Главные вкладки

    В ГОСТЯХ У КРАСОТЫ «ТАЙНЫ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ» (внеклассное мероприятие)
    методическая разработка

    Мероприятие воспитывает у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции;

    На конкретных примерах раскрывается важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                   В ГОСТЯХ У КРАСОТЫ

     «ТАЙНЫ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ»

                                                    (внеклассное мероприятие)

                                                                               Подготовила: Сизоненко Л.А.

         

                                                     

        Цель:

    -  воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции;

    - на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, выставка репродукций известных художников, портрет П.М.Третьякого, фонограммы произведений Л.В.Бетховена, В.А.Моцарта, К. Дебюсси;  отрывок из фильма «Анна на шее», видеофрагменты «Третьяковская галерея».

                                                                                       Хранятся в музеях секреты и тайны,
                                                                                      Открытия, сотни находок случайных,
                                                                                      Куски манускриптов, старинные латы,
                                                                                      Керамика, передовая когда-то,
                                                                                      Полотна и книги, скелеты и карты
                                                                                      И даже, представьте, рецепты лекарства,
                                                                                      Браслеты и серьги, мечи и короны,
                                                                                      Жуки, саркофаги, костюмы, колонны…

                                                                ХОД:

    Учитель:  (рассказ учителя на фоне «Реквием» Моцарта) Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем. Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков /1832-1898/. Человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.

    В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту - передал собранную им богатую коллекцию в дар Москве. К этому времени его собрание насчитывало около 2000 картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая

    1893 года.

       В Третьяковской галереи сосредоточено первоклассное собрание Древнерусской живописи XI - XVII веков. Здесь нам встречаются древнейшие произведения таких мастеров как Дионисий и Андрей Рублев, чье творчество покрыто множеством легенд.

                                     (Демонстрация 1-4 слайдов).

    Учитель: «Третьяков решил покупать картины русских художников, а не западных. Это было смелое и неожиданное решение. Из простого русского купца, он стал одной из самых удивительных, уважаемых фигур русского искусства. Сохранились воспоминания современника Павла Михайловича, он пишет: «Я шел по Никольской улице в Москве, навстречу двигалась карета. Карета была не новая. Пожилой человек, который сидел в карете был мрачен, и у него было потертое пальто. Но я увидел, что прохожие с двух сторон улицы низко кланяются этому человеку. Когда карета проехала, я спросил: «Кто это?» И мне сказали: «Неужели Вы не знаете? Это сам Павел Михайлович Третьяков!» Тогда я повернулся вслед карете и низко – низко поклонился этому Великому русскому человеку».

    Фрагмент фильма «Тайны Третьяковской галереи».

    5-6слайды.

    Учитель: « Один из самых таинственных залов – зал иконописи. Еще при жизни Павел Третьяков завещал галереи все свои 60 икон. Сейчас их здесь несколько сотен, и у каждой своя особая история» (включается 8слайд и 9)

     РАССКАЗ УЧЕНИКА. Третьяковской галереи было завещано более 60 икон, однако самая таинственная из них — Владимирская икона Божией Матери.

    Летописцы рассказывают, что икона избавила Москву от хана Махмет-Гирея. Утром 21 мая 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал разведчиков удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил.

    В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности.

    Этой иконе уже более 9 веков, и слой лака на иконе претерпел цветовые и структурные изменения, начал понемногу отслаиваться. Все это требовало проведения реставрационных мероприятий. За долгий период проведения всевозможных реставраций на иконе всегда оставались нетронутыми два места — это лики Божьей матери и младенца. Владимирская икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

    Учитель: « Разве не чудо, что до нас с Вами из всей древнерусской живописи дошли только лики, и какие Лики! Когда в 1395г. Тамерлан напал на Русь, икону привезли в Москву для молебна. Весь город встал на колени, взывая о помощи, и чудо произошло. Тамерлан повернул войска и ушел без боя. Это была духовная победа! Ее почитают как заступницу всей Земли русской. Еще она знаменита тем, что люди находясь рядом возле нее начинают разговаривать с ней, плакать.

    Она хранится в киоте из пуленепробиваемого стекла (темп.=19, влажность 50%)».

    9-11 слайды

       РАССКАЗ УЧЕНИКА (звучит «Свеча» Л.Бетховен)

    Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

    В последние годы жизни Венецианов обратился к историческому жанру и написал картину  «Петр Великий. Основание Петербурга», 1838.

    • До 1986 года, вплоть до большого ремонта галереи, картина Алексея Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» висела на парадной лестнице. Ученые отмечали странности картины: небо было каким-то «невенециановским», а Гром-камень — основание «Медного всадника» — выглядел гораздо меньше, чем в реальности.
    • В 1986 году картину перенесли в депозитарий, а в 2005 году, когда галерею готовили к 150-летнему юбилею, «Петра…» отправили на плановую реставрацию. Рентгенограмма, проведенная перед реставрацией, показала, что у картины есть второй слой!
    • Камень на втором слое выглядит гораздо больше, а у Петра там другие глаза — «венециановские». Кроме того, отличается лицо царя. Как установили эксперты, на картине произошел разрыв холста, и реставратор, подправляя рисунок, в итоге «записал» все творение Венецианова. Сотрудники открыли нижний слой и отреставрировали. В результате картина стала подлинно венециановской.

    Учитель: « У сотрудников музея было предположение, что под одним слоем краски есть другой. Что скрывало изображение Петра и его свиты? В музее решились на пробную очистку. Это было очень ответственно. Многое зависело от реставраторов. Екатерина Волкова вспоминает: «Я начинаю делать чистку в левом углу и вижу… это же листочек!» Когда сделали пробную очистку, а она выглядела как окошко, окошко в мир Венецианова. Привлек внимание и камень. Считалось, что Венецианов изобразил на картине гром-камень, который находится в центре Петербурга и на нем «Медный Всадник». Высота камня на картине чуть выше человека, а на самом деле этот камень во много раз выше человека. И сделав расчистку увидели, что изображение камня уходит далеко вверх. Был сделан вывод, что сверху находится поздняя запись, а под ней настоящий Венецианов. Расчистка постепенно продвигалась к лицу Петра, эксперты видели, что и лицо не венециановское. Принято решение сделать рентген, результат - есть второй слой краски! Второй художник поменял ракурс лица (4 глаза и 2 рта). Полотно готово к экспозиции и теперь посетителей будет встречать подлинный Венецианов.

    12-13 слайд                                              

    Учитель «Тайны живут в каждом зале Третьяковской галереи. Их только нужно уметь увидеть. Вот одна из самых известных и любимых картин в нашей стране «Утро в сосновом лесу». А ведь и она имеет свою загадку. И автор загадки сам Третьяков

     РАССКАЗ УЧЕНИКА «Утро в сосновом лесу» На вернисаже как-то раз…

    Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – «Утро в сосновом бору»), и все – никаких косолапых животных. А если быть точным, то семейство медведей наш прославленный пейзажист не рисовал никогда вообще! Именно потому что пейзажист. Листочки, веточки, дубы вековые – пожалуйста, с фотографической достоверностью, этим и прославился в веках. Лисички, зайчики и прочая живность – увольте! Не умею, не могу, не буду. Максимум – корову, а она здесь совершенно неуместна. Каждому свое, справедливо рассудил Иван Иванович и, успокоив сам себя, отправился в очередную пешую прогулку по лесным массивам, кои обожал всем сердцем...

    Подарок друга

    Однако на следующий день лесной пейзаж уже не показался художнику столь совершенным, как накануне. Долго стоял он перед картиной, придирчиво всматриваясь в детали. Посмотрим и мы: влажный утренний туман, первые ласковые лучи солнца, могучие стволы вековых сосен, запах хвои – и тот почти различим! Но… Чего-то не хватает. Слово еще такое есть современное… А, динамики! Жизни то бишь. Так Шишкин и сказал своему товарищу по художественной артели Савицкому, пожаловался даже: шедеврально, мол, да не то! Константин Аполлонович был рад помочь другу как художник художнику: краски есть, кисть имеется, и вот на свет появилась медведица с тремя медвежатами. Неожиданный поворот? Куда там Джоконде с ее невнятной улыбкой. Вот где смех да и только: представляете, если бы Достоевский пришел в гости к Тургеневу да и заявил: «Давай-ка, голубчик ты мой Ваня, помогу, что-то, я вижу, ты в творческом застое!» – и вписал бы собственноручно главу-другую в «Записки охотника». А мы, читатели, восхищались бы стилем Тургенева, не догадываясь, что перо-то скрипело Федора Михайловича…

    Должен остаться только один!

    Впрочем, наши герои как истинные друзья честно поставили на полотне «Утро в сосновом лесу» свои подписи. Автограф Савицкого чуть позже стер меценат, коллекционер и создатель будущей знаменитой галереи Павел Третьяков. Причина осталась загадкой, вроде как сам «отец» медведей попросил это сделать из уважения  к Шишкину, первоначальному творцу картины. Да и, логично рассудив, – зачем успешному художнику-жанристу, «Некрасову в живописи», представлявшему на выставках такие картины, как «Ремонтные работы на железной дороге» или «На войну», лавры анималиста? А может быть, вторую подпись убрали просто потому, что в живописи дуэты не приняты... Так или иначе, гонорар за работу выплатили только Шишкину, а дальше уже каждый проявил себя в силу своей природной сущности.

    С годами история создания шедевра с конфетной обертки трансформировалась в куда более приличный вариант: дескать, Савицкий просто подсказал Шишкину идею «накидать» мишек на уже высохшее полотно, а тот ее гениально воплотил, не зря же учился в знаменитой мастерской анималистов в Мюнхене. Так пишут в официальных книгах по истории живописи. Мы же, простые зрители, с детской настойчивостью еще больше запутываем сами себя, восклицая: «Как же, знаем такую картину! «Три медведя» называется! Автора не помню, а вот конфеты были просто класс!»

    Учитель «Когда Павел Михайлович Третьяков купил картину «Утро в сосновом лесу», то его не предупредили, что картина имеет двух авторов. Каждое утро он обходил свои залы с картинами и обратил внимание, что на картине под подписью Шишкина стоит еще одна подпись Савицкий. «Я купил картину у Шишкина, это работа Шишкина!» Принес скипидар и смыл надпись Савицкий. Этим жестом проявил свой жесткий купеческий нрав».

    Слайд 14-17

    Фрагмент фильма «Анна на шее».

    Учитель « Картина «Неравный брак» висит в Третьяковской галереи уже больше века. Ее приобрел у художника Василия Пукирева сам Павел Третьяков. И только совсем недавно раскрылись галереи поразительные детали сюжета картины, которые заставили совершенно по другому относиться к хорошо знакомому полотну».

                                               РАССКАЗ УЧЕНИКА

    «Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник.  Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст. На картине изображен процесс венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображен стариком в хорошем костюме, опирающимся правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.
    В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца. Среди гостей выделяется фигура шафера, изображенного у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями.

    По версии, озвученной другом художника на картине изображена любовная драма самого художника.
    Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Просковья Матвеева Варенцова,  а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.

    Дальнейшая судьба Прасковьи Матвеевны была нелегкой - прожив молодые годы с нелюбимым, остаток своей жизни она провела в Москве в Мазуринской богадельне. Наверное, так бывает, когда выходишь замуж за деньги...

    В Третьяковке в 2002 году появился портрет героини знаменитого полотна - Прасковьи Варенцовой - сорок четыре года спустя.

    Учитель «Весной 2002года в Третьяковскую галерею принесли портрет пожилой женщины. На первый взгляд он не представлял ни какой музейной ценности. Обычный лист плотной белой бумаги, немного пожелтевший от времени. Цветной карандаш. Отсутствие авторской индивидуальности. В общем обычный рисунок. Правда на глаза этой старухи нельзя было не обратить внимания, ее взгляд был полон тоски и боли, а надпись, обнаруженная на портрете мгновенно превратила его в сокровище "Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа П. М. Варенцова живёт в Москве в Мазуринской богадельне». Эти два произведения разделяют 44 года, время полностью перевернувшее жизнь. Молодая Прасковья Варенцова, мечтавшая о богатстве закончила свою жизнь в нищете.

    Картина принесла художнику великую славу, хотя после нее он не написал ничего более выдающегося. Очень сильно болел. В жуткой бедности и страданиях умер».

    18-20 слайд

    Учитель: « Знаменитая «Тройка» с неизвестным мальчиком в центре. Именно он -главная тайна Василия Перова.

       Картина «Тройка»: описание Данное произведение было написано автором в 1866 году. Это было сложное для России время. Крепостное право уже отменили, но это не поправило бедственного положения русского крестьянства. Жизнь его по-прежнему была нищей и обездоленной. Многих мастеров искусства тогда волновала тема социального неравенства, бесправия и бедноты крестьян, принуждения платить «слезинкой ребенка» за некие жизненные блага. Это и отразил в своей картине художник. В центре нее изображены трое детей (учеников мастеровых), везущих огромную обледенелую бочку воды. Это два мальчика и девочка. На дворе зима, смеркается, на дороге – гололедица. Резкий холодный ветер раздувает их плохонькую одежонку. Выливающаяся из бочки вода тут же превращается в сосульки. Как холодно детям, должно быть, в такой мороз!.. Видно, что они совершенно выбились из сил. Какой-то добрый человек помогает им втащить бочку на пригорок. Повозку сопровождает собака, которая бежит немного справа перед детьми. Картина написана в мрачных серо-коричневых тонах. Даже снег вокруг темный. Тем самым мастер желал показать зрителю всю серость, безысходность и ужас ситуации, когда малолетние дети вынуждены выполнять такую черную работу. Обстановку также нагнетает заледенелая пустынная улица. С чем ассоциируются герои картины у зрителей? Само название ее говорит о том, что труд этих ребятишек можно сравнить с работой лошадей. Сколько же горечи и боли в названии произведения! Нам более привычно называть тройками группу резвых лошадей, несущихся с большой скоростью по широким бескрайним просторам России. А тут бедные и измученные дети, вынужденные тянуть непосильную ношу в морозный день. Многие городские мастеровые тогда нагружали своих учеников подобной тяжелой работой. Дети в таких адских условиях часто болели и умирали. Глядя на картину, можно живо представить себе всю безысходность ситуации. Именно на это хотел обратить внимание общества художник. Произведение никого не оставит равнодушным, заставит быть добрее к людям и не позволит пройти мимо и не увидеть рядом с собой обездоленности и нищеты. Натурщики Автор произведения долго искал натурщиков для своей работы. Для фигур девочки и крайнего левого мальчика он их нашел. А вот для изображения центрального героя художник никак не мог «присмотреть» подходящего ребенка. Картина «Тройка» уже была написана более, чем наполовину, когда Перов встретил однажды на улице крестьянку с сыном, которые шли из рязанской деревни в монастырь. Когда он увидел мальчика, то сразу понял, что это именно та центральная фигура, которой не достает на полотне. Разговорившись с женщиной, мастер узнал, что зовут ее тетушкой Марьей, а ее сына - Васей. Судьба ее нелегка. Она похоронила всех своих детей и мужа, умерших от болезней и нужды. Двенадцатилетний Вася – ее единственная надежда и утешение. Выслушав горькую историю, Перов предложил женщине нарисовать ее сына. Та согласилась. Так на картине появился новый персонаж. Судьба главного героя История эта имеет продолжение. Однажды, спустя четыре года после написания картины, к Перову пришла старушка в полушубке и грязных лаптях. В ней мастер с трудом узнал ту самую тетушку Марью. Она протянула ему небольшой узелок с яичками. «В подарок», - так объяснила женщина. Со слезами на глазах крестьянка рассказала художнику, что ее Васенька умер в прошлом году, тяжело заболев. Оставшись совершенно одна, женщина продала весь свой скарб, работала всю зиму, и, скопив немного деньжонок, пришла к Перову, чтобы на свои нехитрые сбережения выкупить у него картину, на которой изображен ее любимый сынок. Мастер объяснил бедной матери, что картина «Тройка» находится в галерее, что приобрести ее невозможно. Зато можно ее увидеть. Когда женщина оказалась перед картиной, она упала на колени и, горько заплакав, начала на нее молиться. Тронутый этой сценой, художник обещал матери нарисовать портрет ее сына. Свое обязательство он выполнил и отправил в деревню женщине свое произведение в золоченой раме.

    Учитель: «Третьякова картина поразила своей реалистичностью. Павел Михайлович сразу же приобрел ее для своей коллекции. Сегодня Перовская «Тройка» одна из самых любимых в нашей стране картин. А судьба того портрета до сих пор не известна. Хотя может быть он когда-нибудь окажется в Третьяковке».

    21-22 слайды.

    Учитель: « Иногда картины сами рассказывают о себе удивительные истории. Это крайне редко случается в залах галереи, а гораздо чаще в отделах экспертизы. В чем таинственность картины Федора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке»? На этот вопрос был дан ответ после рентгеноскопии картины».

                               РАССКАЗ УЧЕНИКА (звучит «К Элизе» Бетховен)

    40 лет назад «Портрет неизвестного в треуголке» Федора Рокотова поразил любителей искусства.

    В доме Струйских хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. Полон обаяния беспечной юности образ неизвестного в треуголке. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным и свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность.  Черты  лица  отличаются женственной мягкостью. Искрится бриллиантовый аграф треуголки, сквозь черное прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкая пена кружевного жабо. На обороте портрета была загадочная зашифрованная надпись.

    Сходство лица неизвестного в треуголке с существующими портретами  А.Г.Бобринского служили основанием для того, чтобы долгое время считать изображенного молодого человека в маскарадном домино сыном Екатерины II и графа Григория Орлова, родившегося в 1762 году и получившего имя и титул графа Бобринского. В таком случае портрет мог быть написан в 1780-х годах, чему не противоречит сам характер живописи.

    Когда провели рентгеновскую съемку портрета, удалось выяснить, что «неизвестный в треуголке» написан поверх женского портрета, причем овал лица, разрез глаз, даже блики на нем полностью идентичны. Изменилась только поза — раньше модель была изображена анфас, а потом развернута в три четверти. И, разумеется, изменился костюм: высокая прическа уступила место треуголке, а вместо низко декольтированного кружевного платья появилось темное домино. Исчезли и украшения: кружевная горжетка и серьги грушевидной формы. Все это заставляло предположить, что на портрете все же изображена дама, хотя и замаскированная. Но вопрос — кто ж она? — оставался открытым.

    Эксперты узнали историю картины: однажды близкий друг Рокотова Николай Струйский заказал портрет любимой супруги Олимпиады Сергеевны Балбековой. Но жена умерла, а он женился во второй раз. Тогда друг попросил художника так «дорисовать» портрет покойной, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя чувств  второй супруги. Тогда живописец решил изменить пол персонажа картины и сделал из него «неизвестного». С первого взгляда картина кажется темной, но светлые нижние слои просвечивают сквозь более темные верхние, как бы дополнительно наполняя полотно сиянием. Кроме того, кое-где просвечивает розовато-коричневый подмалевок, что придает всему колориту теплый оттенок.
    А «маска» хитро поглядывает на нас с портрета, уверенная, что нам никогда не удастся разгадать ее загадку…

    23-24 слайды.

    Учитель:  «Невероятная история случилась с портретом известного русского врача Сергея Боткина».

      РАССКАЗ УЧЕНИКА

      «Сергей Боткин» – И. Н. Крамского.  В 1990 году Русский музей в Петербурге приобрел такую картину. Его подлинность была подтверждена Третьяковской галереей, экспертиза которой неоспорима и принимается на международном уровне. Каково же было удивление заведующего отделом экспертиз, когда к ней позвонили по телефону из Боткинской больницы и сказали, что у них есть портрет С. Боткина, который бы они хотели передать Третьяковской галереи. Принесенная в Третьяковку картина подверглась тщательной экспертизе и рентгеновскому обследованию. Оказалась, что она тоже подлинная и выяснилось, что И. Крамской написал 2 портрета. Более того, было восстановлено то настроение и состояние, которое было у художника. Известно, что когда пишется то же самое во второй или более раз, процесс создания протекает несколько быстрее с уже известными элементами и прочее. Так было и в этот раз. Итак, второй портрет был передан Третьяковской галереи, а для Боткинской больницы была специально написана копия.

    К еще большему удивлению зав. отделом, она получила еще один звонок, но на этот раз уже из 1 Медицинского института с сообщением о существовании еще одного портрета Боткина. На этот раз было доказано, что она была написана неизвестным художником. Оказалось, что было заказано 10 копий портрета Боткина, но Крамской на самом деле сделал только 1 копию, а все остальные неизвестным художником.

    25 слайд        

    Учитель: «Сюда приходят разные совершенно люди. Одни здесь назначают свидания, другие приводят детей, третьи приглашают в Третьяковку своих иностранных гостей… И все выходят из залов галереи чем-то пораженные и удивленные. Кто-то смог сильнее ощутить те чувства, которые только зарождаются в душе, а кто-то напротив смог успокоить переполненное сердце. Кому-то удалось приблизиться к ответам на самые сложные и важные вопросы, которые время от времени возникают у каждого русского человека. Наверно это и есть самые главные тайны Третьяковской галереи».

    Демонстрация слайдов до конца (на фоне инструментальной музыки Дебюсси)

    Словно волшебнику радужной сказки,
    Бог дал Художнику кисти и краски,
    Чудо – палитру, мольберт и холстину,
    Чтоб сотворил он такую картину,

    Где будут горы, восход и закаты,
    Синее море и злые пираты,
    Желтый песок, белоснежные льдины…
    Все, что в душе – то на этой картине.

    Молча, Художник стоит у мольберта,
    Кисти мелькают, как птицы под ветром.
    Лучик от солнца и брызги прибоя,
    Горсть янтаря, что прибило волною,

    Гроздья рябины, как капельки крови,
    Зелень травы, хмурость тучи над морем,
    Нежность любимой, улыбку ребенка –
    Все написал своей кисточкой тонкой.

    В это творенье вложил он всю душу,
    Сердце свое беспокойное слушал.
    Глянул Всевышний, слегка удивился –
    На полотне целый мир уместился!

                             

                                       

                               

    Используемая литература: 

    1. В.М. Володарский «Государственная Третьяковская галерея», Издательство «Аврора», Ленинград, 1989.
    2. В.Порудоминский «Первая Третьяковка», М., «Детская литература», 1979.
    3. Н.Н.Ватолина «Прогулка по Третьяковской галерее», М., «Советский художник», 1983.
    4.  http://www.tretyakovgallery.ru/

                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Путешествие по Третьяковской галерее"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит стихи о природе, картинах. Представлены описания картин, краткие сведения о жизни и творчестве художников, материал об истории Третьяковки...

    Классный час «КРАСОТА, ВДОХНОВЕНИЕ, РАДОСТЬ И ТАЙНА»

    Природа вдохновляет, сохраняет память о человеке, способствует раскрытию дущи русского человека, тесно связывает с родиной, лечит, даёт физические и духовные силы. Природа и Человек едины!...

    «Тайна красоты» Познавательная конкурсно – игровая программа.

    «Тайна красоты» Познавательная конкурсно – игровая программа. Цель мероприятия:  Учить детей бережному отношению к дикорастущим растениям (цветам).Задачи:  1.В игровой форме ...

    Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь. Был весь окутан тайной черный гость

                         План урока 1.     Органи...

    В гостях у Маши и Медведя. Сценарий познавательного мероприятия. Викторина о лесе.

    Сценарий познавательного мероприятия. Интерактивная викторина. Презентация....

    Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в Третьяковскую галерею"

    Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в Третьяковскую галерею"...

    В ГОСТЯХ У КРАСОТЫ «ТАЙНЫ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ» Презентация

    -  воспитание у учащихся уважительного отношения к национальному наследию, стремления сохранять и обогащать народные традиции;- на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной...