Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой родной Курский край"
рабочая программа (8 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой родной Курский край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_moy_rodnoy_kurskiy_kray.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Люби свой Курский край» для учащихся 8, 10  классов разработана на основе:

  • Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • планируемых результатов основного общего образования;
  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

Программа рассчитана на 1 учебный год. 1 час в неделю (35 часов).

1.Планируемые результаты:


Личностные результаты

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • осознание ценности человеческой жизни,
  • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей,
  • воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа,
  • осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода,
  • формирование представлений об искусстве народов России,
  • создание ценностного отношения к прекрасному, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде, общественной жизни.

Метапредметные результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные):

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);
  • умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • подкрепление изученных положений на конкретных примерах.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
  • знание отдельных научных понятий:
  • патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
  • умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные термины;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

2. Содержание программы внеурочной деятельности

        1.Вводное занятие.  

Цели и задачи занятий по программе. Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

2. География Курской области. 

Родной регион - Курская область, его местонахождение на карте. Соседи ой области. Курск- столица Курской области. Административное деление региона. Символы области и муниципальных территорий. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта русского, украинского народов, турков-месхитинцев, татар, армян, азербайджанцев и др.

Практические работы: оформление иллюстрированной карты Курской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».

3. История Курской области. 

Города-крепости на территории края. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города.

4. Курск в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 

Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Военные памятники на территории области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения

 Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне.

5. Природа родного края.

Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.

Водоемы родного края. Реки. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни курян.

Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.

Курск– один из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.

Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности лесостепной и степной зон.

Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.

Растения и животные области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.

Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества, водно-болотные угодья) Курской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.

Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.

Охрана природных богатств. Красная книга Курской области. Особо охраняемые природные территории. Леса и парки.  

Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.

6. Развитие экономики родного края.

Горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство. Агропромышленные комплексы. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля. Занятия населения родного края. Профессии в Курской области.

Практические работы: создание альбома «Профессии наших родителей», экскурсии на предприятия по месту работы родителей.

7. Культура Курской области. 

Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. поэты, писатели, композиторы и художники.

Практические работы: экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий. Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.

8. Подготовка и проведение итоговых занятий.   Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Мой родной Курский край» 8, 10 класс.

№п/п

Название раздела

Называние темы урока

Кол-во

часов

1

Вводное занятие (1 ч)

Вводное занятие.

1

2

Мой край

(7ч)

Мой край – частица великой России.

1

3

Курская область на карте и глобусе.

1

4

География  Курской области.

1

5

История области.

1

6

История Льговского района

1

7

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

1

8

Экскурсия в краеведческий музей.

1

9

Военные странички

(7 ч)

Курская область в годы великой отечественной войны

1

10

Курская область в годы великой отечественной войны

1

11

Боевой путь Льговского партизанского движения

1

12

Курская битва.

1

13

Прохоровское танковое сражение 1943 года.

1

14

Военные памятники на территории Курской области.

1

15

Экскурсия в музей.

1

16

Природа в Курском крае

(11 ч)

Времена года в нашем крае. Наблюдения за природными изменениями.

1

17

Водоемы родного края. 

1

18

Экскурсия на водоем.

1

19

Полезные ископаемые родного края.

1

20

Растения Курской области.

1

21

Животные Курской области.

1

22

Экскурсия в заповедник. Просмотр видео-фильма.

1

23

Охрана природных богатств.

1

24

Промышленность в области.

1

25

Развитие сельского хозяйства региона.

1

26

Профессии в Курской области. Экскурсия на предприятия района. Просмотр видео-фильма.

1

27

Достопримечательности родного края (5 ч)

Памятники истории и культуры региона, их охрана. Заочная экскурсия.

1

28

Архитектура родного края. Пешая прогулка по городу.

1

29

Марьино.

1

30

Рыльск.

1

31

Курск.

1

33

Экскурсия (4 ч)

Экскурсия в районный музей.

1

34

Экскурсия в районный музей.

1

35

Викторина

(1 ч)

Викторина «Мой Курский край – моё богатство!»

1

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Мой родной Курский край» 8, 10 класс.

№п/п

Название раздела

Называние темы урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие (1 ч)

Вводное занятие.

1

2

Мой край

(7ч)

Мой край – частица великой России.

1

3

Курская область на карте и глобусе.

1

4

География  Курской области.

1

5

История области.

1

6

История Льговского района

1

7

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

1

8

Экскурсия в краеведческий музей.

1

9

Военные странички

(7 ч)

Курская область в годы великой отечественной войны

1

10

Курская область в годы великой отечественной войны

1

11

Боевой путь Льговского партизанского движения

1

12

Курская битва.

1

13

Прохоровское танковое сражение 1943 года.

1

14

Военные памятники на территории Курской области.

1

15

Экскурсия в музей.

1

16

Природа в Курском крае

(11 ч)

Времена года в нашем крае. Наблюдения за природными изменениями.

1

17

Водоемы родного края. 

1

18

Экскурсия на водоем.

1

19

Полезные ископаемые родного края.

1

20

Растения Курской области.

1

21

Животные Курской области.

1

22

Экскурсия в заповедник. Просмотр видео-фильма.

1

23

Охрана природных богатств.

1

24

Промышленность в области.

1

25

Развитие сельского хозяйства региона.

1

26

Профессии в Курской области. Экскурсия на предприятия района. Просмотр видео-фильма.

1

27

Достопримечательности родного края (5 ч)

Памятники истории и культуры региона, их охрана. Заочная экскурсия.

1

28

Архитектура родного края. Пешая прогулка по городу.

1

29

Марьино.

1

30

Рыльск.

1

31

Курск.

1

33

Экскурсия (4 ч)

Экскурсия в районный музей.

1

34

Экскурсия в районный музей.

1

35

Викторина

(1 ч)

Викторина «Мой Курский край – моё богатство!»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 класса

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патрио...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История Донского края"

Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "История Донского края" в 5 классе.В программе содержатся следующие разделы:1.Введение - 1 час2. С чего начинается Родина ? - ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"История Курского края" для 7 - 8 классов

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Курского края" 7-8 классы...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)

Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление ду...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...