Урок Победы - классный час
материал (9 класс)

Игнатьева Марина Александровна

Классный час к 9 Мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_urok_pobedy.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1) Тема: «Единый урок Победы».

Цели: расширить знания детей о Великой Отечественной Войне; воспитывать уважение и почтение к защитникам нашей Родины.

Ход урока

Фонограмма перезвона Кремлёвских курантов. На фоне курантов звучит голос диктора.

- Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!

Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война»

(слайд 2) Учитель: 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Гитлеровская клика совершила чудовищный акт вероломства, разорвав пакт о ненападении на Россию. Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества -германским фашизмом .Наступил новый период в жизни нашего государства- период Великой Отечественной Войны.

Звучит второй куплет песни .

(слайд 3)

Реб. И от моря и до моря

Поднялись фронтовики.

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Реб. Встали с русскими едины

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне ,и грузины,

Молдаване, чуваши-

Все достойные народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Отчизна дорога.

(слайд 4)  Учитель: На многочисленных митингах рабочих коллективов, крестьянства, трудовой интеллигенции прозвучал девиз: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Шла война народная. Примеры беспредельного мужества , храбрости проявляли воины нашей армии. Рядом с прославленными генералами сражались солдаты, рядом со взрослыми- подростки, дети.

Реб. Вспоминают наши деды

Про былые времена,

Надевают в честь

Победы боевые ордена.

Встань сегодня утром рано,

Выйди в город- погляди,

Как шагают ветераны

С орденами на груди.

Реб. Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле,

Ярче светят в честь Победы

Звёзды мира на Кремле.

За страну родную люди.

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Реб. День Победы- дня дороже нету.

День Победы -самый главный день!

В этот день на зависть всей планеты

Все награды Родина надень!

Реб. Вдохнули полной грудью люди.

Конец войне! Конец войне!

И многоцветные салюты

Сверкали долго в вышине!

Реб. Они Отчизну защищали

Бесстрашно шли на смертный бой,

Чтоб дети в счастье вырастали

В стране свободной и родной!

Реб. Наши бабушки и деды

Вспомнят молодость свою.

Это им пришлось Победу

Завоёвывать в бою!

Реб. Наши бабушки и деды

На внучат глядят своих.

Мы -наследники победы,

Мы с тобой надежда их.

Реб. Светлый праздник-День Победы

Отмечает вся страна.

Наши бабушки и деды

Надевают ордена.

(слайд 5)

Звучит песня « День Победы»

(слайд 6) Минута молчания .

Метроном.

(слайд 7) Учитель: на веки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война .Она унесла более 20 миллионов жизней наших людей. Пожалуй нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте , и в тылу. Родина высоко оценила мужество и подвиг своих сыновей и дочерей. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями , а 11603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Фашистские орды разрушили на нашей земле 1710 городов, превратили в пепелище 70 000 сёл и деревень, оставили без крова 25 миллионов человек .Но наш народ верил в Победу, сражался с ненавистным врагом и разгромил врага. Люди стали отстраивать города и сёла, сделали их ещё краше. 11 городов нашей Родины стали городами- героями. У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок памяти. Даже зимой , когда всюду снег и стужа, лежит цветок у памятника. Его приносят люди , в памяти которых навсегда останутся имена павших героев.

Реб. И помнят люди всей земли

Тех, кто во имя жизни

В суровых битвах полегли

За славную Отчизну.

(слайд 8)

- Сегодня ребята приготовили фотографии и сообщения о родных ветеранах.

Расскажите , пожалуйста, о их фронтовой жизни.

Выступление ребят.

Реб. За всё , что есть у нас сейчас,

За каждый наш счастливый час,

За то , что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то!

Спасибо Армии России,

Нашим дедам и отцам!

Реб. Мирный день плывёт над нами,

Радость в сёлах, городах,

Над заводами , полями

Неба чистого размах.

Ведь правда , друзья, хорошо на планете,

Когда на планете хозяева - дети,

Недаром от песен и плясок звеня,

На детство надеется наша земля!

Звучит песня «Детство».

(слайд 9) Война – это 27 миллионов жизней советских людей.

         Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

       Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров  железнодорожных путей.

Наш народ разгромил немецких захватчиков и отстоял мир на земле. Война для Советского Союза была полной неожиданностью. Страна не была готова. Поэтому в первые месяцы войны войска Красной армии отступали и несли огромные потери. Народ собирал все свои силы в единую армию, чтобы дать

врагу отпор. В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в крупных битвах, провела много наступательных операций.

     Брест— Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же день Великой Отечественной войны. Враг рассчитывал захватить крепость стремительным ударом. Однако попытка гитлеровцев взять крепость с ходу была отбита ее защитниками. В конце июня враг предпринял генеральный штурм крепости. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни большие потери.
Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Она продемонстрировала всему миру величайшую стойкость и мужество, богатырскую силу советского солдата. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за нее жизнь.

(слайд 10) МОСКОВСКАЯ БИТВА
30 сентября 1941г. – 20 апреля 1942г

Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига»; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о «непобедимости» гитлеровской армии.  Битва под Москвой включает два периода: оборонительный (30 сентября – 5 декабря 1941 г.) и наступательный (5 декабря 1941 г. – 20 апреля 1942 г.)  Этот успех обеспечил паузу в ведении боевых действий, потерю немцами стратегической инициативы. Можно только представить, какие героические усилия потребовалось приложить советскому народу и его армии, чтобы выправить положение на фронтах, остановить противника на главном направлении, а затем перейти в контрнаступление.

(слайд 11) СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.

     

 Победа под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. Сталинградская битва продолжалась с непрерывно возрастающим напряжением сил обеих сторон в течение шести с половиной месяцев - с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.

В течение первых четырех месяцев советские войска в упорных оборонительных боях сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе измотали рвавшуюся к Волге крупную вражескую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку войск фашистского блока.
        Поражение в Сталинградской битве явилось серьезным морально-политическим потрясением для нацистской Германии, поколебало ее внешнеполитические позиции.

Победа под Сталинградом еще выше подняла международный авторитет Советского Союза, явилась важным фактором дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции. Она продемонстрировала возросшие мощь Красной Армии и военное искусство советских военачальников. В Сталинградской битве Красная Армия впервые осуществила наступательную операцию группы фронтов по окружению и уничтожению крупной вражеской группировки. Однако победа была достигнута дорогой ценой. Советские войска потеряли более 1,1 млн. человек.

(слайд 12) КУРСКАЯ БИТВА
5 июля 1943г. – 23 августа 1943г.

      Летом 1943 года развернулось одно из величайших сражений Великой Отечественной войны – Курская битва. Она проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года в условиях уже определившегося перелома в ходе войны. Курская битва – это 50 дней и ночей беспрерывных, ожесточенных сражений, которые завершились блестящей победой. В боях на Курской дуге с обеих сторон участвовало более 4 миллионов человек, около 70 тысяч орудий и минометов, 13,2 тысячи танков и самоходных орудий, 12 тысяч боевых самолетов.  После поражения под Сталинградом немецкое командование решило взять реванш, имея в виду осуществление крупного наступления на советско-германском фронте, местом которого был избран так называемый Курский выступ (или дуга), образованный советскими войсками зимой и весной 1943 года.  Курская битва, подобно сражениям под Москвой и Сталинградом, отличалась большим размахом и направленностью.         В результате Курской битвы были разгромлены полностью 30 дивизий противника (в том числе 7 танковых). Противник потерял свыше 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий.

         Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов.  Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу.

Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной "транспорт" жителей города - детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: "Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя".

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились".

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-"буржуйка" не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

В начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в январе - начале февраля 1943 года разгромили главную группировку неприятеля, прорвали оборону немцев и перешли в наступление, отбросив врага на сотни километров на запад.

Ленинград выдержал столь длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город. И хотя не было ни дров, ни угля, а зима стояла лютая, велись орудийные обстрелы и днём и ночью, пылали пожары, мучил острый голод, ленинградцы всё перенесли. Защита города стала для них долгом гражданским, национальным, социальным.

(слайд 13) Дневник Тани Савичевой.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.

Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых - нарядные занавески, салфетки, скатерти.

С детских лет вышивала и Таня  - все цветы, цветы…

(слайд 14) Хатынь

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

(слайд 15)

Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века. В исторической памяти  она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и бедствий. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, патриотизма, величайшего исторического прозрения воевавших поколений людей. Это была война за независимость, за человеческое достоинство.

Советский Союз, а в его составе и Россия, терпя тяжелейшие испытания на оккупированных территориях, на фронте и в тылу, спасли человечество от величайшей мировой трагедии, связанной с мировым господством немецкого фашизма. Именно Советская Армия перемололи военную мощь немецко-фашистского государства и внесла решающий вклад  в Великую Победу над гитлеровским фашизмом. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» писал: «Никто не может оспаривать то обстоятельство, что главная тяжесть борьбы с фашистскими вооруженными силами выпала на долю Советского Союза. Это была самая жестокая, кровавая и тяжелая из всех войн, которые когда-либо пришлось вести нашему народу».

Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов и дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России.

(слайд 16) Никто
не забыт,  ничто
не забыто.

Минута молчания.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Урок Победы"

Классный час о ВОВ и нашей Победы...

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...

Классный час "Урок Победы", посвященный году Памяти и Славы- 75 летию Победы в Великой Отечественной войне

Урок Победы, посвященный году Памяти и Славы- 75 летию Победы в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка классного часа, посвященного 75-летию Великой Победы «УРОК ПОБЕДЫ »

Методическая разработкаклассного часа,посвященного 75-летию Великой Победы«УРОК ПОБЕДЫ »...

Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...