Устный журнал "Нартас - жемчужина земли марийской"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)

Конспект внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«Нартас – жемчужина земли марийской»

Цель: Формирование представления  учащихся о истории посёлка Нартас

Задачи:

Образовательные: дать сведения  об истории возникновения  посёлка; выдающихся личностях, внёсших свой вклад в его развитие.

Коррекционно - развивающие:  формировать умения и навыки  работы с фотодокументами, литературой учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты; развивать умение выступать перед аудиторией..

Воспитательные: воспитывать  чувство патриотизма, гордости за свой родной край

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, выставка книг

Страницы журнала:

1 страница «Посёлок Нартас – жемчужина земли марийской»

Нартасская земля! Чем дорога ты мне,

Тем, что родники здесь холодней и чище?

Тем, что рощи здесь, и зелени полно?

Нет! Здесь есть места, которые забыть нельзя!

2 ноября 2018 года исполняется 125 лет со дня основания Александровской Нартасской низшей сельскохозяйственной школы 1 разряда. Мало кто из жителей республики знает название этого учебного заведения, общеизвестным является  название Нартасский сельскохозяйственный техникум. 130 лет исполняется со дня рождения первого марийского академика Василя Петровича Мосолова

 «Нартасская земля - это жемчужина земли марийской», так называл её автор книги «Был в Нартасе техникум» его выпускник Арсентий Иванович Романов. Романов.

История Нартаса богата не только уникальной природой, богата она традициями и хорошими людьми.

Сегодня я предлагаю вам перелистать страницы истории и совершить экскурсию по Нартасу, очутившись в конце 19 века.

2 страница «Устройство и деятельность учебного заведения»

Первым управляющим школой был назначен окончивший в 1891 году Петровскую сельскохозяйственную академию В.Ф. Баудер. В разработанном для школы положении определили ее предназначение: «...служить распространению в народе путем практических занятий основных познаний сельского хозяйства по полеводству, луговодству, огородничеству, садоводству, пчеловодству, а также ремеслам — слесарному, столярному, кузнечному, чтобы помочь крестьянам разыскать занятие в длинную вятскую зиму, чтобы выпускать из школы не только земледельцев, но и ремесленников». Учащиеся школы делились на две группы: казеннокоштные и своекоштные. Первые, как правило, дети обеспеченных родителей, носили форменную одежду, жили в общежитии и питались в столовой. Своекоштные питались и одевались за свой счет и ежегодно платили за учебу 20 пудов ржи и 8 пудов овса.

Большое внимание в школе уделялось практическим занятиям, на которые тратилось в три раза больше времени, чем на теоретические. С июня 1897 года занятия по луговодству, огородничеству и садоводству стал вести выпускник Казанского земледельческого училища М.В. Шкунов. В этот же год было заложено школьное учебно-опытное поле, в котором выращивались овес в 10 сортах, ячмень в 16 сортах, пшеница яровая в 4 сортах, полба, горох ранний белый, кукуруза «конский зуб», гречиха, лен псковский, конопля в 2 сортах, картофель в 16 сортах, кормовая свекла и морковь, турнепс. Подобные опыты велись также в плодовом саду, питомнике и огородных участках с парниками и теплицей, где выращивались даже арбузы, дыни и томаты.

С 1894 года при школе действовала учебная пасека, предназначенная «для ознакомления учеников и посторонних лиц с практической стороной пчеловодства». Ее заведующим был назначен А.Е. Хобичев, который в своих ежегодных отчетах отмечал, что пасека привлекла к себе очень много пчеловодов, они составляли значительное число практикантов, обучавшихся в сельскохозяйственной школе. Пчеловодные курсы при Нартасской школе в 1897 году окончил крестьянин деревни Казанцево (Витля) Уржумского уезда Аврам Евлампиевич Титов, который впоследствии стал крупным специалистом, организатором пчеловодного дела в стране. До революции он издавал и редактировал журнал «Пчеловодный мир», после революции — журналы «Пчеловодное дело» и «Пчеловодная практика». Выпускники Нартасской школы охотно принимались на работу в земские школы, на фермы. Первый выпуск в школе состоялся в 1897 году. В 1902 году ее окончил уроженец Сенды С.Л. Щеклеин, ставший впоследствии доктором наук, профессором. В 1904 году своекоштным учащимся школы стал сын крестьянина из села Мари-Турек Василий Петрович Мосолов, через два года он за отличную учебу был переведен на казенный кошт. Окончив в 1907 году школу, впоследствии он стал доктором наук, академиком, вице-президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ).

1896год. Открыто педагогическое отделение, где готовили учителей народных училищ.

1900 год. Нартасская школа участвовала во Всемирной выставке в Париже, где представила деятельность своей системы образования и получила серебряную медаль.

В 1910 году Александровская Нартасская сельскохозяйственная школа преобразована в училище, которое получило статус казенного. Новым его управляющим стал ученый-агроном первого разряда Александр Александрович Праздников. С этого времени начался новый этап развития Нартаса, этап его подлинного расцвета. Развернулось широкое строительство учебно-производственной базы, объектов социально-культурного назначения. Причем строилось все красиво, основательно, на совесть. Здания той поры и сегодня находятся в хорошем состоянии и при хозяйском к ним отношении еще долго могут служить людям. Было приобретено много книг, учебно-наглядных пособий, закуплен сельскохозяйственный инвентарь, существенно пополнился и улучшился состав преподавателей. Большой авторитет среди учащихся имели такие наставники молодежи, как П.И. Таныгин, Н.С. Мамаев, Г.С. Строев.

. С 1923 года Нартасское сельскохозяйственное училище стало техникумом. К этому времени здесь был создан настоящий учебный городок. Сады, огороды техникума снабжали местных жителей саженцами, рассадой. Население окрестных деревень перенимало здесь передовые для того времени технологии выращивания полеводческих культур, содержания скота, приобретало сельскохозяйственную технику, инвентарь, изготавливавшиеся в мастерских техникума. Многие крестьяне прошли обучение на курсах, которые организовались при техникуме.'В 1925 году техникум приобрел трактор «Фордзон». Это был первый трактор в МАО. Газеты того времени по праву называли Нартас -ский техникум «оазисом агрокультуры» Марийской автономной области. В 1924 году в Нартас перевели Козьмодемьянскую садово-овощевод-ческую школу. В этом же году в техникум начали принимать девушек.

В 1926 году директором техникума стал видный общественный деятель, активный коммунист И.Е. Романов. Он вынашивал идею создания на базе техникума сельскохозяйственного института. Однако удаленность от городов, отсутствие нормальных дорог не позволили реализовать эту мечту. Сам Иван Ефимович, человек кипучей энергии, научился водить трактор, занимался фотографией, писал рассказы (литературный псевдоним — И. Одар), был активным пропагандистом сельскохозяйственных знаний среди крестьян, организатором массового празднования Пеледыш пайрема, активным поборником повышения образования и культуры родного народа.

Большое внимание обращалось на развитие физкультуры и спорта, часто проводили соревнования по лыжному, конному спорту, легкой атлетике, футболу с командами Мари-Биляморской школы-девятилетки. За неимением бутс футбольные команды играли в лаптях. Еще одной интересной формой состязаний были так называемые политбои, устраиваемые командами Мари-Билямора и Нартаса.    Как незаурядный организатор, талантливый педагог, неутомимый общественный деятель И.Е. Романов в 1931 году был назначен первым ректором Маргос-пединститута. В 1937 году в числе лучших представителей национальной интеллигенции он был репрессирован.

Нартас, оторванный от столицы большим расстоянием и бездорожьем, все больше и больше оказывался обделенным вниманием республиканского руководства. В 1986 году техникум был ликвидирован, сюда переселилась Мари-Биляморская вспомогательная школа-интернат. Была поставлена точка в богатой, яркой, красивой истории одного из старейших учебных заведений республики

3 страница «Григорий Николаевич Дракин – активный общественный деятель»

( сообщение, подготовленное учащимся)

4 страница «Сын марийского народа»

( сообщение о первом марийском академике В. П. Мосолове, подготовленное учащимся)

Васлий Петрович много сделал для своей родины Марий Эл. По его инициативе была создана Марийская с/х станция (1937). Он оставил после себясобрание сочинений в 5 томах по агротехнике. На родине  высоко ценят и помнят своего знаменитого земляка. Его именем назван переулок в посёлке Нартас, а перед зданием школы поставлен памятник.

Заключение

Ребята! Сегодня мы перелистали страницы устного журнала, которые рассказали нам о знаменитом прошлом нашего посёлка. Нам есть чем и кем гордиться. Уже нет тех людей, а  дела их остались. Наша задача состоит в том, чтобы знать и помнить историю своей страны, малой родины, семьи..

Эту память умная природа
Нам дарует, как тепло и свет.
Без нее нет силы у народа,
Имени и будущего нет.
И должны в себе сберечь мы с детства
Память и любовь на все года,
Чтобы их, как главное наследство,
Передать потомкам навсегда
М.Мокшин

Литература:

  • Мари-Турекский район: Сборник документальных очерков. – Йошкар-Ола: Комитет РМЭ по делам архивов, Государственный архив РМЭ, администрация муниципального образования «Мари-Турекский район», 2003.-320 с.
  • Романов А.И. Был в Нартасе техникум. – Йошкар-Ола, 1999.-104 с.
  • Турекская сторона/ автор-сост.-канд. ист.наук Р.А.Бушков.- Казань: ЦОП АБАК 2000.-180с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Сын земли русской"(основные вехи жизни М.В.Ломоносова)

Цель данного мероприятия : обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, раскрыть масштабность личности Ломоносова как истинного сына своего Отечества....

Устный журнал "Сын земли Белгородской"

Данный сценарий разработан для проведения среди учащихся 5-6 классов.Цель: Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.Задачи: раскрыть перед дет...

Край родной – земля марийская

Познакомить ребят с плясками, песнями и сказками марийского народа.Расширить познания о марийском крае.Воспитывать уважение к народному творчеству марийского народа....

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"

           Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Про...

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Жемчужина Сибири - Байкал"

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ«Жемчужина Сибири - Байкал».Воспитатель «ОКСОУ Дмитриевская с(к)о школа-интернат Сибилёва Н.Н.Цель:Воспитание чувства ответственности за окружающую среду;Развитие познав...

Устный журнал ко Дню марийской письменности

Данный материал знакомит обучающихся с историей возникновения марийской письменности, первыми письменными источниками....

Квест - игра "По земле Марийской"

Данное мероприиятие предназначена для детей 5-7 классов, где ребята в форме игры узнают и закрепляют интересные сведения о своей республике...