Внеурочная деятельность
статья

Ирина Всеволодовна Козева

Внеклассная работа – одна из основных форм работы с детьми, направленная на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и с перерывами.

При работе с детьми прежде всего, стараюсь создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми». И если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Во время общения на уроках и внеурочной деятельности стараюсь постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Внеклассная работа – одна из основных форм работы с детьми, направленная на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеклассной работы:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность:

1.  Мероприятия, способствующие формированию гражданственности и патриотизма, воспитанию высоких моральных качеств и чувства долга:

- поздравление ветеранов войны и труда, уроки мужества ко Дню защитников Отечества, конкурс песни ко Дню Победы, конкурс чтецов; Например, Акция «Бессмертный полк». Режим доступа: http://xn--22-mlclztm.xn--p1ai/2019/05/20/%d0%b0%d0%ba%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%b1%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%ba-%d0%b2-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b5-%d0%b8%d0%bd/ 

- беседы о жизненном идеале семьи, о любви к Родине. Велопробег, посвященный 45-летию БАМа. Режим доступа: http://xn--22-mlclztm.xn--p1ai/2019/04/26/%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b1%d0%b5%d0%b3/ .

2. Мероприятия, способствующие физическому развитию и формированию здорового образа жизни учащихся:

- цикл классных часов в рамках месячников «Внимание, дети!», «Пожарной безопасности», недели «Безопасность дорожного движения»;

- участие в школьных и районных спортивных соревнованиях  по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам, лыжным гонкам, легкоатлетическим эстафетам, праздниках «День здоровья». Открытые спартакиады. Режим доступа: http://xn--22-mlclztm.xn--p1ai/2019/09/21/18-%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8f-%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bb%d0%be%d1%81%d1%8c-%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%bf%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0/ .

- участие в конкурсах рисунков, стенгазет, презентаций «Мы за здоровый образ жизни».

3. Мероприятия, способствующие интеллектуальному развитию учащихся:

- научно – исследовательской деятельности учащихся; (участие в научно-практических конференциях, например, Научная работа "Экономия бумаги школьниками - путь к спасению лесов"

 - участие в  олимпиадах, например http://xn--22-mlclztm.xn--p1ai/2019/03/15/%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%b1%d1%83%d0%b4%d0%bd%d0%b8-%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82%d1%8c%d0%b5%d0%b9-%d1%87%d0%b5%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%b8/ .

- участие в интеллектуальных конкурсах. Например, Живая классика

- экскурсии, например экспозиция «Память – наша совесть» 

Мероприятия, способствующие культурно-нравственному развитию учащихся:

- осенняя ярмарка «Золотая осень», выставка работ по декоративно-прикладному искусству; 

  - традиционные фольклорные праздники «Сагаалган – Белый месяц, «Масленица», Конкурс «Я и Байкал»;

- участие в концертных программах, вечеринках;

- праздники «День знаний», «День матери», «Рождение ребенка: обычаи и обряды», «8 марта», «День защитника отечества», «Новый год», «Рождество». В сказку новогоднюю снова загляну…

- участие в экологических акциях (субботники, высадка деревьев).  Акции «Школьный набат», «Живой щит». Акция «Стоп COVID-19».

Практика показывает, что во внеурочной работе нужно строго соблюдать основные принципы:

Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются во внеурочную деятельность по собственному желанию.

Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету.

Принцип  учета        и        развития        индивидуальных        особенностей        и        интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий мероприятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе с материалами действующих УМК по русскому языку, внеклассному чтению и окружающему миру. Все принципы действуют в комплексе и дополняют друг друга.

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу.  Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов и др. например, https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/05/blag002.jpg.

Выявление и всестороннее использование индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, требующей постоянного наблюдения за детьми, пристального внимания к каждому ученику, выявления и анализа его сильных и слабых сторон, и есть одна из главных педагогических задач. Достижение оптимального общего развития каждого ребенка – цель всей моей педагогической системы.

Основными показателями работы учителя являются достижения учащихся в учебе, олимпиадах, конкурсах, турнирах, научно-практических конференциях различного уровня. Сложившаяся система работы, использование передовых педагогических технологий, активных форм и методов организации работы в учебной и внеклассной работе, система мониторинга - дает возможность достичь стабильно высоких результатов. (см Приложение 1,2,3,4).

Данные результаты показывают, что образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями удовлетворяются. Следовательно, у учащихся сформированы, развиваются и совершенствуются необходимые ключевые компетенции: языковые, учебно-познавательные, информационные, личностные, общекультурные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...