Программа курса «Основы экожурналистики»
методическая разработка (9 класс)

Аюшеева Дарима Раднаевна
Направления: духовно – нравственное, общекультурное, экологическое
9 класс
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekozhurnalistike.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию г.Улан – Удэ

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Программа курса

«Основы экожурналистики»

Направления:

духовно – нравственное, общекультурное, экологическое

Класс 9

Составитель: Аюшеева Дарима Раднаевна,

 учитель русского языка и литературы

высшей категории,

г.Улан – Удэ

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база

Программа разработана на основании:

- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013г. № 1008);

- Примерных требований к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

- Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 № 124-ФЗ.

- Санитарно-эпидемиологическими правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03».

Назначение программы

        Важной стороной жизнедеятельности социума является общение. Независимо от того, какую специальность выберет подросток, он должен уметь выражать свои мысли. Если он будет хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет поделиться знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Средства коммуникации являются одной из форм общения, когда можно лучше узнать друг друга, открыть для себя уникальность даже тех, кто не сразу может проявиться в коллективе. Круг общения друг с другом ограничен, а средства информации помогают узнать о том, что происходит в различных микрогруппах, в других коллективах. Средства коммуникации способствуют установлению духовных правил, своеобразных кодексов чести. Идея создания программы «Основы экожурналистики» социально-педагогической направленности состоит в том, чтобы выполнить социальный заказ общественных организаций и государственных учреждений города Улан - Удэ, работающих с подростками и молодежью и нуждающихся в освещении молодежной проблематики в СМИ. Кроме того, обучение по программе должно дать подросткам реальную возможность доводить мнение сверстников через СМИ, и активно участвовать в общественной жизни города и республики.

Программа нацелена на обучение основам журналистики, личностное развитие каждого обучающегося, его социализацию, нравственное и эстетическое воспитание при обязательном учёте индивидуальных особенностей. Она включает в себя учебные и практические занятия по экожурналистике, а также занятия, развивающие творческие способности, организацию и проведение социально-значимых акций, тренингов, игровые задания.

В процессе обучения журналистике ребята получают возможность делиться наблюдениями, обмениваться мнениями, учатся оценивать события общественной жизни. Такие занятия учат работать в одной команде. Они развивают личностную активность, повышают информированность по широкому кругу вопросов, создают предпосылки для создания у каждого ребёнка собственной аргументированной позиции. Юные журналисты включаются в разработку социальных проектов. Это делает программу актуальной и практически значимой.

Отличительные особенности программы:

- интеграция в обучении теоретических и практических знаний, в результате которой обучающиеся приобретают навыки газетной журналистики посредством изучения компьютерных программ с активным использованием компьютерных технологий.

- создание условий для активного включения обучающихся в окружающую среду. Это выражается в практической журналисткой работе подростков в газетах, информационном сайте Республиканского  эколого - биологического центра, в группах соцсетей. Особенно ценным и новым является то, что в своей практической работе подростки выступают инициаторами и исполнителями творческих и социальных проектов.

Актуальность и перспективность курса

Актуальность и перспективность программы связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, личностное становление подростков.

Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные способности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.

Коммуникативная направленность обучения по этой программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Возрастная группа обучающихся  - учащиеся 9 класса

Объём часов  - 17 часов – второе полугодие учебного года

Цели реализации программы

Формирование и развитие экологического мышления, социальной активности в улучшении качества окружающей среды через профессиональную деятельность, обучение способам и механизмам регулирования взаимоотношений природы и общества посредством СМИ.

            Задачи программы:

- научить основам экологической журналистики;

- развивать правосознание и понимание экологической проблемы;

- воспитывать осознанную потребность в изучении и защите природы родного края, экологическую культуру и социальную экологическую активность;

- сформировать навыки работы с экологической информацией, ориентироваться в источниках информации при подготовке материала на экологическую тему;

- содействовать  профессиональной ориентации, приобретению знаний экологии и охраны природы.

Формы и методы работы

Основной формой проведения занятий является групповая, также используются коллективная (экскурсии, пресс-конференции) и индивидуальная (выполнение проектов, отработка практического задания), практические и творческие работы.

Для решения задач, поставленных в программе, используется большой комплекс педагогических технологий

  • Семинар.
  • Лекция.
  • Дискуссия.
  • Беседа.
  • Практикум.
  • Экскурсия.
  • Игра. Викторина. Конкурс.
  • Тренинг.
  • Творческий отчёт.

Методы и приемы: словесный, наглядный, анализ, обобщение, систематизация, практический, проблемный, диалоговый, игровой.

Формы и методы достижения результатов

Курс по экологической журналистике не предполагает каких-либо специальных зачётных или экзаменационных часов. Для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки обучающихся публикуются в газете или на сайте, юнкоры принимают участие в районных, городских, республиканских  конкурсах. На практических занятиях применяются формы творческих работ: «мозговые атаки», пресс-конференции, экскурсии, ролевая игра в её различной модификации и т.д.

Формы подведения итогов

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

1. Издание газеты, создание видео, аудио материалов.

2. Участие в конкурсах юных журналистов, форумах, фестивалях.

3.  Анализ творческих работ.

4.  Публикация в городских СМИ, на сайтах, в соцсетях.

5.  Рефлексивный контроль.

Учебно – тематический план

п/п

Разделы, темы занятий

Количество часов

Теоретические занятия

Практическая работа, экскурсии

Всего часов

1.

Вводное занятие. Экология как наука. Инструктаж по ТБ

1

1

2.

Журналистика. Журналистское творчество

1

1

2

3.

Актуальные экологические темы в современных СМИ

1

1

4.

Функция экологической журналистики.

1

1

5.

Экологическая информация

1

1

6.

Жанры журналистики

1

2

3

7.

Эффективность экологических журналистских материалов

1

1

2

8.

Работа над газетой

1

2

3

9.

Участие в экологических мероприятиях школы, района, области

3

3

Итого:

5

12

17

Планируемые результаты курса

Личностные - выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности.

Метапредметные

Познавательные -  формирование творческого мышления, воображения как ведущей психологической функции, способствующей активизации деятельности обучающихся в области журналистики; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся, их творческую индивидуальность.

Регулятивные - воспитание умения создавать положительную психоэмоциональную атмосферу, способствующую повышению уровня эмпатии и жизненного тонуса;

 формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

- формирование активной жизненной позиции;

- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;

- формирование эстетических навыков. 

Коммуникативные - формирование и развитие коммуникативных способностей, необходимых в сфере общения;

- формирование и совершенствование речевых умений обучающихся, навыков написания творческих работ различных жанров, овладение собственным стилем; 

Предметные - формирование практических навыков в изучении основ теории журналистских жанров с написанием работ в различных жанрах, созданием видео и аудио работ;

- формирование системы представлений об основных понятиях и терминологии природоохранной и экологической тематики;

- формирование практических навыков подачи материала в разных жанрах журналистики;

- формирование навыков совместной деятельности и делового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.

Календарно – тематическое планирование

Разделы программы

Темы

Формы

Планируемые результаты

Количество часов

Дата проведения

План  

Факт

Вводное занятие.

Экология как наука. Инструктаж по ТБ

Беседа

Определение экологической журналистики.

Терминология из области экологии и журналистики

1

Журналистика. Журналистское творчество

Теория и методика журналистского творчества, этапы творческого процесса

Лекция

Знание методики журналистского творчества

1

Современное понимание профессионализма в журналистике

Практикум

Умение работать с экологической  информацией

1

Актуальные экологические темы в современных СМИ

 «Освещение актуальных экологических тем в СМИ»

Семинар

Умение анализировать освещения в СМИ различных экологических тем

1

Функция экологической журналистики.

Анализ материалов в СМИ, выполняющих информационную функцию экологической журналистики

Практикум

Знание функции экологической журналистики, умение подготовить просветительский и информационный материал для СМИ

1

Экологическая информация

Законы РФ о средствах массовой информации

Практикум

Знание особенности доступа к экологической информации и ее распространении.

Умение ориентироваться в законодательстве РФ о средствах массовой информации

1

Жанры журналистики

Информационные жанры журналистики – заметка, репортаж, статья, обозрение.

Очерк

Лекция

Знание  многообразия жанров журналистики.

1

Репортаж – основной жанр «зеленых» СМИ.

Практикум

Умение подготовить материал в жанре репортажа на экологическую тему

1

Экскурсия с целью проведения опроса, тестирования по природоохранной теме.

Экскурсия

Умение подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему

1

Эффективность экологических журналистских материалов

Пути повышения эффективности экологических материалов

Дискуссия

Знание  путей  повышения эффективности экологических материалов

1

Оценка эффективности экологических материалов в СМИ

Практикум

Умение  оценивать эффективность экологических материалов в СМИ

1

Работа над газетой

Подготовка информационных, просветительских, организационных материалов для школьной газеты

Беседа

Знание методики работы с экологической информацией с целью ее размещения в СМИ

1

Фоторепортаж.

Моделирование издания, программы, их структуры и композиции.

Тренинг

Умение использовать терминологию экологии и журналистики

1

Пресс – конференция

«Решение экологической проблемы»

Практикум

Умение использовать терминологию экологии и журналистики

1

Участие в экологических мероприятиях школы, района, области

Участие в экологических мероприятиях «Дни защиты от экологической опасности»

Экскурсия

Применение полученных знаний на практике

1

Подготовка к проектной работе

«Зеленый друг»

«Поможем растить леса»

Игра викторина

Реализация  навыков работы с газетным материалом

1

Защита проектов, подведение итогов

Творческие отчёты

Работа с экологической информацией

1

Информационно – методическое обеспечение

Список литературы для педагогов

  1. Ахматова А. Тайны ремесла. – М., 1986
  2. Беневоленская Т.А. «О языке и стиле газетного очерка» ‒ М., 1973.
  3. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л., 1971.
  4. Генне Ж. Школьные и лицейские газеты // Народное образование. ‒ 2001. ‒ № 10.
  5. Горелов И.Н «Умеете ли вы общаться?» - М.,1991.
  6. Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства. – М.,1972.
  7. Дорохова А. Как себя вести. – М.,1970.
  8. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. ‒ Ростов-на-Дону, 1999.
  9. Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М.,1975.
  10. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., МГУ, 2004.
  11. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки» ‒ М., 1995.
  12. Лисовский В.Т. Диспуты на морально-этические темы. ‒ М., 1988.
  13. Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакция газеты «Мухомор» // Классный руководитель. ‒ 2002., №4.
  14. О детях, лете и газете, а также обо всем на свете (использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений). ‒ М., 1997.

Список литературы для учащихся

  1. Александр Таиров и его театр. «Театральная жизнь»,1989, № 23.
  2. Гиляровский В.А. Москва газетная. – М.,1989.
  3. Дейниченко В.В. Театральный фестиваль «Новруз» в зеркале прессы. Союзтеатр, очерки, интервью. Душанбе, 1991.
  4. Краснова Г., Дастин Хофман. – М.,1988. Программа курса «Использование методов социологического исследования в практике работы юного журналиста». ‒ М.: ЮН-; ПРЕСС, 1999.
  5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных способностей. ‒ М., 1993.
  6. Рабочая книга редактора районной газеты / под ред. Я.Н. Засурского). ‒ М., 1988.
  7. Родионов В.А. Я и все-все-все: Тренинг занятий по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов. ‒ Ярославль, 2000.
  8. Семенов П.П. Компьютерная газета как средство развития учащегося // Классный руководитель. ‒ 2000, № 6.
  9. Словарь по этике. – М., 1989.
  10. Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении. ‒ Ярославль, 2000.
  11. Фомичева Л. Школьная газета // Проблемы школьного воспитания. ‒ 1999, № 1.
  12. Фурин С. Юнкору. ‒ М, 1980.
  13. Чистяк Г.И. Организация работы на компьютере по выпуску детской тиражной газеты. Творческая работа. ‒ Ярославль, 1997.
  14. Шаповал Ю.Г. Изображение и текст в журналистике.‒ Львов, 1985.
  15. Шумилина О.В. Не могли бы вы рассказать... М., 1989.

Цифровые образовательные ресурсы

        Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ журналистики»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""

Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ,  дана подробная расчасовка тем по предметам...

Программа курса «Основы программирования»

Составленная мною, программа рассчитана на 5-10 классы является сквозной программой изучения программирования. Программа содержит тематическое планирование....

программа курса "Основы предпринимательской деятельности"

Программа «Основы предпринимательской деятельности»   составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования образовательной обла...

Рабочая программа курса Основы безопасности жизнедеятельности 5-9класс

    Рабочая программа разработана на основе  программы среднего (пол­ного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жиз­недеятельности» ...

Программа курса "Основы дорожной безопасности"

Целью учебного курса  «Основы дорожной безопасности» является формирование культуры поведения на дорогах, как части  культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения зна...