. Регистрация дрона.

2.https://yandex.ru/efir?reqid=1598418066259983-988821731675122045400232-production-app-host-sas-web-yp-150&stream_id=48c607990f3bb55488bbfc72194cffa5- Запустил Mavic Air за горизонт! Тест на максимальную дальность полет

3.https://dronnews.ru/obzory/dji/dji-ryze-tello.html- обзор квадрокоптера Tello

Список литературы

1. http://avia.pro/blog/ Беспилотные летательные аппараты. Дроны. История.

2. http://cyclowiki.org/wiki/ Беспилотный летательный аппарат – Циклопедия

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Беспилотный летательный аппарат – Википедия

4. http://www.genon.ru/ Что такое беспилотные летательные аппараты? – Генон

5. http://www.nkj.ru/archive/articls/4323/ Наука и жизнь. Беспилотные самолеты: максимум возможностей



Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

«Воскресенская средняя образовательная школа»

ПРИНЯТО

на заседании МО

______________

Протокол заседания №

Руководитель МО

_____________ФИО

«___»____________20__г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Ю.Г. Юрисарова

Приказ №___________

«___»_____________20__г.

Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

«Выпиливание лобзиком»

Направленность: техническая

для детей 8-14 лет

срок реализации -1 год.

Составитель: Франковская Е.Н.

Педагог дополнительного образования

Воскресенка 2020/2021 год

Пояснительная записка

Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Художественное выпиливание лобзиком развивает художественный вкус, требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и помогает научиться пользоваться различными инструментами.  Систематические занятия художественным выпиливанием открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мысль, развивает интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

При выборе своего изделия у обучающихся формируется интерес, устремленность разрабатывать и изготавливать нужные вещи. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности, уровень практической подготовки к выполнению предлагаемой работы.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает выпиливание лобзиком. Выпиливание развивает аккуратность, усидчивость, художественный вкус, полезно для развития мелкой моторики.

Программа носит ступенчатый характер, который предусматривает постепенное усложнение в выпиливание изделия. Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий ручного труда.  Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественного изделия из фанеры. Программа охватывает следующие образовательные области: технологию, материаловедение, черчение, не замещая при этом существующие школьные курсы, а дополняя и углубляя их в некоторых областях.

Форма обучения: очная

Трудоемкость программы: 72 ч

Возраст  учащихся: 8-14 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

Цель программы: Развитие технических способностей ребенка посредством формирования умения конструировать, моделировать и выпиливать лобзиком.

Задачи:

1. Развивать способности к художественному творчеству, фантазию, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, глазомер;

2.   Обучить безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;

3.  Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий, чтению и составлению чертежей  и эскизов  будущего изделия;

4. Научить работать с измерительным инструментом,  выполнять изделия по шаблонам и трафаретам

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

— осознание своих творческих возможностей;

— проявление познавательных мотивов;

— развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

— планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

— осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

— строить речевые высказывания в устной форме;

— оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

— включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные:

— Формулировать собственное мнение и позицию;

— задавать вопросы;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

Результаты по направленности программы:

- работать ручным инструментом и содержать его в порядке;

- читать и составлять чертежи и эскизы будущего изделия;

- работать с мерительным инструментом;

- выполнять изделия по шаблонам и трафаретам;

- составлять чертежи деталей объемных изделий;

- выполнять изделия по размерам.

Формы обучения: групповая  и индивидуальная.

Методы обучения:  наглядно-практический, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, игровой.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Тема №1 Вводное занятие (2 часа)

1,2

Вводное занятие

2

Тема №2 Материалы для выпиливания лобзиком (2 часа)

3,4

Материалы для выпиливания лобзиком

Практическая работа №1: Подготовка основы из фанеры для выпиливании. Выбор фанеры. Шлифование.

2

Тема №3 Инструменты и приспособления, используемые в работе (2 часа)

5,6

Инструменты и приспособления, используемые в работе. Практическая  работа №2:

Правила установки пилочки, наладки лобзика, работа на приспособлении для стягивания лобзика.

2

Тема №4 Технология переноса рисунка на фанеру (2 часа)

7,8

Технология переноса рисунка на фанеру

Практическая работа №3: Подготовка и перевод рисунка на основу.

2

Тема №5 Технология выпиливания лобзиком (2 часа)

9,10

Практическая работа №4: Технология выпиливания лобзиком

2

Тема №6 Пропиливание углов (2 часа)

11,12

Практическая работа №5: Пропиливание углов.

2

Тема №7 Выпиливание простейших плоских изделий (8 часов)

13-20

Практическая работа №6: Выпиливание простейших плоских изделий

8

Тема №8 Выпиливание полуокружностей и окружностей различных диаметров (2 часа)

21,22

Практическая работа № 7: Выпиливание полуокружностей и окружностей.

2

Тема №9 Выпиливание лобзиком по контуру (4 часа)

23-26

Практическая работа  №8: Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

4

Тема №10 Опиливание (4 часа)

27-30

Практическая  работа №9: Опиливание криволинейных поверхностей, распиливание отверстий.

4

Тема №11 Выпиливание простых ажурных изделий (12 часов)

31-42

Практическая работа №10:  Выпиливание простых ажурных изделий.

12

Тема №12 Соединение деталей из фанеры (2 часа)

43,44

Практическая работа  №11:  Выпиливание наклонного паза и шипа. Соединение деталей из фанеры металлическими скобами и в шип.

2

Тема №13 Клеи. Соединение деталей на клею (2 часа)

45,46

Практическая работа №12: Соединение деталей на клею.

2

Тема №14 Прочная отделка изделий из древесины (2 часа)

47,48

Практическая работа №13: Прозрачная отделка изделия из древесины.

2

Тема №15 Непрозрачная отделка изделий из фанеры (2 часа)

49,50

Практическая работа  №14: Непрозрачная отделка изделий из фанеры

2

Тема №16 Выпиливание простых сборных изделий (14 часов)

51-64

Практическая работа №15: Выпиливание простых сборных изделий

14

Тема №17 Отделка деталей изделия. Сборка изделий (4 часа)

65-68

Практическая работа  №16: Отделка деталей изделия. Сборка изделия

4

69,70

Подготовка изделий к итоговой выставке

2

71,72

Заключительное занятие, защита проектов

2

Содержание программы

Тема №1. Вводное занятие. (2 ч)

Содержание. Знакомство с общими правилами поведения, режимом  работы. Ознакомление с содержанием образовательной программы и учебно-тематическим планом на учебный год. Демонстрация моделей, выполненных педагогом и воспитанниками второго года обучения. Правила техники безопасности в кабинете. Инструктаж по технике безопасности.

Тема №2. Материалы для выпиливания лобзиком. (2 ч)

Производство фанеры. Свойства древесины. Выбор материала. Подготовка фанеры для работы.

Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Материалы для изготовления изделий выпиливания: породы древесины и виды древесных материалов, декоративные особенности древесины, фанера, ДВП, копировальная бумага, калька, чертежи поделок.

Практическая  работа №1:

Подготовка основы из фанеры для выпиливании. Выбор фанеры. Шлифование.

Тема №3.  Инструменты и приспособления, используемые в работе (2ч)

Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

Практическая  работа №2:

Правила установки пилочки, наладки лобзика, работа на приспособлении для стягивания лобзика.

Тема №4. Технология переноса рисунка на фанеру (2 ч)

Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги и шаблона. Технология перевода изображения на заготовку. Подготовка и перевод рисунка на основу: подготовка поверхности; выбор рисунка (по сложности согласно возрасту). Метод клеток – увеличение или уменьшение рисунка. Получение симметричного рисунка. Инструмент для разметки: карандаш, копировальная бумага, шаблон, калька. Правила перевода рисунка.

Практическая работа №3. Подготовка и перевод рисунка на основу.

Тема №5.  Технология выпиливания лобзиком(2ч)

 Пиление лобзиком с крупным и мелким зубом. Начало пиления. Правила установки пилочки, наладки лобзика. Технология выполнения работ лобзиком. Выполнение упражнений по выпиливанию.

Правила установки пилочки, наладки лобзика. Технология выполнения работ лобзиком. Выполнение упражнений по выпиливанию.

Практическая работа №4: Технология выпиливания лобзиком

Тема 6.  Пропиливание углов (2ч)

Пропиливание прямых углов. Выпиливание прямых, острых, тупых углов при изготовлении сборных игрушек состоящих из нескольких деталей. Подбор пилок для выпиливания острых углов

Практическая работа №5: Пропиливание углов.

Тема 7. Выпиливание простейших плоских изделий (8ч)

Работа над выбранным объектом труда. (магнитики, игрушки)

Практическая работа №6: Выпиливание простейших плоских изделий

Тема 8. Выпиливание полуокружностей и окружностей различных диаметров (2ч)

Отработка выпиливания полуокружностей и окружностей различных диаметров. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

Практическая работа № 7: Выпиливание полуокружностей и окружностей.

Тема 9. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру (4 ч)

Выпиливание по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы шилом. Пропиливание прямых и волнистых линий. Выпиливание тонких орнаментов. Очередность выпиливания сложного орнамента. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Техника безопасности при работе лобзиком.

Практическая работа  №8: Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

Тема 10.  Опиливание. (4 ч)

Инструменты, используемые при опиливании. Опиливание криволинейных поверхностей. Распиливание отверстий.

Технология опиливания и шлифования фанеры, изделий из древесины. Рашпиль, надфиль, напильники: их устройство, назначение, правила работы. Шлифовальная бумага, выбор шлифовальной бумаги, правила выполнения шлифовальных работ. Правила безопасной работы при опиливании и шлифовании. Технология, инструменты, приемы и правила безопасной работы по распиливанию отверстий.

Практическая  работа №9: Опиливание криволинейных поверхностей, распиливание отверстий.

Тема 11. Выпиливание простых ажурных изделий. (творческие работы). (12ч)

Практическая работа №10:  Выпиливание простых ажурных изделий.

Тема 12. Соединение деталей из фанеры (2ч)

 Соединение деталей из фанеры металлическими скобами и в шип. Технология соединения деталей металлическими скобами, на задвижных пазах, соединения на шипах и пазах, связывания, на клею. Последовательность выпиливания пазов и шипов. Выпиливание наклонного паза и шипа

Практическая работа  №11:  Выпиливание наклонного паза и шипа. Соединение деталей из фанеры металлическими скобами и в шип.

Тема 13. Клеи. Соединение деталей на клею (2ч)

Виды клея (силикатный, ПВА, столярный, универсальный) правила склеивания и приготовления клея.

Практическая работа №12: Соединение деталей на клею.

Тема 14. Прозрачная отделка изделия из древесины (2ч)

Виды отделки. Прозрачная и непрозрачная отделка. Технология выполнения отделки. Прозрачная отделка изделия из древесины. Лаки, используемые при отделке.

Инструменты и материалы для выполнения отделки: лаки, краски, кисточки и т.д. Техника безопасности при выполнении лакокрасочных работ.

Практическая работа №13: Прозрачная отделка изделия из древесины.

Тема 15. Непрозрачная отделка изделий из фанеры (2ч) 

Непрозрачная отделка изделий из фанеры. Краски, используемые для отделки древесины. Виды отделки. Прозрачная и непрозрачная отделка. Технология выполнения отделки. Инструменты и материалы для выполнения отделки: лаки, краски, кисточки и т.д. Техника безопасности при выполнении лакокрасочных работ.

Практическая работа  №14: Непрозрачная отделка изделий из фанеры.

Тема 16. Выпиливание простых сборных изделий (14ч)

Изготовление предметов на произвольную тему. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выпиливания элементов изделия. Изготовление предметов на произвольную тему (творческая работа).

Практическая работа №15: Выпиливание простых сборных изделий

Тема 17. Отделка деталей изделия. Сборка изделия (4ч)

Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование.

Практическая работа  №16: Отделка деталей изделия. Сборка изделия.

Подготовка изделий к итоговой выставке (2ч)

Оформление итоговой выставки.

Заключительное занятие (2ч)

Заключительное занятие. Подведение итогов работы за учебный год.  Выставка-презентация  творческих проектов и изделий обучающихся за год.

Виды деятельности учащихся: все занятия имеют практическую направленность

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Теория

Выпиливание лобзиком для начинающих - http://www.craft-retro.ru/2019/06/vipilivanie-lobzikom.html

Видео

1. Выпиливание лобзиком из фанеры. Лобзик и инструмент для выпиливания лобзиком- https://www.youtube.com/watch?v=ozjopvztGdQ

2. Выпиливание лобзиком из фанеры https://www.youtube.com/watch?v=QdXSdjYFxLw

Сайт https://sdelaj.com/made_of_wood/sawing/ - Выпиливание лобзиком «Клуб домашних умельцев»

Схемы для выпиливания лобзиком - https://lobzik.info/category-13

Шаблоны для выпиливания лобзиком - https://www.pinterest.ru/kudrinka

Поделки из фанеры ручным лобзиком - https://instrumentoria.ru/35-podelki-iz-fanery-lobzikom.html

Контрольно-оценочные средства

Освоение Программы сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Текущий контроль проводится в течение всего учебного года для отслеживания уровня усвоения теоретических знаний, практических умений и своевременной корректировки образовательного процесса в форме:

- педагогического наблюдения;

-совместного просмотра выполненных изделий, их коллективного обсуждения, выявления лучших работ.

Наиболее подходящая форма оценки – организованный совместный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удаче. В течение всего периода обучения ведется индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

Важными показателями успешности освоения программы являются: проявление обучающимися интереса к занятию данным видом творчества, их участие в конкурсных мероприятиях и жизнедеятельности объединения. Поэтому в течение года, как результат работы, проводятся выставки изделий обучающихся.

                                             Карта достижений учащегося

Должны знать

Должны уметь

– технику безопасности при работе с инструментами;

-знать  возможности инструментов и материалов;

– владеть чертежным инструментом, лобзиком, напильниками и шлифовальными инструментами и приспособлениями;

- работать с нетрадиционными приспособлениями и материалами

-соединять в работе разнообразные материалы;

-применять  различные деревообрабатывающие инструменты,

-производить разметку, пилить;

-подгонять детали ;

-производить сборку;

 -склеивать;

-расширять  опыт;

-повышать уровень развития творческих способностей;

- стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов;

- создавать изделия из фанеры, получать объёмные формы.

- пользоваться доступными средствами и материалами;

- в доступной форме использовать художественные средства выразительности;

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- планировать предстоящую практическую деятельность.

 - осуществлять самоконтроль.

Также три раза в год осуществляется мониторинг: стартовая диагностика (конец октября), промежуточная диагностика (конец декабря), итоговая диагностика (конец мая)

Показатели

Критерии оценки

Формы оценки результативности освоения программы

Низкий

0-1 балл

Средний

2-3 балла

Высокий

4-5 баллов

Знание техники безопасности при работе с инструментом

Обучающийся не знает технику безопасности.

Плохо ориентируются в названии инструментов

Обучающийся  знает технику безопасности. Знает названия почти всех инструментов

Обучающийся знает технику безопасности.

Знает названия всех инструментов

Опрос, наблюдение

Знать способы сборки изделий

Обучающийся собирает простые модели

Обучающийся собирает средней сложности модели

Обучающийся собирает сложные модели

Контрольные упражнения, педагогические наблюдения

Уметь оформлять модели

Оформление модели акварельными красками, гуашью

Оформление модели с помощью лакового покрытия

Оформление модели с помощью выжигателя

Контрольные упражнения, педагогические наблюдения

Уметь читать технические чертежи

Чтение технического рисунка

Чтение эскиза

Чтение чертежа

Опрос, наблюдение, решение практических задач

Уметь проектировать новые модели

Обучающийся изображает детали модели от руки

Обучающийся изображает детали модели с помощью чертежных инструментов

Обучающийся изготовляет модели по разработкам своих чертежей

Опрос, наблюдение, решение практических задач

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  1. Верстак столярный
  2. Напильники
  3. Надфили
  4. Рашпили
  5. Лобзики для ручного пиления
  6. Прибор для выжигания
  7. Наждачная бумага
  8. Молотки
  9. Свёрла по дереву и металлу
  10. Оборудование для заточки инструментов
  11. Электроинструменты: лобзик, дрель

Список дополнительных источников информации

1. http://delai.sam.com /- Делай сам;

2. http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/ - Для любителей мастерить и профессионалов;

3. http://.schoоl-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

4. http://www.trudovik.narod.ru/ - Открытый образовательный проект учителя технологии;

5.  http://www.dedoibaba.ru/masterilka/vypilivanie/masterilka_vypilivanie.html- 

 Порядок работы с ручным лобзиком;

6. http://www. stranamasterov.ru - Страна Мастеров;

7. http://www.liveinternet.ru- Трафареты для выпиливания лобзиком;

8.http://photosflowery.ru/uzoryi-po-derevu-lobzikom-foto.html - Узоры по дереву лобзиком;

9. http://chudo-lobzik.ru/ - Чудо – лобзик.



Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

«Воскресенская средняя образовательная школа»

ПРИНЯТО

на заседании МО

______________

Протокол заседания №

Руководитель МО

_____________ФИО

«___»____________20__г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Ю.Г. Юрисарова

Приказ №___________

«___»_____________20__г.

Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

«Пирография»

Направленность: художественно-эстетическая

для детей 11-16 лет

срок реализации -1 год.

Составитель: Франковская Е.Н.

Педагог дополнительного образования

Воскресенка 2020/2021 год

Пояснительная записка

Выжигание по дереву считается старинным искусством России. Дерево – один из наиболее распространённых материалов в производстве изделий народных и художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна ещё в 9-10 в.в. В России, богатой лесом, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Искусством обработки дерева славились издавна народные умельцы Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом мастера Архангельской, Вологодской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний. В настоящее время художественные изделия из дерева производят предприятия художественных промыслов почти во всех государствах ближнего зарубежья.

Выжигание по дереву - один из любимых видов прикладного творчества среди учащихся. В глубокой древности наши предки стремились вносить в свой быт элементы украшений - на посуду, шкафы, скамейки наносились различные украшения. Вместо выжигателя они использовали раскалённую кочергу или железные гвозди.

Несложность оборудования, инструментов и приспособлений, доступность работы позволяют заниматься выжиганием по дереву многим мальчишкам и девчонкам. 

Занятия выжиганием по дереву, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют влиять на эстетическое и трудовое воспитание, рационально использовать своё время.

Знания, умения и навыки, полученные, на занятиях в объединении «Выжигание», способствуют выбору профессии, связанной с обработкой дерева. 

Актуальность программы предполагает овладение основами деятельности художественного мастерства, в ходе которой учащиеся создают новое, активируя воображение и реализуя свой замысел. Программа позволяет развивать творческие способности обучающего, пространственное восприятие, мышление, воображение, расширяет кругозор. В процессе деятельности происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции рук и глазомер.

Форма обучения: очная

Трудоемкость программы: 18 ч

Возраст  учащихся: 11-16 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу

        

Цель: Развитие творческого воображения, приобретение трудовых умений и навыков, освоение способов работы с выжигательным прибором, соблюдая правила ТБ.

        Задачи:

1. овладение основами, умениями техники выжигания;

2. ознакомление с истоками декоративно-прикладного искусства;

3. формирование способности к самостоятельному творчеству;

4. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;

5. развитие интереса к изучению искусства выжигания;

        Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

− интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

− познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

− адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

− внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

− выраженной познавательной мотивации;

− устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

− планировать свои действия;

− осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

− адекватно воспринимать оценку учителя;

− различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

− проявлять познавательную инициативу;

− самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

− допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

− учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

− формулировать собственное мнение и позицию;

− договариваться, приходить к общему решению;

− соблюдать корректность в высказываниях;

− задавать вопросы по существу;

− контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

− учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

− владеть монологической и диалогической формой речи;

− осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

− осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

− высказываться в устной и письменной форме;

− анализировать объекты, выделять главное;

− осуществлять синтез (целое из частей);

− проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

− устанавливать причинно-следственные связи;

− строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

− осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

− осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

− использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

− развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

− познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

− использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

− познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

− совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

− оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

− достичь оптимального для каждого уровня развития;

− сформировать навыки работы с информацией

Методы обучения:

1) словесный: рассказ, беседа, объяснение;

2) наглядный: иллюстрации, демонстрации;

3) практический: практические занятия;

4) репродуктивный, проблемно-поисковый: повторение, конструирование;

5) эвристический: продумывание будущей работы.

Формы учебной работы:

1. занятия ознакомительно-информационного характера;

2. практические занятия, на которых полученные знания закрепляются выполнением конкретных заданий;

3. разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

Календарные сроки

Фактические

сроки

Раздел 1. Знакомство с выжигательным прибором и техникой безопасности с ним (1 час)

1

Вводное занятие. История развития пирографии. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности

1

Раздел 2. Выжигание простых линий (13часов)

2

Выжигание по контуру. Произвольный рисунок «Символы»

1

3

Выжигание по контуру. Произвольный рисунок «Графики»

1

4

Выжигание по контуру. Произвольный рисунок «Элементы рамки»

1

5,6

Выжигание по контуру. Произвольный рисунок «Животные»

2

7,8

Выжигание по контуру. Произвольный рисунок «Насекомые»

2

9,10

Выжигание по контуру. Произвольный рисунок «Растения»

2

11,12

Выжигание по контуру. Произвольный рисунок «Птицы»

2

13

Декоративное выжигание. Произвольный рисунок

1

14

Выжигание элементов рисунка по образцу

1

Раздел 3. Выжигание композиций (3 часа)

15

Выжигание композиций «Лесные ягоды»

1

16

Выжигание композиций «Кораблик»

1

17

Выжигание композиций «Букет»

1

Раздел 4. Раскрашивание (оформление) итоговых работ

18

Декоративное оформление итоговых работ. Материалы и способы оформления работ.

1

Содержание программы

Раздел 1. Знакомство с выжигательным прибором и техникой безопасности с ним (1 час)

      Вызвать интерес к выжиганию. Пробудить желание самому научиться выжигать. Знакомство с историей  появления, распространения и использования изделий, выжженных по дереву.

        История развития пирографии. Материалы и приспособления. Прибор для выжигания.. Подготовка основы для выжигания. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Выжигание простых линий (13 часов)

-Познакомить детей с видами выжигания

-Материалы и инструменты для выжигания

-Познакомиться с новыми понятиями: выжигание по контуру, силуэтное выжигание; декоративное выжигание

-Выжигание элементов рисунка по образцу.

Выжигание по контуру. Произвольный рисунок:  «Символы», «Графики», «Элементы рамки», «Животные», «Насекомые», «Растения», «Птицы». Декоративное выжигание. Произвольный рисунок. Выжигание элементов по образцу.

Раздел 3. Выжигание композиций (3 часа)

-Выжигание по внешнему контуру

-Выполнение чертежа деталей

-Перевод рисунка, выжигание элементов рисунка

Выжигание композиции: «Лесные ягоды», «Кораблик», «Букет»

Раздел 4. Раскрашивание (оформление итоговых работ) (1 час)

- Роспись и покрытие готовых работ. Работа с лаком (финишное покрытие готовых работ)

-Подведение итогов работы кружка. Оформление итоговой выставки

Декоративное оформление итоговых работ. Материалы и способы оформления работ.

Виды деятельности учащихся: все занятия имеют практическую направленность

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В программе используются такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративные и репродуктивные.

Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение за жизненными явлениями; демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.

  Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.

 В работе используются следующие методы изучения развития обучающихся: педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребёнка,  проявляющееся в деятельности и в поведении; беседы, позволяющие получить информацию социологическую, психологическую, ситуационную; анализ результатов деятельности в объединении (обычно делается в конце учебного года по итогам участия в выставках и других мероприятиях, а также на основе диагностики обученности по следующим параметрам: художественная грамотность, работа в материале, композиция и цвет).

 

Условия эффективного развития творческой активности детей.

 1. Максимальная дифференциация заданий по уровню доступности для обучающихся.

 2. Ориентация на естественную, наиболее приемлемую для каждого конкретного обучающегося логику проявления творческой активности.  

Весь процесс учебной деятельности основан на организации радостных переживаний познания, на организации успеха, на коллективном труде, на самореализации, на принципе сотрудничества и соучастия. Используются все 3 вида общения: учебное сотрудничество обучающихся между собой, обучающихся с педагогом, с самим собой.  Требовательность используется только на основе уважения. Чаще применяется метод поощрения, общественное мнение.  

Пирография для начинающих – vse-kursy.com,  derevo-s.ru

Видеоуроки- sdelairukami.ru

Пирография (выжигание по дереву): эскизы –sdelala-sama.ru

Рисунки для выжигания по дереву – trend-city.ru

Контрольно-оценочные средства

Должен знать:  Историю выжигания;

 Виды выжигания: контурное, точечное; силуэтное

Технологию выжигания;

Технику безопасности при работе с электровыжигателем.

Должен уметь:

Правильно пользоваться оборудованием, инструментами для выжигания;

Самостоятельно готовить доску для выжигания;

 Самостоятельно переводить рисунок через копировальную бумагу;

Выжигать контурным, точечным приемом;

Оформлять, лакировать работу;

 Содержать рабочее место в порядке.

 Прогнозируемый результат:

- самостоятельное изготовление 1-2-х выставочных работ;

 - участие в конкурсах декоративно – прикладного творчества..

 

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов

 На занятиях целесообразно применять текущий, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий.

В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.

 Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле), авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному изделию.  Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса обучающихся к декоративно - прикладному искусству, их участие в мероприятиях и конкурсах.

 Форма организации занятий не предполагает отметочного контроля знаний, но предусматривает контроль полученных теоретических и практических знаний и навыков в виде поэтапной демонстрации изготавливаемого изделия или его эскизного проекта.

 Оценка результативности творческой деятельности ребенка происходит по следующим критериям:

 - текущая оценка достигнутого;  

- оценка по продукту творческой деятельности (законченная работа);

 - оценка по качеству приобретенных умений и навыков;

 - фиксация достигнутых результатов по расширению кругозора (опрос, викторина, игра);

 - генерализация творческих идей – возникновение разнообразных замыслов, планов, пробуждение идей;

 - реализация творческих идей – кропотливый труд по достижению поставленных задач.  

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в детском объединении. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности обучающихся и родителей на основе собеседований.

Результативность деятельности обучающихся в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс – опросом. Благодаря возможности контакта с обучающимися на каждом занятии наблюдается состояние знаний, умений и навыков, и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в объединении этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки, просчеты.

 В начале учебного года проводится стартовый контроль, на основании которого педагог определяет уровень готовности обучающихся к работе по вышеуказанной программе. Данный вид контроля проводится в форме практической работы, тестовых заданий, творческой работы, собеседования с обучающимся. В процессе обучения регулярно проводится текущий контроль, который формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость, активизирует внимание, развивает способность к самооценке и анализу выполненной работы.

Текущий контроль проводится в форме устного опроса; тестовых заданий; изготовлению образца по описанию по карточке. Данный вид контроля даёт возможность выявлять динамику овладения навыками и недостатки, которые требуют дополнительных занятий с обучающимся.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме. Подготовленные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения. Формой проверки результатов обучения является выставка работ.

Итоговая реализация программы проводится в нескольких формах: отчетная выставка творческих работ в конце учебного года, презентация проектов, итоговая выставка по завершению всей образовательной программы. В результате педагогу необходимо постоянно осуществлять диагностику успехов обучающихся. Изучение каждой темы заканчивается проведением мини-выставки. Оценивая проделанную работу, педагог действует по принципу – больше похвалы, тем самым, стимулируя дальнейшую активность обучающегося. В обсуждении и оценке работ участвует весь коллектив, приучаясь критически относиться к результатам своего труда. Это дает возможность педагогу и обучающемуся проанализировать возможные ошибки в будущих работах и методы их устранения.

В конце первого полугодия и в конце учебного года организовываются итоговые выставки творческих работ. Один из основных показателей результативности коллектива – участие в конкурсах и фестивалях детского творчества. Задачи разработки и выполнения конкурсных работ ставят перед обучающимися цели добиться более высокого уровня исполнительского мастерства

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для занятий учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.

Оборудование кабинета: столы, стулья.

Учебные принадлежности:

- электровыжигатели по дереву

-  карандаши

- копировальная бумага

 - шаблоны узоров

- наждачная бумага

- лак по дереву

- краски: акварель, гуашь

- кисти для покрытия лаком работы

- кисти для нанесения краски на работу и т.д.

Список литературы

1. "Страна мастеров". Резьба по дереву. Выжигание по дереву. Гравировальные работы (комплект их 3 книг). - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2014. - 672 c.

2.  Пул, Стефан Выжигание по дереву / Стефан Пул. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. 284 c.

3. Юрий Подольский. «Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия» Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2014 – 224 с.

4. Александр Афанасьев.  «Досуг, хобби, ремесло» 2014- 176 с. 

5. Альберт ДжексонДэвид Дэй - Переводчик: Ю. Суслов «Пирография»
Изд.: АСТАстрель,  2005 – 319 с. 

6. Пирография: уроки выжигания по дереву/ Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2012. – 64 с.: ил.- Азбука рукоделия).

Интернет источники:

1. http://m-der.ru

2. http://pyrography-fireart.ru/

3. http://wooden-stool.ru

4. http://woodtools.nov.ru



Предварительный просмотр:

Программа «Лабораторный химический анализ» тесно связана с курсами неорганической и органической химии. Она расширяет и углубляет их и одновременно раскрывает перед учащимися интересные и очень важные стороны практического использования химии.

До изучения аналитической химии учащиеся должны овладеть знаниями по теории ионизации веществ в водных растворах, получить представления о скоростях химических реакции и  химическом  равновесии, окислительно-восстановительных реакциях и т.д., приобрести практические навыки и умения в обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и материалами при выполнении типовых химических операций и т.д.

Содержание курса открывает большие возможности для самостоятельной работы учащихся, выявлять причины и следствия явлений, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

         Курс включает элементы содержания, с которыми учащимся придется наиболее часто встречаться при изучении других дисциплин и при дальнейшей самостоятельной работе. 

         Данная программа курса относится к предметно-ориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ.

 Курс предусматривает использование деятельностного подхода к обучению и разнообразные организационные формы: лекции, беседы, практикумы, организационно-деятельностные игры, выполнение проектов, создание презентаций.

Содержание курса знакомит учащихся с качественным анализом, т.е. как можно определить, обнаружить, распознать вещества, миром веществ необходимых человеку для жизни, миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Данный курс предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе.

Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений. Курс «Лабораторный химический анализ» позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:

  • обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
  • достижение прочности знаний и умений;
  • осуществление связи обучения с жизнью.

Форма обучения: очная

Трудоемкость программы: 36 чаcов

Возраст учащихся: 8-11 класс

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу

Цели и задачи

            Данный курс ориентирован на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту, осуществление ориентации на химические специальности. 

             В процессе изучения курса «Лабораторный химический анализ» создаются условия для решения ряда общеобразовательных задач:

  • углубление и расширение знаний учащихся по химии и смежным дисциплинам.
  • приобретение учащимися умений обращения с бытовыми веществами.
  • развитие коммуникативных способностей учащихся при работе в группе для формулировки выводов.
  • развитие индивидуальных свойств личности: способностей, интересов, мотиваций.
  • формирование и определение профессиональных интересов учащихся.
  • расширение кругозора учащихся.

Основной формой деятельности является химический эксперимент с разбором теоретического материала. 

Формы контроля: зачёты, тесты, защита презентации, анкетирование, проекты.

Планируемые результаты

Предметные:

1. Учащиеся расширяют знания об веществах: компонентах продуктов, их составе, свойствах, нахождении в природе, биологической роли и применении, продуктах переработки пищевого сырья: определяют с помощью качественных реакций их состав,  узнают о  свойствах веществ, получении, правилах техники безопасности, правилах безопасного применения, возможности переработки и утилизации.

2. Учащиеся овладевают: методами самостоятельного планирования и проведения химического эксперимента с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; умениями делать обобщения и выводы, анализировать и оценивать достоверность полученных результатов.

Метапредметные:

1.Учащиеся освоят различные способы коммуникативной деятельности.

2.Учащиеся овладеют навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты:

 У учащихся будет сформирована: готовность и способность к самообразованию и саморазвитию; академическая мобильность с возможностью продолжения избранного направления образования.

Методы обучения:

1) словесный: рассказ, беседа, объяснение;

2) наглядный: иллюстрации, демонстрации;

3) практический: практические занятия;

4) репродуктивный, проблемно-поисковый: повторение, конструирование;

5) эвристический: продумывание будущей работы.

Формы учебной работы:

1. занятия ознакомительно-информационного характера;

2. практические занятия, на которых полученные знания закрепляются выполнением конкретных заданий;

3. разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.

Учебно-тематическое планирование

№ п./п.

Тема и содержание занятий

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Введение  (2 ч)

1

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.

1

2

Аналитическая химия как наука.

1

Качественный анализ  (12 ч)

3

Аналитическая классификация катионов и анионов.

1

4

Катионы первой и второй аналитических групп.

1

5

Лабораторная работа №1 «Анализ катионов первой и второй аналитических групп»

1

6

Катионы третьей аналитической группы.

1

7

Лабораторная работа №2  «Анализ катионов третьей аналитической группы»

1

8

Катионы четвертой и пятой аналитических групп.

1

9

Лабораторная работа №3 «Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп»

1

10

Анионы первой аналитической группы

1

11

Лабораторная работа № 4 «Анализ анионов первой аналитической группы»

1

12

Анионы второй и третьей аналитических групп.

1

13

Лабораторная работа №4 «Анализ анионов второй и третьей аналитических групп»

1

14

Анализ вещества неизвестного состава.

1

Химия  и жизнь (22ч)

15-16

Основные питательные вещества.  Состав пищевых продуктов.

2

17-18

Пищевые отравления

2

19-20

Белки мяса и молока. Жиры. Углеводы

2

21-22

Лабораторная работа №5 «Наличие белков , жиров, углеводов в мясных продуктах»

2

23-24

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Напитки.

2

25-26

Лабораторная работа №6 «Исследование качественного состава соков»

2

27-28

Лекарства. Правила употребления лекарств. Домашняя аптечка.

2

29-31

Лабораторная работа №7 «Исследование качественного состава лекарств»

3

32-33

Косметические средства в нашем доме.

2

34-35

Лабораторная работа №6 «Исследование качественного состава косметических средств»

2

36

Итоговое занятие

2

Содержание курса 

Введение (2часа)

Техника лабораторных работ. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.

Понятие об аналитической химии. Аналитические реакции. Методы химического анализа.

Качественный анализ (12 часов)

Аналитическая классификация катионов и анионов. Катионы  I  - V групп по кислотно-щелочной классификации; их частные реакции.

Анионы I и III аналитических групп; частные реакции.

Анализ вещества неизвестного состава.

Химия и жизнь (22 ч)

 Пищевые продукты

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда. Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.

 Домашняя аптечка

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.

Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.

Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

            Косметические средства и личная гигиена.

Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.

Методическое обеспечение

ТЕМА 1.  Введение.

ЦЕЛИ: ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории; формирование практических умений в обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; формирование понятий об аналитической химии, аналитических реакциях, методах химического анализа.

п./п.

Элементы содержания курса

Деятельность

учителя

Ученика

1.

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории

Излагает материал по теме урока

Делают записи правил техники безопасности

2.

Техника лабораторных работ

Знакомит учащихся с основными приемами работы с лабораторным оборудованием и веществами

Выполняют типовые химические операции обращения с лабораторным оборудованием

3.

Аналитическая химия

Излагает материал по теме урока

Делают записи основных понятий темы

ТЕМА 2.  Качественный анализ.

ЦЕЛИ: формирование понятий об аналитических группах катионов и анионов; знакомство с классификацией катионов I – V групп и анионов I – III групп, их частными реакциями; формирование практических умений при проведении качественных реакций и анализа состава индивидуального вещества.

п./п.

Элементы содержания курса

Деятельность

учителя

Ученика

1.

Классификация катионов и анионов

Излагает материал по теме урока

Делают записи об основных группах катионов и анионов

2-3

Катионы первой и второй аналитических групп

Излагает материал о качественных реакциях катионов I-  II групп

Делают записи качественных реакций

4-5.

Анализ катионов первой и второй аналитических групп

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

6-7

Катионы третьей аналитической группы

Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы

Делают записи качественных реакций

        8-9

Анализ катионов третьей аналитической группы

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

10-11.

Катионы четвертой и пятой аналитических групп

Излагает материал о качественных реакциях катионов IV и V групп

Делают записи качественных реакций

12-13.

Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

14-15.

Анионы первой аналитической группы

Излагает материал о качественных реакциях анионов I групп

Делают записи качественных реакций

16-17.

Анализ анионов первой аналитической группы

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

18-19.

Анионы второй и третьей аналитических групп

Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы

Делают записи качественных реакций

20.

Анализ анионов второй и третьей аналитических групп

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

21.

Анализ вещества неизвестного состава

Обозначает цель работы, формулирует задание

Проводят анализ вещества, содержащего изученные катионы и анионы

ТЕМА 3. Химия и жизнь

ЦЕЛИ: подведение итогов работы по курсу «Основы химического анализа»; развитие познавательного интереса к химии на основе изучения роли микроэлементов в жизнедеятельности человека и животных, их значения в корневом питании и жизнедеятельности растений, роли катионов в биохимических и агробиологических процессах.        

п./п.

Элементы содержания курса

Деятельность

учителя

Ученика

1-9

Химия и жизнь

Излагает материал о веществах необходимых человеку в жизни, знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии

Готовят презентации по темам, с учётом качественного анализа на катионы и анионы.

Пищевые продукты.

Домашняя аптечка.

Косметические средства и личная гигиена.

Средства бытовой химии.

Химия и экология.

Контрольно-оценочные средства

Освоение Программы сопровождается текущим контролем успеваемости учащихся.

Формы текущего контроля: устный опрос и практическая работа, самостоятельная работа по образцу и по собственному замыслу, защита выполненных работ.

Способы проверки результатов и формы подведения итогов

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, осуществляется при выделении базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Для описания достижений обучающихся школы используются пять уровней:

Уровень

достижения

Освоение учебных действий

Оценка (отметка)

Управленческие решения

Низкий уровень

Наличие только отдельных

фрагментарных знаний по предмету

«Плохо» (отметка

«1»)

Дальнейшее обучение практически невозможно.

Обучающимся, которые демонстрируют низкий

уровень достижений, требуется специальная

помощь не только по учебному предмету, но и по

формированию мотивации к обучению, развитию

интереса к изучаемой предметной области,

пониманию значимости предмета для жизни и др.

Только наличие положительной мотивации может

стать основой ликвидации пробелов в обучении для

данной группы обучающихся.

Пониженный уровень

Отсутствие систематической базовой

подготовки, обучающимся не освоено

даже и половины планируемых

результатов, которые осваивает

большинство обучающихся, имеются

значительные пробелы в знаниях.

«неудовлетво

рительно»

отметка «2»

Дальнейшее обучение затруднено. Требует

специальной диагностики затруднений в обучении,

пробелов в системе знаний и оказании

целенаправленной помощи в достижении базового

уровня.

Базовый уровень

Освоение учебных действий с опорной

системой знаний в рамках диапазона

(круга) выделенных задач

«Удовлетворительно»

(отметка «3», отметка

«зачтено»)

Овладение базовым уровнем является достаточным

для продолжения обучения на следующей ступени

образования, но не по профильному направлению

Повышенный

уровень

Усвоение опорной системы знаний на

уровне осознанного произвольного

овладения учебными действиями, а также

о кругозоре, широте (или

избирательности) интересов.

«Хорошо» (отметка

«4»)

Индивидуальные траектории обучения

обучающихся, демонстрирующих повышенный и

высокий уровни достижений, целесообразно

формировать с учётом интересов этих

обучающихся и их планов на будущее. При

наличии

устойчивых интересов к учебному предмету и

основательной подготовки по нему такие

обучающиеся могут быть вовлечены в проектную

деятельность по предмету и сориентированы на

продолжение обучения в старших классах по

данному профилю

Высокий уровень

Отлично (отметка

«5»)

      Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

     При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы: • стартовой диагностики; • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам; • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты. Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий

базового уровня

Литература для учителя

1. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1977.

2. Бабич Л.В. и др. Практикум по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1991.

3. Логинов Н.Я., Воскресенская А.Г., Солодкин И.С.  Аналитическая химия. – М.: Просвещение, 1979.

4. Пискарева С.К. и др. Аналитическая химия: Учеб. для сред. спец. учеб. Заведений. – М.: Высш. Шк., 1994.

5. Шретер В. И др. Химия: Справ. изд. – М.: Химия, 1989.

6. Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М: Знание, 1986

7. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004

8. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

9. Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г.;

10.Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

Литература для учащихся

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.:  Дрофа, 20018.

2. Еремина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс – М.:  Дрофа, 1996.

3. Кабанов Ф.И. Микроэлементы и растения. – М.: Просвещение, 1977.

4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высш. Шк., 1991.

5. Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.

6. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М. Высшая школа, 1998 г.;



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема выступления: Результаты и перспективы работы ассоциации по реализации направления технической направленности с использованием оборудования центров «Точка Роста».

В сентябре 2019 года в нашей школе открылся центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Центр представляет собой принципиально новое образовательное пространство, оформленное в едином стиле и оснащенное современным оборудованием, которое используется в трех учебных областях: информатике, технологии и основах безопасности жизнедеятельности.

Слайд 2,3

У детей появилась возможность постигать азы наук и осваивать новые технологии, используя современное оборудование, получать дополнительное образование в разных направлениях.

Основная задача открытия этого центра в школе: использование инфраструктуры во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности участников образовательного процесса, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов.

        Кроме того, на площадках «Точки роста» задействовано большое количество детей из различных групп риска (с низкой учебной мотивацией, находящиеся в неблагоприятных условиях, дети из многодетных  и малообеспеченных семей, дети с ОВЗ) - они увлечены конструированием, созданием проектов, командной работой, общением друг с другом.

Слайд 4

Дети развиваются и получают множество новых знаний в разных направленностях

  1. Одно из них – шахматы

Шахматы - интересная, увлекательная и полезная игра, которая развивает логическое и аналитическое, творческое и абстрактное мышление. Тренирует усидчивость и умение мыслить на перспективу, планировать и выстраивать действия заранее.  Ребенок, играющий в шахматы, легко осваивает точные науки. Ежегодно на базе центра проходит турнир посвященный памяти известного Калачинского шахматиста Леонида Яковлевича Стуриса.

Слайд 5

На занятиях «Моя безопасность» учащиеся сталкиваются с разными жизненными ситуациями и ищут пути их решения

Программа «Юный спасатель» помогает ребятам научиться оказывать первую помощь при ожогах, обморожения, ушибах и переломах. А также осваивают основы туристской подготовки.

Слайд 6

Выжигание по дереву - один из любимых видов прикладного творчества среди учащихся. Несложность оборудования, инструментов и приспособлений, доступность работы позволяют заниматься интересным делом «Выжигание».

Художественное выпиливание лобзиком развивает художественный вкус, требовательность к себе, точность и аккуратность в работе. Здесь ребята обучаются безопасным приёмам работы с инструментами. И в итоге получают замечательные работы поделки из дерева.

Слайд 7

В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика: На кружке дети готовят выпуски в газету «Сибиряк». Готовят материал на школьный сайт, собирают и обрабатывают разную информацию.

На занятиях киностудии ребята учатся профессии журналиста, режиссёра. Обучаются основам видеосъёмки, видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания видеофильма. Готовые видеоролики загружаются на Ютуб и в другие соц. сети.

Слайд 8

На занятиях программирования Scrath ребята знакомятся с современным направлением компьютерного дизайна, анимации. Scrath позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения.

Слайд 9

Изучения 3D технологии обусловлены использованием трёхмерной графики. Учащиеся создают модели разного уровня сложности, используя при этом 3D ручку и 3D принтер.

Виртуальная реальность-это искусственный мир, созданный техническими средствами, взаимодействующий с человеком через органы чувств.

Слайд 10

На робототехнике дети создают свои модели. Учатся программировать и создавать движение роботом. Учувствуют в конкурсах и различных проектах.

С помощью квадрокоптера ребята создают фото и видеосъёмку с высоты. Учатся понимать принцип действия и устройство квадрокоптера.

Слайд 11

Через центр реализованы программы дистанционного образования для Березовской и Глуховской СОШ. Это программы: «Моя безопасность, «Хочу играть в шахматы»,  «Начальное 3 D моделирование».

В сетевой форме реализуется часть учебного предмета «Технология» для 5 класса БОУ «Глуховская СОШ». Педагоги школ ведут сотрудничество. Сверяют свои программы, выбираем модуль и дни занятий, которые проходят очно в нашей центре.

Слайд 12

Наша школа сотрудничает с Омским аграрным университетом. На встречах с преподавателями учащиеся изучают основы геоинформационных технологий, основы аэрофотосъемки, составление маршрутов съёмки, работают с радиосхемами. Данные занятия закладывают у учащихся  прочные основы системного мышления.

Слайд 13

Точка роста наполнена жизнью и вне занятий. За два года в центре проведено много социокультурных мероприятий, экскурсий, уроков, семинаров, педагогических советов, совещаний.

        Точка Роста – это совершенно новый этап в жизни школьников и их наставников-учителей. Мощный стимул для саморазвития каждого из участников образовательного процесса.

Слайд 14

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.методист по дисциплинам МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна, учитель иностранных языковМБОУ Хову-Аксынская СОШКлючевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственностьи пе...

Авторский материал по оформлению проекта «Молодежный бизнес – инкубатор «Точка роста»

   Уже два года на территории Омской области стартует проект  «Молодежный бизнес – инкубатор «Точка роста." Предлагаю вашему вниманию авторский материал по оформлению проект...

ТОЧКА РОСТА

С 29 июля по 2 августа, 51 педагог из 4 регионов Российской Федерации в течение нескольких дней осваивали новые формы педагогических методик на базе ДТ "Кванториум" г. Чебоксары...

точка роста

презентация...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".

В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....