Доходы семьи
методическая разработка (5 класс)

Сарыглар Шенне Хеймеровна

Разработка внеурочной деятольности по финансовой граммотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dohody_semi_5_klass.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1 Г. Чадана

Проект занятия по «Финансовой грамотности»

Внеурочная деятельность - 5 класс

Тема: «Доходы семьи»


Выполнила:

Учитель математики

МБОУ СОШ №1 г. Чадана

Сарыглар Шенне Хеймеровна


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема занятия: «Доходы семьи»

Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об источниках доходов семьи.

Дидактическая задача: Выяснить значение понятия доход семьи и его сотавляющие.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления и причинно-следственных связей.

Предметные:
- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;

- сформировать у учащихся представление об основных источниках семейного дохода.

Основные понятия: Доход, заработная плата, премия, гонорар.

Компетенции:

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной платы.
• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять понятие собственность как источник доходов.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Межпредметные связи: математика, русский язык, обществознание.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, пособие для учащихся, раздаточные материалы.

Ход занятия

Проверяет готовность к занятию

-Добрый день, ребята. Тема нашего занятия вам очень близка из повседневной жизни. Давайте пожелаем удачи друг другу.

Желают удачи друг другу

 

Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Задает следующие вопросы:

- Из чего складывается семейный доход ?

- Как обобщив все вышеперечисленное одним словосочетанием?

Дают следующие ответы:

- деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,

- семейный доход.

Учитель

- Отправляемся в загадочное путешествие по станциям

Представляется слайд 3-15

Знакомство с источниками дохода

3 мин

Изучение новой темы, формирование новых понятий.

12 мин.

Лекция-беседа

- Назовите основной источник дохода в каждой семье.

Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый период.

Основным доходом современного человека является заработная плата.

Вывод учителя.

Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а повременная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение — премия.

Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.

Дети дают ответы на вопросы учителя. Записывают термины в тетради.

Слайд 16.

Детям раздаются карточки  «Доходы семьи».

На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.

  1. Стипендия – это ежемесячное пособие, выдаваемое учащимся дневных отделений в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
  2. Пенсия - это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца
  3. Заработная плата — вознаграждение или денежная компенсация  за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
  4. Аренда – передача во временное пользование или владение какого-то вида собственности за определенную плату.
  5. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
  6. Вклад – это деньги, которые вы отдаёте в банк с целью получения дохода.

Слайд 18

Физ. минутка

1-2 мин.

Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.

Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.

Слайд 19

Продолжение изучения новой темы

8-10 мин.

Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.

В семье Серёжи пять человек.

Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.

за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой

35 тыс. р. в месяц.

Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего

семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что

она зарабатывала в месяц до родов).

Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию

в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. рублей в месяц.

Таким образом, суммарный доход семьи составляет:

35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.

Чтобы получить средний доход на одного члена се-

мьи, нужно суммарный доход разделить на количество

членов семьи.

Это составит:

72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.

Слайд 20

2 мин

Игра «Найди и исправь ошибку»

  1. Родители ходят на работу и получают за нее стипендию. 
  2. Бабушка и дедушка не работают, они пенсионеры и получают зарплату.
  3. Старший брат студент за хорошую учебу получает пенсию.
  4. Родители получают на ребенка гонорар.
  5. Зарплата, премия, стипендия, пенсия, пособие - это расходы.

Слайд 21

Закрепление изученного материала

4 мин.

Задание «Семейный доход».

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.

Работа на карточке,

взаимопроверка в парах

Слайд 22

Рефлексия

2-3 мин.

Закончите предложения

Я сегодня узнал …

Меня заинтересовало …

Меня сегодня удивило …

Мне понравилось …, потому что...

Я испытал трудности …

Я понял, что смогу …

Слайд 23

Домашнее задание

2 мин.

Учитель предлагает выполнить задание дома с родителями творческую работу в свободной форме «Источники дохода моей семьи».

Фиксируют задание.

Слайд 25

Литература:

1. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична

Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

2. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична

Финансовая грамотность. Учебник . 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

3. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович

Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014


Ресурсы интернет:













Приложение 1

 «Доходы семьи»

  1. Стипендия – это ежемесячное пособие, выдаваемое учащимся дневных отделений в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
  2. Пенсия - это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца
  3. Заработная плата — вознаграждение или денежная компенсация  за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
  4. Аренда – передача во временное пользование или владение какого-то вида собственности за определенную плату.
  5. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
  6. Вклад – это деньги, которые вы отдаёте в банк с целью получения дохода.


Приложение 2

Задание «Семейный доход».

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.

Задание «Семейный доход».

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людейсдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследствопремия, лекарство, гонорар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)

Разработка урока по теме "Источники доходов семьи". Целями урока являются: рассмотреть источники доходов семьи, рассмотреть существующие пути увеличения доходов. развитие мыслительной деятельности, ра...

Разработка урока экономики в 5 классе"Источники доходов семьи"

Учащиеся знают / умеют…·         знают кто такая семья·         знают кто такие потребители, производители·...

Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»

Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку   проблема  соотношения доходов и расходов в услови...

Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) "Доходы семьи" (6 класс)

Для проведения учебного курса по финансовой грамотности в образовательных учреждениях по теме: "Доходы семьи" можно соотнести виды доходов с экономическими ролями (1-й страница), а так же со...

Доходы семьи

Презентация и интерактивное задание по теме:https://learningapps.org/display?v=pzv2jwo7t19...

Доходы семьи

В данной презентации сообщается о доходах и расходах семьи...