«Настоящая ответственность бывает только личной»
классный час (5 класс)

Волохова Ирина Валерьевна

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.

Задачи:

·         раскрыть понятие «ответственность»;

·         содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,

·         формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,

·         способствовать развитию у детей  мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.

·         профилактика правонарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_na_temu.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа на тему:

 «Настоящая ответственность бывает только личной»

Разработку подготовила учитель биологии  филиала МАОУ «Байкаловская СОШ»-

«Булашовская ООШ»  Волохова Ирина Валерьевна

Тобольский район

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.

Задачи:

  • раскрыть понятие «ответственность»;
  • содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,
  • формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,
  • способствовать развитию у детей  мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.
  • профилактика правонарушений

Форма проведения: групповой  тренинг, моделирование ситуаций.

Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах; компьютер, презентация «Настоящая ответственность бывает только личной». 

Содержательный компонент классного часа

I. Вступительная часть.

II. Основное содержание:

1. Разминка «Заповедь ответственного человека».

2. Ситуационные задания «Как поступить?»

III. Заключительная часть. Все в ваших руках.

Рефлексия.

Ход классного часа

I. Вступительная часть

Учитель:

- Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.

В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)

- Чему мы будем учиться на классном часе? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.

Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.

Учитель  просит ребят  разделиться на 2 группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность»: например, «разум», «министерство справедливости», «долг» и др . Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у детей уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».

II. Основное содержание

1. Разминка «Заповедь ответственного человека»

Учитель предлагает  ответить на  вопросы  командам по очереди и тем самым сформировать Заповедь ответственного человека. Для этого используется презентация, во время которой сначала задаются вопросы, а после обсуждения вариантов ответов – правильный ответ.

1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)

2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому собы-тию в сказке? (болтливость)

3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)

5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).

6 Из–за чего Заяц лишился лубяной избушки? (доверчивость)

При этом учитель и дети обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.

На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.

Не ответственный человек :

Ответственный человек :

- малодушие, неискренность,  замкнутость,  недоброжелательность,  равнодушие,  лень, боязнь трудностей, легкомыслие; болтливость; жадность, непослушание;

Мужество, общительность, доброта, внимательность, трудолюбие, активность, честность, исполнительность; надёжность;

чувство долга 

Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему. Далее дети  по просьбе учителя приводят примеры безответственности из жизни, истории, литературы.

2. Ситуационные задания «Как поступить?»

Перед просмотром фрагмента мультфильма «Можно и нельзя» учитель задает вопрос:

-Всегда ли можно делать то, что хочется?

Просмотр первой части мультфильма «Можно и нельзя».

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Просмотр второй части мультфильма.

- Совпало ли наше мнение с продолжением мультфильма?

Учитель предлагает рассмотреть несколько ситуаций из жизни,  и определить ответственный поступок или нет в данной ситуации. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

1группа. К чему может привести безответственное решение врача?

Ты опоздал в школу.

2группа.  К чему приведет безответственный поступок шофера?

Ты не выучил урок.

Учитель:

Какой вывод можно сделать из этого?  Как же избежать ошибок в жизни?

- Какие могут быть ошибки? (поправимые и непоправимые)

- Назовите примеры поправимых ошибок. (опоздал на урок, получил двойку за контрольную работу, потерял кошелёк и т. д.)

- Назовите примеры непоправимых ошибок. (смерть, потеря здоровья)

- О какой ошибке труднее вспомнить?

ВыводБезответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса.

 III.. Заключительная часть. Все в ваших руках.

Учитель:

- Как ведет себя в речном потоке рыба? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)

- Что происходит с плавающим на поверхности бревном?

- А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?

- Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое. Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.

- Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).

Учитель  произносит  высказывание, и показывать визуально (презентация), а дети  выбирают  возможный ответ. (Для презентации)

Мы в ответе за ................., которым дали жизнь (детей)

Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню (родителей)

Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)

Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе (друзей и любимых)

Мы в ответе за ..............., которой занимаемся (работу)

Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас)

Мы .............. своей жизни (авторы)

- Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.

Учитель предлагает обсуждение в группах ответственных поступков, которые они совершили за неделю.

 Игра « Горячий стул ».

- Сев на стул, расскажите случай, когда вы были  очень ответственны.

( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.

- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).

Рефлексия(закончи предложение)

На классном часе я понял……

Сегодня я задумался……

Я решил…..

Учитель: Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром, и вы сделаете для себя соответствующие выводы.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Но только последний звонок в жизни однажды бывает...»

сценарий линейки для совместной линейки для 9 и  11 классов, приложение содержит материал для выступлений обучающихся выпускных классов и первоклассников....

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации....

Не бывает ошибок, есть только уроки

Рассказ об участии в Педагогической Ассамблее, приурочненной к Году учителя (С-Петербург)...

"Волшебство бывает не только в сказках?" разработка для конкурса " Учитель года"

Данная разработка может быть использована  для классного часа, в  разных возрастных группах. Материал включат готовый сценарий + ситуации для обсужденя, к сожалению  из-за ограничений р...

Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: "Настоящая ответственность бывает только личной."

Внеурочная деятельность. Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему: «Настоящая ответственность бывает только личной»В качестве эпиграфа мне хотелос...

Презентация "Настоящая ответственность бывает только личной"

Презентация "Настоящая ответственность бывает только личной"...