Рабочая программа по ОДНК НР
рабочая программа (5 класс)

Агишева Айгуль Радифовна

Рабочая программа по ОДНК НР для  5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_odnk_nr_na_31_avgusta.odt113.33 КБ

Предварительный просмотр:

1. Планируемые результаты освоения выпускниками основной школы программы по основам духовно-нравственной культуры народов России.

        Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

2)усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3)формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации, а также на основе положительного отношения к труду;

4)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

5)формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6)формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

8)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

9)готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

        Метапредметные результаты:

1) умение планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

2)готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

3)умение осуществлять поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

4) способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

5) развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам;

6)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

7)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

8)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

10)формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты:

  • обретение знаний о становлении и развитии отечественной культуры, понимание роли культуры в российском обществе, в генезисе духовных ценностей нашего Отечества;
  • формирование чувства гражданственности, причастности к судьбе своего Отечества, знание его духовных скреп;
  • умение различать основные народы России, знать их конфессиональную принадлежность, описывать памятники культуры, используя основные и дополнительные источники информации, оценивать вклад традиционных религий народов в духовное величие российской культуры;
  • формирование представлений о хранении и передаче духовно-нравственных ценностей, о значении семьи как их транслятора.
  • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества;
  • понимание роли отдельных исторических личностей в истории России и человечества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

        5 класс.

Личностные результаты.

1.формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации, а также на основе положительного отношения к труду;

2.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

3.формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

4.формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

3.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

4.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные УУД.

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.

Коммуникативные УУД.

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся  научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности.

Предметные результаты.

Обучающийся  научится:

  • определять понятие культуры, и кто ее создает;
  • характеризовать особенности многонациональной культуры России и родного края;
  • использовать содержание нравственных ценностей народов России и Башкортостана;
  • определять роль семьи, труда, служения Отечеству как важнейшие основы формирования нравственности;
  • характеризовать культурные и религиозные традиции страны и родного края;
  • рассматривать вклад жителей Башкортостана в развитие культурных ценностей России;
  • вносить свой долг по сохранению культурных ценностей страны и родного края и т.д.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • работать с текстом учебника;
  • составлять небольшие рассказы, связанные с духовностью;
  • анализировать информацию, полученную из различных источников;
  • составлять свою родословную;
  • участвовать в проектной работе;
  • работать в группе;
  • вести терминологический словарь и т.д.

        6 класс.

Личностные результаты.

1.Формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации, а также на основе положительного отношения к труду;

2.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

3.формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

4.формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 Обучающийся научится:

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

  • подбирать слова, выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

3. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

 Предметные результаты:

        Обучающийся  научится:

  • оценивать роль государственной символики в жизни общества;
  • ориентироваться в наградах России и Башкортостана на основе материалов учебного пособия и ресурсов интернета;
  • анализировать фрагменты из эпосов «Урал-батыр», «Акбузат»;
  • выделять характерные черты культуры белорусского народа;
  • характеризовать народное творчество татарского,  чувашского, мордовского, удмуртского народов;
  • интерпретировать фрагменты фольклорных произведений с целью обнаружения скрытых смыслов о семейных ценностях;
  • оценивать вклад башкирских воинов в победу России в Отечественной войне 1812 г.; вклад народов Башкортостана в победу в  Великой Отечественной войне;
  • анализировать материалы о путешествиях , делать выводы о пользе содержащихся в низ наставлений.

 Обучающийся  получит возможность научиться:

  • работать с текстом учебника;
  • составлять небольшие рассказы, связанные с духовностью;
  • анализировать информацию, полученную из различных источников;
  • составлять свою родословную;
  • участвовать в проектной работе;
  • работать в группе;
  • вести терминологический словарь и т.д.

        7 класс.

Личностные результаты.

1.Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

2.понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

3.проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

4.стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста.

4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные (отобранные) под руководством учителя.

2.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).  

Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Предметные результаты.

Обучающийся  научится:

  • охарактеризовывать структурные компоненты герба России, герба РБ;
  • анализировать творчество поэтов, писателей башкирского народа, выделять основные идеи творчества;
  • характеризовать музыкальную культуру народов РБ;
  • выделять общие черты и особенности национальной одежды у разных народов;
  • выявлять в фольклорных произведениях сюжетные линии, оценивать поступки героев с нравственных позиций;
  • осмысливать факты о военной службе в прошлом и настоящем, о героях Башкортостана;
  • выявлять смысл понятия «человеческая жизнь» в ее многообразных проявлениях;
  • раскрывать понятия «правосознание» и «права и свободы человека».

Обучающийся  получит возможность научиться:

  •  работать с текстом учебника и другой литературы;

  • составлять сложные историко-культурные рассказы;
  • участвовать в проектной работе;
  • вести небольшую исследовательскую работу, связанную с развитием духовности людей родного края;
  • использовать полученные знания, связанные с духовностью, в ходе изучения других предметов, в частности истории, обществознания, литературы, ИЗО, музыки, родных языков и др.

        8 класс.

Личностные результаты.

1.Умение  высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать  изученный материал для решения познавательных социальных задач;

2.осознание,  роли в жизни общества и отдельного человека исторических событий;

3.сохранение мотивации к учебной деятельности,  интереса к новому материалу;

4.умение анализировать проблемную ситуацию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

 Обучающийся научится:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст.

4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).  

Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Предметные результаты.

Обучающийся  научится:

  • охарактеризовывать традиции и  обычаи народов Башкортостана;
  • раскрывать семейные ценности народов Башкортостана на основе анализа их народного творчества;
  • определять характерные черты искусства фотографий в Башкортостане;
  • анализировать информацию о выдающихся художниках нашего края и их творениях;
  • выявлять сущность буддизма, его нравственные ценности;
  • раскрывать роль иудаизма в российском обществе, выяснять степень распространения иудаизма в России.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • участвовать в осуществлении сложных проектов, связанных с динамикой развития духовности в обществе;
  • вести самостоятельно исследовательскую работу;
  • извлекать из множества источников и литературы нужную информацию, связанную с вопросами развития нравственности, культуры и духовности в целом периода XIX века;
  • участвовать в дискуссиях и спорах;
  • выработать свою точку зрения, делать соответствующие выводы и умозаключения по изучаемым вопросам.

        9 класс.        

Личностные результаты.

1.Умение  высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать  изученный материал для решения познавательных социальных задач;

2.осознание,  роли в жизни общества и отдельного человека исторических событий.

3.сохранение мотивации к учебной деятельности,  интереса к новому материалу;

4.умение анализировать проблемную ситуацию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

 Обучающийся научится:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).  

Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Обучающийся  научится:

  • оценивать вклад деятелей искусства республики в мировую, российскую культуру;
  • характеризовать песенное творчество народов Башкортостана;
  • анализировать произведения литературы и искусства с целью выявления содержащихся в них ценностей, важных для общества и человека;
  • раскрывать творчество башкирских писателей и поэтов как источник нравственности;
  • анализировать произведения русских, татарских, мордовских и удмуртских писателей с моральных позиций;
  • отбирать факты о единстве народов России в решающих событиях военной и мирной жизни.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • работать с любой информацией, связанной с развитием духовного мира людей;
  • составлять различные таблицы, диаграммы, графики, показывающие динамику изменения духовности людей;
  • вести конкретную и сложную исследовательскую работу по вопросам развития культуры и нравственности людей;
  • определять причины и условия многонациональной дружбы, единства и сплоченности многонационального Башкортостана и России в целом.

2. Содержание учебного предмета

2.1. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

5 класс

Россия – наша Родина. Страна, в которой мы живём – Россия. Президент Российской Федерации. Башкортостан как часть России. Глава Республики Башкортостан. Уфа – столица нашей республики.

Символы нашей Родины. Государственная символика России. Государственная символика Башкортостана. Принцип уважения к государственным символам нашей Родины, символам других народов и стран.

Башкортостан – семья народов. Место Башкортостана на этнической карте России. Башкиры, как народ, давший название краю. Башкиры в общероссийской семье народов. Славянские народы (русские, украинцы, белорусы), тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты), нашедшие свою малую Родину в нашем крае. Другие народы, проживающие на территории Башкортостана. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино. Дружба начинается с игры: игры народов нашей республики.

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов Башкортостана: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье; древние мифологические представления народов (сакральные духи – хозяева лесов, гор, рек, околодомашнего мира; запреты, напутствия из обрядового фольклора этнопедагогического характера (например, благопожелания ребенку); волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Уфы.

Природа нашей республики. Курай, башкирская лошадь, кумыс, башкирская пчела и башкирский мед, бишбармак, баурсак, чак-чак – символы нашего края. В мире российской культуры. Величие российской культуры. Российская культура как результат усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей.

Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества. Уважение к культурным ценностям разных народов – черта образованного человека. Выдающиеся деятели культуры России и Башкортостана: прошлое и современность.

Нравственные ценности российского народа. «Береги землю родимую, как мать любимую». Славные страницы истории народов России. Фольклор народов России как носитель нравственных ценностей.

«Жизнь ратными подвигами полна». Ратные подвиги в истории России и нашего края. Вклад народов нашей страны в защиту Родины.

В труде – красота человека. Трудолюбие одно из важнейших качеств личности. Трудовые традиции народов России. «Плод добрых трудов славен…». Отношение к труду у представителей разных народов. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины.

Бережное отношение к природе. Отношение к природе у представителей разных народов. Любовь к природе как черта человека. Задача наших современников – сохранение природы. Заповедники. «Красная книга» России и Башкортостана.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Правила семейных отношений у разных народов. Семейные ценности – основа человеческого счастья. Семья – первый трудовой коллектив.

Духовные ценности российского народа. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранение памяти предков (на материале России и Башкортостана). Памятные места в истории нашего края.

Справедливость – основа жизни общества. Народная мудрость о справедливости. Взаимопомощь и коллективизм – без них невозможна победа.

Твой духовный мир. Содержание духовного мира. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии. Нравственные качества личности.

Этикет и культура поведения. Этикет и поведение людей. История этикета. Особенности религиозного и светского этикета. Этикет в семье. Современный этикет (поведение в школе, быту и общественных местах).

Религия как часть мировой культуры. Вера и религия. Возникновение религий, их многообразие. Религии мира – христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религия как важная составляющая мировой культуры.

Основы религиозной культуры народов Башкортостана. Религии в Башкортостане. Религиозные верования башкир в древности. Религиозные верования славян в древности. Язычество финно-угорских народов. Ислам в Башкортостане. Православие в Башкортостане.

6 класс

 Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – часть культуры многонационального народа России. Гимн России. Его история. Гимн Башкортостана. Уважение к гимну – уважение к стране. Учим наизусть гимны России и Башкортостана. Ордена и медали России. Ордена и медали Башкортостана. Почетные звания. Награда – высокая оценка труда и отваги человека.

Башкортостан – семья народов. Народы, населяющие Башкортостан: общая характеристика. Происхождение этнонима «башкорт»: этнонимические легенды. Тюркские народы. Башкиры, татары, чуваши Башкортостана: история и современность, численность и расселение. Традиции и обычаи тюркских народов. Национальная кухня. Фольклор тюркских народов края – обрядовый, бытовой фольклор народов, сезонные праздники.

В мире культуры Башкортостана. Многообразие российской и башкортостанской культуры. Башкирский эпос «Урал-батыр», «Акбузат», исторические предания и топонимические легенды (дети могут записать подобные легенды у своих бабушек и дедушек), мифические легенды, песни (песня «Урал»). Сказки, былины, думы, исторические предания, легенды русского (богатырские былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Слово о полку Игореве»), белорусского (предание «О крыжацких могилках»; сказочный эпос о героических богатырях-осилках (силачах) («Кузнец – богатырь», «Вдовий сын» или «Васька Попелышка») и украинского (преданий о Киевских князей Олега и Ольгу, цикл былин об Илье-Муромце, думы-песни героического характера «Дума о Самийла Кошку») народов. Татарские мифические легенды, эпические произведения (дастаны). Эпос и исторические предания чувашей (о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве, сказание об Улыпе – чувашском мифическом добром герое-великане), мордвы (легенды «Пурьгине паз и Сыржа», «Пламенные сердца»; предания о походе Ивана Грозного на Казань, крещении мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и кладах), удмуртов (сказки о Лопшо Педунье, предания о богатырях – батырах Эштэреке, Пазяле, Миколе, Ядыгаре). Пословицы и поговорки народов Башкортостана о труде, дружбе, любви к семье, Родине.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Российское преломление общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности в культуре тюркских, славянских, финно-угорских народов Башкортостана. Семейные ценности тюркских народов Башкортостана. Башкирский, татарский, чувашский фольклор о семейной жизни. Семейные обряды тюркских народов – свадьба, наречение имени – обрядовый фольклор.

Труд в народном творчестве башкир, татар, чувашей. Знатные люди – герои труда нашего края.

Участие народов Башкирии в военных действиях. Герои войн – представители тюркских народов. Участие народов нашего края в Отечественной войне 1812 года. «Северные амуры». Кахым-туря, Янтуря и его жена. Народы Башкирии в Первой мировой войне. Подвиг генерала Р.Ш. Сыртланова. Защита Отечества – священный долг в народной памяти башкир, татар, чувашей. Известные герои Отечественной войны 1812 г., Первой мировой, Великой Отечественной войн уроженцы вашей малой Родины. Жители нашего края – участники боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе, Ближнем Востоке – солдаты, выполнившие свой долг перед Родиной.

Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки патриотизма как любви к родине. Моя малая родина – город, район, деревня. Родословная и принципы составления «генеалогического древа». Память о предках – память об истории. Башкирские шежере как память народа. Праздник шежере. Храним память о наших предках дома, в музее, архиве.

Твой духовный мир. Приоритет духовного над материальным – одна из нравственных ценностей народов России. Не всё можно купить, не все блага дороже совести. История народов России – пример победы духа.

Этикет и культура поведения. Мудрость народов, населяющих Башкортостан, о путешествиях и путешественниках. Вежливость и осторожность в дороге. Современный этикет путешественника и правила поведения на дороге, в автобусе, поезде, самолете, судне. Правила дорожного движения. 

Ислам как часть мировой культуры. Возникновение ислама, его современное состояние. Сунниты и шииты – два основных направления ислама. Суфизм. Основы ислама. Нравственные ценности ислама.

Ислам в России. Духовное управление мусульман России – центр мусульман России. Уфа как исламская столица России. Значение ислама для укрепления российского государственности и развития российской культуры. Ислам в мировой культуре. Святыни ислама.

Ислам - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана. Ислам в Башкортостане. Архитектурные памятники – мечети. Мусульманские праздники. Религиозный этикет. Как вести себя в мечети.

7 класс

Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – часть российской и мировой культуры. Герб России, его история. Герб России – главный символ нашей страны. Гербы субъектов Федерации. Герб Республики Башкортостан, его история. Гербы районов и городов Башкортостана.

Башкортостан – семья народов. Мозаика народов Башкортостана. Славянские народы (русские, украинцы, белорусы) Башкортостана, их переселение в край. История и современность. Численность и расселение. Традиции и обычаи русских, украинцев, белорусов. Национальная кухня. Фольклор славянских народов края. Славянская культура – основа российской культуры.

В мире культуры Башкортостана. Поэты, писатели-просветители народов Башкортостана: С. Юлаев, М. Акмулла, М. Уметбаев – башкирского народа; Г. Тукай – татарского народа; К. Иванов – чувашского народа; С.Т. Аксаков – русского народа; Я. Купала – белорусского народа; М. Рыльский – украинского народа; В. Пурьгине-Горбунова – мордовского народа; И. Осьмин – марийского народа; А.Н. Клабуков – удмуртского народа.

Музыкальная культура народов Башкортостана. Народные инструменты – курай, кубыз, домра, кыл-кубыз, скрипка, балалайка, барабан, гармонь. Культура музыкального народного творчества. Известные творческие коллективы Башкортостана, сохраняющие музыкальное творчество народов республики. Выдающиеся исполнители народной музыки. Известные кураисты Башкортостана (Кубагуш-сэсэн, Баик-сэсэн, Ишмухамет Мурзакаев, Юмабай Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов, Ришат Рахимов, Юлай Гайнетдинов, Азат Аиткулов, Роберт Юлдашев).

Танцы народов Башкортостана. Исторические танцы. Современные танцы. Богатство народной хореографии. Танцевальные коллективы нашей республики – хранители народной культуры танца. Государственный академический ансамбль народного танца Башкортостана имени Ф. Гаскарова.

Национальный костюм народов Башкортостана. Особенности народной одежды. Орнамент и вышивка. Украшения. Культура ношения народной одежды.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Любовь к Родине – основная нравственная ценность народов России. Любовь к родной земле в фольклоре народов, населяющих Башкортостан. Тема любви к Родине в фольклоре славянских народов Башкортостана.

Семья – начало формирования человека и гражданина. Ценность семейной жизни в истории и современности. Защита семьи – забота общества и государства.

Труд во благо. Трудовой подвиг народов Башкортостана освоивших территорию края, построивших города и деревни, возделавших поля и леса. Служение Отчеству – священный долг. Военная служба в прошлом и настоящем. Герои Башкортостана, защищавшие Родину от вражеских захватчиков. Служба в российской армии как почетная обязанность мужчин России.

Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки литературного творчества народов Башкортостана. Многонациональная литература народов Башкортостана, история и современность. Книга – носитель духовных ценностей. Как пишут книгу. Писатель, ученый – авторы книг. Память о прошлом – мемуары и дневники. Искусство изготовления книги. Библиотеки – хранилища знаний и культуры. Выдающиеся писатели и ученые нашего края. Энциклопедии. Башкирская энциклопедия. Словари – хранилища языков. Многотомной свод «Башкирское народное творчество», как кладезь духовных ценностей башкир.

Средства массовой информации в прошлом и настоящем. Современная периодическая печать Башкортостана. Основные республиканские издания: газеты «Республика Башкортостан», «Вечерняя Уфа», «Уфимская неделя», «Уфимские ведомости», «Уфимские вести» (на русском языке), «Башкортостан», «Киске Өфө», «Йәшлек», «Йәншишмә», журналы «Аманат», «Акбузат» (на башкирском языке), газета «Урал сасси» (на чувашском языке), газета «Кызыл таң», журнал «Әллүки» (на татарском языке), газета «Чолман» (на марийском языке). Работа журналиста.

Интернет-сайты – информационные ленты. Интернет-пространство как способ визуализации информации, расширения информационного поля.

Твой духовный мир. Ценность человеческой жизни в культуре народов Башкортостана. Народная мудрость о поддержке и взаимопомощи. Спасение людей, находящихся в опасности – долг любого человека. Истоки правосознания народов Башкортостана. Древнейшие правовые кодексы. Современное представление о правах и свободах человека. Конституция России, Конституция Республики Башкортостан о защите прав и свобод человека. Россия – страна свободных людей. Вместе и уважая друг друга, созидаем будущее.

Этикет и культура поведения. Принципы поведения в общественных местах, отраженные в народной мудрости народов края. Русские пословицы и поговорки о нормах поведения. Современные правила поведения за столом. Этикет в столовой, кафе, ресторане. Традиции и правила.

Православие как часть мировой культуры. Православие: история и современность. Основы православия. Нравственные ценности православия. Роль православия в становлении и укреплении российской государственности. Православные святые и подвижники. Значение православия для российской культуры. Православие в мировой культуре. Православные святыни. Храмы и монастыри. Православные праздники.

Православие - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана. Православие в Башкортостане: история и современность. Православные храмы нашего края. Православный календарь. Религиозный этикет. Как вести себя в храме.

8 класс

Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – основа культуры современного российского общества. Флаг России, его история. Флаг Башкортостана. Флаги, знамёна, штандарты. Флаги субъектов Федерации. Флаги районов и городов Башкортостана.

 Башкортостан – семья народов. Этническое многообразие Башкортостана. Финно-угорские народы. Марийцы, мордва, удмурты Башкортостана: численность и расселение, традиции и обычаи. Национальная кухня. Фольклор марийцев, удмуртов, мордвы.

В мире культуры Башкортостана. Происхождение театрального искусства. Обрядовые истоки народного театра. Театральная культура народов Башкортостана. История и современность театра в Башкортостане. Театры Республики Башкортостан. Создание спектакля – труд многих творческих людей. Выдающиеся деятели театрального искусства нашей республики.

Ценность физической культуры. Национальные виды состязаний. Спортивная культура. Спортивная жизнь республики. Массовый спорт. Легкая атлетика, зимние виды спорта. Спорт как часть современной культуры.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Принципы общечеловеческих ценностей в культуре народов Башкортостана. Нормы морали и нравственности – основа существования общества. Гуманизм, милосердие к людям, животным – отличительная черта воспитанного человека. Народы Башкортостана о гуманизме и милосердии.

Любовь к Родине – основная тема народного творчества. Патриотические мотивы в фольклоре марийцев, мордвы, удмуртов России и Башкортостана.

Семейные ценности в фольклоре народов Башкортостана. Финно-угорские народы края о значении семьи и родственных связей в жизни человека и общества.

Труд как основа благополучия в народном творчестве. Пословицы, поговорки, притчи финно-угров края, посвященные теме труда. Известные деятели труда – представители марийского, мордовского, удмуртского народов. Служение Отечеству и героизм народов Башкортостана. Представители финно-угорских народов России и Башкортостана, прославившие себя ратными подвигами.

Духовные ценности народов Башкортостана. Изобразительное искусство как духовная ценность общества. Происхождение изобразительного искусства. От рисунков в пещере Шульган-Таш до картин современных художников. Творческие союзы, галереи, выставки. Направления в живописи, графике, прикладном искусстве Башкортостана. Искусство фотографии. Архитектура Башкортостана. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы, фотографы Республики Башкортостан.

Интернет-сайты рассказывающие об искусстве Башкортостана. Виртуальные прогулки по музеям и галереям. Интернет-пространство как возможность познакомиться с культурой народов России и всего мира.

Твой духовный мир. Нравственность в современном российском обществе. Пример проявления гуманизма, милосердия в поведении людей. Отклонения от нравственных норм у отдельных людей, в том числе подростков, их опасные последствия. Нравственный облик современного молодого человека.

Этикет и культура поведения. Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов Башкортостана. Современная культура отдыха и релаксации. Этикет и поведение людей в спортзале, кинотеатре, опере, концертном зале, картинной галерее.

Буддизм как часть мировой культуры.  Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее. Основы буддизма. Нравственные ценности буддизма. Буддизм в России и Башкортостане. Роль буддизма в укреплении российской государственности. Народы России, исповедующие буддизм. Буддизм в мировой культуре. Буддизм и этикет. Праздники буддистов России.

Иудаизм в России и Башкортостане. Возникновение иудаизма, его история. Основы иудаизма. Нравственные ценности иудаизма. Иудаизм в мировой культуре. Иудаизм в России. Иудейские религиозные праздники. Религиозный календарь. Иудаизм и этикет. Иудаизм в Башкортостане.

Основы религиозной культуры народов Башкортостана. История язычества. Основы языческой веры, её гармония с природой. Язычество в культуре народов России.

Религиозные и культурные традиции финно-угорского населения Башкортостана. Религиозные праздники марийцев, удмуртов, мордвы. Священные рощи. Правила поведения в Священной роще.

9 класс

Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – культура наших предков. Храним свою культуру и уважительно относимся к культурам других народов. Президент России. Глава Республики Башкортостан. Административное устройство России и Башкортостана.

Башкортостан – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство, её отражение в культуре и искусстве. Выдающиеся деятели нашего края – представители многонационального Башкортостана.

В мире культуры Башкортостана. Истоки музыкального творчества народов Башкортостана. Современное музыкальное творчество народов Башкортостана. Классическая музыка: опера, симфонии, музыка для балета и кино. Выдающиеся исполнительские коллективы Башкортостана. Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. Выдающиеся композиторы и исполнители Башкортостана (Газиз Альмухаметов, Нариман Сабитов, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Салават Низамутдинов, Радик Гареев, Аскар и Ильдар Абдразаковы, Светлана Аргинбаева).

Песенное творчество. Музыканты и поэты – создатели песен. Известные исполнители народных и авторских песен. Эстрадная музыка Башкортостана (Бахти Гайсин, Фарида Кудашева, Роза Сахаутдинова, Ильфак Смаков, Назифа Кадырова, Магафур Хисматуллин, Рим Хасанов, Айдар Галимов). Современные исполнители. Тема Родины, труда, дружбы народов в творчестве современных авторов и исполнителей песен.

Рок-музыка. Юрий Шевчук, Земфира. Башкирский рок. Группы «Дервиш-Хан», «Ант», «Далан», «Ак-Йондоз». Этно-рок группы «Дервиш-Хан», «Караван-Сарай».

Джаз. Башкирский джаз. Марат Юлдыбаев и группа «Дустар», Олег Киреев и группа «Орлан». Современные джазовые фестивали.

Башкирское кино. Киностудия «Башкортостан». Известные деятели киноискусства: Амир Абдразаков, Малик Якшимбетов, Рияз Исхаков, Айсыуак Юмагулов, Айнур Аскаров, Булат Юсупов, Зухра Буракаева. Документальное кино, игровое кино. Киношколы. Женское кино Башкортостана.

Телевидение в Башкортостане. История и современность. Телерадиокомпании.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Любовь к Родине, ценность семейной жизни, созидательный труд, служение Отечеству – в литературе, изобразительном искусстве Башкортостана. Созвучность с нравственно-духовными представлениями наших соседей – народов Татарстана, Удмуртии, Пермского края, Челябинской и Оренбургской областей. Дружба народов в труде и в быту – основа процветания России. Опасность пропаганды национализма и сепаратизма в нашей многонациональной стране. Поддержка мира и согласия как нравственный долг каждого человека.

Духовные ценности народов Башкортостана. Философское осмысление жизни. Философия – ориентир развития человека и общества. Нравственность и мораль. Традиции нравственности и морали народов Башкортостана. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей М. Акмуллы («Назиданья», «Наш мир», «Башкиры мои, надо учиться!»), Р. Фахретдинова (Назидания детям, их родителям), М. Карима (поэзия «Я – россиянин!», «Европа-Азия», поэма «Черные воды», пьесы «Салават. Семь сновидений сквозь явь»; повести «Радость нашего дома», «Долгое-долгое детство»), Р. Гарипова (стихи «Родной язык», «Жаворонок», поэма «Поклонение 1937»), А. Гиниатуллина (повесть «Вот кончится война», рассказ «Страх») – башкирская литература, С.Т. Аксакова («Детские годы Багрова внука»), М.А. Чванов – русская литература, Г. Тукая (стихи «Шурале», «Водяная», «Родной язык»), Г. Ибрагимова (рассказ «Чубарый»), Р. Миннуллина (стихи «Люблю вас, современники!», «Мы – Сак-Сук») – татарская, К. Иванова (поэма «Нарспи»), Г. Матвеева (поэмы «Чуваш») – чувашская литература, М. Сайгина (повесть «Материнское сердце»), А.С. Щеглова (рассказ «Факир») – мордовская литература, Ю. Андруховича («Московиада») – украинская литература, К. Герда (поэма «Керемет»), пьеса ««Туно» («Ворожея») – удмуртская литература, Янки Купала (поэма «Курган», драмы «Сон на кургане»), В.В. Быкова (повести «Пойти и не вернуться», «Болото») – белорусская литература.

Твой духовный мир. Башкортостан – как малая Родина и Россия как наша большая Отчизна. Историческое единство народов как основа современной жизни России. Неразрывность прошлого: история народов страны как одна судьба. Преемственность истории нашей Родины как нравственно-духовная ценность. Мы не можем отказаться от прошлого, опираясь на него, строим будущее. Ответственность современной молодежи за будущее страны. Культура поведения и этикет. Открытость и тактичность как признак воспитанного человека. Современный этикет и поведение в школе, быту и общественных местах. Люди с ограниченными физическими возможностями – часть нашего общества. Помощь людям с ограниченными физическими возможностями, детям и пожилым – норма поведения современного человека.

Поведение в электронном публичном пространстве: интернет-сайты, блоги, чаты. Ответственность за то, что публикуешь в интернете. Культура общения в интернете. Виртуальное общение не заменит человеческого общения. Дружба и товарищество – твоё богатство на всю жизнь.

Религия как часть мировой культуры. Роль религии в современном мире. Роль религии в формировании культуры российского общества. Традиционные конфессии и свобода совести в России. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Сохранение мира, взаимопонимание и уважение – важная задача для многонациональной и многоконфессиональной России.

Неорелигии (секты), психокульты – их синкретичность, противоречивость, опасность воздействия на людей. Религиозная нетерпимость – опасное явление в жизни общества.

Основы религиозной культуры народов Башкортостана. Религии в Башкортостане. Религиозная терпимость – историческая традиция, заложенная нашими предками. Уважительное отношение к верующим и религии – положительная черта воспитанного человека.

2.2.Тематическое планирование

Кол-во уроков

Название тем

Кол-во часов

5 класс

35

1

Вводный

1

2-3

Россия- наша родина

2

4-5

Символы нашей Родины 

2

6-14

Башкортостан - семья народов 

9

15

Повторительно-обобщающий урок

1

16-18

В мире российской культуры 

3

19-24

Нравственные ценности российского народа 

6

25

Повторительно-обобщающий урок

1

26-29

Духовные ценности российского народа 

4

30

Религия как часть мировой культуры 

1

31-33

Основы религиозной культура народов Башкортостана 

3

34-35

Заключение

2

6 класс

35

1

Вводный

1

2-3

Символы нашей Родины 

2

4-5

Башкортостан - семья народов 

2

6-15

В мире культуры Башкортостана 

10

16-24

Нравственные ценности народов Башкортостана 

9

25-27

Духовные ценности народов Башкортостана

3

28-29

Твой духовный мир и культура поведения 

2

30-33

Ислам как часть мировой культуры 

4

34-35

Заключение

2

7 класс

35

1

Вводный

1

2-3

Символы нашей Родины 

2

4

Повторительно-обобщающий урок

1

5-14

В мире культуры Башкортостана 

10

15-18

Нравственные ценности народов Башкортостана 

4

19-24

Духовные ценности народов Башкортостана 

6

25

Повторительно-обобщающий урок

1

26-28

Твой духовный мир 

3

29

Этика и культура поведения

1

30-31

Православие как часть мировой культуры

2

32-33

Православие – одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана

2

34-35

Заключение

2

8 класс

35

1

Вводный

1

2-3

Символы нашей Родины

2

4-5

Башкортостан-семья народов

2

6-9

В мире культуры Башкортостана

4

10-13

Нравственные ценности народов Башкортостана

4

14

Повторительно-обобщающий урок

1

15-23

Духовные ценности народов Башкортостана

9

24

Повторительно-обобщающий урок

1

25-32

Буддизм, иудаизм, язычество в религиозной и культурной жизни народов России и РБ

8

33-35

Заключение

3

9 класс

34

1

Вводный

1

2

Символы нашей Родины 

1

3

Башкортостан-семья народов 

1

4-9

В мире культуры Башкортостана 

6

10

Повторительно-обобщающий урок

1

11-13

Нравственные ценности народов Башкортостана 

3

14-20

Духовные ценности народов Башкортостана 

7

21

Повторительно-обобщающий урок

1

22-27

Твой духовный мир и культура поведения 

6

28-32

Религия как часть мировой культуры. Основы религиозной культуры народов Башкортостана 

5

33-34

Заключение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНК

Эта программа составлена в сообветствии с требованиями ФГОС второго поколения...

ОДНК. Рабочая программа для 5 класса.

       Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федера...

Рабочая программа по ОДНК 5 класс

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А....

рабочая программа по однк

Аннотация к рабочей программе предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  5 классРабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры на...

Рабочая программа по ОДНК 2019-2020

Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основеучебника протоиерея Виктора Дорофеева, диакона Ильи Кокина, О.Л.Янушкявичене, Ю.С. Васечко «Основы православной культуры», уче...

Рабочая программа по ОДНК НР 5 класс 2023-24 уч.год

Рабочая программа по ОДНК НР 5-6  класс, количество часов в год ___34___УМК  Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков....

Рабочая программа по ОДНК НР для 5-6 классов

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...