Практика реализации программы дополнительного образования «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов
статья (9 класс)

Свириденко Олег Николаевич

Данная статья написана по материалам моего выступления на научно - практической конференции для Восточной зоны Красноярского края от 30. 03. 2021 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О. Н Свириденко, учитель истории и обществознания,

педагог дополнительного образования МКОУ  Абанская ООШ № 1, п. Абан

Практика реализации программы дополнительного образования «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов

 «Скажи мне – и забуду. Покажи мне – и я запомню.

Дай мне сделать – и я научусь»

Конфуций

Я работаю по программе дополнительного образования  «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов. Программа разработана на основе «Стратегии  Российской Федерации по повышению уровня финансовой грамотности населения  в Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039 – Р на 2017 – 2023 гг.». Основной замысел введения данной программы: формирование базовых компетенций по финансовой грамотности у обучающихся.

С особенностями обучения предмету «Основы финансовой грамотности в общеобразовательной школе» я подробно познакомился на курсах педагога Красноярского ИПК Мамонтовой Людмилы Павловны. Во время занятий со слушателями педагогом использовались активные технологии формирования финансовой компетентности: проблемные лекции, защита проектов уроков  по тематическим модулям, мы составляли программу недели ФГ, выполняли итоговый проект. Я усвоил, что  программа предмета является межпредметной для учителей информатики (финансовое мошенничество в сети Интернет), технологии (проекты: то есть работа над практическим изделием, услугой), математики (решение финансовых задач), обществознания (разработка теоретических уроков по основным понятиям к разделу «Экономика»).

После окончания курсов повышения квалификации я поэтапно реализую программу дополнительного образования «Основы финансовой грамотности». В своей практике я использую следующие образовательные ресурсы.

1. Учебно – методический комплекс «Основы финансовой грамотности для 8 - 9 классов» авторы В. В. Чумаченко, А. П. Горяева

Данный УМК, который я использую в работе, оснащен методическим пособием для учителя, учебником для учащихся 8 – 9 классов, рабочей тетрадью. Структура курса представлена в тематических модулях («Личное финансовое планирование», «Кредит»,  «Страхование», «Инвестиции», «Пенсии», «Финансовые махинации»  и другие), по окончании которых происходит формирование основных компетенций по ФГ.

Методическое пособие: авторская программа к курсу на 2 года обучения, требования и рекомендации к результатам освоения курса, примерные планы уроков с общими рекомендациями и заданиями для педагога.

Учебник:  составление конспекта по проблемному вопросу, сообщение по вопросу к теме, практические примеры, альтернативные решения можно использовать во время организации дискуссии, в конце модуля имеются тематические кейсы, устные вопросы на закрепление.

Рабочая тетрадь: тесты к темам, практические задачи.

Таким образом, данный УМК позволяет на основе проблемного обучения сформировать личный опыт после решения финансовых задач.

2.Тематические кейсы по материалам учебника, СМИ, Интернет – ресурсов

Я проектирую занятия на основе кейсов (ниже в скобках указывается тематика по моей рабочей программе). Кейсы могут использоваться в различных формах: деловой игры, смыслового чтения, практикумов.

Варианты использования по материалам учебника:

Деловая игра по теме  кейса на примере темы: Куда вложить деньги? (Инвестиции).

Смысловое чтение по теме: «Заманчивое предложение» (Финансовые махинации) анализ финансовых рисков и ошибок.

Практикум. Составление налоговой декларации для осуществления возврата налогового вычета на примере родителей (оплата учебы,  ипотеки, лечения и т. д.).

Дискуссия по теме: «Страхование жизни» (Страхование). Аргументы за и против страхования.

Дискуссия по теме: «Покупка машины» (Кредит). Аргументы «за» и «против» кредитования. Супруги аргументированно отстаивают свои финансовые решения, рассматриваются финансовые риски, приобретается опыт финансовой деятельности.

Смысловое чтение по теме: «Как выбрать наиболее выгодный кредит?» (Кредит). Анализ финансовых рисков и ошибок.

Активно использую материалы СМИ для подготовки тематических кейсов по ФГ. Накопленные материалы я собираю в отдельные разноцветные папки-скоросшиватели по темам моей программы дополнительного образования.

Практика организации работы с кейсами помогает применять теоретические знания, использовать приемы смыслового чтения, вырабатывать собственную позицию на основе аргументированных суждений по проблеме.

3. Онлайн – уроки по финансовой грамотности

Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации. На сайте можно составить расписание онлайн – уроков, которые могут проводиться как индивидуально, так и для группы учащихся. В своей работе я использую их как во время объяснения новой темы, так и для закрепления и проверки полученных знаний. Онлайн – уроки помогают ученикам лучше усвоить учебный материал и формируют устойчивый интерес к обучению ФГ.

4. Разработка групповых проектов

 В названии проектов использую проблемные вопросы по курсу ФГ. Данные проекты ребята защищают публично по окончании тематического модуля или программы дополнительного образования. Моя ученица Купцова Наталья успешно защитила проект «Как школьнику сохранить и приумножить свои финансы?» и стала победителем на муниципальной научно-практической конференции в секции «Экономика».

5. Сайт образовательных ресурсов финансового центра ПАКК

Идея использования возможностей интерактивного обучения по основам финансовой грамотности представлена на курсах повышения квалификации «Интерактивные форматы в воспитании школьников 5 – 8 классов», которые организует образовательный финансовый центр ПАКК г. Москва (сайт образовательной организации: https://edu.pacc.ru/). Данный курс я успешно окончил осенью текущего 2020-2021 учебного года.  

Во время обучения я познакомился с разными формами организации занятий по ФГ, которые ориентированы на использование во время организации детского лагеря (возможно при планировании недели финансовой грамотности, в каникулярное время) для школьников с ориентацией на реализацию программы дополнительного образования «Финансовая грамотность». Данные материалы прошли практическое применение и имеют хорошее методическое сопровождение с разработанными дидактическими материалами:

 - Финансы и литература – учимся ФГ на ошибках литературных героев (тесты с ошибками и на знание ФГ у разных авторов, подготовка к участию в тематической конференции. Межпредметная связь с литературой).

- Курсы для педагогов – дистанционное (бесплатное) обучение и готовые методические материалы для учителей.

- Кинопакк – учимся ФГ вместе с киногероями (можно использовать как образец при создании тематических видеороликов – проектов учащимися. Межпредметная связь с информатикой).

- Библиотека материалов по ФГ – разработки консультантов ПАКК (видеоуроки, методические разработки уроков).

6. Практики интерактивного обучения по основам финансовой грамотности ПАКК

- Мастер-класс - ведущий дает теорию в форме диалога со слушателями (вопрос-ответ).

Например: МК «Потребности и ресурсы». Основные ресурсы: время и деньги. Потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Приходится выбирать, какие потребности удовлетворить, а от каких отказаться.

-  Практикум – на то, чтобы начали применять эту информацию, отработали усвоенные навыки на практике.

Например: ПР «Дискуссионный клуб» – это мероприятие в формате дискуссии.  Ведущий задает школьникам дискуссионные вопросы, а каждый из учащихся должен совершить одно из следующих действий: выдвинуть свой тезис по данному вопросу; принять сторону одного из тезисов и аргументировать свое мнение; выдвинуть свой контраргумент против выдвинутого ранее тезиса.

Например: «Кого еще, кроме коровы, персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?».

- Станционная игра (в литературе часто используется термин «квест», так как имеется легенда)

Например: Станционно – беговая игра «Побег из долговой ямы» позволяет показать школьникам оборотную сторону кредита: необходимость его выплачивать. Для этого им нужно зарабатывать на станциях деньги – чем скорее, тем лучше, пока не начали начисляться пени.

Станция

Задание

Критерий оценки

Количество баллов (денег)

Поэт

Сочинить 2 четверостишия со словами «крыша», «танец», «футбол», «коляска».

Сочинить 2 четверостишия со словами «очки», «кровать», «общежитие», «машина».

Сочинить 2 четверостишия со словами «ногти», «сцена», «кресло», «рубашка».

Стихи логичные и имеют рифму

80

- Интеллектуальное шоу «Финансовый гений» это интеллектуальное соревнование между командами, нацеленное на повышение уровня финансовой грамотности участников в процессе поиска ответов на интересные вопросы. В конце каждого раунда обсуждаются сложные слова.

Раунд / блок

Продолжительность

Вводная часть

10 мин

1

«Викторина»

10 мин

2

«Словарик»

15 мин

3

«Правда или ложь»

15 мин

4

«Поездка в Сочи»

10 мин

5

«Кроссворд»

20 мин

Подведение итогов

10 мин

        - Деловая игра «Семейный бюджет Колобковых» (личное финансовое планирование): анализ финансовых рисков, доходы и расходы. Выигрывает команда, которая заработала больше всего баллов. Используются купюры банка «Приколов», которые имеются в продаже в канцелярских магазинах и киосках «Роспечати».

        - Какие возможности дает использование интерактивных методик преподавания?  

  1. Подача материала в игровой форме.
  2. Теория только в необходимом объеме для решения проблемного практического задания.
  3. Осмысление опыта для принятия оптимальных финансовых решений.
  4. Обратная связь и рефлексия, как по ходу, так и в конце мероприятия.

Компетенции, которые формируются в ходе реализации программы:

- поиск необходимой информации;

- самоорганизация и самообучение;

- умение находить несколько способов решения проблемы и определение наиболее рационального.

- навыки публичного выступления

Вывод: реализация программы дополнительного образования позволяет повысить уровень не только финансовой грамотности, но и развивать читательскую и информационную грамотности с опорой на реальный практический опыт решения кейсов, использования квестов, деловых игр, проектной и других педагогических технологий обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...

Рабочая программа дополнительного образования по финансовой грамотности для 9 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....