Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС.
статья

Шеляпина Надежда Владимировна

Духовно-нравственное воспитание школьников через Программу воспитания и социализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС.

Шеляпина Н.В.

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии

 ГБОУ школа № 294

        История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру.  Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы.

        Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного влияния человека на человека, влияния учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры. Учителя могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения должен ускорять эти процессы.

        Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.  

        Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,

— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

        Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

        На основании Концепции в нашей школе была разработана Программа воспитания и социализации обучающихся.

        Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется через внеклассную и внеурочную деятельность по шести направлениям, в том числе,  духовно-нравственному.

По данному направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:

  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • соблюдающий нормы и правила общения;
  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • честный и справедливый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Модуль «Я – человек»

Направление  - Духовно-нравственное

Задачи модуля:

Получение знаний

  • о базовых национальных российских ценностях;
  • различия хороших и плохих поступков;
  • о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережного, гуманного отношение ко всему живому;
  • правил этики, культуры речи;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;
  • умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;
  • формирование гражданского отношения к себе;
  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
  • развитие самосовершенствования личности.
  1. День Знаний;
  2. День пожилого человека;
  3. День Учителя;
  4. День матери;
  5. Благотворительная акция «Весенняя неделя добра»;
  6. Мероприятия по благоустройству города;
  7. Смотр   строя и песни (мероприятия ко Дню защитника Отечества)
  8. Праздничные мероприятия, посвященные 8 марта;
  9. Совместные мероприятия с библиотеками (праздники, творческая деятельность, беседы);
  10. Беседы с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;
  11. Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.
  12. Проведение Единых информационных дней, тематических классных часов, профилактических бесед. Уроки ОБЖ. День защиты детей (объектовая тренировка)
  13. Районный конкурс мультимедийных презентаций «От старших младшим. Безопасное поведение младшего школьника».
  14. Акция «Открытка»
  15. Акция «Никто не забыт» (уборка памятника ветерана, возложение цветов)
  16. Акция «Бессмертный полк»

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • оформление информационных стендов;
  • тематические общешкольные родительские собрания;
  • участие родителей в работе Совета школы;
  • организация субботников по благоустройству территории;
  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:

- День Учителя;

- День Матери;

- Праздник – «Масленица»;

- Праздник «Моя семья»;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:

- на лучшую новогоднюю игрушку;

- благотворительная акция «Добрые дела в действии»;

- акциях  милосердия »;

  • индивидуальные консультации (психологическая,  педагогическая и медицинская помощь);
  • изучение мотивов и потребностей родителей

Пути реализации модуля «Я – человек»

Планируемые результаты:

  • знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность образовательного учреждения.

        Перечень направлений данного модуля является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами обучающихся и родителей.

        Подводя итоги вышесказанному, можно с абсолютной уверенностью утверждать, что  духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

«Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках реализации ФГОС»

1 слайд Добрый день коллеги. Тема моего выступления: «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках реализации ФГОС» 2 слайд «Из всех наук, которые должен знать человек, главней...

Статья на тему "Духовно - нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС"

Моя публикация на участие во Всероссийской научно - практической конференции...

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС.

Душа каждого человека  - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственн...