Исследовательские работы учащихся
творческая работа учащихся

Колосова Ирина Петровна

 Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gto_v_shkole.docx216.98 КБ
Файл sport-neotemlemaya_chast_zozhis.rabota.docx880.05 КБ
Файл dialekty_i_govory_moey_derevni.docx413.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Западнодвинская средняя общеобразовательная  школа №1»

«ГТО в школе»

Исследовательская работа

Выполнила:

ученица  9-в класса

МБОУ «Западнодвинская СОШ №1»

Колосова  Ксения

Руководитель : учитель физической культуры

Колосова Ирина Петровна

         

                                                      2017

                         Содержание :

  1. Введение         …………………………………………………….   3-4
  2. Основная часть

2.1  Нормативная основа системы физического воспитания  Всесоюзного                                        комплекса «Готов к труду и обороне»………………………………….  5-7

2.2  Сравнение  норм ГТО с показателями двигательной подготовки учащихся в наше время  ………………………………………………….     7- 8                                                                                                    

2.3  ГТО в нашей школе. Результаты  исследования   ………………..      9- 12                                                            

III. Заключение  …………………………………………………………….     13

  1. Список литературы…………………………………………………...   14
  2. Приложения…………………………………………………………. 15-16

I. ВВЕДЕНИЕ

     Здоровьем  сегодня  «не  блещут»  ни  старшеклассники,  загруженные  уроками,  ни  первоклашки,  у  которых  все  нагрузки  еще  впереди.  Многие  ученики  страдают  хроническими  заболеваниями, часто болеют.  Проблема  в  том,  что  учащихся,  которые  активно  занимаются  спортом  —  очень  мало.  Чтобы  исправить  эту  ситуацию  с  физическим  воспитанием  детей  в  России, президент  России  В.В. Путин возобновил  физкультурный  комплекс  ГТО («Готов к труду и обороне»). Нужно ли это?
     Мне стало интересно узнать  о ГТО в прошлом и настоящем. Поэтому я  с удовольствием взялась за исследовательскую работу «Готов к труду и обороне». Была поставлена цель и определены задачи исследования, выдвинута гипотеза.

     Для поиска информации  я обращалась  за помощью к  разным литературным источникам, посетила сайты Интернета, провела опрос учащихся нашей школы и их родителей,  обратилась за помощью к учителям и директору центра тестирования Западнодвинского района С.И.Киян.

Методы исследования: 

поисково-исследовательский

изучение литературы

метод опроса

интервью  

анализ

обобщение.    

 

Цель работы: проследить развитие системы ГТО в нашей школе, выяснить роль ГТО в воспитании молодых поколений.

       

 Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

-  изучить теоретические сведения о комплексе ГТО;

- взять интервью у учителей и школьников о том, как они относятся к сдаче  норм ГТО;

-  обобщить и распространить  изученный материал среди своих сверстников.

Исходя из этих задач, я выдвинула гипотезу:  если  школьники будут сдавать нормы ГТО,  то это  повысит их  интерес к физической культуре.

Объектом  и предметом исследования в ходе  работы был  комплекс ГТО в прошлом и настоящем.

Ожидаемый результат: узнаю историю развития ГТО и расскажу о результатах своей работы учащимся нашей школы.

    Считаю, что практическая значимость работы заключается в том, что собранный и проиллюстрированный материал можно использовать на уроках физкультуры, в школьной конференции, на классных часах и занятиях внеурочной деятельностью. Это  поможет расширить круг знаний учащихся, сделать процесс обучения интереснее, создать среду, побуждающую детей к занятиям физической культурой. Если  с  детства  ребёнок  будет  заниматься  физической  культурой,  то  он  полюбит  спорт  и  будет  заниматься  им  на  протяжении  всей  жизни,  привлечет  к  этому  своих  знакомых  и  друзей,  а  потом  и  своих  детей.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1  Нормативная основа системы физического воспитания  Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне»

В 1927 году путем слияний и реорганизаций нескольких военно-спортивных объединений в СССР создается самая крупная из специализированных общественных организаций – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Уже к началу 1928 года эта организация насчитывает около 2 млн. человек. По всей стране под эгидой ОСОАВИАХИМа строятся тиры, стрельбища, создаются аэроклубы и военно-спортивные кружки, где молодежь проходит подготовку по таким специальностям, как радист, телеграфист, парашютист, моторист, санитар, медсестра, пилот и др.

В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания. Цель вводимого комплекса – «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения…». Название ГТО абсолютно, патриотическое, основное содержание комплекса было ориентировано на качественную физическую подготовку сотен миллионов советских людей. Всех поголовно обучали бросать гранату, бегать кросс, делать марш броски и даже стрелять   из оружия. Начиная с 1931 года, активисты ОСОАВИАХИМа ведут широкую пропагандистскую деятельность, проводят занятия по противовоздушной и противохимической обороне на заводах и фабриках, в государственных учреждениях и учебных заведениях. К обязательным занятиям привлекаются все учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, личный состав Вооружённых Сил СССР, милиции и некоторых других организаций. Желающие заниматься физкультурой и спортом в свободное от работы и учёбы время посещают учебно-тренировочные занятия и участвуют в спортивных соревнованиях.

Очень быстро спортивно-оборонный комплекс становится популярен. Нормы ГТО сдаются в школах, колхозных бригадах, рабочими фабрик, заводов, железных дорог и т.д. Проводятся масштабные соревнования на звание чемпионов комплекса ГТО по отдельным его видам, которые по популярности не уступают центральным футбольным матчам сезона.

Руководство страны стремилось воспитать защитников молодого советского государства сильными и выносливыми. Насколько это решение было оправданным, можно судить по тяжелым сороковым годами. Новобранцы, прошедшие по программе ГТО, значительно быстрее осваивали военное дело и отправлялись на фронт.

В мирное время «Готов к труду и обороне СССР» превратил Советский Союз в спортивную мега-державу. Миллионы подростков, сдавая в школе нормы ГТО, оказывались под прицелом спортивных школ. Это был огромный социальный лифт для всех подростков со спортивным талантом, «Готов к труду и обороне СССР» открывал им вход в мир большого спорта. Многие стали мастерами спорта, почти все победители Олимпиад и чемпионатов мира, начинали с небольшого золотого или серебряного значка с надписью «Готов к труду и обороне» на своей груди. СССР по количеству медалей был одним из лидеров большого спорта.

Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись. В 1934 году появился комплекс БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Изменения вносились в 1940, 1947, 1955, 1959, 1965 годах.

Последний всесоюзный физкультурный комплекс ГТО был утверждён постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 17 января 1972 года. Он имел 5 возрастных ступеней (для каждой были установлены свои нормы и требования): I ступень — «Смелые и ловкие» — 10—11 и 12—13 лет, II — «Спортивная смена» — 14—15 лет, III — «Сила и мужество» — 16—18 лет, IV — «Физическое совершенство» — мужчины 19—28 и 29—39 лет, женщины 19—28 и 29—34 лет, V — «Бодрость и здоровье» — мужчины 40—60 лет, женщины 35—55 лет.

Фактически это была государственная система физического воспитания. Комплекс состоял из набора оценочных нормативов и требований по физическому развитию для населения в возрасте от 10 до 60 лет. Сдача нормативов подтверждалась особыми значками.

Учитывая, что программа ГТО была закрыта в 1991 году, невольно возникает вопрос, а не это ли причина стольких спортивных неудач современной России?

2.2.Сравнение  норм ГТО с показателями двигательной подготовки учащихся в наше время.

Показатели двигательной подготовки, так же как и нормы ГТО имеют возрастное разделение и различные показания для определённого возраста. В обоих случаях присутствует: бег, прыжки в длину, метание мяча, подтягивание на перекладине, метание гранаты.

Физкультурные нормативы должны быть гибкими, как заявил президент РФ Владимир Владимирович Путин, "перегибов быть не должно". Сдача норм ГТО в школе должна быть доступна и выполнима всеми детьми.  Задача состоит в том, чтобы заинтересовать молодёжь и привлечь её к спорту. У некоторых учащихся, на уроках физической культуры, не получается сдать нормативы, но они стремятся достичь нужного результата. Есть дети, которые сразу опустят руки. Гибкость нормативов должна быть для того,  чтобы молодёжь не разочаровалась  в своих способностях и не забросила занятия физической культурой.

Президент России Владимир Владимирович Путин предложил воссоздать физкультурный комплекс ГТО ("Готов к труду и обороне"). Эту идею глава государства озвучил во время совещания по развитию системы физического воспитания. По мнению президента, комплекс ГТО был реальным работающим механизмом, который обеспечивал единую, общедоступную систему объективной оценки физического развития и задавал стандарт физической подготовки. Также глава государства заметил, что "Нормативы нужно сейчас вводить, но они должны быть гибкими и они должны соответствовать уровню физического развития ребенка, да и вообще человека. Нельзя завышать эти требования, чтобы до инфаркта никого не доводить, но должна быть система ориентиров".

В.В. Путин также предложил учитывать сдачу спортивных нормативов при поступлении в вузы. Президент подчеркнул, что работа по физической подготовке учащихся должна учитываться при оценке эффективности учебных заведений. Президент потребовал привлекать к физической культуре всех детей вне зависимости от состояния здоровья, но разрабатывать для них специальные корректирующие программы. "В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физ. подготовки военнослужащих". По словам главы государства, причин такой ситуации очень много — социальные проблемы, положение дел в семьях, состояние здравоохранения, а также ситуация в школах. Сейчас лишь около 83% общеобразовательных учреждений имеют спортивные залы, из них более 42% нуждаются в усовершенствовании и реконструкции.  Современный оснащенный спортзал должен быть в каждом учебном заведении.

2.3. ГТО в нашей школе. Результаты исследования

         24 марта 2014 года на заседании совета по развитию физкультуры и спорта президент России  Владимир Владимирович Путин подписал Указ о возрождении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», благодаря которому "выросло не одно поколение активных, здоровых людей". Он напомнил, что эта программа существовала с 1931 по 1991 год. По словам Путина, прежнее название решено сохранить как дань традициям. В июне Правительство РФ утвердило Положение о комплексе ГТО, и с 1 сентября 2015 года к сдаче норм ГТО приступили учащиеся нашей школы.

         Больше всего меня интересовал вопрос об организации  ГТО в нашей школе. Для того чтобы собрать сведения по этому вопросу,  я побеседовала с  учителями  физкультуры.

Евгений Сергеевич, как Вы относитесь к возвращению ГТО в школу? Что это даст современным школьникам?

- Сейчас многие  дети  увлекаются компьютерными играми, проводят время у телевизора. Это не прибавляет им здоровья.  Раньше не было столько освобождённых от уроков физкультуры, потому что дети болели реже. Возрождение  в стране курса ГТО для школьников будет способствовать, прежде всего, укреплению их здоровья, а уже потом развитию специальных спортивных навыков.  Считаю, что ГТО нужно вернуть в школу с обязательной  сдачей всех видов нормативов всеми здоровыми детьми.  

В процессе написания данной работы было опрошено 197 учащихся нашей школы о том, что такое нормы ГТО и нужны ли они в школе.

В ходе исследования было проведено анкетирование 197 учащихся. Было выявлено, что в параллели 3-х классов из 65 учащихся 72% знает, что такое нормы ГТО, а 28%  не знают. В параллели 6-х классов из 68 учеников: 84% знают значение этого выражения, а 16% - нет; в параллели 8-х классов из 64 учеников: 86% знают значение этого выражения, а 14% - нет. По результатам исследования было выявлено, что большинство учащихся знают что такое ГТО. Это не удивительно, ведь нормы ГТО в нашей школе ребята начали сдавать с 1 сентября 2015 года.

Задав вопрос, нужны ли нормы ГТО в школе, 54% учащихся в параллели 3-х классов считаются да, 46% нет. В параллели 6-х классов 63% да, 37% нет. Среди 8-х классов 71% считают, что да, а 29% нет. Из 197 учащихся 81% считает, что нормы ГТО нужны в школе, а 19% против возвращения норм ГТО в школы. Большинство учеников считают, что ГТО нужно снова вводить в школу, потому что это:

развивает физические качества (13%)

улучшает здоровье (31%)

любят урок физической культуры (20%)

пропаганда физической культуры и спорта (6%)

без объяснения (30%)

Остальные учащиеся не хотят нововведения, потому что

не любят заниматься спортом (26%)

 не любят урок физической культуры (32%)

 болеют (18%)

им нельзя заниматься физической культурой (24%).

Вывод: чем старше становится человек, тем больше ему хочется быть физически развитым и здоровым. С возрастом человек начинает больше болеть, его иммунитет ослабевает. Физическая культура - это лучшее лекарство от всех болезней. Взрослому человеку очень трудно заставить себя заниматься физической культурой, отсюда следует, что к занятиям надо начинать привыкать с самого детства, чтобы это вошло в привычку и сопутствовало нам на протяжении всей жизни.

Так же в ходе исследования мы взяли интервью у администратора центра тестирования Западнодвинского района Смирновой О.А.: «Следует ли возобновлять нормы ГТО в школах и почему?».  Она поделилась с нами своим мнением. «Я считаю, что  государство в некоторой степени решит проблему оздоровления населения. Они смогут привлечь молодёжь к спорту». Задав тот же самый вопрос директору центра тестирования Западнодвинского района С.И. Киян: мы получили ответ: « Я положительно отношусь к возобновлению норм ГТО. В нынешнее время молодёжь физически мало развита. Когда я учился в школе, больше половины класса занимались тем или иным видом спорта, сейчас мы видим, что подростки ведут совершенно не здоровый образ жизни. При введении норм ГТО ситуация в стране может поменяться в лучшую сторону, хуже от этого точно не будет». Третьим опрошенным был Морозов С.Н. учитель технологии нашей школы. «Нормы  ГТО следует возобновить. Это полезно для развития детей и очень интересно. Я сам сдавал эти нормы и хочу, чтобы ваше поколение знало, как это интересно и занимательно. Сдав на высокие показатели,  выдавались значки. А какой ребёнок не хочет получить значок? У меня есть все эти значки, и я ими очень горжусь.   Физическая культура всегда полезна для здоровья, любовь к ней надо прививать ребёнку с детства». В ходе нашего исследования мы выяснили, что старшее поколение за то, чтобы нормы ГТО были введены в школу. Когда ребенок хорошо развит физически, то он меньше болеет. Если с детства ребёнок будет заниматься физической культурой, то он полюбит спорт и будет заниматься им на протяжении всей жизни.

На протяжении многих лет в нашей школе есть свои спортсмены. В школьном архиве можно найти грамоты, дипломы, альбомы с фотографиями отличившихся спортсменов. Так же можно увидеть  медали, кубки за призовые места.

Учащимся 3-х  классов  было дано задание выяснить, знают ли родители что-нибудь о нормах ГТО, может, вспомнят какие-нибудь интересные случаи, связанные со сдачей норм ГТО, поделятся и покажут своим детям значки, которые они имеют за сдачу нормативов. Мы выяснили, что  большинство родителей наших учащихся не знают, что такое нормы ГТО. Зато про нормы ГТО знают их бабушки и дедушки. Детей заинтересовала подобная работа, кто-то приносил красочные рисунки, кто-то фотографии дедушки спортсмена, а кто-то принёс значки и рассказал о нормативах, сдаваемых в то время. Делая эту работу, пообщавшись со своими родственниками, многие из ребят задумались и захотели   последовать примеру старших, начать заниматься спортом и получать награды за свои достижения в какой-либо спортивной области.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В детях очень сильна потребность объединяться по интересам. Им нравится достигать каких-то новых результатов, а потом делиться успехом друг с другом и родителями. В этом вопросе возврат к нормам ГТО считается безусловным благом, если как следует проработать и привести их в соответствие с изменившимися потребностями общества, это пойдет и детям, и обществу на пользу. Помочь детям сохранить свое здоровье могут простые вещи, как это ни банально звучит, здоровый образ жизни, включающий   занятия спортом и  физической культурой. Нормы ГТО очень полезны были раньше, а возврат их сегодня просто необходим. Сегодняшние нормативы по физической подготовке не охватывают все население. Сдача нормативов не должна быть ограничена по возрасту.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что наша гипотеза о том, что сдача нормативов ГТО в школе повысит заинтересованность молодёжи к спорту, верна.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

- https://ru.wikipedia.org/   

- http://vykza.ru/12124-festival-gto.html 

-http://wyksa.ru/2015/04/15/zhiteli-gorodskogo-okruga-gorod-vyksa-budut-sdavat-normy-gto.html 

- http://wyksa-r.ru/?module=news&action=view&id=6657 

- http://www.opentown.org/news/5473/

- Должников И. И., Тульпо В. Л.  Комплекс ГТО в общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1985;

 Светлакова Н.Б. Большая медицинская энциклопедия. -  АСТ, 2008.

- Силаев  В.Л. Столетняя школа:  1987-1997. Выкса, 1997;

- Физическая культура и спорт в СССР. - М.: Физкультура и спорт, 1967.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Что такое нормы ГТО?

Нужны ли нормы ГТО в школе?

Нужны ли нормы ГТО в школе, если да, то почему?

Если нет, то почему?

P1140602    Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить заданный набор требований, например: пробежать на скорость стометровку, отжаться определенное количество раз, прыгнуть с вышки в воду и даже метнуть гранату.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Западнодвинская средняя общеобразовательная  школа №1»

Конкурс «Твоё здоровье – дело рук твоих» 

«Спорт – неотъемлемая часть здорового образа жизни»

Исследовательская работа

Выполнил:

ученик  8-а класса

МБОУ «Западнодвинская СОШ №1»

Колосов  Максим

Руководитель : учитель физической культуры

Колосова Ирина Петровна

         

                                                     

2015

Оглавление:

  • Введение                                                                                          Стр. 3-5
  • Основная часть. Проблемы формирования здорового образа

                жизни школьников.                                                  

2.1  Состояние здоровья детей в России                            Стр.6-7

2.2  Влияние различных факторов на здоровье детей                          Стр.7-9

2.3  Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся школы №1 г.Западная Двина. Ход эксперимента и его результаты                                                                                                Стр.9-12

Заключение                                                                                              Стр.13-14

Литература                Стр.15

Интернет-ресурсы                Стр.15

Приложение                                                                                             Стр.16-20

                                                                                       

                                                       

                 

ВВЕДЕНИЕ

   «Здоровье – это еще не все,

но без здоровья, все – ничто»

Артур Шопенгауэр    

      Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить огромный вред своему здоровью. Следовательно, здоровью своих будущих детей, то есть здоровью будущих поколений.

        Так что же такое здоровый образ жизни? Говоря эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами. В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни.

        Современный ритм человеческой жизни очень не прост. Множество проблем присуще каждому человеку: учеба, работа, стрессы. Все это не дает возможности расслабиться и восстановить силы. Как же можно решить эту проблему? А решение простое – нужно заняться спортом. Излишне говорить, что движение – это жизнь.

     Я с удовольствием хожу на уроки физической культуры. Занимаясь спортом, я чувствую себя здоровым, крепким, сильным. Поэтому, я и задался целью провести исследовательскую работу по данной теме.

Проблема:  не у всех школьников сформирована потребность в формировании здорового образа жизни.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье – одна из важнейших  жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать ребенку понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека.

С каждым  годом не только в нашей школе, но и повсюду наблюдается тенденция к повышению уровня заболеваемости детей, снижению двигательной активности, возросло количество освобожденных от занятий физической культурой, увеличилось количество противопоказаний.

Целью настоящего исследования явилось изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся  школы №1 г.Западная Двина.

Предмет исследования: образ жизни учащихся 6-9 классов школы №1 г.Западная Двина.

Гипотеза: если все учащиеся будут придерживаться здорового образа жизни и полюбят спорт, то это положительно отразится на их здоровье.

     Большинство школьников ведет малоподвижный образ жизни, спортом не занимается, у некоторых имеются вредные привычки. Соответственно, здоровье учащихся имеет отклонения от нормы, а некоторые ребята имеют заболевания, в том числе и хронические, которые появились у них за время учебы в школе.

      Для того чтобы ребятам стал интересен спорт, я думаю, им надо рассказать о нем много интересных вещей. А для этого самому надо много знать.

       Исходя из этих размышлений, я поставил перед собой следующие задачи:

1. Раскрыть понятие здорового образа жизни.

2. Выяснить, является ли спорт частью здорового образа жизни.

3. Изучить отношение учащихся к состоянию собственного здоровья и к спорту.

4.Провести анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье.

5.Проанализировать занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях.

     Для решения задач исследования и достижения его цели мы использовали следующие методы:

  • анкетирование
  • интервьюирование
  • анализ классных журналов.

        

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проблемы формирования здорового образа жизни школьников

2.1  Состояние здоровья детей в России.

      На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и психологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Особую тревогу вызывают проблемы, связанные с социальной дезориентацией подростков: пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д. Специалисты отмечают также ухудшение состояния здоровья учащихся от начальной школы к старшим классам.

      Забота о здоровье учащихся, о формировании здорового образа жизни  представляется весьма актуальной задачей не только для педагогов, родителей, но и самих учащихся.

     Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования зарубежных и отечественных специалистов показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20 – 25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%, а основная часть - 50 – 55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека.

 В 2013 году общая заболеваемость детей школьного возраста довольно высока.

   Среди детей 7-18 лет отмечается выраженный рост заболеваемости. За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза.

    Особенно прогрессируют показатели заболеваемости у подростков в возрасте 15-17 лет. Сегодня 70% подростков страдают хронической патологией.

     Низкий уровень здоровья подростков помимо факторов, обусловленных отдельными формами школьного обучения, во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью среди этой возрастной категории поведенческих  факторов риска (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.п.)

         Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма школьников.

      Изучение состояния здоровья школьников позволяет понимать и находить причины наступления болезней. Факторы, влияющие на состояние  здоровья, находятся вблизи нас, задача в том, чтобы найти способы воздействия на эти факторы, оценить свое здоровье, образ жизни и подумать о том, как его изменить. Изучение и оценка состояния здоровья школьников поможет сформировать жизненную позицию, нацеленную на здоровый образ жизни, стремление не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение – детей, внуков и правнуков.

2.2  Влияние различных факторов на здоровье детей.

 Неоспоримым является тот факт, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности.

        Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20%составляют биологические (наследственные) факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%. 50-55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека.

       На территориях, где загрязнение воздушной среды определяют выбросы от предприятий химической, нефте- и газоперерабатывающей промышленности, наблюдается повышенная детская смертность от пневмоний.

      Особую опасность представляет загрязнение атмосферного воздуха свинцом, соединения которого используется в качестве антидетонационных присадок к бензину. В городах с интенсивным движением автотранспорта содержание свинца в атмосферном воздухе достигает 6 мкг/м3. С выбросами промышленных предприятий в воздух городов России поступает до 1,6 тысяч тонн свинца. Специальные исследования подтверждают прямую зависимость между содержанием свинца в объектах окружающей среды и в организме детей. Показано выраженное влияние свинца на детский организм, его нервную систему и зрение. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что у детей могут возникать проблемы в поведении и обучении, обусловленные воздействием свинца.         

       Наличие в источниках централизованного водоснабжения солей тяжелых металлов и хлорорганических  соединений создает  серьезную опасность для здоровья населения.

       Высокое природное содержание бора, брома, магния в питьевой воде приводит к росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения у населения.

      При радиологических исследованиях выявляются нарушения гигиенических нормативов. Они характерны для зон влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей.

     Высокий уровень загрязнения воды и почвы способствует загрязнению выращиваемой продукции и продовольственного сырья.

     Наряду с экологическими проблемами  наблюдается тенденция ухудшения демографического развития. Численность населения страны сокращается. Основная причина – превышение числа умерших над числом родившихся. Люди стали умирать более молодыми. Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте увеличился.

         Негативные демографические тенденции сопровождаются ухудшением здоровья нации. Значителен рост социально опасных заболеваний. За последние годы выросла заболеваемость туберкулезом, наркоманией, алкоголизмом.

      Ежегодно в России регистрируются десятки миллионов инфекционных заболеваний. Экономические потери от инфекционных заболеваний составляют ежегодно около 15 млрд. рублей.

        Растет число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девушек – выпускниц школ уменьшилось в 4 раза. Соответственно, увеличилось количество хронически больных девушек. А это будущие матери – носительницы генофонда нации.

       За последние 6 лет годность к воинской службе при призыве упала почти на 20%. Отмечается рост инвалидизации населения.

   Показатели здоровья являются наиболее объективными  и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост  и развитие организма.

2.3  Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся школы  №1 г.Западная Двина. Ход эксперимента и его результаты .                      

     Исследовательская работа по изучению проблемы формирования основ здорового образа жизни школьников проводилась  с  сентября  2014 года.

     Для решения задач исследования и достижения его цели мы использовали следующие методы:

  • анкетирование
  • интервьюирование
  • анализ классных журналов.

Было опрошено 45 человек (6-9 класс).

Нами была составлена анкета, которая включила в себя 7 вопросов, касающихся образа жизни ребят, в том числе и здорового образа жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно.

На вопрос №1 о занятиях в свободное время большинство ребят ответили, что им нравится смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, слушать музыку. Лишь 9% отметили занятия спортом. Результаты представлены в диаграмме 1.  

На вопрос «Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?» (диаграмма 2) 60% ребят ответили, что это необходимо, 10% считают, что это необязательно, а 13% этот вопрос вообще не волнует.

На вопрос о возможных действиях по сохранению здоровья ребята отвечали по-разному (диаграмма3).

На вопросы об употреблении ПАВ (психоактивных веществ): алкоголя, курения и наркотиков ребята отвечали следующим образом (диаграмма 4): 46% -ни разу, 27% - один раз, 20% - изредка, 7% - часто. Самое большое  количество положительных ответов у тех, кто курит.

Причины употребления ПАВ называют разные (диаграмма 5).

Мы проанализировали с помощью классных журналов количество ребят, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Оказалось,  что самыми активными спортсменами являются ребята 6 классов. Они посещают и школьные секции, и занимаются спортом вне школы (Диаграмма 6).

По результатам интервью 30% ребят 6-9 классов  считают, что здоровье - это “спорт”, 25% считают, что здоровье - это “полноценная, веселая жизнь”, 45% говорят, что “здоровье – это когда мало или вовсе не болеют” (Диаграмма 7).

      На вопрос “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” 61% опрошенных ответили: “Заниматься спортом”, 26% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики, остальные 13% не знают (Диаграмма 8).

      Последним вопросом мы пытались выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество ребят (43%) готовы заниматься спортом, 25% согласны делать “все, что нужно”, возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 19% готовы для сохранения здоровья закаляться, 13% - отказаться от курения и приема алкоголя (Диаграмма 9) .

     Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают оснований верить, что отвечавшие действительно будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят.

      Необходимо сохранить, укрепить здоровье обучающихся и сформировать представление у всех ребят о том, что такое ЗОЖ – здоровый образ жизни.

    Для достижения цели исследования мы решили следующие задачи:

1) провели анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;

2) определили отношение школьников к состоянию собственного здоровья;

3) проанализировали занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях;

    По результатам исследования были сделаны следующие выводы: значительная часть обучающихся школы достаточно адекватно оценивают значимость состояния здоровья для качества жизни и пытаются активно влиять на его сохранение, не все  предпринимают что-либо для формирования основ здорового образа жизни. Возможно, это связано с нехваткой времени.

      А самое главное - обратить внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого человека по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создать условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.    

       Вывод. В ходе исследования я выяснила, что спорт является неотъемлемой частью здорового образа жизни, который нужно формировать в школьном возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Мы считаем необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения состояния здоровья учащихся, а также изучение отношения их к собственному здоровью.

     Считаем, что необходимо формировать отношение школьников к собственному здоровью, разрабатывать профилактические и санитарно - гигиенические мероприятия для поддержания и улучшения здоровья. Эти проблемы можно решать совместно с родителями, учителями, врачами, администрацией (например, уроки здоровья, тематические классные часы, беседы, лекции, консультации, дни здоровья).

       Если человек дышит чистым воздухом, правильно организует труд и отдых, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то такого человека можно назвать кузнецом собственного здоровья.

      Каждый из нас еще сам себе и доктор. Мы знаем о себе всё: сколько часов сна делает нас бодрым, какую пищу не принимает наш организм, какие привычки губят наше здоровье. Быть здоровым – это значит, с самого раннего детства научиться вести здоровый образ жизни.

        Для того чтобы прожить дольше, запомните следующие правила:

1.        Живите в определенном режиме труда, отдыха, питания.

2.        Начинайте день с утренней зарядки.

3.        Не  становитесь рабами телевидения.

4.        Откажись от вредных привычек.

              Помните: человек - совершенство природы. Но для того чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.

             «Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», - говорил мудрец Сократ. Следуйте несложным правилам по сохранению и укреплению здоровья, и вы продлите свою жизнь!      

         Цель моего исследования достигнута. Учащихся, интересующихся спортом, стало больше.

         Активный здоровый образ жизни является неотъемлемой частью жизни любого современного человека. Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Это подтверждает знаменитая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!»

ЛИТЕРАТУРА

Р. М. Арсланова  « Будьте здоровы» Начальная школа №7, 2005

Ю. В. Буевич « Приглашаем за здоровьем» Начальная школа №6, 2006

Н. В. Долгова   « Волшебные правила здоровья»,2007

Т. Н. Максимова « Путешествие в страну здоровья», Классные часы М. ВАКО 2010

Е. Н. Назарова «Здоровый образ жизни и его составляющие», М.: Издательский дом «Академия», 2007

А. Г. Свияш « Здоровье в голове, а не в аптеке», Центрополиграф, 2007

Г. Ш. Тазиева « Здоровье в саду и на грядке» Начальная школа №7, 2005

Ф. В. Чаркова «Азбука здоровья», 2011

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/

traditio-ru.orgwiki/

healthy-info.rustati/zdorovyij-obraz-zhizni

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диаграмма 1. Занятия в свободное время

Диаграмма 2. Необходимость соблюдения принципов ЗОЖ

Диаграмма 3. Действия по сохранению здоровья

Диаграмма 4. Употребление ПАВ

Диаграмма 5. Причины употребления ПАВ

Диаграмма 6. Занятость в спортивных секциях.

Диаграмма 7. Здоровье – это

Диаграмма 8. Чтобы быть здоровым, нужно:

Диаграмма 9. Твои действия по сохранению здоровья

Анкета по проблемам здорового образа жизни

Уважаемые учащиеся! Просим Вас анонимно ответить на вопросы, изложенные в анкете. Просьба быть искренними и правдивыми. Подчеркните вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением или впишите свой ответ на вопрос.

1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? Возможно несколько вариантов ответа.

А) читать книги,

Б) смотреть телевизор, видео,

В) встречаться с друзьями, подругами,

Г) слушать музыку,

Д) выступать на концертах и других мероприятиях,

Е) готовить доклады, рефераты,

Ж) посещать кружки, секции (какие) ___________________________________

З) играть в компьютерные игры,

И) заниматься спортом,

К) помогать родителям,

Л) помогать в школе (в чем) __________________________________________

М) знакомиться с новыми людьми,

Н) делать что- то для других (что)______________________________________

2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? Возможен один вариант ответа.

А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни,

Б) нет, можно хорошо прожить и без этого

В) частично,

Г) эта проблема меня пока не волнует.

3. Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.

А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции, ДЮСШ,

Б) соблюдаю режим дня,

В) полноценно питаюсь,

Г) отказываюсь от вредных привычек,

Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы,

Е) не делаю ничего, у меня и так все нормально,

Ж) другое___________________________________________________________

4. Употребляете ли Вы алкоголь?

А) ни разу не пробовал(а),            Б) один раз пробовал(а),            В) изредка,             Г) часто,                Д) постоянно. 

5. Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?

А) ни разу не пробовал(а),     Б) один раз пробовал(а),   В) изредка,       Г) часто,              Д) постоянно. 

6. Употребляете ли Вы табак (Курите сигареты и т. п.)?

А) ни разу не пробовал(а),     Б) один раз пробовал(а),        В) изредка,     Г) часто,           Д) постоянно. 

7. Каковы основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков, если Вы что-то употребляли?

А) из любопытства, стремления к новым ощущениям,

Б) за компанию,

В) под давлением сверстников,

Г) получаю от этого удовольствие,

Д) чтобы казаться уверенным,

Е) чтобы казаться взрослым,

Ж) способ «убить» время,

З) под влиянием рекламы,

И) чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем.

Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Западнодвинская средняя общеобразовательная  школа №1»

        

«Диалекты и говоры
             моей деревни»

Исследовательская работа

Выполнила :

ученица  10-б  класса

МБОУ «Западнодвинская СОШ №1»

Колосова  Ксения

Руководитель : учитель физической культуры

Колосова Ирина Петровна

         

                                                      2017

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………2-3

2. Основная часть

2.1. Диалекты и литературный язык………………………………………4-6

2.2. Исследование «Разговорная речь жителей деревни Цикорево»……6-8

2.3. Анализ речи жителей деревни Цикорево …………………………  9-12  

3. Заключение………………………………………………………………13

Литература………………………………………………………………….17

Приложение ……………………………………………………………….18-19    

Словарь диалектизмов деревни Цикорево

Западнодвинского района Тверской области

Введение

        Современные говоры, наряду с памятниками письменности, служат важнейшим источником истории языка. Однако тенденция к глобализации, буквально захлестнувшая все сферы нашей жизни, с каждым годом все более и более вытесняет территориальные диалектизмы из сферы русского языка. Причины такого явления, конечно, напрямую связаны с рядом социальных факторов, с влиянием, например, языка СМИ на произношение и лексический состав. Филологи-специалисты знают, что всякий язык жив до тех пор, пока он находится в живом диалоге с другими, не только близкородственными языками, пока он подпитывается родниками своих диалектов и говоров.

Актуальность темы.

Всё, что происходит в жизни человека, неразрывно связано с его родиной, с родными местами.

Родные места - это всё, что окружает и сопровождает нас: леса, реки, односельчане, в том числе и речь. Речь тех, с кем мы ежедневно общаемся: родители, дедушки, бабушки, соседи, друзья. Речь, привычная с детства, оказывается самой живой приметой родных мест.

Уважительное и бережное отношение к родной речи свойственно многим народам. В России начала XIX века образованные люди, приезжая из деревни в столицу, говорили на литературном языке, а дома, в своих поместьях, общаясь с соседями и крестьянами, нередко пользовались местным диалектом.

         Жизнь крестьянина, его работа, обычаи отразились в местных названиях предметов быта, вещей, окружающих его, а значит и в речи.

Проблема изучения диалектных слов актуальна, так как включает изучение родного края, его истории, традиций, пополнение лексического запаса слов. 

Цель работы: Сохранение уважительного отношения к родному языку во всех его проявлениях.

Кроме этой цели я поставила и следующие:

●сохранить уважительное отношение к диалектам и говорам родного села;

●подчеркнуть их ценность и значимость для современного поколения;

●развеять пренебрежительное отношение к собственному говору и говорам вообще как к речи « отсталой и неправильной»;

●пробудить интерес к родному языку во всех его проявлениях.

Задачи работы:

· рассмотреть особенности речи жителей деревни Цикорево Западнодвинского района Тверской области;

· собрать диалектные слова, используя данные опросов;

· узнать общеупотребительное значение диалектизмов;

· составить словарь диалектных слов.

Объект работы: разговорная речь жителей деревни Цикорево Западнодвинского района Тверской области.

Предмет моей работы: диалектные слова в речи жителей деревни Цикорево Западнодвинского района Тверской области.

Методы исследования, используемые в работе:

наблюдение; опрос информаторов; анализ информации; систематизация материала; обобщение.

Практическая значимость работы: материал можно использовать на уроках русского языка и внеклассных занятиях.

Конечный результат: «Словарь диалектных слов деревни Цикорево Западнодвинского района Тверской области»

2.1Диалекты и  литературный  язык.

      Диалекты – часть народной культуры. В каждом говоре большое количество выразительных, ярких словесных образов, фразеологизмов, передающих своеобразное восприятие и видение жизни деревенским жителем – крестьянином. Таким образом, изучая диалекты, мы знакомимся с целым комплексом разнообразных народных представлений о мире, часто разнящихся с представлениями современного человека.

            Каждый национальный язык включает литературный язык и территориальные диалекты. Литературным, или «стандартным», называют язык повседневного общения, официально-деловых документов, школьного обучения, письменности, науки, культуры, художественной литературы. Его отличительная черта – нормированность, т. е. наличие правил (мы их учим в школе из года в год), соблюдение которых обязательно для всех членов общества. Они закреплены в  грамматиках, справочниках и словарях современного русского языка. В  диалектах тоже действуют свои языковые законы. Однако они не осознаются отчетливо носителями говоров , тем более не  имеют письменного воплощения в виде правил. Русским диалектам свойственна только устная форма существования, в отличие от литературного языка, обладающего и устной и письменной формой.

        Говор, или диалект, – одно из основных понятий диалектологии. Диалект – самая маленькая территориальная разновидность языка. На нем говорят жители одной или нескольких населенных пунктов. Сфера применения говора уже, чем сфера применения литературного языка, который является средством общения для всех, говорящих по-русски. В своей научной работе по диалектологии В.В. Колесов пишет: «По существу, сегодня уже нет «чистых», во всей неприкосновенности сохранившихся  традиционных говоров. Все они изменяются, создавая формы просторечия». Спор о диалектных словах, о возможности их употребления и уважения народной речи  велся еще  во времена М. В. Ломоносова, А.С. Пушкина и В.И. Даля.

        Можем ли мы сказать, что пришло то время, когда диалектизмы полностью растворились в нормативной речи?  Нет.  Мы с вами ежедневно слышим  народную речь, смеем утверждать, что говоры существуют, хотя и видоизменяются. В своей работе я попыталась  проанализировать записанный на территории деревни Цикорево конкретный  диалектный материал, показать его многообразие и выразительность, доказать важность изучения его как хранителя вековых народных традиций ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обрядов, да и того праязыка, от которого берет начало современный русский язык. Главным достижение данной работы считаю  составление словаря  местного говора.

        Как же относиться к диалектам? Литературный язык и диалекты постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Воздействие литературного языка на говоры, конечно, сильнее, чем говоров на литературный язык. Его влияние распространяется через школьное обучение, телевидение, радио. Постепенно говоры разрушаются, утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной жизни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык нашей местности.

         Уважительное и бережное отношение к диалектам свойственно многим народам. Для нас интересен и поучителен опыт стран Западной Европы: Австрии, Германии, Швейцарии, Франции. Например, в школах ряда французских провинций введен факультатив по  родному диалекту, отметка за который ставится в аттестат. В Германии и Швейцарии вообще принято литературно-диалектное двуязычие и постоянное общение на диалекте в семье.         В России начала XIX в. образованные люди, приезжая из  деревни в столицу, говорили на литературном языке, а  дома, в своих поместьях, общаясь с соседями и  крестьянами, нередко пользовались местным диалектом.
         Сейчас людям, говорящим на диалекте, присуще неоднозначное отношение к своему языку. В их сознании родной говор оценивается двояко: 1) через сравнение с другими, соседними диалектами и 2) через сравнение с литературным языком. Возникающее противопоставление «свое» (свой диалект)  – «чужое» имеет разный смысл. В первом случае, когда «чужое» – другой говор, оно часто осознается как что-то плохое, нелепое, над чем можно посмеяться, а «свое» – как правильное, чистое. Во втором случае «свое» оценивается как плохое, «серое», неправильное, а «чужое» – литературный язык – как хорошее. Такое отношение к литературному языку вполне оправдано и понятно: тем самым осознается его культурная ценность.
        Но должен ли человек стыдиться языка своей «малой родины», забывать его, изгонять из своей жизни?  Конечно,  нет.  Диалектные  слова почти  полностью  ушли  из  нашей  речи (большинство  опрошенных вспоминало, как говорили бабушки),   но  знакомиться  с  ними надо.

2.2  Исследование «Разговорная речь жителей деревни Цикорево»

        Однажды к моей бабушке приехали гости из Москвы. Я присутствовала при их разговоре, меня удивило то, что они не понимали смысла некоторых слов, употребляемых моей бабушкой. С того времени мне этот вопрос не давал покоя. В дополнительной литературе и в интернете я нашла материал о диалекте, познакомилась с примерами диалектных слов. Увидев  примеры диалектных слов, я подумала, а ведь и в нашей деревне есть такие слова.

И вот тогда решила выяснить, что изучает наука диалектология, поговорить со старожилами деревни и выяснить, какие диалектные слова используются в речи моих односельчан. Из справочной литературы я узнала, что диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Диалектизм – слово или устойчивое сочетание в литературном языке, которое не входит в его лексическую систему, а является принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка.

        Часто в лексике говоров присуща точность в обозначении понятий, поэтому диалектизмы используются писателями в языке художественных произведений в различных целях: для передачи местного колорита, для создания или усиления комического эффекта, для точного изображения реалий, для выразительности языка персонажей и другие. Есть определенные закономерности при введении диалектизмов в язык произведения: они вводятся обычно в речь персонажей, причем наиболее часто используются этнографические и собственно лексические диалектизмы. В русской классической литературе вводили диалектизмы в язык своих произведений А. Писемский, И. Тургенев, Л. Толстой и др., их используют и в современной литературе.

     Литературный язык и диалекты постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Воздействие литературного языка на говоры, конечно, сильнее, чем говоров на литературный язык. Его влияние распространяется через школьное обучение, телевидение, радио. Постепенно говоры разрушаются, утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни.
     В нашей стране долгое время господствовало пренебрежительное отношение к местным говорам как к явлению, с которым необходимо бороться. Но так было не всегда. На середину XIXв. в России приходится пик общественного интереса к народной речи. В это время вышли в свет «Опыт областного великорусского словаря» (1852 г.), где впервые были специально собраны диалектные слова, и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля в  4 томах (1863–1866 гг.), также включающий большое число диалектных слов. Материалы для этих словарей активно помогали собирать любители российской словесности. Журналы, губернские ведомости того времени из номера в номер публиковали различного рода этнографические зарисовки, диалектные описания, словарики местных речений.

Противоположное отношение к говорам наблюдается в  30-е гг. нашего века. В эпоху ломки деревни – период коллективизации – провозглашалось уничтожение старых способов ведения хозяйства, семейного уклада, культуры крестьянства, т. е. всех проявлений материальной и духовной жизни деревни. В обществе распространилось отрицательное отношение к  говорам. Для самих крестьян деревня превратилась в место, откуда надо было бежать, чтобы спастись, забыть все, что с ней связано, в том числе и язык. Целое поколение сельских жителей, сознательно отказавшись от своего языка, в то  же время не сумело воспринять новую для них языковую систему  – литературный язык – и овладеть ею. Все это привело к падению языковой культуры в обществе.

В настоящее время людям, говорящим диалектно, свойственно двоякое отношение к своему языку. Сельские жители, с одной стороны, оценивают родной язык, сравнивая его с окружающими говорами, а с другой – с литературным языком. В первом случае, когда свой говор сравнивается с языком соседей, он полагается хорошим, правильным, красивым, а «чужой» обычно оценивается как что – то нелепое, корявое, подчас даже смешное.

        Но вот при сравнении с литературным языком уже свой говор оценивается как плохой, «серый», неправильный, а литературный язык – как хороший, которому следует подражать. Поэтому моя исследовательская работа нацелена на воспитание уважительного отношения современной молодежи к своим историческим корням, к культуре общения наших дедушек и бабушек, тем самым подчеркиваю ценность и значимость местных говоров как для лингвистики, так и для всего общества. Дело в том, что, исследуя диалектизмы, мы познаем новый удивительный мир – мир народных традиционных представлений о жизни, часто очень отличающихся от современных. В диалектных словах отражены вековые традиции народа.

2.3  Анализ речи жителей деревни Цикорево.

        Чтобы выявить диалектные слова данной деревни, мы посещали семьи старожил деревни и более старшего поколения, в речи которых ёще сохранились особенности традиционного говора. Чтобы разговор имел непринуждённый характер, мы разговаривали о том, какова была их жизнь в детстве, молодости. Разговор записывали на диктофон. Уже дома, ещё раз внимательно прислушивались к каждому слову, выписывали «странные» слова, выясняли их лексическое значение, пользуясь словарём В.И.Даля и атласом «Язык русской деревни».

Результаты работы:

    В ходе данного исследования было посещено 5 дворов, опрошено 8 человек.

Проведен анализ речи жителей деревни Цикорево.

    Исследуя говоры и диалекты данной местности, мы пришли к выводу, что в подавляющем большинстве говоры являются акающими, с южнорусской основой. Лишь отдельные информаторы сохраняют в своём языке следы севернорусского происхождения..

     Итак, при изучении языка (говоры, диалектные слова) жителей деревни Цикорево  мы выявили следующие особенности.

Фонетические особенности

1)      Яканье (аканье) в предударном слоге после мягких согласных и шипящих: тяпло, без шасти, не повязу.

2) На месте ударных  гласных О, Э звучит  [а].(аканье) : застёгивать - заст’[а]гивать.

3)На месте ударной гласной И произносится [о].  Давнишний - давн[о]шний (оканье).

4).  На месте мягкого шипящего [щ’] произносится долгий твёрдый шипящий [шш] Ещё - е[шшо  ], женщина - жен[шш ]ина, работящая - работя-[шш  ]ая. Из разговоров жителей: мешок на загорбок – и пота[шш ]ил. Женшшина ана сурьёзная.                                                                                                          

5).  Сочетание согласных букв ДН произносится  как[нн  ], БМ как (мм),В как (м), Л как (н), МБ как (нб).     Ладно - ла[ нн ]о, не родня –не ро[нн  ]я.

 6).Наблюдается вставка звуков [д ], [ т],[й] :нравиться –

н[д ]равиться, срам - с[т ]рам,   с[ т]рамота.

Нарушение норм литературного языка наблюдается и в области ударения.

а) У существительных: попил водУ, глаза – глАзы;

 б) у глаголов прошедшего времени женского рода ударение с окончания переходит на корень: спалА, бралА, пилА – спАла, брАла, пИла.

 в) у глаголов настоящего времени: рОстит, рОбит;

 г) у глаголов в форме инфинитива ЕСТЬ произносится [ и ] и опускается   согласный Т:  есть – ись.

Морфологические особенности      

Особенности склонения имён существительных:

a)      Во втором склонении несклоняемые существительные склоняются:    в пальте, кофем.

б)    Склонение существительных множественного числа. Там, где окончание -а в литературном языке, в говорах – -а или -и в именительном падеже: вёдры, озёры.

в) Вместо нулевого окончания у существительных появляется окончание –ЕЙ: выгони курЕЙ (кур)

г)   Существительные 3-го склонения в предложном падеже имеют ударное окончание  -Е: ехал на лошадЕ, а существительные 2-го склонения – окончание – У, -Ю: сидел на конЮ.

Синтаксические особенности

      В употреблении служебных слов со способом построения словосочетаний:  

  • вместо НЕУЖЕЛИ – няуж, нешто: нешто сделаешь? Няуж уже сделал?
  • вместо усилительной частицы  ДАЖЕ  употребляется частица АЖНО:  (ажно в глазах потемнело, ажно руки свело;)
  • используются в речи вводные слова:  ПОДИ, КАЖИСЬ, ПОДИ-  :  (кажись, кто-то идёт; да ты,поди, не знаешь ниче;)
  • предлог  ВМЕСТО заменяется предлогом ЗАМЕСТО: (я буду заместо тебя).

     Лексические особенности                                         

     Многие общеупотребительные слова, знакомые нам, выступают в совершенно новых, порой неожиданных значениях .

     Оно становится понятным только местным жителям, то есть переходит в разряд диалектных слов:                                                

     Натрусить –насорить, , курята – цыплята, лесина – дерево, большой, высокий человек, клямка – скоба.           

 Результатом наблюдения над местным говором стало составление словаря диалектных слов в речи жителей деревни Цикорево Западнодвинского район Тверской области. Работа по пополнению словаря продолжается. Изучать говоры – значит сохранить для потомков богатство русского языка, заключённое в них.

Выявлены значения диалектных слов, многие из которых не понятны современному человеку. Составлен словарь диалектных слов. (см. Приложение)

        Данная исследовательская работа посвящена диалектам и говорам деревни Цикорево Западнодвинского район Тверской области, относящимся к южнорусским говорам, образующим компактный ареал на юго-западе Тверской области, которые по новейшему диалектному членению русского языка отнесены к Верхне-Днепровской и Западной группам южнорусского наречия.

В связи с тем, что эти говоры на западе и юго-западе соприкасаются с псковскими и смоленскими диалектными ареалами, а северная и восточная границы отделяют их от среднерусских говоров (селигеро-торжокских и московских), они образуют такой диалектный ареал, в котором особенно активны речевые изменения. Они входят также в зону русско-белорусского пограничья. Этим объясняется тот факт, что на протяжении развития русской диалектологии в XIX в. и первой половине XX в. статус этих говоров определялся по-разному.

                                                       

3.Заключение

Диалекты – часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не просто сведения о названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных городской жизни. В каждом говоре большое количество выразительных, ярких словесных образов, фразеологизмов, передающих своеобразное восприятие  и видение жизни деревенским  жителем -  крестьянином. Я считаю, что нельзя относиться к говору своей местности, как к речевой ошибке, к языковому недоразумению. Самое ценное в любом говоре – это слова и обороты речи, которых нет в литературном языке. Местные слова, удачно используемые, обогащают нашу речь, делают её неповторимой. В настоящее время людям, говорящим диалектно, свойственно двоякое отношение к своему языку. Сельские жители, с одной стороны, оценивают родной язык, сравнивая его с окружающими говорами, а с другой – с литературным языком. Исследуя говоры, мы познаём новый удивительный мир – мир народных традиционных представлений о жизни, часто очень отличающихся от современных. Ведь в говорах отражены вековые традиции народа.

Эта работа позволила мне расширить свои знания в области диалектологии, пополнить свои знания по краеведению.

Данная работа не претендует на полноту знаний и будет продолжена мною, т.к. говор данной местности испытывает влияние Московской, Смоленской, Псковской областей.

                                  Список использованной литературы.

1.  Абрамова О. А. Русская традиционная культура деревни. Материалы фольклорных экспедиций.  Вып. 3.Москва, 1999г. 81 с.

2. Барашков В. Ф. А как у вас говорят? Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1986, 111 с., ил.

3. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа…: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993, 143 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. Яз., 1989- 1991.

 5.Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка.

     Грамматические формы. Ударения.  Москва: Русский язык, 1994г.

6.  Колесов В.В.Говоры русской деревни. Москва,2001г.

7.  Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. «Наука» 1996г.

8. Успенский Л. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974г.

Приложение

Словарь диалектизмов жителей

деревни Цикорево Западнодвинского района Тверской области

Б

Баклашка – посуда для воды

Балакать – говорить. беседовать

Барахло – сношенная одежда

Батька – отец

Башлык – капюшон

Бедовать – жаловаться

Божничка – полка для иконы

Брехать – врать

Буряк – свёкла

В

Вражина – недруг

Втихоря – тайно

Выкаблучиваться – выделываться, привлекать к себе внимание

Г

Гомонить – рассказывать

Д

До си – до сих пор

Дюже - очень

Дойка - ведро, предназначенное для доения коров

Дрын – палка

З

Загородь - отгороженное место для домашних животных

Запереть – закрыть

И

Испотки - варежки

К

Кажись – кажется

Кажный – каждый

Койка – кровать

Л

Лузгать - щёлкать семечки

Лупить - бить

Лыбиться – улыбаться

Лытка - бедро

Р

Ряха - морда, лицо

Ростани - перекрёсток

С

Сени (сенцы) – веранда

Сигать – прыгать

Суконные - шерстяные

Т

Толчёнка - картофельное пюре

Трошки – немного

У

Убраться - а) одеться;б) навести порядок в доме, квартире

Управиться - накормить скотины

Ухайдохать - разбить, испортить что-то

Ухайдокаться - устать от трудной работы

Х

Хата – дом, квартира

Ходуном заходило – затряслось

Ц

Цаца - зазнавшийся человек, гордый, высокомерный

Ч

Чоботы - вид обуви

Чуешь? - слышишь?

Чуять – чувствовать

Ш

Шарить – искать

Шариться где-то – бродить

Шебуршать – шуршать

Шипко – сильно, быстро, очень

Шкирка - шиворот

Шлындать – шататься без дела

Шо – что

Я

Як - как


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов

Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

В этой небольшой работе предложен  возможный вариант самооценки  и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....

Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...