воспитательная программа
рабочая программа (6 класс)

Воспитательная программа содержит пояснительную записку, план воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА

Программа

воспитательной работы

5-7 класс

Принимать, понимать, помогать...

(Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе)

Классный руководитель

                                                                                               Васечкина Галина Адамовна.  

гп.Кондинское

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Характеристика класса
  3. Функции классного руководителя
  4. Принципы воспитательной работы с классом
  5. Формы и методы работы классного руководителя
  6. Направления деятельности классного руководителя с классом
  7. План воспитательной работы на год
  8. Сроки реализации программы и ожидаемый результат
  9. Приложение

Пояснительная записка

             Воспитание — один из сложнейших социальных процессов. Его сложность — в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
           Важную роль в жизни ребенка играют объективные социальные и культурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем.

           В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа — как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности — позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.
Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Важно, чтобы школа стала местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям.
         Большую роль играет реализация базовых потребностей человека:

  потребность в любви и в чувстве собственного достоинства;

  потребность ощущения значимости собственного Я.
         Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
         Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями, — это дом и школа.
Важными факторами в воспитании являются ответственность, осознанность и право выбора.

  ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;

  ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;

  человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.

            Воспитательная работа в классе должна вестись с учетом возрастных особенностей учащихся и с учетом перехода из начального в среднее звено, перехода в старшие классы.

            Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

  Организация разнообразной деятельности в классе;

  Забота о развитии каждого ребенка;

  Помощь в решении проблем.

Сроки реализации программы2015-2016-  2017-2018 учебные годы

Характеристика 6 – А класса.

  В  классе всего пятнадцать человек: семь девочек и восемь мальчиков.

 Хорошие учебные возможности имеют следующие учащиеся:

Баютова Виолетта

Беломоин Андрей

Завьялов Егор

Колчанова Елизавета

Кузеванов Данил

Ложев Максим

Масальский Денис

Устьянцева Раиса

Один учащийся обучается по седьмому виду Циценко Сергей


Особого внимания требуют Кузеванов Данил, Ложев Максим, Циценко Сергей т.к. не могут контролировать свое поведение


В классе лидерами являются  Ложев Максим, Беломоин Андрей, Устьянцева Раиса
Класс отличается высокой активностью, требует постоянной деятельности.
В музыкальной школе обучается Паластров Игорь.

 В многодетных семье воспитывается
Циценко Сергей

В полной семье воспитывается Ложев Максим, Устьянцева Раиса, Щеглов Николай .

Опекаемая Никифорова Ксения ( мама инвалид) Романчук Ирина (опекун Романчук Л.И.)

Нет мамы у Завьялова Егора, Романчук Ирины

Колчанова Елизавета, Беломоин Андрей живут у бабушек

Баютова Виолетта (с мамой)

Кузеванов Данил (с мамой)

    Масальский Денис (с мамой)

   Туренко Надежда (с мамой)

   Данилова Марина(мама и отчим)

Паластров Игорь (мама и отчим)


Уучащиеся класса слабо развита самостоятельность,  поэтому работу  необходимо строить на постоянном контроле и напоминании. Класс взбудораженный, учащиеся требуют жёсткого контроля со стороны родителей и учителя (контроль как напоминание и отчёт); для развития необходимо ставить очень высокие цели перед каждым учеником – такой подход способен держать класс во внимании классного руководителя, родителей, чтобы добиваться необходимых целей.

 Большая проблема на уроках с переключением внимания, учащиеся не могут слушать и слышать, наблюдается неустойчивое, рассеянное внимание. Есть в классе  учащиеся, которым очень тяжело дается усвоение учебного материала. Есть в классе ученики, у которых развито математическое мышление, они сообразительны, способны  анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Недостаточно сформирована познавательная сфера, возникают трудности при изучении английского языка

Функции классного руководителя:                                                                                                    1.  Организационно-координирующие:

  • Обеспечение связи школы с семьей;
  • Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального работника, педагога дополнительного или  внешкольного образования);
  • Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
  • Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала каждого ученика в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • Стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе- в системе дополнительного и внешкольного образования детей;
  • Взаимодействие с каждым учеником и всем коллективом класса в целом;
  • Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
  1. Коммуникативные:
  • Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • Установление взаимодействия между педагогическими работниками и учащимися;
  • Содействие установлению общего благоприятного психологического климата в коллективе класса;
  • Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
  1.  Аналитико-прогностические:
  • Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  1. Проектно-организаторская:
  • Определение направлений и содержания воспитательной работы (на основе диагностики) учащихся, в соответствии с воспитательной программой школы;
  • Основные виды деятельности, формы, условие организации воспитательной работы (с учетом интересов детей);                                                                                      разработка совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса; определение системы управления и самоуправления в классе; создание совместно с детьми системы трудовой деятельности (дежурство, уборка и т.д.);                                                                                                                 разработка программ индивидуальной поддержки (слабоуспевающих, «трудных», закомплексованных и др. учащихся); обучение анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми.

Контролирующие:

  • Контроль над успеваемостью каждого обучающегося;
  • Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимся.

                              Принципы воспитательной работы

1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.

3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.

Формы и методы работы классного руководителя

Методы:  

  • научно-исследовательский;
  • коммуникативная методика;  
  • личностно-ориентированный метод;
  • метод креативного мышления;
  • репродуктивный метод;
  • метод критического мышления;

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, презентации,
  • тренинги, занятия;
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы, представления, выступления;
  • дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  • встречи с интересными людьми;

Программа осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • через методическое обеспечение (семинары, педсоветы, МО классных руководителей)
  • через систему дополнительного образования;
  • через систему КТД и традиционных дел школы;
  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);

1 этап: 2015-2016  уч. год. – 5 класс.
«Рождение»

Цель: адаптация к обучению в среднем звене; сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся;

Деятельность  преследует решение нескольких важных задач в развитии младшего подростка:

- адаптация учащихся к обучению в среднем звене;

- развитие творческих способностей;

- привитие пользовательского навыка работы на компьютере;

- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;

- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать;

- выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;

- объединение класса общим делом;

 Ожидаемые результаты:

 - расширение кругозора учащихся;

 - проявление чувства любви к своей стране и её людям;

 - положительная динамика при формировании таких качеств как

   ответственность и активная жизненная позиция.

                          Приёмы отслеживания результатов.

Тестирование учащихся.

Экспресс - опросы родителей и учащихся.

 Письменные отзывы.  Наблюдение.

Анализ воспитательной работы  за 2015 – 2016 уч. год.

5 а  класса.

1.Общие сведения :  В классе 15  учащихся, 8 мальчиков, 7 девочек.

Выбыл нет, прибыла Романчук Ирина.

Учащиеся класса очень подвижные, требуют постоянного внимания, наблюдаются нарушения дисциплины на уроках и во время перемен. Активные. Есть случаи грубого отношения друг к другу.

2.Цели и задачи поставленные на 2015-16 учебный год.

  1. Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене;
  2. Развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей;
  3. Развитие коммуникативных способностей личности учащихся;
  4. Обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

3.Анализ реализации поставленных целей и задач через направления деятельности классного руководителя (анализ содержания деятельности) в соответствии с программой школы    

  1. Проведено 24классных родительских собраний:

 «Особенности обучения в 5 классе» ,

 «Как помощь детям учится и правильно общаться.»

«Безопасность детей в интернете.»

«Роль общения в жизн школьника»

«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

  1. Выбран родительский комитет. Председателем,  которого является

Кузеванова Ирина Петровна.

  1. Организованы праздники именинников в конце каждой четверти.
  2. Приняли активное участие в школьном этапе предметных олимпиад
  3. Еженедельно проводятся классные часы (согласно воспитательной программы) к подготовке которых принимают посильное участие все ученики.

 В классе ежедневно установлен контроль за посещением уроков, соблюдением к требование по школьной форме, поведение на переменах, посещение уроков, учет опозданий на уроки.

 Выбраны органы самоуправления; один раз  четверть выбирается  староста класса,.

Дневники учащимися заполняются и еженедельно проверяются.

Участие в общешкольных мероприятиях

Мероприятие

Участие

 Осенний кросс

Осенний балл

Викторина ПДД

Викторина «Мая малая Родина»

Новогодний праздник

Месячник посвящённый Дню Защитника Отечества.

День Победы

Участие в спортивных мероприятиях

Приняли активное участие в субботнике по очистке сквера

Активное участие всего класс,

Ложев Максим -2 место

Выступление  песня-танец «Зонтики»

Активное участие принимали девочки класса.

Конкурс осенний коллажей, заняли второе место коллективная работа по группам.

Участие класса отмечано грамотой за активное участие

Колчанова Лиза -2-е

Завьялов Егор – 3 место

 Ответили на все вопросы, ответы искали все.

Все учащиеся приняли активное участие в оформлении кабинета.

Подготовили новогоднее представление от класса, выступали Кузеванов Данил и Устьянцева Рая.

Основные выводы.

Положительные

Отрицательные

Адаптационный период пройден.

Соблюдается школьная форма.

Пропуски уроков  по болезни, справки предоставляются.

Принимали активное участие во всех общешкольных спортивных мероприятиях.

Подготовили самостоятельно достойное поздравление с днем защитника Отечества и праздником 8-марта.

Активно с хорошим настроением работали на субботнике.

В парадной форме и праздничном настроении присутствовали на дне последнего звонка.

Часто без формы ПаластровИгорь.

(постоянный контроль внешнего вида)

Много замечаний по поведению на уроках. Нарушает дисциплину Ложев Максим, Кузеванов Данила.

Заведена тетрадь замечаний, замечания фиксируются под роспись, записываю в дневник.

Много замечаний по поведению на переменах.

2016-2018 уч. год

II этап –6 -7класс –  «Становление»  выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.

Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:

  1. воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
  2. образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
  3. практический результат -  то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.

Ожидаемые результаты

  • Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • Формирование личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью.

   Основные направления воспитательной работы

  1. Гражданско – патриотическое.
  2. Интеллектуально-познавательное
  3. Физкультурно – оздоровительное.
  4. Художественно – эстетическое.
  5. Трудовое.
  6. Духовно-нравственное
  7. Семья.
  1. Направление  «Гражданско-патриотическое».

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи:

  1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
  2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
  3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
  4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
  5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
  6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного поселка

  1. Направление «Интеллектуально- познавательное»

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.

  1. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
  2. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

  1. Направление «Физкультурно-оздоровительное и экологическое»

Цель::развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать  формированию ответственности за природу, окружающий мир

Задачи:

  1. Создание условий для физического развития учащихся.
  2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
  3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

  1. Направление «Художественно-эстетическое»

Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности

 Задачи:

  1. Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
  2. Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

  1. Направление  «Трудовое»

Цель: способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать  организаторские способности

 Задачи:

  1. Воспитание потребности трудиться.
  2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

  1. Направление «Духовно-нравственное»

Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

 Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
  2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
  3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

  1. Направление «Семья»

Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям

Задачи:

  1. Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
  2. Стараться  хранить семейные традиции формировать традиции класса.

Тематика родительских собраний

  1. 1 четверть. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.
  2. 2 четверть. Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.
  3. 3 четверть. Результаты школьного урока. От чего она зависит?
  4. 4 четверть. Наши успехи инедостатки.

Примечание: учащиеся принимают участие во всех общешкольных и других мероприятиях. Для вовлечения в эту деятельность используется индивидуально-групповые формы работы. Предложение для участия основано на личностных интересах и наклонностях учащихся.

План воспитательной работы

Направление

Мероприятия

Сроки

Гражданско– патриотическое.

Классные часы: « Я  и моя будущая профессия» (День знаний)

Месячник «Я гражданин России»

Правовой месячник «Я и закон»

Кл.час «Я люблю тебя мой край родной»

Месячник посвящённый Дню Защитника Отечества.

День Победы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Апрель-май

Интеллектуально-познавательное

Развитие интеллектуальных способностей «умники и умницы»

Диагностика интеллектуальных способностей

Участие в школьной олимпиаде

Участие в предметных неделях

Участие в дистанционных конкурсах и викторинах

Классный час «Гимнастика для ума»

Раз в 2 недели

 в течение года

в течение года

Октябрь

в течение года

Физкультурно– оздоровительное.

Диагностика состояния здоровья учащихся

Участие в спортивных мероприятиях

Проведение классных часов, бесед, способствующих формированию ЗОЖ

Путь к доброму здоровья

Пирамида здорового питания

Быстрое питание-скорое заболевание

Мое питание- здоровье моего организма

Витаминв и мы

Профилактика дорожного травматизма

Классный час «Общение с компьютером: возможно ли такое?»

Сентябрь

в течение года

в течение года

октябрь

ноябрь

январь

март

апрель

в течение года

Ноябрь

Художественно– эстетическое.

Праздник Осени

Новогодний праздник. Мастерская Деда Мороза

Масленица

День смеха

Кл.час «Виртуальная экскурсия в музей»

Сентябрь

Декабрь

Март

Апрель

Май    

Трудовое.

Участие в мероприятиях по плану школы

Дежурство по классу

Классный час «Умение и труд все перетрут»

В течение года

Духовно-нравственное

День матери

Тематические классные часы:

«Духовные ценности человека»

«Общение в классе.»

Кл.час «Учимся сотрудничать.»

Критика и ее виды. Способы реагирования.

Праздник «Восславим женщину мать»

Ноябрь

В течение года

октябрь

декабрь

апрель

ноябрь

Март

Семья.

Кл.час «Традиции моей семьи»

Кл.час «Профессии моих родителей.»

Организация индивидуальной работы с семьями

Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями

Родительские собрания

ноябрь

В течение года

В течение года

1 раз в четверть

Работа с учителями-предметниками

Индивидуальные беседы  с учителями предметниками

По дням недели и по необходимости        

День недели

ФИО предметника

предмет

понедельник

Урубаев С.В.

Зайцев А.В.

Вахонина А.В.

Физкультура

Технология

Технология

Вторник

Среда

Черемных С.М.

Русский язык

литература

четверг

Попова С.С.

Алта Н.Л.

География

Музыка        

Пятница

Пугачева А.С

Воложанина О.П.

Биология

История

обществознание

Работа с учащимися «группы риска»

Поставлены на внутришкольный контроль по решению малого педсовета

Кузеванов Даниил

Ложев Максим

Безобразное поведение на уроках и в перемены, хамское отношение к сверстниками, грубость с учителями, отсутствие домашних заданий.

Осуществлять ежедневный контроль за поведением и успеваемость вышеназванных учащихся.

Ежедневная работа с дневниками учащихся.

Ежедневная связь с родителями учащихся через дневники (росписи учителей предметников и родителей)

Индивидуальные беседы с учащимися ( по мере необходимости)

 Подведение итогов еженедельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для 5-6 кл

Программа расчитана на два года для учащихся 5-6 классов...

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...