Внеклассное мероприятие для учащихся «День православной книги».
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

 Сценарий праздника – День Православной Книги, который отмечается  14 марта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_na_12.03.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся

«День православной книги».

Цель: сообщить о новом празднике в нашей культуре, рассказать о деятельности Кирилла и Мефодия, а также о появлении на Руси первой печатной книги и её создателе – Иване Фёдорове, познакомить учащихся с православными писателями, заинтересовать детей  православной книгой, её содержанием.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, презентации, выставка православных книг, свеча, диск с песней Сергея Гребенникова «Покаянная молитва», видео стихотворения Бориса Пастернака УЧИСЬ ПРОЩАТЬ

Ход занятия:

Ведущий 1: (СЛАЙД №1)

Чтение стихотворения Николая Ефимовича Николюкина «Свет лампады» в темноте под свет зажжённой свечи под аккомпанемент песни Сергея Гребенникова «Покаянная молитва».

(СЛАЙД №2)

У образа Господнего горит,

Горит лампада тусклым светом,

Но нам о многом говорит

Тот свет познания. При этом

Мы понимаем, что у нас

Есть память, самое святое.

И ни на миг, и ни на час

Нам не забыть своё былое.

И мы не можем позабыть,

Зачем же мы сюда явились,

Чтобы любить, чтобы творить,

Чтоб этим творчеством гордились.

Должны мы сделать, чтобы стал

Тот тусклый свет большим сияньем.

Он был началом всех начал

И наших всех благодеяний.

И пусть не мучает нас страх,

Что кто-то этот свет затушит,

Не только он у нас в глазах,

Но он горит и в наших душах.

Как веру в нас не задушить,

Так свет лампады будет вечен.

И без него не может жить

Земной и слабый человечек.

Во благе мы хотели б жить,

А потому нам помнить надо,

Что ничего не может быть

Без света тускленькой лампады.

Ведущий 2: (СЛАЙД №3)

Весна открывает целую череду самых светлых и прекрасных праздников: Благовещение, Пасха. В чудесный хоровод этих праздников вплетается и новый праздник – День Православной Книги, который отмечается  14 марта. Почему день празднования выпал именно на 14 марта, на эту дату? Потому что трудами дьякона Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца  14 марта 1564 года вышла в свет первая на Руси печатная книга «Апостол». Именно с этого дня и зародилось само понятие православная книга.

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!

Великой красоты и сложности предел,

Животворящий сплав прошедшего и мига,

Фундамент для грядущих добрых дел.

Ведущий 1:

В 2009 году  Священный Синод Русской Православной Церкви учредил новый ежегодный праздник - День Православной Книги. А 14 марта 2010 года в России он отмечался впервые. Какие цели ставит перед собой этот праздник – День Православной Книги? Главная цель – показать  важность православной книги в жизни человека.

Ведущий 2: (СЛАЙД №4)

 Книга живет уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас. До святых равноапостольных Кирилла и Мефодия все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках. Тогда князья Ростислав, Святополк и Коцел вызвали из Византии двух мудрых братьев: Кирилла и Мефодия. Прибыли они, чтобы помочь славянским народам обрести свой письменный язык. Было это в далёком 863 году. (Слайд №5)

Младший брат Кирилл (светское имя – Константин) создал славянскую азбуку, которая была названа в его честь – Кириллицей. Она была составлена на основе греческой, но изменена, чтобы передать систему звуковую славянского языка. Много работал Кирилл, чтобы перевести с греческого языка на славянский книги духовные и обучить чтению славян по буквам, тогда им неведомым. Это было очень трудным делом. Помогал ему просвещать предков наших старший брат Мефодий. Так два брата, Кирилл и Мефодий, выполнили великое дело!  Братья были монахами. (Слайд №6) Первые книги, переведенные на славянский язык - «Евангелие» и «Деяния апостолов». Затем братья перевели «Псалтирь», «Октоих» и другие церковные книги. После смерти братья были причислены к лику святых и на иконе, как можно здесь видеть, их всегда изображают вместе. (Слайд №7 )

Ведущий 1:

Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас. (Слайд №8) Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Как бы хотели сказать: «Книга - очень ценная вещь». Да, было время, когда книги переписывали от руки. Не один месяц трудились, выводя гусиным пером одну букву за другой, переходя от строчки к строчке. Прежде чем начать новую страницу, надо было ее разлиновать свинцовой палочкой, ведь карандашей еще не было. Заглавную букву рисовали красными чернилами. С тех пор мы называем первую строку каждого отрывка «красной», хотя все буквы в книгах одного цвета. Работа писца была долго и кропотливой. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.  

Ведущий 2:

Дело пошло иначе, когда изобрели печатный станок. (Слайд №9) На нём каждую страницу можно было отпечатать в нескольких экземплярах. Первая типография появилась в России более четырёх столетий назад. Ее основал печатник Иван Фёдоров. (Слайд №10) 19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. (Слайд №11)  Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. А правил тогда Иван Грозный. Значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как её тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник. (Слайд №12)   

Ведущий 1:

Известно, что Иван Фёдоров родился в  1510 году, учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра. В 1550-х годах он служил дьяконом в Москве, в храме Николы Гостунского, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. И он, Иван Фёдоров, удостоился  этой чести. Иван Фёдоров понимал, что книги нужны людям, что  без книг нет знаний, нет будущего.

Ведущий 2:

Книги, которые издавал Иван Фёдоров, были в основном  духовно-религиозного содержания. Что такое православная книга в наше время? (Слайд №13). Митрополит Климент на празднике православной книги пояснил: «Православная книга-это издания, рассказывающие о православной вере, помогающие понять Священное Писание, богослужение, приобщиться к православной традиции». Посмотрите, ребята, на нашу выставку книг. Православные писатели хотят донести до вас евангельское слово в доступной и понятной форме. Добро  и зло, любовь и прощение, милосердие и забота о ближних  - вот что составляет содержание этих книг.

Ведущий 1:

Книга - очень ценная вещь. Много трудов затрачивается на её изготовление. Поэтому нужно обращаться с ней бережно! Особенно благоговейно нужно относиться к книгам, в которых написано о Боге. Поэтому Библию, Евангелие, Псалтирь и Молитвослов мы читаем стоя, прежде осенив себя крестным знамением (перекрестившись).  

Ведущий 2:

Но сегодня мы вспомним о книгах и авторах, которые мы можем читать сами ежедневно, которые также учат нас жить, ценить нашу жизнь и нашу историю, несут свет!!! А сейчас вашему вниманию предлагаем послушать фрагмент из книги  СВЕТЛАНЫ Алексиевич «Последние свидетели» (Слайд №14).

.Прочитав эту книгу, я подумала, что она не только о детях, но и для детей. Хотя автор назвал свое произведение «Недетскими рассказами»...

О Великой Отечественной войне в советской литературе сказано много. Но открывая страницы публицистического романа Алексиевич, видишь то, о чем в военной прозе сказано вскользь, или не сказано вообще. Здесь речь идет не о героизме русского солдата и не об отважных подвигах, а о страдании детей, о боли и ужасах, которые находятся где-то за пределами человеческого сознания.

Книга состоит из трагических рассказов. Повествование ведется от первого лица. От лица тех, кто встретил врагов на своей земле будучи детьми. Тех, кто больше всего был не готов к словам "смерть" и "война". Их первые детские воспоминания связаны с событиями, которые едва ли может выдержать крепкая психика взрослого человека. Но они выдержали, пронесли через всю жизнь, а затем нашли в себе силы рассказать.

ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА (Читает победительница школьного этапа конкурса «Живая классика» -  Нефедова Алина) (Слайд №15).

«Собака миленькая, прости… Собака миленькая, прости…»

У меня была мечта – поймать воробья и съесть…

Редко, но иногда птицы появлялись в городе. Даже весной все смотрели на них и думали об одном, о том же, о чем думала я. О том же… Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил. От голода я ощущала внутри постоянный холод, страшный внутренний холод. Также и в солнечные дни. Сколько на себя ни надень, холодно, нельзя согреться.

Очень хотелось жить…

Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. О ленинградской блокаде. Убивали нас голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады… Девятьсот… Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута… Долго ждешь обеда… Потом ужина… Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день. Это у тех, кто не работал. По иждивенческой карточке… С этого хлеба текла вода… Разделить его надо было на три части – завтрак, обед, ужин. Пили только кипяточек… Голый кипяточек…

В темноте… С шести утра я занимала зимой (помню больше всего зиму) очередь в булочную. Стоишь часами… Длинными часами… Пока подойдет моя очередь, на улице опять темно. Горит свеча, и продавец режет эти кусочки. Люди стоят и следят за ним. За каждым движением… Горящими… безумными глазами… И все это в молчании.

Трамваи не ходят… Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное – голод. Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода…

Был момент, когда я перестала слышать. Тогда мы съели кошку… Я расскажу потом, как мы ее съели. Потом я ослепла… Как раз тогда нам привели собаку. Это меня спасло.

Не вспомню… Не запомнила, когда мысль о том, что можно съесть свою кошку или свою собаку, стала нормальной. Обыкновенной. Стала бытом. Не проследила этот момент… Вслед за голубями и ласточками вдруг стали исчезать в городе кошки и собаки. У нас не было никого, как-то мы не заводили их, потому что мама считала: это очень ответственно, особенно большую собаку взять в дом. Но мамина подруга не могла сама съесть свою кошку и принесла ее нам. И мы съели. Я опять стала слышать… Слух исчез у меня внезапно, утром еще слышала, а вечером мама что-то говорит мне, а я не отзываюсь.

Прошло время… И вот мы опять умираем… Мамина подруга привела нам свою собаку. И мы ее тоже съели. И если бы не собака, мы бы не выжили. Конечно, не выжили бы. Это – ясно. Уже начали опухать от голода. Сестра не хотела утром вставать… Собака была большая и ласковая. Два дня мама не могла… Как решиться? На третий день она привязала собаку к батарее на кухне, а нас выгнала на улицу…

Помню эти котлеты… Помню…

Очень хотелось жить…

Часто собирались и сидели возле папиной фотокарточки. Папа был на фронте. Письма от него приходили редко. «Девочки мои…» – писал он нам. Мы отвечали, но старались его не расстраивать.

Мама хранила несколько кусочков сахара. Маленький бумажный мешочек. Это был наш золотой запас. Один раз… Я не выдержала, я знала, где лежит сахар, залезла и взяла один кусочек. Через несколько дней еще один… Потом… Прошло немного времени – опять… Скоро в мамином мешочке ничего не осталось. Пустой мешочек…

Заболела мама… Ей нужна глюкоза. Сахар… Она уже не может подняться… На семейном совете решили – достать заветный мешочек. Наше сокровище! Ну вот мы его и сберегли для такого дня! Мама обязательно выздоровеет. Старшая сестра стала искать, а сахара нет. Весь дом перерыли. Я вместе со всеми искала…

А вечером призналась…

Сестра меня била. Кусала. Царапала. А я просила ее: «Убей меня! Убей! Как я буду теперь жить?!» Я хотела умереть…

Я вам рассказала о нескольких днях… А их было всех девятьсот…

Девятьсот таких дней…

На моих глазах девочка украла на базаре у одной женщины булочку. Маленькая девочка… Ее догнали и повалили на землю. Начали бить… Били страшно. Смертным боем. А она торопилась доесть, проглотить булочку. Проглотить раньше, чем ее убьют…

Девятьсот таких дней…

Наш дедушка так ослабел, что один раз упал на улице… Он уже прощался с жизнью… А шел мимо рабочий, у рабочих продуктовые карточки были получше, ненамного, но лучше… Все-таки… Так этот рабочий остановился и влил дедушке в рот подсолнечного масла – свой паек. Дедушка дошел до дома, рассказывал нам и плакал: «Я даже имени его не знаю!»

Девятьсот…

Люди, как тени, медленно двигались по городу. Как во сне… В глубоком сне… То есть ты это видишь, но у тебя мысль, что ты видишь сон. Вот эти медленные… вот эти плывущие движения… Будто не по земле человек идет, а по воде…

Голос менялся от голода… Или совсем пропадал… Нельзя было определить по голосу – мужчина это или женщина? И по одежде нельзя, все закручены в какие-то тряпки. Наш завтрак… Наш завтрак был кусок обоев, старые обои, но на них остался клей… Мучной клей… Вот эти обои, и кипяточек…

Девятьсот дней…

Иду из булочной… Получила дневной паек. Эти крохи, эти жалкие граммы… А навстречу мне бежит собака. Поравнялась со мной и обнюхивает – слышит запах хлеба.

Я понимала, что это – наше счастье. Эта собака… Наше спасение!! Я приведу собаку домой…

Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Возле дома еще кусочек ей отщипнула, она лизнула мне руку. Вошли в наш подъезд… Но по ступенькам она поднималась неохотно, на каждом этаже останавливалась. Я отдала ей весь наш хлеб… Кусочек за кусочком… Так добрались мы до четвертого этажа, а наша квартира на пятом. Тут она уперлась и не идет дальше. Смотрит на меня… Как что-то чувствует. Понимает. Я ее обнимаю: «Собака миленькая, прости… Собака миленькая, прости…» Прошу ее, упрашиваю… И она пошла…

Очень хотелось жить…

Услышали… По радио передали: «Блокада прорвана! Блокада прорвана!» – счастливее нас людей не было. Счастливее нельзя быть. Мы выстояли!! Блокада прорвана…

По нашей улице шли наши солдаты. Я подбежала к ним… А обнять – сил не хватило…

В Ленинграде много памятников, но нет одного, который должен быть. О нем забыли. Это – памятник блокадной собаке.

Собака миленькая, прости…

 

Ведущий 1: Их никогда никто не поймет. Можно пожалеть и порадоваться за то, что мы живем в непростое время, но в нем, к счастью, нет столько ужасов и жестокости. Можно удивиться силе ребенка, способного перенести боль, страх, голод, потерю близких людей. Но понять их невозможно. Для этого нужно прожить их жизнь. Но когда читаешь эти искренние, но жуткие монологи, надеешься на то, что постигнуть такую боль не доведется больше никому. Никому из всех взрослых и детей, ныне живущих. Ведь успокаивает в чтении этой книги иллюзия того, что самое страшное в нашей истории позади!!!

Ведущий 2: (Слайд №16).  Мы живём в мирное время, и хотелось бы больше говорить о доброте, милосердии, отзывчивости, уважении! Этому учат книги писателя Бориса Ганаго!!! 

ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА( Читает победительница школьного этапа конкурса «Живая классика» - Белоносова Ангелина) (Слайд №17).

 Борис Ганаго

ЗЕРКАЛО

 

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая.

Палка, палка, огуречик -

Вот и вышел человечек.

С этим стишком Надя закончила рисунок. Потом, боясь, что её не поймут, подписала под ним: “Это я”. Она внимательно осмотрела своё творение и решила, что ему чего-то не хватает.

Юная художница подошла к зеркалу и стала разглядывать себя: что ещё нужно дорисовать, чтобы любой мог понять, кто изображён на портрете?

Надя очень любила наряжаться и вертеться перед большим зеркалом, пробовала разные причёски. На этот раз девочка примерила мамину шляпку с вуалью.

Ей захотелось выглядеть загадочной и романтичной, как длинноногие девушки, показывающие моды по телевизору. Надя представила себя взрослой, бросила в зеркало томный взгляд и попробовала пройтись походкой манекенщицы. Получилось не очень красиво, а когда она резко остановилась, шляпа съехала ей на нос.

Хорошо, что никто не видел её в этот момент. Вот бы посмеялись! В общем, быть манекенщицей ей совсем не понравилось.

Девочка сняла шляпу, и тут её взгляд упал на бабушкину шапочку. Не удержавшись, она примерила её. И замерла, сделав удивительное открытие: как две капли воды она была похожа на свою бабулю. Только морщин у неё пока не было. Пока.

Теперь Надя знала, какой она станет через много лет. Правда, это будущее казалось ей очень далёким…

Наде стало понятно, почему бабушка так любит её, почему с нежной грустью наблюдает за её шалостями и украдкой вздыхает.

Раздались шаги. Надя торопливо положила шапку на место и побежала к дверям. На пороге она встретила… саму себя, только не такую резвую. А вот глаза были совсем такие же: по-детски удивленные и радостные.

Наденька обняла себя будущую и тихо спросила:

- Бабушка, а правда, что в детстве ты была мной?

Бабушка помолчала, потом загадочно улыбнулась и достала с полки старинный альбом. Перелистав несколько страниц, она показала фотографию маленькой девочки, очень похожей на Надю.

- Вот какой я была.

- Ой, и правда, ты похожа на меня! – в восторге воскликнула внучка.

- А может, это ты похожа на меня? – лукаво прищурившись, спросила бабушка.

- Это не важно, кто на кого похож. Главное – похожи, – не уступала малышка.

- Разве не важно? А ты посмотри, на кого была похожа я…

И бабушка стала листать альбом. Каких там только не было лиц. И каких лиц! И каждое было по-своему красиво. Покой, достоинство и тепло, излучаемые ими, притягивали взгляд. Надя заметила, что все они – маленькие дети и седые старики, юные дамы и подтянутые военные – были чем-то похожи друг на друга… И на неё.

- Расскажи мне о них, – попросила девочка.

Бабушка прижала к себе свою кровинку, и заструился рассказ об их роде, идущем из давних веков.

Уже подошло время мультиков, но девочке не захотелось их смотреть. Она открывала что-то удивительное, бывшее давно, но живущее в ней.

А ты знаешь историю своих дедов, прадедов, историю своего рода? Может быть, эта история и есть твоё зеркало?

 Добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость). (Слайд №18)

-Помните, что доброта, милосердие и сострадание вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Ведущий 1:

- Поступать по законам доброты - это красиво, почётно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте добро людям и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. А также учитесь прощать. (Видео стихотворения Бориса Пастернака УЧИСЬ ПРОЩАТЬ (слайд 19))

Ведущий 2:

Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность, милосердие, любовь и забота всегда будут востребованными. Не забывайте об этом! Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!

(Слайд №20)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

Открытое мероприятие в 7 классе. День православной книги.

Внеклассное мероприятие было проведено с целью сообщить о новом празднике в нашей культуре, рассказать о появлении на Руси первой печатной книги и её создателе – Иване Фёдорове, познакомить учащихся с...

Внеклассное мероприятие по ОПК "День православной семьи"

"День православной семьи" (кружок  по ОПК)...

Внеклассное мероприятие по ОПК "День православной семьи"

"День православной семьи" (кружок  по ОПК)...

Общешкольное мероприятие "День православной книги"

создание первых российских книг Иваном Федоровым...

Внеклассное мероприятие для учащихся «День православной книги». Презентация

Внеклассное мероприятие для учащихся«День православной книги».Презентация...

Внеклассное мероприятие «День православной книги».

Цель: сообщить о  празднике в нашей культуре, рассказать о деятельности Кирилла и Мефодия, а также о появлении на Руси первой печатной книги и её создателе – Иване Фёдорове, познакомит...