Внеурочная деятельность
учебно-методический материал

Галсандоржиева Альбина Баиржаргаловна

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.  

 Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57»

Согласовано

Руководитель ШМО

___________ /Агунова Т.Б./

Протокол № __

от «__» __________ 2020 г.

Согласовано

зам.директора по УВР

____________ /Балуева Е.В./

«___» ____________ 2020 г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №57»

___________ /Жербанова Г.Н./

«___» _____________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Галсандоржиевой Альбины Баиржаргаловны, б/к

Ф.И.О., категория

по факультативному курсу информатики «Шаг в программирование», 7 класс

предмет, класс и т.д.

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

 В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение гимназии позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

Внеурочная деятельность «Шаг в программирование» предназначен для учащихся 7 классов.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цели:

  • формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;          
  • дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и персональных компьютеров в научных исследованиях, проектах;
  • подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
  • создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
  • реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления;
  • раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир  

Задачи:

  • формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
  • формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
  • формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
  • формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.

Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Срок реализации программы: учебный год 2020 - 2021.

Режим занятий: 1 раз в неделю.


Структура курса представляет собой 34 взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности каждого учащегося.

Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.

Каждая тема включает в себя теорию и практику.

В предлагаемом курсе разработана система заданий.

Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц, программ;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:

-лекционные занятия,

- практические работы,

-тренировочные упражнения,

- семинарские занятия,

- творческие работы

Требования к уровню достижений обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • назначение основных элементов окна графического редактора;
  • приемы создания и редактирования изображения;
  • основные элементы текста;
  • приемы редактирования и форматирования текста;
  • технологию вставки различных объектов;
  • технологию работы с таблицами и колонками;
  • правила создания анимации и требования к её оформлению;
  • иметь простейшие представления о формальных исполнителях;
  • основные алгоритмические структуры, операторы графики языка алгоритмизации;
  • о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • запускать приложения, сохранять результат работы на диске, открывать необходимый документ;
  • вводить с клавиатуры, редактировать и форматировать текст;
  • работать с таблицами любой сложности;
  • создавать изображения, редактировать в текстовом процессоре WORD;
  • создавать и редактировать рисунок в растровом редакторе;
  • работать с слоями изображения;
  • создавать анимацию средствами графического редактора GIMP;
  • создавать и демонстрировать мультимедиа презентации;
  • работать в среде языка алгоритмизации;
  • создавать программы, выводящие на экран заданные изображения;
  • уметь применять алгоритм ветвления и цикла.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Всего часов

1

Знакомство и работа в графическом редакторе Paint и GIMP

7

2

Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD 2010

9

3

Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point 2010

6

4

Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)

12

ИТОГО

34

Форма подведения итогов - создание и защита проектов.





Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Требования к ЗУН

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

Знакомство с графическими редакторами Paint и Gimp.

1

Уметь создать растровый рисунок в редакторе Paint. Научиться форматировать и редактировать объекты растровой графики.

Изучить назначение графического редактора GIMP. Знать основные элементы рабочего окна программы GIMP. Изучить основные панели редактора GIMP. Уметь форматировать и редактировать изображения в редакторе GIMP.

01.09.2020- 05.09.2020

Создаём простейшие рисунки.

1

Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков.

07.09.2020-12.09.2020

Использование - поворота, копирования частей изображения для создания объектов.

0, 5

0, 5

Уметь:

- копировать и вставлять изображения в буфер обмена;

- создавать изображения на основе буфера обмена;

- изменять размеры холста;

- работать со слоями;

- повторять коррекции тона, освещенности и насыщенности;

- применять инструменты кисть и градиент.

14.09.2020-19.09.2020

Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет.

1

Уметь:

-использовать инструмент Ластик;

- применять на практике основной цвет и фоновый цвет.

21.09.2020-26.09.2020

Создание изображений в Gimp. Работа со слоями.

0, 5

0, 5

Знать:

- понятие слоев;

- цветовые модели RGB и CMY.

Уметь:

- создавать, перемещать, удалять слои;

- применять режим слоя, прозрачность слоя;

- применять инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало.

28.09.2020-03.10.2020

Создание анимации в Gimp.

1

Знать :

- понятие анимации.

Уметь:

- работать со слоями, создавать кадры анимации;

- сохранять анимированные изображения;

- оптимизировать анимированные изображения.

05.10.2020-10.10.2020

Итоговая работа-рисунок на свободную тему.

1

Уметь:

- создавать рисунок на свободную тему.

12.10.2020-17.10.2020

Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов.

1

Знать:

- назначение текстового процессора WORD;

- понятие Окно текстового процессора WORD;

- понятия: символ, слово, строка, абзац, фрагмент

19.10.2020-24.10.2020

Редактирование текста.

0, 5

0, 5

Уметь:

- обрабатывать текстовую информацию;

- редактировать текст;

- работать с фрагментами текста.

26.10.2020-31.10.2020

Форматирование текста.

0, 5

0, 5

Знать:

- понятия: текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание.

Уметь:

- форматировать текстовый документ;

- выравнивать границы;

- изменять шрифт, начертание.

09.11.2020-14.11.2020

Работа с таблицами.

0, 5

0, 5

Знать:

- понятия таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.

Уметь:

- вставить таблицу в текст;

- редактировать строки, столбцы таблицы;

- заполнять таблицу.

16.11.2020-21.11.2020

Сложные таблицы.

1

Уметь:

- работать со сложными таблицами;

- объединять ячейки;

- вставлять ячейки.

23.11.2020-28.11.2020

Создаём векторные изображения.

1

Уметь:

- работать в графическом редакторе;

- создавать графический примитив.

30.11.2020-05.12.2020

Редактор формул.

1

Уметь:

- вводить математические формулы;

- производить вычисления по формулам.

07.12.2020-12.12.2020

Газетные колонки, поиск и замена слов.

1

Знать:

- представление с издательской системой “MS Publisher

14.12.2020-19.12.2020

Итоговая работа-создание документа.

1

Уметь:

- создавать документ на заданную тему.

21.12.2020-26.12.2020

Power Point 2007. Фон, шаблоны. Режимы работы. Меню программы.

1

Знать:

- общее представление о программе Power Point 2007;

- алгоритм создания слайдов.

11.01.2021-16.01.2021

Выбор дизайна. Правила оформления.

1

Знать:

-представление о дизайне презентации и макетах слайдов.

18.01.2021-23.01.2021

Анимация и настройка презентации. Создание проекта.

1

Знать:

- Технология настройки анимации.

Уметь:

- создавать эффекты анимации.

25.01.2021-30.01.2021

Подбор материала и создание проекта.

1

Уметь:

- создавать презентации.

01.02.2021-06.02.2021

Работа над выбранным проектом.

1

Уметь:

- создавать презентации.

08.02.2021-13.02.2021

Создание и защита проектов.

1

Защита проектов.

15.02.2021-19.02.2021

Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка.

1

Знать:

- понятие алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов; - знакомство со средой КУМИР;

- знакомство с исполнителем Черепаха.

22.02.2021-27.02.2021

Исполнитель Робот. Составление простейших программ.

1

Знать:

- исполнитель Робот.

29.02.2021-05.03.2021

Алгоритмические конструкции.

1

Знать:

- команда ветвления. Цикл со счетчиком.

07.03.2021-12.03.2021

Составление задач и написание программ к ним.

1

Уметь:

- составлять простейшие программы на алгоритмических языках.

14.03.2021-19.03.2021

Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд.

1

Знать:

- знакомство с исполнителем Чертежник.

Уметь:

- управлять Чертежником;

- составлять программы управления Чертежником.

28.03.2021-02.04.2021

Выполнение простейших чертежей.

1

Уметь:

- рисовать простейшие чертежи.

04.04.2021-09.04.2021

Использование алгоритмических конструкций.

1

Уметь:

- использовать вспомогательные алгоритмы.

11.04.2021-16.04.2021

Создание простого орнамента.

1

Уметь:

- Чертежник рисует орнамент.

18.04.2021-23.04.2021

Создание сложного орнамента. Циклы.

1

Знать:

- цикл повторить n раз.

25.04.2021-30.04.2021

Создание сложных рисунков.

1

Уметь:

- создавать сложные рисунки.

02.05.2021-07.05.2021

Создание сложного рисунка и написание программы к нему.

1

Уметь:

- создавать сложные рисунки;

- написать программы к данному рисунку.

10.05.2021-14.05.2021

34.

Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот.

1

Уметь:

- создавать программы.

16.05.2021-21.05.2021

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, за компьютером и т. д.).

Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.

Семинар  занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер, ноутбук – универсальные устройства обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройство ввода графической и текстовой информации – сканер.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Среда Кумир
  • Браузер

Интернет-ресурсы

  1. Электронная почта (e-mail);
  2. Электронный дневник: http://dnevnik.ru
  3. Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/


Предварительный просмотр:

Элективный курс «Программирование на языке Pascal» предназначен для учащихся 8  класса ( 34 часа)

Пояснительная записка.

АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА

Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

В курсе информатики всё меньше места отводится разделу «Алгоритмизация и программирование». Но для дальнейшего обучения учащихся в ВУЗе  учащиеся должны знать один из алгоритмических языков. Данный элективный курс позволит закрепить на практике знания учащихся по основным конструкциям языка программирования Паскаль.

Материал в курсе разбит на блоки. Учащиеся, по своему усмотрению, могут посещать все три блока или некоторые по выбору.

Эффективное изучение программирования возможно лишь тогда, когда он ориентирован на практическую деятельность. Поэтому в каждой теме рассматриваются блоки задач, к которым приводится решение.

ЦЕЛЬ КУРСА: Углубить у школьников знания, умения и навыки решения задач по  программированию и алгоритмизации.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать у учащихся интерес к профессиям, связанным с программированием.

  • Предоставить ученикам возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
  • Формировать алгоритмическую культуру учащихся.
  • Развивать алгоритмическое мышление учащихся.
  • Приобрести знания и навыки алгоритмизации в ее структурном варианте.
  • Освоить учащимися всевозможные методы решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
  • Формировать у учащихся навыки грамотной разработки программы.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

- Базовые алгоритмические структуры.

- Запись алгоритма в виде блок-схем.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

- ориентация на самостоятельную работу учащихся;

- применение проблемного, деятельностного подхода к обучению;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

- лекционные занятия;

- уроки - практикумы;

В содержании программы курса 2 части:

•  теоретическая;

•  практическая.

В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.

Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

Элективный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Pascal», учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.

Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

•  знание основных алгоритмических конструкций;

•  умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;

•  умение найти более эффективный способ решения задачи;

•  умение тестировать программу.

В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.

ФОРМА ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ – зачёт.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

- учащиеся осваивают приемы решения задач по программированию и алгоритмизации.

-  учащиеся расширяют алгоритмические знания и навыки;

-  учащиеся получают ясное представление о возможностях языка программирования    Паскаль.

Содержание курса.

I блок. Программирование линейных алгоритмов.

В данном блоке рассматривается понятие линейного алгоритма.

Основное место уделяется изучению операторов языка программирования Паскаль:

- оператор присваивания;

- составной оператор, который служит для записи в свое тело других операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один оператор;

- операторы ввода/вывода данных

  • Операторы вывода данных на экран Write("список переменных"); или Writeln("список переменных ");
  • Операторы ввода данных с клавиатуры Read("список переменных "); или Readln("список переменных ");

Учащиеся научатся создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Паскаль, закрепят и отработают навыки решения задач с использованием линейного программирования на языке Паскаль

II блок. Программирование ветвящихся алгоритмов.

В данном блоке рассматривается понятие ветвящегося  алгоритма.

Учащиеся смогут  обучиться программированию ветвящихся алгоритмов на языке  Паскаль,

подробно изучат оператор условного выполнения, который записывается в следующем виде:
if <условие> then <оператор1> else <оператор2>.

Кроме оператора условного выполнения  циклов в  Паскале имеется ещё одна управляющая конструкция, одно из названий которой - оператор выбора. На самом деле это усложнённый оператор if, он позволяет программе выполняться не двумя способами, в зависимости от выполнения условия, а несколькими, в зависимости от значения некоторого выражения.

В общем виде этот оператор выглядит так:
case Выражение of
Вариант1: Оператор1;
Вариант2: Оператор2;
...
ВариантN: ОператорN;
[else ОператорN1;]
end;

Учащиеся научатся создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять программы на языке Паскаль, закрепят и отработают навыки решения задач с использованием ветвящихся алгоритмов на языке Паскаль

III блок. Программирование циклических алгоритмов.

В данном блоке рассматривается понятие циклического алгоритма.

Изучаются основные разновидности циклов:

  • Конструкция FOR.

  • Конструкция WHILE.
  • Конструкция REPEAT. Вложенные циклы.
  • Конструкция GOTO.

Учащиеся познакомятся с правилами, которые необходимо соблюдать при использовании в программе оператора цикла.

Учащиеся научатся создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять программы на языке Паскаль, закрепят и отработают навыки решения задач с использованием циклических алгоритмов на языке Паскаль.

По завершении курса выполняются задания практикума, которые помогут вывить уровень подготовки учащихся после изучения данного курса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема

I блок. Программирование линейных алгоритмов.

1

Общие сведения. Операторы языка программирования Паскаль.

2-5

Решение задач с использованием линейных алгоритмов.

6-7

Итоговый практикум по решению задач по теме «Линейные алгоритмы».

II блок. Программирование ветвящихся алгоритмов.

1

Оператор  if.

2-5

Практикум «Решение задач с использованием оператора if».

6

Оператор выбора (case).

7-9

Практикум «Решение задач с использованием оператора  выбора Сase»

10-11

Итоговый практикум по решению задач по теме «Ветвящиеся алгоритмы».

III блок. Программирование циклических алгоритмов.

1

Организация циклов.

2-3

Циклы. Конструкция FOR.

4-5

Циклы. Конструкция WHILE.

6-7

Циклы. Конструкция REPEAT. Вложенные циклы.

8-9

Циклы. Конструкция GOTO.

10-12

Практикум по решению задач по теме «Циклы».

13-16

Итоговый практикум по решении задач по темам: «Линейные алгоритмы», «Ветвящиеся алгоритмы», «Циклы».



Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57»

Согласовано

Руководитель ШМО

___________ /Агунова Т.Б./

Протокол № __

от «__» __________ 2020 г.

Согласовано

зам.директора по УВР

____________ /Балуева Е.В./

«___» ____________ 2020 г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №57»

___________ /Жербанова Г.Н./

«___» _____________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Галсандоржиевой Альбины Баиржаргаловны, б/к

Ф.И.О., категория

по профессиональной подготовке «Оператор ЭВМ», 10 класс

предмет, класс и т.д.

Улан-Удэ

2016 - 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая учебная программа является адаптивной и разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • «Типового положения о межшкольных учебных комбинатах» от 23.12.02 № 919 и от 01.02.2005 № 049, утвержденное постановлением правительства РФ от 30.12.99 № 1437;
  • Постановления Министерства здравоохранения РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов»;
  • Государственного стандарта Российской Федерации ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002;
  • Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированных в Минюсте РФ 5.12.2002 № 3997;
  • Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования;
  • Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93) настоящего стандарта на профессию с учетом примерной учебно-программной документации Института развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации;

Цели:

Цели курса соответствуют целям и ожидаемым результатам образования : «Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества», а именно программа призвана:

- помогать развитию у учащихся ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, учебно-технологической компетенции;

- учитывать индивидуальные особенности и интересы учащихся;

- развивать творческую самостоятельность, критичность мышления;

- развивать учебную мотивацию;

- способствовать профессиональной ориентации.

Поэтому реализация данной программы по курсу «Оператор ЭВМ» позволит подготовить ученика к жизни, работе, учебе, и выполнить в определенной степени задачу, поставленную государством перед образованием по формированию конкурентоспособной личности

Таким образом цель направлена на реализацию главного принципа образования – приоритет развития личности, личностно- ориентированное обучение и воспитание учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • научить навыкам работы с компьютером;
  • преодолеть психологический барьер человека перед компьютером;
  • развивать логическое мышление, память;
  • научить чётко излагать свои мысли;
  • овладеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя;
  • формировать алгоритмический подход к решению задач.

Воспитательные:

  • формирование культуры поведения;
  • профессиональная ориентация подростков в выборе будущих профессий ;
  • воспитание коммуникационных качеств;
  • воспитание чувства коллективизма, взаимной помощи, дружбы, сплочённости;
  • воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи;
  • воспитание умения довести начатое дело до конца.

Развивающие:

  • развитие логического мышления;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие терпения и усидчивости при усвоении новых знаний;

В качестве главного направления обучения по данной профессии учебная программа определяет:

  • Реализацию программы профессиональной подготовки учащихся 10 классов;
  • Развитие системы предпрофильного и профильного образования;
  • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

В соответствии с перечнем профессий начального профессионального образования профессия «Оператор электронно-вычислительных машин» относится ко 2 ступени квалификации.

Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, 1 час в неделю. Данный режим работы обеспечивает выполнение учебного плана в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане. Учебный план обеспечивает условия для самовыражения и самоопределения учащихся, удовлетворяет потребностям и интересам учащихся и их родителей, обеспечивает преемственность между начальным и общим профессиональным образованием, готовит учащихся к поступлению в колледжи и вузы.

Методическое обеспечение учебного плана включает в себя разнообразные инструкционные карты по всем дисциплинам курса, тестовые задания на бумажном носителе и в виде интерактивных тестовых задач, кроссворды по отдельным темам, компьютерные файлы с задачами разного уровня сложности, компьютерные презентации, видеоуроки, возможность прохождения тестов и изучения тем курса в режиме on-line. Кабинет, в котором проходят занятия, имеет широкополосное подключение к Интернету.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по теории

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

Критерии оценки умений учащихся по

лабораторно-практическим работам

Примерные нормы оценок выполнения учащимися

практических заданий и лабораторных работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

 творчески планирует выполнение работы;

 самостоятельно и полностью использует знания программного

материала;

 правильно и аккуратно выполняет задание;

 умеет пользоваться справочной литературой, наглядными

пособиями, компьютером и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

 правильно планирует выполнение работы;

 самостоятельно использует знания программного материала;

 в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

 умеет пользоваться справочной литературой, наглядными

пособиями, компьютером и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

 допускает ошибки при планировании выполнения работы;

 не может самостоятельно использовать значительную часть

знаний программного материала;

 допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

 затрудняется самостоятельно использовать справочную

литературу, наглядные пособия, компьютер и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

 не может правильно спланировать выполнение работы;

 не может использовать знания программного материала;

 допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

 не может самостоятельно использовать справочную литературу,

наглядные пособия, компьютер и другие средства.

Оператор ЭВМ должен уметь выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • Ведение процесса обработки информации на ЭВМ.
  • Выполнение ввода-вывода информации с носителей данных, каналов связи
  • Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств. Ведение установленной документации.
  • Работа с клавиатурой.
  • Работа в основных операционных системах, осуществление их загрузки и управления.
  • Работа в программах - оболочках (файловые менеджеры пользователя), выполнение основных операций с файлами и каталогами.
  • Управление работой текстовых редакторов.
  • Работа с электронными таблицами, ведение обработки текстовой и цифровой информации в них.
  • Работа с базами данных. Ввод, редактирование и оформление информации.
  • Владение правовыми аспектами информационной деятельности
  • Соблюдение санитарно - гигиенических требований, норм и правил по охране труда.
  • Поддержка санитарного состояния оборудования и рабочих мест в соответствии с нормами.
  • Анализ экономической информации, необходимой для ориентации в своей профессиоальной деятельности.
  • Осуществление поддержки, своевременной модернизации и смены версий программного обеспечения.

Учебно-тематический план (10 класс)

Модуль

Всего

 часов

В том числе

теория

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

1

Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности.

2

2

2

Текстовый редактор Word

9

4

4

1

3

Электронные таблицы Excel

13

6

6

1

4

Базы данных в среде Access

10

5

4

1

Всего:

34

18

13

3

  1. Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности (2 ч)

Ознакомление обучающихся с рабочим местом, режимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка.

Правила и нормы безопасного труда. Требования безопасности, предъявляемые при эксплуатации вычислительной и оргтехники. Требования, предъявляемые к личной гигиене.

  1. Выполнение работ в текстовом редакторе (9ч)

Запуск и выход из программы, Работа с окнами. Работа с системным меню, панелями инструментов, полосами прокрутки.

Создание текстового файла, редактирование, форматирование, сохранение, вывод на печать.

Просмотр текстового документа в разных режимах. Масштабирование. Выделение, добавление копирование и удаление участков текста.

Работа с меню "Вид" и работа с линейкой. Установка параметров страницы.

Работа с меню "Сервис".

Использование различных шрифтов, работа с колонтитулами. Установка абзацного отступа. Расположение абзаца по центру. Нумерация строк. Буквица.

Создание, редактирование, форматирование, удаление таблиц. Вычисляемые таблицы.

Работа с макрокомандами. Режим рисования с использованием различных инструментов. Обрамление, сплошная заливка, заполнение узором. Перемещение геометрических объектов.

  1. Работа с электронными таблицами (13 ч)

Ввод и редактирование данных с помощью электронных таблиц.

Адрес ячеек (абсолютный и относительный). Меню. Настройка.

Работа с форматом ячеек.

Работа с меню "Параметры", "Сервис" Работа, "Вид". Деление окна документа.

Внесение пустых строк и столбцов. Копирование ячеек. Автозаполнение. Автоматическая нумерация.

Составление формул. Копирование. Расчеты.

Клавиши перемещения, горячие клавиши, использование мыши при выделении ячеек.

Оформление внешнего вида таблицы.

Использование таблицы в качестве базы данных. Сортировка.

Поиск и внесение в таблицу встроенных функций при помощи мастера функций.

Создание таблиц сложной структуры.

  1. Работа с базой данных (10 ч)

Создание новой базы данных и работа с ней.

Построение таблицы с художественным оформлением при помощи мастера. Модификация структуры таблицы. Создание отчета с-помощью мастера. Конструктор отчета. Печать отчета.

Создание формы. Введение записей в форму. Организация поиска. Создание и применение фильтра. Создание нового поля в таблице. Вставка элемента управления в форму. Использование нового элемента управления.

Организация работы с данными. Установка связей между таблицами. Создание подчиненной формы.

Применение фильтра к сортировке данных. Копирование таблицы.

Консультации, подведение итогов

Консультации по изученному материалу, продолжению профессионального образования, трудоустройству.

Подведение итогов теоретического обучения (беседа, тестовый контроль и др.)

Календарно-тематический план (10 класс)

По плану

фактически

Тема

Всего

часов

Требования к ЗУН

Введение

1-2.

Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности.

2

знать: в чем состоят цели и задачи изучения профессии «Оператор ЭВМ»; из каких разделов состоит предметная область информатики, ТБ

Текстовый редактор Word (9 ч)

3

Текстовый процессор Word. Характеристики, назначение, применение, основные элементы окна. Панели инструментов. Методы представления документов. Ввод и редактирование текстов

1

Знать:

- текстовые редакторы и текстовые процессоры;

- разновидности, применение, свойства текстового процессора

Word;

- характеристики, назначение, применение, основные элементы

окна;

- панели инструментов; методы представления документов;

- ввод и редактирование текстов;

- маркированные и нумерованные списки.

Уметь:

- пользоваться панелью инструментов текстового редактора;

- создавать таблицы;

- создавать формы и бланки;

- вводить и редактировать формулы;

- создавать колонтитулы и нумеровать страницы;

- предварительно просматривать и печатать документы.

4.

Определение вида и начертания шрифта

Специальные шрифтовые эффекты.

Разрядка и сжатие шрифта. Анимация. Цветовое выделение текста

1

5.

Выравнивание и формат абзаца.

Задание отступов с помощью линейки.

Задание интервала между строками. Задание позиций табуляции. Маркированные и нумерованные списки . Формат маркеров и номеров

1

6.

Проверка и замена текста. Поиск и замена текста. Проверка орфографии и грамматики.

Команда Тезаурус.

1

7

Создание и редактирование таблиц. Текст в таблицах. Форматирование текста. Добавление и удаление строк и столбцов таблицы. Объединение и разбиение ячеек.

1

8.

Границы и заливка. Автоформат таблицы. Создание форм и бланков. Проектирование форм. Поля формы.

1

9.

Формат страницы. Создание колонтитулов и нумерация страниц. «Висячие строки», перенос слов, разбивка на страницы.

1

10

Колонки. Ввод и редактирование текста в колонках. Структура колонок, разрывы в колонках. Предварительный просмотр и печать документов.

1

11

Обобщение и систематизация знаний . Контроль

1

Работа с электронными таблицами (13 ч)

12

Электронные таблицы. Назначение, возможности, область применения. Структура документа Excel.

1

Знать:

  • способы работы с электронными таблицами
  • способы форматирования таблиц
  • приемы управления данными

Уметь:

  • форматировать информацию в таблицах
  • пользоваться графическими возможностями MS Excel
  • составлять формулы в MS Excel
  • строить сложные диаграммы и графики в MS Excel
  • настраивать параметры печати и принтера
  • управлять данными в MS Excel

13

Операции с ячейками. Использование простых формул

1

14

Формулы со сложными вычислениями.

1

15

Ввод формул с функциями

1

16

Абсолютная и относительная адресация ячеек.

1

17

Создание диаграмм. Круговая диаграмма.

1

18

Многорядные диаграммы.

1

19

Графики и диаграммы с областями.

(конспект)

1

20

Правка и форматирование диаграмм.

1

21

Поиск ошибок и их исправление. Защита от ошибок при вводе данных.

1

22

Совместное использование документов. Общая работа с книгой.

1

23

Обмен данными между приложениями Word и Excel. Слияние документов.

(конспект)

1

24

Обобщение и систематизация знаний . Контроль

1

Работа с базой данных (10 ч)

25

Базы данных. Виды, назначение, область применения. СУБД Access.

1

Знать:

Определение БД, СУБД, область примения БД,

типы СУБД и БД.

Структуру БД, цель и назначение СУБД Access,

назначение таблиц, форм, запросов, отчетов.

Уметь:

- создавать и проектировать БД,

- пользоваться СУБД Access для обработки БД;

- создавать формы любой степени сложности,

- связывать таблицы все виды запросов, отчеты.

26

Структура базы данных.

1

27

Проектирование базы данных.

1

28

Цель и назначение СУБД Access

1

29

Таблицы.

1

30

Формы.

1

31

Формы на базе нескольких таблиц

(конспект)

1

32

Запросы на выборку.

1

33

Создание отчетов.

1

34

Обобщение и систематизация знаний. Контроль

1

Перечень используемой литературы

Основная литература:

1. С.В. Кисилев, В.П. Куранов «Оператор ЭВМ» М-«Академия» 2003 г.

2. «Стандарт российской федерации: профессия оператор электронно- вычислительных машин»

3. Н.Угринович «Информатика и информационные технологии» Бином- 2003 г.

Дополнительная литература:

1. Леонтьев В.П. «Новейшая энциклопедия профессионального компьютера» М-

Олма-Пресс 2003 г.

2. Дж. Куртер, А. Маркви «OFFICE 2000» Питер -2001 г.

3. Корпорация Microsoft «Приступая к работе с Windows» 1998 г.

4. С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев «Windows лаборатория мастера» М-АСТпресс

2001 г.

5. С.Симонович, Г.Евсеев «Windows 98 полный справочник в вопросах и ответах» М-

АСТпресс 2001 г

6. С.Симонович, Г.Евсеев «Практическая информатика» М-АСТпресс 2000 г.

7. С.Симонович «Общая информатика 5-9 класс» М-АСТпресс 2001 г

8. С.Симонович, Г.Евсеев «Специальная информатика» М-АСТпресс 2001 г.

9. С.Симонович, Г.Евсеев «INTERNET» М-АСТпресс 2001 г

10. Леонтьев В.П. «Карманный справочник по персональному компьютеру» М-Олма-

Пресс 2003 г

11. В.Э. Фигурнов «IBM PC для пользователя» М-ИНФРА-М 1998 г

12. Р.Д. Китов «Редактор электронных таблиц Excel» Ростов-на-Дону 2002 г.

13. Р.Д. Китов «Оформление учебных иллюстраций» Ростов-на-Дону 2002 г.

14. И. Семакин, Е. Хеннер «Информатика 10-11 кл» М-Бином 2003 г.

Методическое обеспечение курса

  • Intel Celeron 433/IDE 7 GB Segate/15" LG Studioworks/CD-ROM IDE LG 52X/FDD 3,5"/RIVA VANTA LT 64 MB-10 HIT
  • Модем D-Link DFM-560E+
  • Сканер Hewlett Packard ScanJet 3300C
  • Принтера Canon LBP 2900 и МФУ Samsung CD-диски:
  • «Практический курс Excel»
  • «Практический курс Word»
  • «Практический курс Access»
  • «Федерация Интернет-образования»
  • «DOCTOR.exe. Скорая компьютерная помощь»
  • «Reanimator»
  • «OFFICE XP. Профессиональный выпуск»
  • «Media Content»
  • «Использование Microsoft Office в школе»

Раздаточный материал

  • «Электронные таблицы Excel»
  • «Текстовый процессор Word»
  • «СУБД Access»
  • «Файловые менеджеры»
  • «Архивация данных. Программы архиваторы»
  • «Операционная система Windows»
  • Тесты:
  • «Электронные таблицы Excel»
  • «Текстовый процессор Word»
  • «СУБД Access»
  • «Операционная система Windows»
  • Тесты за весь курс обучения (электронный вариант)

Сетевые образовательные ресурсы

  • http://www.klyaksa.net
  • http://www.Web-Silver.ru
  • http://www.Metod-Kopilka.ru
  • http://www. ABalleng.ru
  • http://www. SchoolBase.ru
  • http://www.videouroki.net



Предварительный просмотр:

Интеллектуальный квест по информатике

«Компьютерные сюрпризы»

Интеллектуальная игра позволяет учащимся применять знания, полученные на уроках, принимать решения в нестандартной ситуации, формирует умение быстро и кратко излагать свои мысли, развивает творческие способности.

Цели мероприятия: развитие логического мышления интеллектуальных способностей, внимания учащихся.

Интеллектуальная игра по станциям для учащихся 7-8 классов

Положение о проведении игры

  1. Общие положения
    1.1 Игра для учащихся общеобразовательных учреждений «Интеллектуальный квест» (далее Игра) проводится для учащихся 7-8 классов. 
    2. Цели и задач
    2.1 Целью проведения Игры является популяризация школьных предметов и повышения интереса у учащихся. 
    2.2. Задачи Игры:
    - выявление и поддержка творческих способностей детей;
    - выявление уровня знаний учащихся, умение применять их на практике. 
    3. Порядок организации и определения победителей
    3.1. В Игре участвуют команды учащихся 7-8 классов

3.2. Порядок проведения:
1. Встреча участников Игры. Регистрация;
2. Представление правил Игры;
3. Игра команд;
4. Подведение итогов, объявление победителей.
3.3. Продолжительность игры (игра команд) 80 минут.
3.4. Победителем игры объявляется команда, набравшая наибольшее количество баллов. В случае равных результатов у нескольких команд, побеждает команда, которая быстрее выполнила задания.
4. Участники игры
4.1 Участниками Игры являются команды учащихся
Состав команды: 7 класс- 2 ученика; 8 класс-2 ученика.
5. Условия участия
5.1. Каждой команде после представления правил игры выдаётся маршрутный лист с указанием станций (номера кабинетов), где нужно выполнить задания по информатике. Время пребывания на станции не более 10 минут
5.2. Порядок прохождения станций, указанный в маршрутном листе, изменять нельзя.

Материалы для проведения игры

  1.   МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

________________

п/п

кабинет

Название станции

Отметка о прохождении

1

Шифровальщик

2

Спортивная

3

Эрудит

4

Историческая

5

Техническая

6

Передай сообщение

7

Творческая

  1. Карта для результатов  в кабинете (на станции)

Кабинет №_____

Ответственные: _____________________________________________

№ этапа

Команда

Станция

Баллы

1

Историческая

2

Историческая

3

Историческая

4

Историческая

5

Историческая

6

Историческая

7

Творческая

Вопросы на станцию «Эрудит»

  1. Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации? (Процессор)
  2. Устройство визуального  отображения информации? (Дисплей, монитор,экран)
  3. Совокупность нескольких запоминающих устройств? (Память ЭВМ)
  4. Абстрактное информационное пространство, являющееся средой для обмена информацией? (WWW)
  5. Группа символов,  состоящая из восьми рядом  записанных бит? (Байт)
  6. Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК? (Клавиатура)
  7. Лицо, которое пользуется ЭВМ? (Пользователь)
  8. Комбинация символов после последней точки в имени файла, которая определяет тип файла? (Расширение)
  9. Специальная программа для управления  внешними устройствами компьютера? (Драйвер)
  10. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию? (Дисковод)
  11. Наименьшая единица количества информации? (Бит)
  12. Совокупность знаний, сведений и данных? (Информация)
  13. Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации? (Процессор)
  14. Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода? (Кодирование)
  15. Манипулятор в виде укрепленной на шарнире ручки с  кнопкой, употребляется в основном для компьютерных игр? (Джойстик)
  16. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер? (Сканер)
  17. Программа просмотра веб-страниц с возможностью перехода к следующей по гиперссылкам? (Браузер)
  18. Устройство для вывода чертежей на бумагу? (Плоттер)
  19. Программируемый цифровой обработчик всевозможных данных? (Компьютер)
  20. Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр)? (Система счисления)
  21. Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером? (Винчестер)
  22. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть? (Модем)
  23. Элементарная база второго поколения ЭВМ? (Транзистор)
  24. Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде? (Архиватор)
  25. Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш? (Курсор)
  26. Главными частями его  являются операционная система и система программирования? (Системное программное обеспечение)
  27. Совокупность всех программ и соответствующей  документации, обеспечивающая целесообразное использование ЭВМ в интересах каждого его пользователя? (Программное обеспечение)
  28. Совокупность программ, являющаяся  посредником между ЭВМ и пользователем? (Операционная система)
  29. Кто изобрел механическое устройство для сложения и умножения чисел? (Готфрид Лейбниц)
  30. Как называется выдача чужой программы за собственную? (Плагиат)

Станция «Историческая»

№ 1 Подберите соответствие. За каждое правильное 1 балл, за правильное пояснение, чем известен этот человек в информатике + 0,5 балла

Смотри таблицу 1 в приложении к игре.

№ 2  Подберите соответствие. За каждое совпадение 1 балл

Смотри таблицу 2 в приложении к игре.

I поколение

А

Электронные лампы

II поколение

Б

Интегральная схема

III поколение

В

Процессор

IV поколение

Г

Транзисторы

V поколение

Д

СБИС

Ответы:

№ 1 Учёные

№ 2

  1. В
  2. Д
  3. Г
  4. Б
  5. А
  1. 3 поколение – Б  интегральн схемы
  2.  2 поколение – Г  транзисторы
  3.  4 поколение – В  процессор
  4. 5 поколение – Д  СБИС
  5.  1 поколение – А электр. лампы

Станция «Спортивная»

С помощью исполнителя Кузнечик решите следующие задания:

№1

Система команд исполнителя:

Вправо 3

Прыжок на 3 единицы вправо

Влево 2

Прыжок на 2 единицы влево

Начальное положение

0

Составьте алгоритм, с помощью которого он побывает над числом 2

№ 2

Вправо2

Прыжок на 2 единицы вправо

Влево 3

Прыжок на 3 единицы влево

Начальное положение

Неизвестно

Программа

Вправо 2 Вправо 2 Влево 3 Влево 3

Влево 3 Вправо 2 Влево 3

Результат

5

Выполнив программу, Кузнечик оказался над числом 5. Найдите число, над которым находился Кузнечик перед выполнением этой программы

№ 3

Начальное положение

8

Программа

- 2 + 3!  + 4 – 7!  +1!  + 1!  - 5 + 8 – 1  - 3!

слово

-------

Начальное положение

11

Программа

 + 3!  -  6  + 3!  – 9  +1!  - 3!   + 1!   - 10!  - 2!

слово

-------

Станция «Шифровальщик»

Требуется расшифровать послание и угадать способ кодировки

1) рпгоармма – ывосакя опзэяи, ерузьлатыт ёе аробыт ргбуяа рпзоа.

2) йай жгнпнбн, цсн брд лъ жгдры рдвнгмю рнапакзры

3) рпиесбгмяён тбньц гётжмьц й обцпешйгьц

Ответы:

1) рпгоармма – ывосакя опзэяи, ерузьлатыт ёе аробыт ргбуяа рпзоа. («Программа – высокая поэзия, результаты её работы грубая проза», переставлены чётные и нечётные буквы в словах)

2) йай жгнпнбн, цсн брд лъ жгдры рдвнгмю рнапакзры

(«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», каждая буква заменена на предыдущую)

3) рпиесбгмяён тбньц гётжмьц й обцпешйгьц

(«Поздравляем самых весёлых и находчивых», каждая буква заменена на следующую за ней)

Станция «Передача информации».

 Сейчас команда будут выступать в роли приёмника и источника информации. А передавать информацию будет один из участников команды невербальным способом, т. е. с помощью мимики и жестов. Остальные участники отгадывают, что передаёт источник.

жёсткий диск

клавиатура

монитор

неисправный дисковод

принтер

лазерный диск

сканер

модем

компьютер завис

проектор

флэшка

мышь

колонки не работают

дискета

нетбук

ноутбук

интернет

не работает интернет

вирус испортил данные

разрядилась батарея

джойстик

виртуальный шлем

наушники

Станция «Техническая»

В электронной таблице Excel создайте таблицу и по полученным данным постройте диаграмму продажи молока:

Продажа молочной продукции

продукция

январь

февраль

март

апрель

май

Молоко

23

16

8

21

12

Кефир

6

14

5

12

10

С помощью графического редактора Paint создайте рисунок.

С помощью текстового редактора Word  набрать и оформить в соответствии с образцом.

Н.В.Гоголь

Действующие лица и исполнители:

        Аделаида Ивановна         - Татьяна Логинова

        Гаврюша         - Игорь Урусов

        Утешительный         - Сергей Юрлин

        Кругель, полковник         - Леонид Дикарев



Предварительный просмотр:

Приложение к игре

Таблица 1                    Станция «Историческая»

Фото

ФИО

1

C:\Users\Школа\Pictures\Новый рисунок (1).png

А

Сергей Алексеевич Лебедев

2

C:\Users\Школа\Pictures\Camera Roll\2.jpg

Б

Джон Фон Нейман

3

C:\Users\Школа\Pictures\3.png

В

Чарльз Беббидж

4

C:\Users\Школа\Pictures\4.jpg

Г

Билл Гейтс

5

C:\Users\Школа\Pictures\5.jpg

Д

Евгений Валентинович Касперский

Таблица 2

1

C:\Users\Школа\Pictures\6.jpg

2

C:\Users\Школа\Pictures\7.jpg

3

C:\Users\Школа\Pictures\8.jpg

4

C:\Users\Школа\Pictures\9.jpg

5

C:\Users\Школа\Pictures\10.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №57 имени А.Цыденжапова

Сценарий

Квест – игра

по информатике «В поисках знака…»

Автор: Галсандоржиева А.Б. –

учитель информатики

Улан-Удэ, 2020

Содержание

Пояснительная записка

Полный текст сценария

Используемая литература

Приложение 1. Задание 1.

Приложение 2. Задание 2.

Приложение 3. Задание 3.

Приложение 4. Задание 4.

Приложение 5. Задание 5.

Приложение 6. Легенда.

Приложение 7. Ответы.

Приложение 8. Фотосессия.

Пояснительная записка

Современная форма внеурочной деятельности  - квест-игра позволяет привлечь внимание учащихся к информатике, помогает посмотреть на предмет информатики новым взглядом. Кроме того, эта форма внеурочной деятельности позволяет создать условия для формирования УУД.

Цель: развитие интереса обучающихся к информатике через интерактивную форму внеурочной деятельности - квест-игру.

Задачи:

  1. создать  команды для участия в квест-игре;
  2. разработать задания для квест-игры, нацеленные на формирование УУД;
  3. провести квест-игру в соответствии со сценарием;
  4.  подвести итоги квест-игры, используя прием «Открытый микрофон» и анкетирование.

Сценарий рассчитан на учащихся 7 классов.

Действующие лица:

5 команд учащихся, которые являются детективами. Каждая команда – это направление в криминалистике:

  1. Фоторобот – графический редактор Paint
  2. Погоня – устройства компьютера
  3. Детектор лжи – компьютерная сеть Internet
  4. Допрос – кодирование информации
  5. Следственный эксперимент – кодирование информации

Задания составлены так, что они способствуют развитию УУД (умение работать по инструкции, интерпретировать, работать с таким метапредметом как «знак», умение работать в команде, обобщать мнение группы и высказывать его публично). Кроме того, задания содержат интригу, элемент неожиданности и юмор. Все это привлекает подростков и делает квест-игру занимательной и результативной.

Апробированный сценарий может быть использован любым педагогом и адаптирован на более старший возраст. Соблюдая структуру и логику квест-игры, в качестве основы можно использовать и другие задания.

Прогнозируемый результат

Мы предполагаем, что:

  1. у учащихся либо появится, либо повысится интерес к информатике;
  2. у учащихся проявится позитивное отношение к такой интерактивной форме деятельности как квест-игра.

А также у участников квест-игры формируются  такие УУД как:

  • Личностные: развитие познавательной мотивации, умения адекватно оценивать себя и других.
  • Познавательные:  смысловое чтение, работа с различными видами информации (определение темы, основной мысли, сравнение, формулировка вывода на основе исследуемой информации), выбор эффективного способа решения, постановка и решение проблем.
  • Регулятивные: определение и понимание поставленных задач, умение работать в группе, распределение времени, контроль деятельности.
  • Коммуникативные: умение слушать и слышать других, взаимодействовать в команде и с учителем, брать ответственность за групповой результат деятельности, конструктивно преодолевать проблемные ситуации.

После проведения квест-игры учащимся предлагается заполнить анкету.

Анкета

  1. Понравилось ли тебе участвовать в квест-игре?
  1. Что именно понравилось делать?
  1. Что нового ты узнал?
  1. Что оказалось трудным?

Результаты мониторинга эффективности использования квест-игры по информатике «В поисках знака…».

В анкетировании участвовало 15 человек. Результаты анкеты представлены в таблице.

  1. Понравилось ли тебе участвовать в квест-игре?

«Да»  -100 %

  1. Что именно понравилось делать?

Вводить пароль, выполнять задания

  1. Что нового ты узнал?

Пароли от архивов, кто придумал интернет, пароли для архивов

  1. Что оказалось трудным?

Ничего, задания с координатами

Полный текст сценария

Квест-игра начинается на уроке. На доске – фото знаменитых детективов. Звучит музыка из фильма «Шерлок Холмс».  

Первая часть. Вступление.

В классе дети делятся на команды. Учитель говорит приветственное слово, используя презентацию.

Вторая часть. Квест – игра.

«Детективы» получают легенду, изучают ее и приступают к заданию.

Легенда

Только в русском языке и некоторых языках бывших советских республик это знак называют одним именем. В других языках чаще всего этот знак называют обезьянкой или улиткой, встречаются и такие экзотические варианты как штрудель (на иврите), сельдь под маринадом (в чешском и словацком), лунное ухо (в казахском).

О каком знаке идет речь? Как называется этот знак в России?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо выполнить 5 заданий. Ответ каждого задания – это пароль для открытия одной части картинки. На картинке изображен знак, который вы ищите. Собрав все части картинки в одну, вы получите ответ.

Разделитесь на 5 команд. Выберите те задания, которые вам по силам. Помните, залог успеха заключается в том, что каждый участник вкладывает усилия для общей победы.

  1. Фоторобот – графический редактор Paint
  2. Погоня – устройства компьютера
  3. Детектор лжи – компьютерная сеть Internet
  4. Допрос – кодирование информации
  5. Следственный эксперимент – кодирование информации

  1. Фоторобот – графический редактор Paint
  1. В конкурсе может принять участие любой ученик со 1 по 11 класс. Задания предлагаются для шести разных возрастных групп: 1 классы, 2-3 классы, 4-5 классы, 6-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. Подведение итогов проводится раздельно по каждой параллели.  Конкурс проводится непосредственно в Вашей школе. 
  2.  Формат конкурса таков: участникам предлагается 26 заданий (в 1 классе - 18 заданий, во 2 и 3 классах - 20 заданий). К каждому из заданий 1 - 23 дается 4 варианта ответов. Среди них только один правильный. Участник должен в специальном бланке отметить правильный ответ без каких—либо пояснений. Для заданий 24, 25 и 26 ответом является записанное в специальное поля в бланке ответов одно целое число. Не разрешается пользоваться учебниками и калькулятором. На выполнение всего конкурсного задания дается 60 минут (в 1-3 классах - 45 минут).
  3. О каком конкурсе идет речь? Название конкурса – это пароль.
  4. На рабочем столе найдите файл Задание1.jpg. Откройте этот файл с помощью графического редактора Paint. Раскрасьте рисунок в соответствии с цифрой цвета. В результате вы получите цветное изображение. Что будет изображено на картинке – это ответ на задание. Пароль вводится на русской раскладке и «маленькими буквами».

  1. Погоня – устройства компьютера

Задание 2

  1. Первый советский компьютер был создан под руководством этого ученого (1902—1974). Необходимость создания собственного ЭВМ в СССР была осознана несколько позже, чем в США, так что соответствующие работы начались только с осени 1948 года. Инициаторами проекта выступили ученые-ядерщики — в те годы буквально вся страна работала над атомным проектом, который курировал лично Лаврентий Берия. Первым делом советские разработчики приступили к разработке Малой электронной счетной машины (МЭСМ).
  2. Для разработки отечественной ЭВМ этому ученому и его сотрудникам отвели целое крыло двухэтажного здания тайной лаборатории, которая скрывалась в лесных дубравах в местечке Феофания под Киевом.
  3. По воспоминаниям участников тех событий, работали все члены коллектива без сна и отдыха. Только к концу 1949 определилась принципиальная схема блоков машины. Далее начались чисто технические сложности — те самые, с которыми за несколько лет до этого столкнулись американцы.
  4. Но к концу 1950 года вычислительная машина была все-таки построена. После отладки, в конце 1951-го, МЭСМ прошла испытания и была принята в эксплуатацию Комиссией АН СССР во главе с академиком Мстиславом Келдышем. С 1952 года на запущенных в масштабное производство МЭСМ-ах решались важнейшие научно-технические задачи из области термоядерных процессов, космических полетов и ракетной техники, дальних линий электропередачи, механики, статистического контроля качества, сверхзвуковой авиации.
  5. 25 декабря 1951 года началась регулярная эксплуатация первой в СССР ЭВМ. В 1952—1953 годах МЭСМ была самой быстродействующей и практически единственной регулярно эксплуатируемой ЭВМ в Европе
  6. Кто это ученый? Это человек был первым создателем компьютера в нашем государстве. Фамилия этого создателя – это пароль.

        На рабочем столе открыть файл Ребусы.ppt. Отгадать ребусы. Вписать ответы в бланк. Цифры в ответах каждого ребуса – это буква в Фамилии. Пароль вводится на русской раскладке и «маленькими буквами».

  1. Детектор лжи – компьютерная сеть Internet

Задание 3

  1. День программиста празднуется 13 ноября.
  2. Термин «информатика» был введен Карлом Штейнбухом.
  3. Компьютерную мышь изобрел Дуглас Энгельбарт.
  4. Именно 4 августа празднуется Всемирный день Интернета.
  5. Высшая награда за достижения в области информатики – премия Тьюринга.

Воспользуйся интернетом для поиска ответов. Пароль – номера верных утверждений. Пароль вводится на русской раскладке.

  1. Допрос – кодирование информации

Задание 4

Это слово  появилось в 1936 году — под такой маркой американская компания выпустила острые мясные консервы. Чтобы сбыть их запасы не первой свежести после Второй Мировой войны, была проведена массированная рекламная кампания, ставшая эталоном назойливости после скетча труппы «Монти Пайтон». В 1986 году в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Кто-то провёл аналогию между такой рассылкой и консервами, и с тех пор это слово  закрепилось в новом значении.

О каком слове идет речь? Это слово – пароль.

Выполните задание, чтобы найти пароль. Разгаданное слово – это пароль.

В сообщении присутствуют только буквы приведённого фрагмента кодовой таблицы:

 

А

П

С

Л

М

01

100

110

101

10

 

Определите, какое сообщение закодировано в строчке:

 

1101000110

 

Лишние символы не должны оставаться. Местами символы менять нельзя. В ответе запишите последовательность букв без запятых и других знаков препинания. Пароль вводится на русской раскладке и «маленькими буквами».

  1. Следственный эксперимент – кодирование информации

Задание 5

Координатное устройство для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру. О каком устройстве идет речь? Устройство – это пароль.

На координатной плоскости отметьте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки по возрастанию. Помните, первое число – координата по оси ОХ, второе число – координата по оси OY. Полученная картинка – это пароль. Пароль вводится на русской раскладке и «маленькими буквами».

1(7;4); 2(7;3); 3(6;2); 4(8;2); 5(8;0); 6(7;0); 7(7;1); 8(5;1); 9(5;2); 10(3;2);

11(3;0);12(1;0); 13(1;1); 14(2;1); 15(2;3); 16(3;3); 17(3;7);  18(2;6); 19(2;8);

20(3;8); 21(3;10); 22(2;10); 23(0;11); 24(3;13); 25(3;14); 26(5;16); 27(6;16);

28(7;15); 29(7;13); 30(6;12); 31(6;10); 32(7;6); 33(7;4); 34(9;4); 35(9;10).

Третья часть. Заключение.

После выполнения задания участники складывают части картинки, чтобы получилось цельное изображение. Участники квест-игры заполняют анкету. В конце фотоссесия с атрибутами детективов.

Используемая литература

  1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
  2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы  международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". – [Электронный ресурс] http://ito.bitpro.ru/1999.
  3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. [Электронный ресурс] http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm
  4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  5. Путешествие по Книжному океану: методические рекомендации для муниципальных детских библиотек по проведению квест-игры / БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»; [сост. А. Г. Ноготкова]. – Орёл, 2013. – 36 с.[Электронный ресурс] http://www.prishvinka.ru/kolegi/2013/kvest.pdf

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...