Не бывает ошибок, есть только уроки
статья по литературе по теме

Жиманова Екатерина Сергеевна

Рассказ об участии в Педагогической Ассамблее, приурочненной к Году учителя (С-Петербург)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_byvaet_oshibok_est_tolko_uroki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Не бывает ошибок – есть только уроки

На вопрос «с чего начинается Родина» много лет назад был дан ответ: «с картинки в твоем букваре». А с чего  начинается школа? Может быть, с этого пресловутого букваря? Или с парты и доски?  У каждого свои ассоциации, но жизнь устроена так, что каждый человек - одновременно и учитель и ученик.   Однако есть люди, для которых учить – и профессия, и смысл жизни. Это о нас, об учителях.  Неслучайно наступивший 2010 год объявлен в России Годом учителя.  

21-22 января я приняла участие в Педагогической Ассамблее, приуроченной к этому знаменательному событию.   В эти дни университет им.А.И.Герцена распахнул двери  для учителей, ректоров, руководителей  региональных и федеральных органов управления из всех регионов России. К сожалению, только два человека из региона могли принять участие в работе Ассамблеи; к радости, одним из делегатов оказалась я. Вместе с коллегой, учителем начальных классов п.Ключи Кубаревой Светланой Сергеевной, мы отправились в Санкт-Петербург. Согласитесь, не каждый раз представляется возможность побывать на мероприятии подобного уровня, услышать выступления не только президента РФ, но и известных ученых, методистов; посетить старейший университет страны; познакомиться с талантливыми, самобытными педагогами.  

        В рамках ассамблеи, в соответствии с решением организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя, и состоялось открытие Года учителя. Перед гостями выступил Президент РФ Д.А.Медведев. На мой взгляд, в своем напутственном слове Президент определил ход всей работы Ассамблеи в целом. Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что Год учителя – это не только дань уважения. Это год модернизации российского образования и позитивных перемен. Ректор РГПУ им.А.И.Герцена Г.А.Бордовский отметил, что с конца 1980-х государство впервые уделяет такое пристальное внимание учителю и системе образования в целом. По его мнению, сейчас, как никогда, важно продемонстрировать пример гармоничного синтеза науки и образования. Бесспорно, нельзя не согласиться с этим. Год учителя заставляет задуматься не только о тех богатых образовательных традициях, что имеются в нашей стране, но и о перспективах образования. Думаю, именно поэтому в рамках Ассамблеи были организованы дискуссионные площадки. Ведь говорить о стратегии развития образования в целом можно только тогда, когда знаешь, как обстоят дела в «локальных» точках, т.е. в каждом конкретно взятом регионе. В течение двух дней преподаватели могли принять участие  в дискуссиях по интересующим темам: «Начальная школа – инвестиции в будущее», «Основная школа: социокультурная обусловленность изменений», «Постипломное образование: новые задачи», «Слово и словесность в современной школе», «Инновационная деятельность учителя» и пр.  Их предложения, идеи, комментарии, обобщенные модераторами секций, были включены в текст проекта Резолюции Педагогической Ассамблеи.

Поскольку в последнее десятилетие только ленивый не говорит о том, что школа должна создавать максимально благоприятные условия для воспитания личности, развития нравственного сознания и формирования гражданской ответственности, меня заинтересовали темы открытой площадки «Духовно-нравственное выступление школьников». На какие «вопросы жизни» предстоит отвечать учителям совместно со школьниками? Какова роль церковного воспитания? Что нужно сделать, чтобы учитель был готов к духовно-нравственному воспитанию школьников? – вот далеко не полный круг вопросов, находящихся в центре обсуждения. Участники секции скептически отнеслись к идее Министра образования и науки А.А.Фурсенко   о включении через 3 года в обязательную программу для пятиклассников предмета «духовно-нравственное воспитание», который будет изучаться в течение полугода. Мне как учителю литературы ясно, что подобную работу надо вести постоянно, а классические произведения – лучший материал для постижения законов нравственности и обретения духовности. К сожалению,  сегодня многие подходит к образованию с точки зрения экономической «полезности»: стараются выбрать из учебного плана то, что поможет в будущем получить престижную профессию, а эмоции и духовность оставляются «не потом». Старшеклассники спрашивают: "Зачем нам этот Пушкин, ведь он не откроет пути к удачной карьере». Конечно, от незнания Пушкина никто не умирал. Но поэта уже сбрасывали с корабля современности - ни к чему хорошему это не привело. В этом со мной согласились не только филологи. Ведь очевидно, что, несмотря на обилие таких элективных курсов, как «этика», «психология», «основы семейной жизни» понятия нравственности и духовности остаются для учеников просто красивыми словами, а не естественными потребностями. Ценным подарком стала книга  профессора, доктора философских наук, А.А.Королькова «Духовный смысл русской культуры, которую мне подарил сам автор.  Профессор говорил о том, что белее всего его тревожит нарастание у подростков прагматизма, бездуховности, утраты тех качеств, которыми славен был всегда русский человек. Сделать нравственность живой силой и помочь ясно осознать ее значение – главная задача образования.

        Интересной и плодотворной оказалась работа открытой площадки «Старшая школа: горизонты развития». Как мне показалось, это была самая посещаемая секция. Единый государственный экзамен, профильные классы, ключевые компетенции выпускника – эти вопросы волнуют все педагогическое сообщество. Присутствующие высказали свою точку зрения на реализацию концепции профильной школы, поделились опытом работы, рассказали о достижениях и рисках, подстерегающих в работе. Оказывается, несмотря на удаленность регионов друг от друга, проблемы у всех схожи: «недокомплектация» профильных классов, упрочнение преемственности всех ступеней образования, нехватка высококвалифицированных специалистов для работы в старшей параллели. Модератор секции, заведующая кафедрой педагогики университета А.П.Тряпицына отметила, что парадокс заключается в том, что, признавая значимость учителя в современном обществе, ни одна страна в мире не удовлетворена качеством подготовки своих учителей. Поэтому по результатам работы секции было решено внести в Резолюцию Педагогической ассамблеи следующие предложения: уделить более внимание подготовке и переподготовке педагогического состава; обновить процедуру отбора студентов в педагогические вузы; ввести экзамен на должность учителя; проводить повышение квалификации преподавателей на базе известных российских университетов.

        Но самое главное, все участники Ассамблеи сошлись во мнении, что Год учителя открывает для всех преподавателей широкие возможности реализации инновационного и научного потенциала.  Действительно, нельзя отрицать, что задачи учителя в 21 веке иные, чем были тридцать, пятьдесят или сто лет назад. Учитель теперь не только транслятор научного, социального и культурного опыта. Владея современными педагогическими технологиями, учитель для своих учеников становится проводником в огромном море информации. На его плечи ложится ответственность за то, как эффективно смогут его ученики использовать в будущем полученные знания и умения, насколько полно смогут реализовать себя в современном мире, в какой мере будут готовы к переменам и восприятиям нового. А инновация, на мой взгляд, это, прежде всего, само чувство нового. Было особенно приятно осознавать, что, несмотря на географическую удаленность нашего полуострова от материковой части, и камчатским учителям есть чем удивить коллег. Особый интерес слушателей вызвал рассказ о проведении в школе, где я работаю, деловых игр (например, «Строим школу будущего») и переговорных площадок как эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Со своей стороны отмечу такую находку коллег, как виртуальный музей. Думаю, для камчатских школ это «учреждение» станет незаменимым.

Помимо прочего, организаторы Ассамблеи продемонстрировали участникам новые образовательные технологии РГПУ и две выставки. Одна из них «Герценовский университет в школе». Другая – «Ведущие издательства России для учителей и школьников». Незабываемое впечатление произвела на меня и Герценовская библиотека, где все оборудовано по последнему слову техники, но вместе с тем есть зал, где выставлены древнейшие рукописи 17 века и даже черновики А.С.Пушкина. Сотрудники библиотеки подчеркнули, что готовы к виртуальному сотрудничеству со всеми вузами страны.

Конечно, в ходе работы Ассамблеи были затронуты вопросы и финансового плана: обновление материально-технической базы школ, повышение зарплаты учителями, дополнительное материальное стимулирование и прочее. Но к чести Президента отмечу, что он не обещал золотых гор, не переводил разговор в область софистики. Просто сказал: будем делать все возможное для того, чтобы поднять статус учителя.  Думаю, что действительно так и будет. Педагогическая Ассамблея открыла для меня возможность увидеть все лучшее, что создано отечественной школой, познакомиться с уникальными педагогами, для которых воспитание и обучение молодого поколения является делом жизни, по-новому оценить общественную значимость учительского труда. Хочется верить, что в 2010 году вместе мы сможем добиться конкретных результатов. Ведь не бывает ошибок – есть только уроки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть только миг...

Классный час для "Последнего звонка"...

"Есть только миг между прошлым и будущим..."

Создание оптимальных возможностей творческого развития детей, их гражданского становления на уроке. Работа над вопросами:1. Что такое жизнь?2. В чем смысл жизни?3. Как ее надо прожить?4. Правила повед...

«Есть только миг»

Жизнь – у каждого человека только одна и она так коротка…   Поэтому наш разговор мы  назвали «Есть только миг…»   Много в нашей жизни еще встречается плохого: это и упадок нра...

Последний звонок 2014 (8-10 классы) “Есть только миг»

В помощь для учащихся старших классов и преподавателей школ, гимназий, лицеев....

Презентация к песне "Есть только миг" музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва, из кинофильма "Земля Санникова".

Презентация содержит цитату из фильма, содержание фильма, историю создания песни, текст, кадры из фильма. Предназначена для слушания музыки к кинофильмам или пения....

"Есть только миг..."

Небольшая творческая зарисовка на патриотическую тему...

Разработка и презентация к классному часу по подготовке к ЕГЭ "Есть только миг между прошлым и будущим..."

Экзаменационный период-самый сложный в жизни человека. Психологическое состояние во многом определяет успешность прохождения этого периода....