Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Мухина Ольга Николаевна

 .Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени умственно отсталых детей (интеллектуальные  нарушения).

        Программа   по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса  с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная школа – интернат»

__________________________________________________________

         УТВЕРЖДАЮ

         Директор КОУ

                                                                                                                «Калачинская адаптивная

                                                                                                                школа – интернат»                                                                                                                                                      

         _________ Козицкая Н.В.

"      " __________2020 г.

Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Составитель: учитель Мухина О.Н.

   Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

        «     » ___________ 2020 г. протокол № 1

                   Руководитель методического объединения   ___________

(подпись)

Рабочая программа согласована  на МС ______________

(подпись)

         «     »___________  2020г.        

протокол №1

Пояснительная записка.

         Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени умственно отсталых детей (интеллектуальные  нарушения).

        Программа   по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса  с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон " Об образовании в Российской федерации" от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ.

- Федеральный государственный  образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12..2015 г.).

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) от 03.04.2015 г.

-Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ "Калачинская адаптивная школа - интернат".

      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

     Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Актуальность проблемы нравственного воспитания связана с тем. что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера(это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. школа для ребенка - это адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому я выбрала тему по самообразованию "Развитие и коррекция нравственных качеств учащихся".

     Цель: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника.

Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

-прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды

-формировать у школьников умение разбираться в сложных вопросах морали

-помочь осознать свой личный опыт поведения.

 Занятия проводятся по направлениям:

Спортивно- оздоровительное;    

Социальное развитие ;

Общекультурное развитие.; 

Духовно-нравственное развитие;

Индивидуальная работа.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Виды (или формы) внеурочной деятельности.. Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

1) игровая;

2) познавательная;

3) досугово-развлекательная (досуговое общение);

4) художественное творчество;

5) трудовая деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) краеведческая деятельность.

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям

1.       Спортивно-оздоровительное развитие:

1.        Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

2.        Проведение бесед по охране здоровья.

3.        Применение на уроках  игровых моментов, физкультминуток.

4.        Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.

2.        Духовно-нравственное развитие:

1.        Беседы, экскурсии.

2.        Участие и подготовка к мероприятиям.

3.        Разработка проектов.

4.        Сюжетно-ролевые игры.

3.      Социальное развитие:

1.        Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

2.        Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

3.        Участие в творческих конкурсах, в акциях.

4.        Бытовой труд.

5.     Самообслуживающая деятельность.

4. Общекультурное развитие:

1.        Беседы, экскурсии, встречи.

2.        Подготовка и участие в конкурсах.

3.        Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

4.        Организация экскурсий в  музей, выстави рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

5.        Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

6.          Работа в кружковых объединениях

В работе с детьми использую технологии : " Воспитательную технологию" , " Здоровьесберегающую технологию", "Технологию личностно-ориентированного  обучения",  "Технологию педагогической оценки поведения и поступков детей", "Компьютерную технологию".

Принципы организации внеурочной деятельности:  

- включение учащихся в активную деятельность.

- доступность и наглядность.

-связь теории с практикой.

-учет возрастных особенностей.

-сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

-целенаправленность и последовательность деятельности ( от простого к сложному).

Мотивы воспитания:

-воспитание и потребность в эмоциональном контакте

-воспитание и потребность смысла жизни

-воспитание и потребность достижения

-воспитание как реализация определенной системы

-потребность в принятии окружающими, в соответствии социальным нормам.

Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время.  Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 40 минут. Продолжительность занятий – 30- 40 минут.

В начале и в конце года проводится диагностика  нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.

В классе 15 учеников, трое из них обучаются на дому. По списку 4 девочки и 8 мальчиков. Полных семей - 11,неполных - 4, многодетных - 5,неблагополучных -1, один ребенок опекаемый. Все родители обеспечивали школьников всеми необходимыми принадлежностями для учебы и вещами для проживания в интернате. В классе складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды. Но сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: Бородин Артем, Горланов Владислав. Все ученики класса принимают участие в общественной жизни класса и школы. Внешний вид учащихся установлен в рамках школы.

Сведения о родителях учащихся.

Фамилия , имя учащегося

Ф.И.О. родителей

Место работы

Телефон

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Сведения об учащихся класса

Ф.И.О.

Дата рождения

Домашний адрес

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Тематическое планирование на  2020 – 2021 учебный год

Сентябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

01.09.

 День Знаний. Линейка.

02.09. 

«Режим дня. Мои привычки и желания». Беседа

03.09.

«Мои товарищи» (о правилах, регулирующих отношения со сверстниками). Беседа.

04.09.

"Опрятность и аккуратность в одежде".

Беседа.

07.09. 

«Лето. Летние каникулы. Чем я занимался летом?». Беседа.

08.09.

«Россия– многонациональное государство». Просмотр и анализ видеосюжетов.

09.09.  

«Моя кожа. Значение кожи. Гигиена кожи». Беседа

10.09.

 «Поведение в общественных местах». Беседа.

11.09. Беседа «Ответственность за порчу школьного имущества»

14.09. 

 «Я – мальчик. Я отвечаю за себя и других».

Беседа. Презентация.

15.09.

«Что означают наши имена?»   Беседа.

16.09.

 « Я знаю и умею». Практическое занятие (О правилах дорожного движения).

17.09.

«Простые правила этикета *На лестнице*».

Беседа. 

Подготовка  к выставке рисунков  «О правилах движения для всех без исключения!»

18.09.

"Как правильно и безопасно вести себя на кухне".

Беседа.

21.09.

« Лидер – это кто?»

Беседа. Ролевые упражнения.

22.09.

 «Мой дом – моя крепость» Беседа.

23.09.

«Как нужно ухаживать за собой?». Беседа.

24.09.

«Как дарить подарки?» Занятие –рассуждение.

25.09.  Подготовка к выставке поделок «Осень – славная  пора».

«День здоровья» 5- 9 класс

«Праздник Осени»

Литературная игра  «Осенних красок хоровод».

28.09.

 «Что такое конфликт?» Проигрывание конфликтных ситуаций в группе. Беседа.

29.09.

« Мои обязанности». Беседа.

30.09. 

«Опасные предметы дома».

Беседа. Просмотр мультфильма «Уроки осторожности».

01.10.

«Поведение пассажиров на  остановках». Беседа.

02.10. «Последние события в классе, школе, стране, мире».

Сообщения детей.

Октябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

05.10.

 Линейка, посвященная Дню учителя «Дорогие, наши педагоги!»

06.10.

«Карманные деньги». Беседа.

07.10

«Откуда берутся болезни?» Беседа.

08.10.

«Я – пассажир». Правила поведения на железнодорожном транспорте.

Беседа–инструктаж.

Фотовыставка

«Восхитительное рядом».

09.10.

« Что я знаю о себе».Диалог- рассуждение.

«Хорошее и плохое в человеке». Беседа. Выбор ситуации (практический).

Подготовка к фотовыставке.

Первенство школы  по прыжкам в высоту (5-6)

12.10.

«Друг в беде не бросит». Беседа.

13.10. 

Подготовка  к конкурсу рисунков  «Чтоб пожара избежать, вот что должен школьник знать»

14.10.

« Опасные растения».

Беседа с использованием ИКТ

15.10. 

«Чистота и уют в моем доме залог моего здоровья.» Беседа

16.10. 

« Умеете ли вы выбирать подарки?» Круглый стол.

19.10.

« Лень и трудолюбие». Беседа.

20.10.

«История одной улицы»

Беседа с использованием ИКТ

21.10.

 « Лекарства и организм».

Беседа.

22.10.

Экскурсия в ПЧ-48 г. Калачинска

«Хороший друг познаётся в беде». Беседа (социальный педагог).

23.10.

«Имена улиц нашего города»(сообщения детей).

Ноябрь

                                                                                           

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

Каникулы

Каникулы

Каникулы

05.11. 

«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?»

Беседа.

 

06.11.

"В мире интересного".Просмотр тематических видеофильмов.

09.11.

  «Профессии». Беседа. Рисование «Нарисуй себя в будущем».

10.11. 

«Дай лапу, друг!»

Беседа.

11.11.

 «Как питались в стародавние времена и питание нашего времени»

Беседа..

12.11.

Экскурсия в городскую библиотеку.

13.11.

 Библиотечный урок. Посещение класса с обзором книг для чтения и рекомендательной беседой о книге.

«Что такое закон? Главный закон страны». Беседа (социальный педагог).

16.11.  

«Способы разрешения конфликтов». (Выбор ситуаций).

17.11. 

«Историческое путешествие по моей стране во времени». 

18.11. 

«Гигиена правильной осанки». Занятие -практикум.

19.11.

 «Что такое музей?»

Беседа.

20.11.

Подготовка к конкурсу рисунков ко дню матери «Милая, любимая, самая красивая».

Конкурс мини – проектов «Школа наш дом».

23.11.

 «Мальчик с девочкой дружил». Час общения.

24.11. 

Экскурсия в музей. 

Подготовка к районному детскому  фестивалю народного творчества «Никола Зимний»

25.11. 

«Глаза – главные помощники человека».

Беседа.

26.11

 «Мама, мамочка, мамуля».
Беседа.


27.11. «Последние события в классе, школе, стране, мире».

Сообщения детей.

Декабрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

30.11.

«Кто и что меня защищает. Правоохранительные органы, документы.» Беседа.

01.12. 

Беседа–сообщение: «Откуда к нам пришла зеленая красавица»

02.12.

«Вредные микробы».

Беседа-рассуждение.

03.12.

«Государственная символика».

Беседа.

04.12. 

Работа с печатью (статьи районной газеты). 

Обзор книг для чтения В.Ю. Драгунский (1913-1972) 5,6 кл.

07.12. 

«Старших уважай - малышей не обижай»

08.12. 

Практическое занятие: «Изготовление новогодних атрибутов».

09.12. 

«Зимние игры и ваша безопасность»

10.12. 

«Красота на столе.» Практическое занятие.

11.12.

Как встречают Новый год в других странах .

Сообщения детей.

14.12. 

«Ценности. Что человек должен ценить».

15.12.

«Традиции Нового года»

16.12. 

Викторина «Кто все знает про Новый год»

(5-9 кл).

17.12.

Подготовка к выставке рисунков «С Новым годом!»

18.12. 

«Новый год, Новый год-класс украсим без хлопот».

21.12. 

«Снежный городок»  Подготовка к конкурсу снежных и ледяных скульптур.

22.12.

 Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»

23.12. 

«Спорт и здоровье»

24.12.

Новогодний праздник

25.12. Викторина

Ответь на мои «как?», «зачем» и «почему?»

28.12. 

Беседа-опрос «Карманные расходы. Что это значит?»

29.12. 

«Чем можно гордиться в наше время?»

30.12.

Отъезд детей домой. Итоги четверти.

Каникулы

Каникулы

Январь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

11.01.«Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог)

12.01.

«Как сберечь планету Земля?».Беседа.

 13.01.

«Здоровые зубы – здоровый желудок».

14.01.

Беседа-предупреждение «Почему на улице опасно?»

15.01.

Устное творчество детей «Книга пожеланий»

Акция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек)

18.01.

«Что мы можем прочесть на ярлычке одежды» Беседа

19.01.

«Традиции, которыми гордится моя страна».

20.01.

Игра «Что? Где? Когда?»

(5 – 6 кл) 

Соревнование  по шашкам (5-6)

21.01.

«Как вести себя с незнакомыми людьми». Беседа

22.01.

Работа с печатью (статьи районной газеты). 

25.01.

«Ответственность».

Беседа.

26.01.

«Русская игрушка. История возникновения».

Беседа.

27.01.

«В дыму табачного обмана».

28.01.

«Мы идем в магазин (правила поведения)»

29.01. Почему у елки колкие иголки? Исследовательская деятельность.

Февраль

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

01.02.

«Круг моих интересов»

02.02.

"Порадовать близких - как это просто"

03.02.

«Чай и кофе»

04.02.

«Умеем ли мы разговаривать по телефону»

05.02. "О комнатных растениях". Сообщения детей.

08.02.

«Всякое дело человеком славиться».

Беседа.

09.02. 

"Защитник Отечества — каков он?"

Беседа с элементами игры.

10.02.

«День здоровья» (эстафеты, спортивные конкурсы).

11.02.

Беседа об этикете «Как едят различные блюда?»

12.02. 

Праздник по творчеству А.Л. Барто (115 лет со дня рождения ) 1-5кл.

15.02.

«Волшебные средства взаимопонимания»

Коррекционно-психологические игры и упражнения.

16.02. 

Подготовка к конкурсу детского творчества «О подвигах, о доблести, о славе» (рисунки, открытки).Практическое занятие.

17.02.

Весёлые старты» (5-6)

18.02.

Смотр строя и песни  

« Красив в строю, силён в бою»

19.02.

"Защитники Отечества в моей семье"

(сообщения детей)

«Техника безопасности в повседневном быту».

«Мы пришли на прием к доктору»

22.02.

«Добро и зло».

Беседа.

23.02.

Выходной

24.02. 

Просмотр кино-мультфильма по сказкам братьев Гримм ( 235 лет родился Вильгельм Гримм, 1-5 кл.

25.02.

Игра «Знайте ПДД, как таблицу умножения»

26.02.

"Мир забавных животных".

Сообщения детей.

Март

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

01.03.

«От каких недостатков ты бы хотел избавиться».

Беседа с элементами ролевой игры.

02.03.

«Истоки народных праздников. Празднование Масленицы на Руси».

03.03. 

Подготовка к выставке детского рисунка «Моя семья».Практическая работа.

04.03.

Мамин день (поделки для мамы).Практическая работа.

05.03.

Торжественная линейка, посвященная Международному женскому дню

08.03.

Выходной

09.03.

«Нет дерева сердцу милее». Беседа.

10.03. 

Проводы русской зимы «Масленица-широкая».

11.03. 

Подготовка  к конкурсу  детского художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Все краски мира-2020»

12.03.

Работа с печатью (статьи районной газеты). 

15.03.

«Правда и ложь».

Беседа.

16.03.

«Поведение и поступки на прогулке».Беседа.

17.03.

«Служба экстренной помощи». Беседа с элементами игры.

18.03.

«Будь природе другом».

19.03.

"Наши достижения".

Оформление альбома.

Апрель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

Каникулы

Каникулы

31.03.

«Осторожно, улица !»

Игра –викторина.

01.04.

«Правила поведения в театре и кино»

02.04. 

«Телефон доверия и социальная служба»

05.04.

«Его величество – Хлеб».

Беседа.

06.04.

 "Лень- помощник или враг?".

Беседа.

07.04.

«Компьютер-друг или враг».

08.04.

«Культура приветствия, обращения и знакомства».

09.04. 

Подготовка к Районному  фестивалю творчества детей-инвалидов «Искорки надежды»

12.04. 

«Первый космонавт. Кто он?»

13.04.

 Подготовка к Районному фестивалю творчества « Пасхальная радость».

14.04.

«Гигиена правильной осанки».

15.04.

«Опрятность и аккуратность в одежде».

16.04.

 "Заполняем портфолио" Практическая работа.

19.04.

«Мои права и обязанности».Беседа.

20.04. 

"Растительный и животный мир моей страны". Беседа.

21.04.

"Правила безопасности при общении с животными". Беседа.

22.04. День прыгуна «Высота» (5-6 классы).

«Вы – гость». Правила поведения, обыгрывание ситуаций.

23.04. "Профессии наших родителей," (Где и кем они работают).

26.04

«Давайте говорить друг другу комплементы». Беседа.

27.04.

«Экскурсия на железную дорогу».

28.04. 

«Жизнь без зависимостей».

 Беседа.

29.04. 

"Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности". Беседа с элементами игры.

30.04. 

«Моя любимая телевизионная передача» (обзорный информационно-познавательный час)

Май

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

Выходной

Выходной

05.05. 

«Подвигу народа жить в веках».Просмотр видеороликов.

06.05.

"Этот  День Победы"

Экскурсия на мемориал.

07.05. 

Торжественная линейка, посвящённая  Дню Победы

10.05. 

«Мои «хочу» и мои «надо». Беседа.

11.05.

"Очевидное и невероятное."

Игра- викторина.

12.05.

 «Чистое помещение – залог здоровья». Беседа.

13.05.

"Правила езды на велосипеде"

14.05. 

«Любимые увлечения и хобби»
Рассказы учащихся о их любимых занятиях.

Соревнование по бегу на короткие дистанции (5-7)

17.05.

«Этот адрес знаю точно, потому что это почта».

 Беседа с элементами практикума.

18.05.

"Красная книга".

 Беседа с презентацией.

19.05. 

«Безопасное лето!»(кроссворд викторина).

20.05. 

Конкурс рисунков на асфальте « Детство – это я и ты!» (1 – 9 класс)

21.05.

Сообщения детей о животных и растениях из Красной книги.

24.05.

"От чего зависит настроение?". Беседа.

25.05. 

"Конкурс знатоков природы".

Игровая программа

26.05.

"Мой веселый, звонкий мяч".

Игры на улице.

27.05. 

«Правила поведения на воде». Беседа.

28.05. 

« До новых встреч». Итоговое занятие.

Материально-техническое обеспечение:

  • доска
  • материалы для оформления и творчества детей
  • канцелярские принадлежности
  • наглядно-иллюстративный материал
  • аудиоматериалы
  • ноутбук
  • печатные пособия

Учебно-методическое обеспечение

Классные часы на темы этикета. Тематические занятия, ролевые игры, тренинги. 5-11 классы; Глобус, Планета - Москва, 2011. - 175 c.

Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.

Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2013. - 263 c



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная школа – интернат»

__________________________________________________________

         УТВЕРЖДАЮ

         Директор КОУ

                                                                                                                «Калачинская адаптивная

                                                                                                                школа – интернат»                                                                                                                                                      

         _________ Козицкая Н.В.

"      " __________2020 г.

Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Составитель: учитель Мухина О.Н.

   Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

        «     » ___________ 2020 г. протокол № 1

                   Руководитель методического объединения   ___________

(подпись)

Рабочая программа согласована  на МС ______________

(подпись)

         «     »___________  2020г.        

протокол №1

Пояснительная записка.

         Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени умственно отсталых детей (интеллектуальные  нарушения).

        Программа   по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса  с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон " Об образовании в Российской федерации" от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ.

- Федеральный государственный  образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12..2015 г.).

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) от 03.04.2015 г.

-Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ "Калачинская адаптивная школа - интернат".

      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

     Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Актуальность проблемы нравственного воспитания связана с тем. что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера(это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. школа для ребенка - это адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому я выбрала тему по самообразованию "Развитие и коррекция нравственных качеств учащихся".

     Цель: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника.

Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

-прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды

-формировать у школьников умение разбираться в сложных вопросах морали

-помочь осознать свой личный опыт поведения.

 Занятия проводятся по направлениям:

Спортивно- оздоровительное;    

Социальное развитие ;

Общекультурное развитие.; 

Духовно-нравственное развитие;

Индивидуальная работа.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Виды (или формы) внеурочной деятельности.. Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

1) игровая;

2) познавательная;

3) досугово-развлекательная (досуговое общение);

4) художественное творчество;

5) трудовая деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) краеведческая деятельность.

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям

1.       Спортивно-оздоровительное развитие:

1.        Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

2.        Проведение бесед по охране здоровья.

3.        Применение на уроках  игровых моментов, физкультминуток.

4.        Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.

2.        Духовно-нравственное развитие:

1.        Беседы, экскурсии.

2.        Участие и подготовка к мероприятиям.

3.        Разработка проектов.

4.        Сюжетно-ролевые игры.

3.      Социальное развитие:

1.        Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

2.        Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

3.        Участие в творческих конкурсах, в акциях.

4.        Бытовой труд.

5.     Самообслуживающая деятельность.

4. Общекультурное развитие:

1.        Беседы, экскурсии, встречи.

2.        Подготовка и участие в конкурсах.

3.        Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

4.        Организация экскурсий в  музей, выстави рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

5.        Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

6.          Работа в кружковых объединениях

В работе с детьми использую технологии : " Воспитательную технологию" , " Здоровьесберегающую технологию", "Технологию личностно-ориентированного  обучения",  "Технологию педагогической оценки поведения и поступков детей", "Компьютерную технологию".

Принципы организации внеурочной деятельности:  

- включение учащихся в активную деятельность.

- доступность и наглядность.

-связь теории с практикой.

-учет возрастных особенностей.

-сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

-целенаправленность и последовательность деятельности ( от простого к сложному).

Мотивы воспитания:

-воспитание и потребность в эмоциональном контакте

-воспитание и потребность смысла жизни

-воспитание и потребность достижения

-воспитание как реализация определенной системы

-потребность в принятии окружающими, в соответствии социальным нормам.

Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время.  Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 40 минут. Продолжительность занятий – 30- 40 минут.

В начале и в конце года проводится диагностика  нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.

В классе 15 учеников, трое из них обучаются на дому. По списку 4 девочки и 8 мальчиков. Полных семей - 11,неполных - 4, многодетных - 5,неблагополучных -1, один ребенок опекаемый. Все родители обеспечивали школьников всеми необходимыми принадлежностями для учебы и вещами для проживания в интернате. В классе складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды. Но сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: Бородин Артем, Горланов Владислав. Все ученики класса принимают участие в общественной жизни класса и школы. Внешний вид учащихся установлен в рамках школы.

Сведения о родителях учащихся.

Фамилия , имя учащегося

Ф.И.О. родителей

Место работы

Телефон

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Сведения об учащихся класса

Ф.И.О.

Дата рождения

Домашний адрес

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Тематическое планирование на  2020 – 2021 учебный год

Сентябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

01.09.

 День Знаний. Линейка.

02.09. 

«Режим дня. Мои привычки и желания». Беседа

03.09.

«Мои товарищи» (о правилах, регулирующих отношения со сверстниками). Беседа.

04.09.

"Опрятность и аккуратность в одежде".

Беседа.

07.09. 

«Лето. Летние каникулы. Чем я занимался летом?». Беседа.

08.09.

«Россия– многонациональное государство». Просмотр и анализ видеосюжетов.

09.09.  

«Моя кожа. Значение кожи. Гигиена кожи». Беседа

10.09.

 «Поведение в общественных местах». Беседа.

11.09. Беседа «Ответственность за порчу школьного имущества»

14.09. 

 «Я – мальчик. Я отвечаю за себя и других».

Беседа. Презентация.

15.09.

«Что означают наши имена?»   Беседа.

16.09.

 « Я знаю и умею». Практическое занятие (О правилах дорожного движения).

17.09.

«Простые правила этикета *На лестнице*».

Беседа. 

Подготовка  к выставке рисунков  «О правилах движения для всех без исключения!»

18.09.

"Как правильно и безопасно вести себя на кухне".

Беседа.

21.09.

« Лидер – это кто?»

Беседа. Ролевые упражнения.

22.09.

 «Мой дом – моя крепость» Беседа.

23.09.

«Как нужно ухаживать за собой?». Беседа.

24.09.

«Как дарить подарки?» Занятие –рассуждение.

25.09.  Подготовка к выставке поделок «Осень – славная  пора».

«День здоровья» 5- 9 класс

«Праздник Осени»

Литературная игра  «Осенних красок хоровод».

28.09.

 «Что такое конфликт?» Проигрывание конфликтных ситуаций в группе. Беседа.

29.09.

« Мои обязанности». Беседа.

30.09. 

«Опасные предметы дома».

Беседа. Просмотр мультфильма «Уроки осторожности».

01.10.

«Поведение пассажиров на  остановках». Беседа.

02.10. «Последние события в классе, школе, стране, мире».

Сообщения детей.

Октябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

05.10.

 Линейка, посвященная Дню учителя «Дорогие, наши педагоги!»

06.10.

«Карманные деньги». Беседа.

07.10

«Откуда берутся болезни?» Беседа.

08.10.

«Я – пассажир». Правила поведения на железнодорожном транспорте.

Беседа–инструктаж.

Фотовыставка

«Восхитительное рядом».

09.10.

« Что я знаю о себе».Диалог- рассуждение.

«Хорошее и плохое в человеке». Беседа. Выбор ситуации (практический).

Подготовка к фотовыставке.

Первенство школы  по прыжкам в высоту (5-6)

12.10.

«Друг в беде не бросит». Беседа.

13.10. 

Подготовка  к конкурсу рисунков  «Чтоб пожара избежать, вот что должен школьник знать»

14.10.

« Опасные растения».

Беседа с использованием ИКТ

15.10. 

«Чистота и уют в моем доме залог моего здоровья.» Беседа

16.10. 

« Умеете ли вы выбирать подарки?» Круглый стол.

19.10.

« Лень и трудолюбие». Беседа.

20.10.

«История одной улицы»

Беседа с использованием ИКТ

21.10.

 « Лекарства и организм».

Беседа.

22.10.

Экскурсия в ПЧ-48 г. Калачинска

«Хороший друг познаётся в беде». Беседа (социальный педагог).

23.10.

«Имена улиц нашего города»(сообщения детей).

Ноябрь

                                                                                           

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

Каникулы

Каникулы

Каникулы

05.11. 

«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?»

Беседа.

 

06.11.

"В мире интересного".Просмотр тематических видеофильмов.

09.11.

  «Профессии». Беседа. Рисование «Нарисуй себя в будущем».

10.11. 

«Дай лапу, друг!»

Беседа.

11.11.

 «Как питались в стародавние времена и питание нашего времени»

Беседа..

12.11.

Экскурсия в городскую библиотеку.

13.11.

 Библиотечный урок. Посещение класса с обзором книг для чтения и рекомендательной беседой о книге.

«Что такое закон? Главный закон страны». Беседа (социальный педагог).

16.11.  

«Способы разрешения конфликтов». (Выбор ситуаций).

17.11. 

«Историческое путешествие по моей стране во времени». 

18.11. 

«Гигиена правильной осанки». Занятие -практикум.

19.11.

 «Что такое музей?»

Беседа.

20.11.

Подготовка к конкурсу рисунков ко дню матери «Милая, любимая, самая красивая».

Конкурс мини – проектов «Школа наш дом».

23.11.

 «Мальчик с девочкой дружил». Час общения.

24.11. 

Экскурсия в музей. 

Подготовка к районному детскому  фестивалю народного творчества «Никола Зимний»

25.11. 

«Глаза – главные помощники человека».

Беседа.

26.11

 «Мама, мамочка, мамуля».
Беседа.


27.11. «Последние события в классе, школе, стране, мире».

Сообщения детей.

Декабрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

30.11.

«Кто и что меня защищает. Правоохранительные органы, документы.» Беседа.

01.12. 

Беседа–сообщение: «Откуда к нам пришла зеленая красавица»

02.12.

«Вредные микробы».

Беседа-рассуждение.

03.12.

«Государственная символика».

Беседа.

04.12. 

Работа с печатью (статьи районной газеты). 

Обзор книг для чтения В.Ю. Драгунский (1913-1972) 5,6 кл.

07.12. 

«Старших уважай - малышей не обижай»

08.12. 

Практическое занятие: «Изготовление новогодних атрибутов».

09.12. 

«Зимние игры и ваша безопасность»

10.12. 

«Красота на столе.» Практическое занятие.

11.12.

Как встречают Новый год в других странах .

Сообщения детей.

14.12. 

«Ценности. Что человек должен ценить».

15.12.

«Традиции Нового года»

16.12. 

Викторина «Кто все знает про Новый год»

(5-9 кл).

17.12.

Подготовка к выставке рисунков «С Новым годом!»

18.12. 

«Новый год, Новый год-класс украсим без хлопот».

21.12. 

«Снежный городок»  Подготовка к конкурсу снежных и ледяных скульптур.

22.12.

 Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»

23.12. 

«Спорт и здоровье»

24.12.

Новогодний праздник

25.12. Викторина

Ответь на мои «как?», «зачем» и «почему?»

28.12. 

Беседа-опрос «Карманные расходы. Что это значит?»

29.12. 

«Чем можно гордиться в наше время?»

30.12.

Отъезд детей домой. Итоги четверти.

Каникулы

Каникулы

Январь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

11.01.«Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог)

12.01.

«Как сберечь планету Земля?».Беседа.

 13.01.

«Здоровые зубы – здоровый желудок».

14.01.

Беседа-предупреждение «Почему на улице опасно?»

15.01.

Устное творчество детей «Книга пожеланий»

Акция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек)

18.01.

«Что мы можем прочесть на ярлычке одежды» Беседа

19.01.

«Традиции, которыми гордится моя страна».

20.01.

Игра «Что? Где? Когда?»

(5 – 6 кл) 

Соревнование  по шашкам (5-6)

21.01.

«Как вести себя с незнакомыми людьми». Беседа

22.01.

Работа с печатью (статьи районной газеты). 

25.01.

«Ответственность».

Беседа.

26.01.

«Русская игрушка. История возникновения».

Беседа.

27.01.

«В дыму табачного обмана».

28.01.

«Мы идем в магазин (правила поведения)»

29.01. Почему у елки колкие иголки? Исследовательская деятельность.

Февраль

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

01.02.

«Круг моих интересов»

02.02.

"Порадовать близких - как это просто"

03.02.

«Чай и кофе»

04.02.

«Умеем ли мы разговаривать по телефону»

05.02. "О комнатных растениях". Сообщения детей.

08.02.

«Всякое дело человеком славиться».

Беседа.

09.02. 

"Защитник Отечества — каков он?"

Беседа с элементами игры.

10.02.

«День здоровья» (эстафеты, спортивные конкурсы).

11.02.

Беседа об этикете «Как едят различные блюда?»

12.02. 

Праздник по творчеству А.Л. Барто (115 лет со дня рождения ) 1-5кл.

15.02.

«Волшебные средства взаимопонимания»

Коррекционно-психологические игры и упражнения.

16.02. 

Подготовка к конкурсу детского творчества «О подвигах, о доблести, о славе» (рисунки, открытки).Практическое занятие.

17.02.

Весёлые старты» (5-6)

18.02.

Смотр строя и песни  

« Красив в строю, силён в бою»

19.02.

"Защитники Отечества в моей семье"

(сообщения детей)

«Техника безопасности в повседневном быту».

«Мы пришли на прием к доктору»

22.02.

«Добро и зло».

Беседа.

23.02.

Выходной

24.02. 

Просмотр кино-мультфильма по сказкам братьев Гримм ( 235 лет родился Вильгельм Гримм, 1-5 кл.

25.02.

Игра «Знайте ПДД, как таблицу умножения»

26.02.

"Мир забавных животных".

Сообщения детей.

Март

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

01.03.

«От каких недостатков ты бы хотел избавиться».

Беседа с элементами ролевой игры.

02.03.

«Истоки народных праздников. Празднование Масленицы на Руси».

03.03. 

Подготовка к выставке детского рисунка «Моя семья».Практическая работа.

04.03.

Мамин день (поделки для мамы).Практическая работа.

05.03.

Торжественная линейка, посвященная Международному женскому дню

08.03.

Выходной

09.03.

«Нет дерева сердцу милее». Беседа.

10.03. 

Проводы русской зимы «Масленица-широкая».

11.03. 

Подготовка  к конкурсу  детского художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Все краски мира-2020»

12.03.

Работа с печатью (статьи районной газеты). 

15.03.

«Правда и ложь».

Беседа.

16.03.

«Поведение и поступки на прогулке».Беседа.

17.03.

«Служба экстренной помощи». Беседа с элементами игры.

18.03.

«Будь природе другом».

19.03.

"Наши достижения".

Оформление альбома.

Апрель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

Каникулы

Каникулы

31.03.

«Осторожно, улица !»

Игра –викторина.

01.04.

«Правила поведения в театре и кино»

02.04. 

«Телефон доверия и социальная служба»

05.04.

«Его величество – Хлеб».

Беседа.

06.04.

 "Лень- помощник или враг?".

Беседа.

07.04.

«Компьютер-друг или враг».

08.04.

«Культура приветствия, обращения и знакомства».

09.04. 

Подготовка к Районному  фестивалю творчества детей-инвалидов «Искорки надежды»

12.04. 

«Первый космонавт. Кто он?»

13.04.

 Подготовка к Районному фестивалю творчества « Пасхальная радость».

14.04.

«Гигиена правильной осанки».

15.04.

«Опрятность и аккуратность в одежде».

16.04.

 "Заполняем портфолио" Практическая работа.

19.04.

«Мои права и обязанности».Беседа.

20.04. 

"Растительный и животный мир моей страны". Беседа.

21.04.

"Правила безопасности при общении с животными". Беседа.

22.04. День прыгуна «Высота» (5-6 классы).

«Вы – гость». Правила поведения, обыгрывание ситуаций.

23.04. "Профессии наших родителей," (Где и кем они работают).

26.04

«Давайте говорить друг другу комплементы». Беседа.

27.04.

«Экскурсия на железную дорогу».

28.04. 

«Жизнь без зависимостей».

 Беседа.

29.04. 

"Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности". Беседа с элементами игры.

30.04. 

«Моя любимая телевизионная передача» (обзорный информационно-познавательный час)

Май

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное

развитие

Духовно-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительное развитие

Общекультурное развитие

Индивидуальная работа

Выходной

Выходной

05.05. 

«Подвигу народа жить в веках».Просмотр видеороликов.

06.05.

"Этот  День Победы"

Экскурсия на мемориал.

07.05. 

Торжественная линейка, посвящённая  Дню Победы

10.05. 

«Мои «хочу» и мои «надо». Беседа.

11.05.

"Очевидное и невероятное."

Игра- викторина.

12.05.

 «Чистое помещение – залог здоровья». Беседа.

13.05.

"Правила езды на велосипеде"

14.05. 

«Любимые увлечения и хобби»
Рассказы учащихся о их любимых занятиях.

Соревнование по бегу на короткие дистанции (5-7)

17.05.

«Этот адрес знаю точно, потому что это почта».

 Беседа с элементами практикума.

18.05.

"Красная книга".

 Беседа с презентацией.

19.05. 

«Безопасное лето!»(кроссворд викторина).

20.05. 

Конкурс рисунков на асфальте « Детство – это я и ты!» (1 – 9 класс)

21.05.

Сообщения детей о животных и растениях из Красной книги.

24.05.

"От чего зависит настроение?". Беседа.

25.05. 

"Конкурс знатоков природы".

Игровая программа

26.05.

"Мой веселый, звонкий мяч".

Игры на улице.

27.05. 

«Правила поведения на воде». Беседа.

28.05. 

« До новых встреч». Итоговое занятие.

Материально-техническое обеспечение:

  • доска
  • материалы для оформления и творчества детей
  • канцелярские принадлежности
  • наглядно-иллюстративный материал
  • аудиоматериалы
  • ноутбук
  • печатные пособия

Учебно-методическое обеспечение

Классные часы на темы этикета. Тематические занятия, ролевые игры, тренинги. 5-11 классы; Глобус, Планета - Москва, 2011. - 175 c.

Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.

Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2013. - 263 c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 7 класс.

  Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой,  для учащихся 7 класса.План внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с д...

Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 8 класс

Пояснительная записка.(к рабочей программе воспитательной работы,  для детей с нарушением интеллекта 8 класс)         Рабочая программа составлена в соотве...

Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)

Используемый учебник: З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...

Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа будет интересна для воспитателей адаптивных учреждений...

Программа воспитательной работы для детей с ОВЗ (умственная отсталость) 7 «В» класса

Программа воспитательной работы обучающихся 7 «В» класса (класс детей с ОВЗ) МОУ «Мантуровская СОШ»  (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28...