Внеурочная деятельность Волонтёрская группа "Досуг"
рабочая программа (8 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волонтерская группа "Досуг""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_volonterskaya_gruppa_dosug.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Курумканский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дыренская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»                                          «Согласовано»                                              «Утверждаю»

Руководитель МО классных

руководителей                                     Заместитель директора по УВР                 Директор МБОУ

_____/Будаева С.С./                       МБОУ «Дыренская средняя                       «Дыренская средняя

Протокол № _____                                общеобразовательная школа»                  общеобразовательная школа»

от «__»_____20___                                   ________/Вандаев З.Б./     ___________/Бадмаева Э.Ж../

                                                                                             Приказ №_____        

                                                    «__»_____20___                                «__»_____20__

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Волонтерская группа «Досуг»»

Руководитель              волонтерской группы «Досуг»

Будаева С.С.

с. Алла, 2020

Пояснительная записка

Настоящая программа разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • ФГОС начального общего образования и основного общего образования - изменения
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672.
  • Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09- 1672 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;
  • санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10;
  • Устав и локальные акты МБОУ «Дыренская  СОШ».

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно- политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа волонтерской группы «Досуг» актуальна.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Главная цель волонтерской группы «Досуг» – развитие направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

  1. Включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.
  2. Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  3. Формировать в детской и юношеской среде навыки социально-ответственного поведения, а также вести пропаганду здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
  4. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитывать доброту, чуткость, сострадание.
  5. Создавать позитивные установки обучающихся на добровольческую деятельность.
  6. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  7. Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
  8. Возродить идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
  9. Снизить количество учащихся, состоящих на ВШУ..

Рабочая программа внеурочной деятельности волонтерской группы «Досуг»        составлена с учетом:

  • базисного плана МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
  • федерального образовательного стандарта основного общего образования;

Общая характеристика программы

Программа внеурочной деятельности волонтерской группы «Досуг» в МБОУ «Дыренская СОШ» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в деятельность, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на классных часах, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

  • во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в деятельность, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);
  • во-вторых, передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя классные часы с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.

Направления работы

  • экологическое (организация и участие в различных акциях "Покормите птиц зимой!», "Посади дерево»", «Мы за чистое село», «Чистый берег»)
  • спортивное (организация и проведение мероприятий по сплочению детей и семей "Мама, папа, я - спортивная семья!", веселые старты )
  • патриотическое (классные часы памяти, участие в акции "Бессмертный полк", «Как живешь, ветеран?», «Георгиевская ленточка», «Волонтеры Победы» )
  • социальное (помощь детям в трудных ситуациях, поддержка и включение в активную деятельность детей с трудностями в поведении, работа службы медиации, лагеря и сборы актива)
  • событийное (подготовка к различным школьным праздникам, флэшмобы, челленджы, мастер-классы)

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно- нравственному развитию обучающихся, а также их социализации.

Программа волонтерской группы «Досуг» создана для обучающихся 5 – 9 классов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Курс рассчитан на 68 часа. Возраст – 10 – 16 лет.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, интерактивов, тренингов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы волонтерской группы «Досуг» формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные и предметные результаты освоения программы волонтерской группы «Досуг» проявляются в:

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;
  • способности        оценивать        результаты        волонтёрской        деятельности        собственной        и одноклассников.

Содержание курса

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят идею волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио.

Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. Учащиеся разрабатывают акции и мероприятия различных направлений, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.

Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся будут знать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров,
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов,
  • основные формы работы волонтеров, Обучающиеся будут уметь:
  • организовывать        и        проводить        различные        мероприятия        для        соответствующих        категорий нуждающихся в помощи;
  • проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
  • проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
  • аргументировано отстаивать свою позицию;
  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;
  • формировать собственное портфолио;
  • принимать общечеловеческие ценности.

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся Активность участия.

Умение спланировать работу.

Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе Самостоятельность

Учебно – тематический план

№ п/п

Темы

Кол-во час.

1.

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание

волонтерского отряда.

4

2.

Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)

10

3.

Учимся работать с документами.

8

4.

Участие в акциях и конкурсах.

20

5.

Пропаганда здорового образа жизни .

15

6.

Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.

11

Итого

68

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ в

теме

Наименование разделов, темы занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (4ч.)

1.

1.

История волонтерского движения в России и за рубежом.

1

2.

2.

Права и обязанности волонтеров.

1

3.

3.

Проект положения о волонтерском отряде

1

4.

4.

Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи.

Составление плана работы.

1

Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)        (10ч.)

5.

1.

Тренинг «Познаю себя»

1

6.

2.

Тренинг «Эффективное общение»

1

7.

3.

Тренинг «Я» в команде!»

1

8.

4

Психологические особенности людей с ограниченными

возможностями

1

9.

5.

Психологические особенности пожилых людей

1

10.

6

Практическое занятие по профилактике подростковых

суицидов «Мысли подростка»

2

11.

7

«Как не допустить суицид у подростка» тренинг с

родителями (памятка для учителей и родителей)

2

12

8

Тренинг «Позитивное мышление»

1

Учимся работать с документами.        (8ч.)

13

1

Знакомство с основными правовыми актами и

документами, регламентирующими волонтерскую деятельность.

2

14

2.

Создание печатной продукции для проведения

мероприятий.

6

Участие в акциях и конкурсах .        (20ч.)

15

1.

Подвижные игры для младших школьников

1

16

2.

Правила проведения «Активные перемены»

1

17

3.

Подготовка к празднику День учителя. Создание онлайн –

поздравление.

1

18

4.

Акция «Покормите птиц зимой». Буклеты, развешивание

кормушек, размещение на сайте школы и в соцсетях.

1

19

5.

Благотворительные акции « «Как живешь, ветеран?»

1

20

6.

Акция «Посади дерево». Сбор макулатуры

1

21

Акция «Мы за трезвое село!»

1

22

7

Благотворительная акция «Помогите собраться в школу»

1

23

8.

День волонтера. Праздничный онлайн - концерт

1

24

9.

Акция «Волонтеры Победы» (уборка, побелка на

территории памятника «Воину – освободителю»

3

25

Акция «Мы против СПИДА»

1

26

10

Акция «Георгиевская ленточка»

1

27

11

Акция «Звезда за Победу»

1

28

12

Акция «Заброшенные дома»

4

29

13

Акция «Чистый берег»

1

Пропаганда здорового образа жизни.        (15ч.)

30

1.

Путешествие в страну «Здоровье». Игра «Я - тоже»

(Гигиена. Профилактика. Активность).

1

31

2.

Вредные привычки - беседа для 5-6 классов с показом

презентации, вручение буклетов.

1

32

3.

«Мы – за ЗОЖ!»

1

33

4.

Акция « На старт! Внимание! Рекорд!» регистрация на

спорт. рдш.рф

1

34

5.

Заочный онлайн - конкурс на лучший видео ролик «Папа,

мама, я - спортивная семья»

1

35

6

Акция «Скажи сигарете нет!» конкурс рисунков.

1

36

7

«Наркотик знак беды»

1

37

8

Проведение акции «Мир без алкоголя!» Выставка

1

рисунков и плакатов.

38

9

Сочинение «Здоровый Курумкан»

1

39

10

Фильм «Право на жизнь»

1

40

11

Первенство Курумкана в онлайн – режиме по ОФП и

СФП

1

41

12

«Все на лыжню» (лыжные гонки среди 5-11 кл)

2

42

13

Тренинг «Поход в продуктовый магазин» (здоровое

питание)

1

43

14

Тренинг «Вместе мы – СИЛА» (теоретическое занятие об

иммунной системе)

1

Благоворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.        (11ч.)

44

1.

Мотивационная встреча. Круглый стол

1

45

2.

Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками

1

46

3..

Мотивационная встреча. Круглый стол

1

47

4.

«Волонтеры Победы» создание газеты ко дню Великой

Победы

1

48

5.

Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на

пришкольном участке

1

49

6.

Волонтер будущего. Проект

1

50

7.

Отчетный сбор волонтерской группы «Досуг»

1

51

8.

Международный день милосердия “Будьте

милосердным”

1

52

9.

Ремонт книг школьной библиотеки

1

53

10

День спонтанного проявления доброты “Добру пусть

откроется сердце ”

1

54

11

Изготовление подарков для людей с ограниченными

возможностями «Портфель пожеланий»

1

Учебная нагрузка регламентируется Уставом, учебно - тематическими планами дополнительных общеобразовательных программ в академических часах.

Групповые занятия: 1 раз в неделю

Режим занятий:

Занятия    проводятся по расписанию,        утверждённому руководителем учреждения, продолжительность занятий 2 часа с перерывом 10 мин. Продолжительность для отдыха детей (Сан Пин 2.4.4.31 72-14 –санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.)

Режим работы в период школьных каникул. Занятия в объединениях проводятся:

  • по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью временного изменения расписания с учётом удобства обучающихся.

-по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, походов, учебно- тренировочных сборов, акций.

Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

6.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы.

-Аудиторное помещение на 17 обучающихся обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14;

  • спортивный зал для подготовки и проведения массовых мероприятий.

Технические средства:

  • Ноутбук
  • Мультимедиапроектор

- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы предполагает наличие:

  • Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;
  • Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;
  • Планов проведения обучающих семинаров;
  • Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;
  • Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и т.д.);
  • Сценарии различных игр и игровых программ;
  • Сценарий и план проведения акций;

Наглядные пособия:

  • Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;
  • Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
  • Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и привлеченных ресурсов);
  • Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов

Сайты Интернет

  1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
  2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
  3. Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
  4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
  5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
  6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
  7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/

Литература для преподавателей и обучающихся

  1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000.
  2. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа "Путешествие во времени".

// Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000

  1. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997.
  2. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.
  3. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996.
  4. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. N 8.2000 г.
  5. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
  6. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
  7. Профилактика        наркомании        и        алкоголизма        в        подростково-молодежной        среде        // Методическое пособие. М., 2000.
  8. Губанова Е.В.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России ВШ№5 2011г.
  9. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию.
  10. Боня Л.В. «Трудовая помощь, как направление российского благотворения» М.1999г.
  11. Гуров        Н.В.        Шикаренко        Н.Ф.        «Губернский        город        Ставрополь-развитие благотворительности».
  12. Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы «Я берегу…» :Методические рекомендации. М., 2003 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского отряда «Энергия жизни»

Программа волонтёрского отряда «Энергия жизни» направлена на развитие волонтёрского движения в школе и в городе, и предполагает  включение подростков в социально-значимую деятельность...

Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ  «Комсомольская  ООШ»,  локальными  актами  школы,  на  основе  мет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности - волонтёрское движение "Единство"

Волонтерство – это институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости,Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности,Терпимости, Трудолюбия, Умеренности,...