Квест-игра "Путешествие в мир профессий"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Рыбкина Ольга Николаевна

Цель мероприятия: расширить знания обучающихся о мире профессий.

Задачи мероприятия:

· способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;

· систематизировать знания учащихся о профессиях;

· развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;

· воспитывать уважение к труду и людям труда;

· сплочение команды в процессе преодоления трудностей;

· организация досуговой деятельности обучающихся.

Формат проведения квест-игры: он-лайн.

Оборудование: раздаточный материал для каждой станции, компьютер с выходом в интернет.

Участники квест-игры: обучающиеся 5-8 классов; состав команды: 5-7 человек; количество команд: 3-5.

Время проведения игры: 60 минут.

Описание квест-игры: каждая команда проходит 8 станций. По итогам прохождения каждой станции командам направляются карточки с наименованием одного из навыков soft skills (так называемый «гибкий» навык, который пригодится в любой профессии).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx57.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

ул. Воробьева, 16, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,

629365тел./факс (34940) 2-35-41, moudod-gaz-sale@yandex.ru

Квест-игра

«Путешествие в мир профессий»

Возрастная категория: 5-8 класс

H:\Рыбкина О.Н\ИКРА\Интеллектуальный клуб _Икра_.jpg

Составитель: Рыбкина О.Н.,

педагог-организатор

с. Газ-Сале, 2020

Ускоряющийся темп изменений в мире, обществе, науке, технике и возрастающая конкуренция на рынке труда, появление новых профессий требуют от педагога поиск новых и оригинальных методов, повышающих эффективность профориентационной работы в образовательной организации.

Как показывает практика, современные дети лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного получения, анализа и систематизации материала. Учитывая это, в профориентационной работе очень эффективным является такой метод работы как профориентационный квест. 

Квест — это увлекательная командная игра, с определенным сюжетом, в специально подготовленном помещении или на подготовленной площадке. Для победы участникам требуется решать умственные задачи, мыслить логически, применять ловкость, работать в команде. Сюжеты квестов могут быть самыми разнообразными – от популярных фильмов и компьютерных игр до неповторимых авторских сценариев.

В ходе профориентационного квеста участники не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей ребенка, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.

Познакомившись с легендой квеста, ребята получают задание: решая предложенные головоломки, отвечая на каверзные вопросы, выполняя различные задания, собрать ключевое задание.

Дети с большим интересом и азартом выполняют задания, стараясь опередить соперников. Участие в профориентационном квесте дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, приобрести коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Однако в условиях пандемии, которые сложились в современном мире, нет возможности собирать детей в большом количестве в одном месте, и тогда на помощь педагогу приходят информационные технологии: квесты можно провести в онлайн-формате.

Истинное сокровище для людей

– найти себя в труде.

П. Капица

Цель мероприятия: расширить знания обучающихся о мире профессий.

Задачи мероприятия:

  • способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
  • систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
  • воспитывать уважение к труду и людям труда;
  • сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
  • организация досуговой деятельности обучающихся.

Формат проведения квест-игры: он-лайн.

Оборудование: раздаточный материал для каждой станции, компьютер с выходом в интернет.

Участники квест-игры: обучающиеся 5-8 классов; состав команды: 5-7 человек; количество команд: 3-5.

Время проведения игры: 60 минут.

Описание квест-игры: каждая команда проходит 8 станций. По итогам прохождения каждой станции командам направляются карточки с наименованием одного из навыков soft skills (так называемый «гибкий» навык, который пригодится в любой профессии).

Ход квест-игры

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какую профессию вы выберете, кем станете в будущем?

Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться  в этом выборе, необходимо хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

Сегодня вам, ребята, предстоит принять участие в интересном и увлекательном путешествии в мир Профессий.

Вам предстоит пройти 8 станций, выполнить задания и собрать 8 карточек с наименованиями навыков soft skills.

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием и описанием станций.

В связи с тем, что игра проводится в режиме он-лайн, то по  итогу выполнения заданий каждой станции, ответы необходимо сразу же направлять в адрес организатора. Если задание решено верно, то команда получает карточку с наименованием одного из навыков soft skills. Если неверно, то команда имеет возможность вернуться к данной станции  и исправить решение.

Победителем считается команда, которая быстрее и правильнее всех выполнит все задания и соберет все карточки.

Итак, начинаем.

Станция 1. «Азбука профессий»

В таблице представлены все буквы алфавита, на каждую букву необходимо написать профессию.

А. (альпинист, акробат, артист)

П. (повар, портной, писатель)

Б. (бульдозерист, банщик, брокер)

Р. (разведчик, режиссёр, рыбак)

В. (водитель, водолаз, врач)

С. (строитель, садовод, спасатель)

Г. (горничная, гравёр, грузчик)

Т. (тьютор, технолог, товаровед)

Д. (дегустатор, дизайнер, доярка)

У. (учитель, укротитель, укладчик)

Е. (егерь, естествоиспытатель)

Ф. (флорист, фармацевт, фермер)

Ж. (журналист, животновод, железнодорожник)

Х. (хореограф, хирург, художник)

З. (зоолог, зоотехник, землемер)

Ц. (цветовод, цветокорректор, цементатор)

И. (инженер, иллюстратор, иллюзионист)

Ч. (часовщик, чертежник)

К. (копирайтер, косметолог, кондитер)

Ш. (швея, шахтёр, швейцар)

Л. (логопед, летчик, лесничий)

Щ. (щебёнщик)

М. (маркетолог, менеджер, медиатор)

Э. (эколог, энергетик, экспедитор)

Н. (нотариус, нейрохирург, неонатолог)

Ю. (юморист, ювелир, юрисконсульт)

О. (оператор, оценщик, окулист)

Я. (языковед)

Станция № 2. «Перепутаница»

На данной станции обучающимся предлагается распутать слова, обозначающие профессии будущего:

Тиси-ремфер (сити-фермер);

Неринже-логтехн (инженер-технолог);

Биокослогмо (космобиолог);

Гогроигпеда (игропедагог);

Тордиаме (медиатор);

Тордерамо (модератор).

Станция № 3. «Ключевые слова»

Вы должны назвать, к какой профессии можно отнести перечисленные ниже слова:

  1. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай (агроном);
  2. Новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты (журналист);
  3. Природа, человек, чистота, мусор, загрязнения, планета, окружающая среда (эколог);
  4. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники (архитектор);
  5. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье (портной);
  6. Булочка, торт, пирожное, крем, желе, пралине, духовой шкаф, формочки (кондитер).

Станция № 4. «Профессии в пословицах и поговорках»

На этой станции вам предстоит  отгадать, о какой профессии идет речь в пословицах или поговорках.

  1. Морской волк, во всем знает толк (моряк).
  2. Куй железо, пока горячо (кузнец).
  3. Не котел варит, а стряпуха (повар).
  4. Пляши, Матвей, не жалей лаптей (танцор).
  5. Власть всякого ограничена законом (юрист).
  6. Голова всему начало, где ум, там и толк (ученый).
  7. Пишут не пером, а умом (писатель).
  8. Учи других и сам научишься (учитель).

Станция № 5. «О какой профессии идет речь?»

  1. Это слово пришло к нам из английского языка. Это человек приветствует гостей своего заведения, выявляет их вкусовые предпочтения, информирует об ассортименте, предлагает гостям подходящие варианты напитков, принимает заказы и разливает порции алкогольных и безалкогольных напитков, включая приготовленные им самим коктейли. (Бармен)
  2. Человек этой профессии обеспечивает регулирование движения транспорта, транспортных потоков на улицах и дорогах, создание условий для предупреждения дорожно-транспортных происшествий. (Инспектор ГИБДД)
  3. Это слово пришло к нам из немецкого языка и дословно означает «живописец». Этот специалист работает в строительных организациях, ремонтно-строительных и жилищно-коммунальных управлениях, готовит под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции, окрашивает их вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. (Маляр)
  4. Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде.  (Каскадёр)
  5. По определению толкового словаря В.И. Даля «…это человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь? (Банкир)
  6. Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных. (Флорист)

Станция № 6. «Шутливые вопросы»

  1. Кто погружается в работу «с головой»? (водолаз)
  2. Кто работает «со вкусом»? (дегустатор)
  3. Кто «играет на публике»? (актёр)
  4. Кто живёт и работает «припеваючи»? (певец)
  5. Кто из учёных «ворон считает»? (орнитолог)
  6. Кто «горит на работе»? (пожарный)
  7. Кто «познаётся в беде»? (спасатель)
  8. Кто нас «вгоняет в пот»? (банщик)
  9. Кто работает «с огоньком»? (пиротехник)
  10.  Кто «на все руки мастер»? (перчаточник)

Станция № 7. «Самая-самая»

На этой станции необходимо назвать профессии, характеризуемые словами «самая…»:

  1. Самая зелёная… (озеленитель);
  2. Самая цветочная… (флорист, цветовод);
  3. Самая красивая… (визажист, ювелир, стилист);
  4. Самая смешная… (клоун, пародист);
  5. Самая чистая… (уборщица, посудомойщица, дворник);
  6. Самая детская… (воспитатель, учитель);
  7. Самая общительная… (журналист, диктор);
  8. Самая серьезная… (военнослужащий, полицейский, врач-хирург).

Станция № 8. «Группы профессий»

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа»,  «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем: необходимо распределить перечисленные ниже профессии по типам взаимоотношений:

«человек - природа»

инженер-геолог, метеоролог, техник-топограф, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод

«человек – человек»

секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый

«человек – техника»

электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных  конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот

«человек – художественный образ»

скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер

«человек – знаковая система»

оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист

Станция № 8. «Головоломка»

Головоломка: определите, у кого из жителей какая профессия:

Петренко, Колосков, Барашкин и Тихонов — жители одного из городов. Их профессии: слесарь, военный, милиционер и художник. Петренко и Колосков — соседи, поэтому на работу они всегда ездят вместе. Колосков старше Барашкина. Художник старше Колоскова. Петренко постоянно обыгрывает в шахматы Тихонова. Слесарь на работу ходит пешком. Художник не живет рядом с военным и лишь раз видел милиционера.

Вычислите, кто кем работает.

Ответ: Для того, чтобы решить данную задачу, необходимо составить «логический квадрат». Поскольку слесарь на работу постоянно ходит пешком, а Петренко и Колосков постоянно ездят, можно сделать следующий вывод, что фамилия слесаря — не Петренко и не Колосков. В нарисованном (в уме) квадрате отмечаем этот вывод.

Теперь учтем, что художник всего лишь один раз встречался с представителем милиции и не является соседом военного. Логичный вывод: пара соседей «Петренко + Колосков» не может быть ни парой «художник + военный», ни парой «художник + милиционер». Следовательно, Петренко и Колосков — военный и милиционер. Ставим соответствующие пометки в нашем логическом квадрате.

Теперь обратим внимание на возраст мужчин. С учетом наших полученных данных и одного из условий данной задачи можно утверждать, что художник старше Петренко и Колоскова. Также известно, что Колосков старше Барашкина.

Слесарь, военный, милиционер, художник.

Петренко — —

Колосков — —

Барашкин + — — —

Тихонов — — — +

Барашкин — не художник. Значит, художник — Тихонов, а Барашкин — слесарь. Теперь не трудно догадаться, что партнер художника Тихонова по шахматам военный, а не милиционер, который всего лишь один раз встречался с художником. Итак, Петренко — военный, следовательно, Колосков — милиционер.

Приложение

к сценарию квест-игры

Карточки с наименованиями навыков soft skills:

  1. Умение учиться;
  2. Умение управлять собой;
  3. Критическое мышление;
  4. Ориентация на результат;
  5. Коммуникация;
  6. Экологическое мышление;
  7. Мультиязычность;
  8. Мультикультурность;
  9. Бережливое производство.

Источники, используемые для подготовки сценария:

  1. А. Захарова,  «Эти разные профессии»/ А. Захарова// «Сценарии и репертуар». - 2013 год. - выпуск 4-й. - С. 3-16;
  2. В лабиринте профессий/ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. – (Праздник в школе).
  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  4. http://azps.ru/porientation/indexpg.html
  5. https://pro-poslovicy.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-raznyx-professiyax/
  6. https://s-mind.ru/golovolomka-o-professiyax/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...