Мультфильм своими руками!
методическая разработка (5 класс)

Покивайлова Ольга Владимировна

Методическая разработка, как самому снять мультфильм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мультфильм за 10 минут55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУЛЬТФИЛЬМ СВОИМИ РУКАМИ!

Предисловие. Мультипликация – общедоступный современный язык

Всего каких-нибудь 20 лет назад мультипликация была делом совершенно недоступным для обычных людей. Только для специальных небожителей – высоких и далёких профессионалов – МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ. Сегодня любой человек может создать фильм и через Интернет показать его всему миру. Вы тоже - прямо сейчас, без каких-то специальных сложных приспособлений, можете минут за 10 сделать свой собственный мультфильм и показать его всем друзьям и знакомым.

Реклама 12

Как это делается

Вовсе не обязательно уметь красиво рисовать. Достаточно взять плоские фигурки, положить их под объектив цифрового фотоаппарата, начать двигать их шаг за шагом, после каждого маленького движения, делая щелчок камерой. Фигурки очень удобно слепить из пластилина.

Фотоаппарат годится даже самый простенький. Мы обычно ставим его на штатив. Фигурки делаем такими, чтобы они не стояли на столе, а лежали плашмя, как будто это рисунок или барельеф. Камера будет смотреть на них сверху.

Шаг за шагом мы будем перекладывать наших персонажей, и каждый раз фотографировать один кадр. Иногда можно не только перекладывать персонажей но и перелепливать их от кадра кадру - с пластилином это выполнить очень легко.Именно в такой технике пластилиновой перекладки выполнены многие всеми любимые пластилиновые мультфильмы: Падал прошлогодний снег, Пластилиновая ворона, заставка к спокойной ночи малыши, заставки ко всем мультфильмам серии "Гора самоцветов" - в общем, работая в этой технике Вы оказываетесь в хорошей компании.

Итак. Снимаем всё происходящее в фильме кадр за кадром.

Как посмотреть то, что отснято?

Чтобы посмотреть наш мультфильм достаточно просто прокрутить на хорошей скорости все картинки. Большинство фотоаппаратов позволяют это сделать. При этом кадры должны сменять друг друга просто так – скачком, без всякого перехода. Именно такой способ особенно хорош для мультипликации.

Итак – переключаем фотоаппарат в режим просмотра и прямо на его экранчике видим последний снятый кадр. Нажимаем кнопку просмотра назад несколько раз – добираемся до первого кадра – это начало фильма. Пока мы двигались назад мы уже увидели всё снятое в виде мультфильма. Теперь движемся вперёд быстро-быстро нажимая на кнопку "вперёд" или просто зажав эту кнопку рукой (некоторые модели фотоаппаратов это позволяют) - на экране фотоаппарата прокрутится весь наш фильм.

Наш фильм на экране телевизора

На экран телевизора наш мультик может попасть прямо сразу, не покидая фотоаппарата: Если соединить фотоаппарат с телевизором с помощью видео-шнура (большинство фотоаппаратов умеют это делать), то мультфильм можно просматривать на экране телевизора, сразу без всякого компьютера. На телевизоре в таком случае, надо выбрать канал AV

А зачем вообще делать мультфильмы?

А зачем делать нам мультфильмы, спросите вы? Ведь на дисках и в Интернете полно прикольных роликов – нам хватит до старости. Конечно, хватит. Но, может быть вам, как и мне, хочется попробовать себя на роль мультипликатора, чтобы не искать нужный ролик, а прямо делать его – то есть, самостоятельно выражаться на этом замечательном общечеловеческом языке – языке мультфильма. И создавать мультик – к уроку физики о движении маятников или к уроку географии о движении гор или просто другу ко дню рождения сделать мультипликационную открытку.

Сейчас у вас есть и ещё одна возможность – послать фильм к нам на конкурс пластилиновых мультфильмов под названием Мульти-JOVI

Для примера мы предлагаем вам сделать простенький шестисекундный мультфильм, для того, чтобы понять, что к чему. А дальше уже можно будет творить в своё удовольствие.

С чего начать работу над фильмом? Обычно её начинают со сценария.

Сценарий небольшого этюда

Общая длительность сюжета –  примерно 6 секунд.

  1. Человек из-за левого края кадра идёт к машине. Машина из за правого края кадра выезжает навстречу человеку и посередине экрана останавливается. (2 секунды)
  2. Человек продолжает идти, подходит и садится в машину.(2 секунды)
  3. Машина уезжает (2 секунды)
  4. Всё это время на заднем плане в небе машет крыльями птичка.

Что нам понадобится

Слепить из пластилина плоские фигурки человек, машина, птичка

Выбрать, нарисовать или вылепить из пластилина фон, на котором будем снимать мультфильм. Неподвижных элементов можно сделать сколько угодно – дерево, солнышко, дорога, домик и так далее.

Закрепить аппарат, чтобы снимать кадры с одной и той же точки – лучше всего это сделать с помощью фото-штатива. Если штатива у Вас нет и Вы попытаетесь закрепить фотоаппарат, используя подручные средства, постарайтесь позаботиться о том, чтобы он при съёмке не упал и чтобы мы его как-нибудь ещё не испортили, пытаясь закрепить попрочнее.

Готовимся к съёмке

Настраиваем фотоаппарат

Если заниматься этим основательно, то, со временем, придётся разобраться во множестве тонкостей. Но поначалу можно обойтись всего несколькими основными настройками:

  1. Размер кадра. Установить самое маленькое разрешение (640х480 – оно же VGA) – это делается для того, чтобы каждый отдельный кадр занимал мало места в памяти и фильм можно было быстро собрать и посмотреть.
  2. Вспышка. Желательно отключить вспышку (во-первых, часто бывают неудобные блики и после каждой вспышки фотоаппарат долго готовиться к следующей вспышке)
  3. Баланс белого. Если его не настроить, то все кадры могут оказаться окрашенными в какой-нибудь цвет – весь фильм окажется виден как бы через цветное стекло.

Если Вы даже не сделаете этих настроек, мультфильм всё равно получится. Но с этими настройками будет проще.

Устанавливаем фотоаппарат на штатив

Как правило, у штатива бывает съёмная площадка, которую надо отстегнуть, привинтить к фотоаппарату, а затем уже пристегнуть обратно к штативу. Но бывают штативы без всякой площадки, у которых фотоаппарат просто привинчивается вращением специального винта. В любом случае неправильно было бы крутить при этом сам фотоаппарат. Крутить надо винт на площадке штатива или на самом штативе (в зависимости от его конструкции). В результате фотоаппарат на штативе должен держаться прочно и не болтаться от каждого прикосновения.

Выбираем высоту и наклон штатива

Стараемся, чтобы в объективе был только фон будущей сцены, а ничего лишнего в кадр не попадало

Головку штатива тоже надо зафиксировать (для этого на штативе тоже имеются винты)

Ножки штатива лучше бы приклеить к столику, чтобы при съёмке штатив случайно не шелохнулся.

Так же надо закрепить и фон

 

Размечаем фон

Перед съёмкой хорошо бы разметить будущее поле съёмки карандашиком по линеечке. Если мы хотим поточнее уложиться в сценарий, то аккуратно разметим нашу фоновую картинку. Или можно снимать первые мультфильмы на клетчатой бумаге, чтобы было проще считать. Так занятия мультипликацией могут помочь ещё и в арифметике, заметьте.

Нарисуем на фоновой картинке точки во всех тех местах, где будут персонажи в кадрах.  Поскольку наши персонажи будут двигаться из-за границы кадра, то и там должна быть разметка. Договоримся, что всю дорогу мы размечаем одинаковыми точками с расстоянием 1 сантиметр между ними – это будет как бы осевая линия.

Автомобиль будет двигаться со скоростью 2 деления за один кадр. А человечек – со скоростью 1 деление за один кадр.

Взрослые (или старшие дети) могут разметить картинку для малышей, которые с удовольствием будут двигать по ней фигурки, создавая мультфильм. Совсем простые сценки, если нам не очень важна точность, можно и не размечать, а просто снимать, как получится – иногда получается очень даже хорошо.

О частоте кадров.

Будем снимать на одну секунду фильма 6 кадров. То есть, если мы знаем, что наш герой был в пути 3 секунды, то нам для этого придётся 18 раз  передвинуть его с места на место и 18 раз щёлкнуть фотоаппаратом.

Это не так уж много – в профессиональной мультипликации обычная частота кадров 12 или 24 кадра в секунду.

 

Но в нашем случае хватит и шести кадров в секунду – этой частоты вполне достаточно, чтобы возник "киноэффект".

Значит, если надо, чтобы персонаж прошёл 12 сантиметров съёмочной площадки, за 2 секунды, то для этого придётся снять 12 кадров, после каждого нового кадра передвигая фигурку на один сантиметр.

Стало быть, наш сюжет должен содержать примерно 36 кадров

(В профессиональной мультипликации время рассчитывают очень точно – до одного кадрика, но мы можем иногда позволить себе некоторую вольность)

Как будут двигаться наши герои

Птичка движется всё время – 2 кадра мы видим её с поднятыми крыльями, а 2 кадра с опущенными – вместе получаются взмахи крыльев. Вместо того, чтобы поднимать и опускать ей крылышки, можно просто переворачивать саму птичку – это вполне прочитается, как взмах крыльями. Как ни странно это самая трудная часть съёмки – надо быть очень внимательным и считать кадры.

Машина доезжает до середины экрана и потом останавливается и ждёт человечка. А дождавшись снова едет.

Человечек идёт всё время пока не дойдёт до машины. А дойдя до машины исчезает

 

Съёмка. Полезные советы

Фотоаппарат закреплён. Штатив не шевелится. Можно приступать с съёмке.

Двигайте фигуры "по чуть-чуть". Чтобы движение в фильме "прочиталось" надо каждого персонажа двигать в кадре на небольшое расстояние и в нужную сторону. В нашем случае надо будет просто придерживаться разметки.

Фигурки на экране могут двигаться одновременно. Передвинув человечка, не забывайте, если надо, передвинуть машинку и птичку, а только потом снимайте кадр. Вот схема движения персонажей в этой сценке:

Следите за руками – в момент съёмки в кадре не должно быть никаких лишних деталей – главным образом ничьих рук. Особенно надо следить за этим, когда работаете командой.

Важно! Съёмочная площадка и фотоаппарат должны будут сохранять своё положение в течение всей съёмки. Пожалуйста, позаботьтесь об этом. Не двигайте штатив и фотоаппарат на нём.

Как обрабатывать фильм на компьютере?

Чтобы озвучивать, монтировать и вообще более полно использовать созданные кадры, чтобы в конце концов опубликовать свой фильм в Интернете, надо перенести созданные кадры в компьютер. Там их надо будет подхватить программой Windows MovieMaker или какой-нибудь ещё, пригодной для такой работы. Главное, собрать мультфильм с нужной частотой кадров. В компьютере можно продлить или сократить отдельные кадры, "зациклить" некоторые фрагменты (например - кузнец ударил один раз молотом, а мы повторим эту сценку столько раз, сколько нам надо), можно запустить фрагмент задом наперёд "опрокинуть время" (иногда это бывает нужно - например мы смяли персонажа в комочек, а в фильме он из комочка появится). Между сценками можно будет вставить переходы, затемнить или высветлить отдельные сценки. Обработка фильма на компьютере целая отдельная и интересная жизнь. Рассказ об этом может занять один целую книгу.

Что дальше?

Теперь, когда у нас получился этот пример, мы можем чуточку подумать и создать свой собственный маленький мультфильм. Если в нём будет много персонажей – то можно позвать друзей, доверить каждому одну-две фигурки, договориться о сценарии и вперёд! Мы уверены, что у Вас всё получится.

Конечно, это только начало! Но вы уже сделали свои первые фильмы, а значить, Вы тоже попали в славный цех самодельных мультипликаторов. А ещё – Вы приняли личное участие в создании совсем ещё молодого общечеловеческого языка - языка мультипликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ковры своими руками (презентация)

работа с синтетической пряжей....

Презентация к уроку технологии: новогодняя елка своими руками

Дидактический материал к урокам технологии....

Проект в детском саду «Мультфильмы своими руками» для детей старшего дошкольного возраста.

Основная цель работы над проектом: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющегося коллективный опыт создания мультфильмов в контекс...

Проект Мультфильм своими руками - Утренняя зарядка

Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Они непосредственно участвуют в воспитании и развитии ребенка. По мнению многих психологов, герои мультфи...

Исследовательско-проектная работа «Мультфильм своими руками»

Данная работа была представлена на городском конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Одаренок – 2021». Авторы работы - обучающиеся 1 года обучения мультст...

Творческий проект "Мультфильм своими руками"

Что на свете больше всего любят дети? Ну, конечно же, конфеты и мультфильмы! И несмотря на то, что у многих появились компьютеры, планшеты, смартфоны, интересные мультфильмы, как и вкусные конфеты, ни...