Тренинг для волонтеров
план-конспект занятия (8 класс)

Чанчикова Анастасия Андреевна

Тренинг – эффективная форма волонтерской деятельности. Он развивает коммуникативные навыки, направляет на личностный рост, учит взаимодействовать, но главная его цель – информирование по вопросам профилактики, изменение отношения в пользу здорового образа жизни, формирование навыков ответственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening3.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучающий тренинг

Цель: Формирование навыков профилактической деятельности в формате обучающего тренинга

Задачи:

1.  Познакомить со структурой проведения тренинга

2.  Развивать организаторские способности, коммуникативные навыки

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход тренинга

Тренинг – эффективная форма волонтерской деятельности. Он развивает коммуникативные навыки, направляет на личностный рост, учит взаимодействовать, но главная его цель – информирование по вопросам профилактики, изменение отношения в пользу здорового образа жизни, формирование навыков ответственного поведения.

План:

Разминка. Участникам предлагается по очереди представиться по следующей схеме:

  • Меня зовут
  • Я принимал, не принимал участие в тренингах
  • Если да, то где и при каких обстоятельствах
  • Информационный блок
  • Что такое тренинг. Отличительные особенности. Личность тренера.
  • Методы тренинга, структура. Оценка эффективности.

Тренинг -от англ. (to train) – обучать, тренировать, дрессировать. Особенности. Для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг, является необходимым условием таких занятий. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. Поэтому аудитория для проведения тренинга, в идеале, должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть препятствий, отгораживающих людей друг от друга.

Ведущий. Он общается с участниками на равных. Является частью «круга». Он, вместе с группой устанавливает правила работы и ведет группу к поставленной цели.

Для этого, ведущий тренинга должен владеть информацией по тематике тренинга, уметь эффективно доносить информацию, владеть коммуникативными навыками, знать психологические основы группового процесса.

Начинающему тренеру лучше работать в паре. Это позволяет менять друг друга и сохранять силы для дальнейшей работы с аудиторией; совместно анализируя ход тренинга, выяснить, что получилось, что можно изменить в ходе тренинга или при планировании следующего.

Качества необходимые тренеру.

  • Умение относиться с вниманием и уважением к мнению окружающих.
  • Умение внимательно выслушать и понять собеседника.
  • Умение наблюдать за каждым участником и за группой в целом.
  • Умение задавать вопросы.

Продолжительность тренинга. Она зависит от целей, организационных и материальных возможностей, возможностей тренера и может колебаться от 1, 5 часов до нескольких дней. Начинающему тренеру лучше проводить 1,5-часовые тренинги.

Правила работы. Правила – это законы группы, по которым она живет во время тренинга. Принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды, не боялся стать объектом насмешки и критики был уверен в том, что все личное, что обсуждается на тренинге, не выйдет за пределы группы, получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

Примеры возможных правил:

Право говорящего. Любой говорящий имеет право быть выслушанным.

Правило поднятой руки. При необходимости участник поднимает руку и получает возможность высказаться или задать вопрос.

Конфиденциальность. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой.

Не давать оценок. Во время тренинга участники и ведущий не употребляют неприятные комментарии, насмешки, избегают реакций, которые могут обидеть

Право ведущего. Педагог может прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу.

Пунктуальность.

Целевая аудитория. Это группа людей, выделенная по каким-либо параметрам и качествам, на которую направлено внимание, которой адресован вид деятельности, продукции. Целевой группой программы «Хочу быть добровольцем» являются подростки, потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутыми и др. Все это может привести к поведению, опасному для здоровья. Проводя тренинги для подростков, необходимо вооружить их необходимыми знаниями, умениями и навыками для сохранения здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни.

Методы тренинга. Решать задачи тренинга можно разными методами, но чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается (см. рис. «Пирамида методов»).

Лекция (5% усвоения). Наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, и потере интереса.

Чтение (10% усвоения). Данный метод не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Поскольку можно прочитать о способе профилактики, но не научиться им пользоваться.

Использование аудио-визуальных средств (20% усвоения). Просмотр или прослушивание тематического произведения (ролика, фильма и др.) хороший способ для эмоционального переживания информации и включения нескольких каналов восприятия.

Использование наглядных пособий (30% усвоения). Используя наглядные пособия, ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для тренинга могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты...

Обсуждение в группах (50% усвоения). Позволяет участникам поделиться своим мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии, «мозговые штурмы», коллективные задания ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.

Обучение практикой (70% усвоения). Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические задания, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт, помогает усвоить информацию и навыки, полученные на тренинге.

Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Здесь все просто! Хочешь выучить и понять сам – объясни другому.

Структура тренинга. Тренинг состоит из определенных этапов. Объемное соотношение этих этапов различно.

Название этапа

% доля рабочего времени

Содержание

Введение

» 5%

Представление целей и задач, организаторов, гостей.

Знакомство

» 5 %

Установление контакта, проведение игры на знакомство. Представление ведущих.

Ожидания участников

» 3 %

Высказывание участниками ожиданий от тренинга. При необходимости коррекция

объема, уровня сложности и стиля подачи материала.

Принятие правил работы » 5 %

Коллективное принятие правил тренинга.

Оценка уровня информированности » 5-10 %

Выяснение имеющихся знаний по теме у участников тренинга. (анкета, вопросы, викторина)

Актуализация проблемы » 10-30 %

Побуждение интереса к проблеме. Формирование мотивации к здоровьесберегающему поведению. Демонстрация важности обсуждаемой темы.

Информационный блок » 20-40 %

Изложение информации на доступном уровне, так, чтобы участники услышали и поняли.

Приобретение практических навыков » 20-60 %

Выработка позитивной стратегии поведения. Формирование навыка принятия решения.

Завершение работы » 5 %

Подведение итога. Оценка эффективности тренинга. Рефлексия.

Оценка эффективности тренинга. Тренинг считается эффективным в том случае, если он достиг поставленной цели. Обязательной характеристикой результатов эффективности является «измеримость». Можно выделить следующие критерии оценки эффективности тренинга: эмоциональное состояние участников (комфортность), понравилось или не понравилось, показалось ли интересным /скучным, сложным/простым, повышение уровня информированности участников по вопросам и темам, формирование установок на изменение поведения, изменение поведения на более безопасное.

Самой распространенной и доступной методикой оценки эффективности является анкетирование. Анкета готовится заранее, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на тренинге. Такая анкета должна быть небольшой. Согласно данной методике проводятся два замера – до тренинга и после. В обоих замерах участники заполняют совершенно одинаковые анкеты.

Задача тренера – проанализировать анкеты. Если в анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество здоровьесберегающих ответов увеличилось, то можно считать, что проведенный тренинг повысил информированность участников по проблеме и смог изменить поведение на безопасное.

1.  Пример анкеты эффективности тренинга

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Частично не согласен

Полностью не согласен

На тренинге я приобрел много новой информации по теме.

В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно.

Информация, полученная на тренинге, пригодится мне в дальнейшем.

Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.

В ходе тренинга я получил ответы на многие свои вопросы по теме.

2.  Пример анкеты на сформированность у участников установки на здоровый образ жизни.

1.  Какие важные для себя решения ты принял после тренинга?

2.  Каким образом ты решил сохранять свое здоровье?

3.  Как ты оцениваешь влияние этого тренинга на свое поведение?

Обработать полученные результаты несложно. По каждому утверждению отмечается, каких ответов было получено больше всего. Остается только сделать выводы.

Практический блок

Упражнение «Закрытый клуб элитных тренеров»

Группа разбивается на пары.

Инструкция: Каждый из вас член закрытого элитарного клуба элитных, высокооплачиваемых тренеров. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытать ввести в круг членов клуба своего соседа. Для этого вам предстоит дать такую рекомендацию, отражающую его личностные качества (положительные черты, занятия спортом, борьба с вредными привычками, коммуникативные навыки, организаторские способности и др.), чтобы ни один из членов клуба не проголосовал против.

Заключительный блок

Работа в тетради. Анализ выполненных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг волонтеров "Мы за здоровое поколение"

Цель тренинга:  воспитание волонтеров как людей, которые могут оказать помощь в профилактике употребления психоактивных веществ, противостоянии давления среды не только себе, но и другим людям; о...

Тренинг для волонтеров "Есть контакт!"

Одним из значимых направлений работы волонтера является работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Этому направлению и посвящен данный тренинг....

Программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков «Мы – волонтеры»

Краткая аннотация программы      Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлении к объединению в группы со сверстниками, с друг...

Волонтер и его команда. Тренинги на лидерство.

ТРЕНИНГ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВОписаниеЦели тренинга:1.Раскрытие личностного потенциала участников группы.2.Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.З...

Тренинг для волонтеров "Дороги которые мы выбираем"

Трениг для волонтеров+ Игра 100/1 состоит из нескольких заданий упражнений, которые дают информацию, побуждающую к размышлению о различных аспектах влияния ПАВ на жизнь человека, а также способствуют ...

Тренинг для волонтеров

Быть волонтером...

Тренинг «Быть волонтером»

Цел          Цель: сплочение коллектива.Используемое оборудование и расходные материалы: клип-борд, маркеры, клубок ниток, бумага с ручками на каждого участника...