Формирование ценностей семьи во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ 21
статья

Статья на тему "Формирование ценностей семьи во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 21"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ценностей семьи во внеурочной деятельности

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает, прежде всего, нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.

«Все второстепенно в сравнении с заботой о детях», – так сказал когда-то святитель Иоанн Златоуст, и нельзя не признать глубину этой простой мысли. Вот только в суете мы как-то забыли о самом главном, бросив силы на то, что, по сути, значительным не является. К несчастью, сегодня налицо острый кризис семьи и ухудшение положения детей. А ведь семья – основа общества и «опора государства».

Понимая всю важность работы коллектива в данном направлении, в нашей школе с 2014 года реализуется долгосрочный проект работы с семьей «Школа родительской любви», в том числе и во внеурочной деятельности.

Наша школа много лет является опорной площадкой МОКО по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания. Несколько лет мы реализуем воспитательную программу «Мы – россияне». Для начальной школы  - это подпрограмма «Дорога к истокам», для основной школы  - это программа воспитания и социализации. Все содержание программ основано на ценностных категориях УМК Социокультурные истоки, в  том числе, программы внеурочной деятельности.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школа предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы: учителя, классные руководители, социально-психологическая служба, библиотекарь. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся, кроме учебной – на уроке.

Внеурочная деятельность включается в вариативную часть учебного плана и на нее отводится 10 часов в неделю.

Все виды внеурочной деятельности ориентированы на достижение воспитательных результатов.

Цель внеурочной деятельности на этапе начального образования (1-4 классы): создание условий для проявления и развития ребенком способностей и интересов, формирование ценностного отношения к отечественным культурно-историческим традициям;

на этапе основного общего образования (5-8 классы): создание педагогических условий для развития творческого потенциала обучающихся, их нравственного самоопределения на основе ценностей и смыслов родной культуры.

Модель внеурочной деятельности:

  • Реализация программы работы с одаренными детьми «Мы – будущее России»;
  • Организация кружков, студий по основным направлениям;
  • Сетевое взаимодействие с партнёрами: библиотека им. А. Гайдара, Историко-художественный музей, ДДТ «Родник» и другие

Внеурочная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • духовно-нравственное
  • спортивно-оздоровительное
  • социальное
  • общекультурное
  • общеинтеллектуальное

Содержание внеурочной деятельности дополняет содержание воспитательной системы школы:

Духовно-нравственное – учебный предмет Истоки 1-8 классы, реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте», празднично-событийный цикл жизни школы  на основе культурно-исторических отечественных традиций.

Общекультурное – занятия в творческих объединениях «Волшебные ручки», «Театр моды», театральный кружок, ИЗО и творческая мастерская в ДДТ Родник, «За страницами учебника географии», проектная деятельность и другие.

Общеинтеллектуальное – творческие кружки «Умники и умницы», «Моя речь», «Секреты языка», «В мире задач», «Математика вокруг нас», «Живая математика», «Страна Фразеология»,  «Интеллектуальная разминка», проектная деятельность и другие.

Социальное – творческие кружки «Мой край», «Дорожная азбука», «Светофорчик», «Экономика вокруг нас», юнармейское движение на базе 7-10 классов, проектная деятельность, трудовые десанты, празднично-событийный цикл жизни школы  и другие

Спортивно-оздоровительное  - соревнования, игры, беседы в реализации программ «Здоровячок», «Веселый мяч» и другие.

Во всех направлениях в той или иной степени формируются ценности семьи такие как послушание, почитание и уважение родителей, своего рода, своей семьи, бережное отношение к старшему поколению семьи и к младшим, взаимопомощь и взаимовыручка,  любовь и забота.

Не лишним будет сказать, что формированию семейных ценностей уделяется особенное внимание при реализации программы воспитательной работы школы именно на ступени начального образования (показать модель воспитательной деятельности).

Приведу некоторые примеры  формирования семейных ценностей во внеурочной деятельности в нашей школе:

  • Выставки семейного творчества, фотовыставки «Моя семья – мое богатство», «Трудовые традиции моей семьи», «Природа и мы»
  • Творческие мастер-классы родителей к традиционным праздникам
  • Творческие мастерские «Праздник своими руками» 1-11 классы
  • Совместные с родителями праздники, мероприятия, экскурсии
  • Фестиваль детского творчества, посвященный памятным датам Отечества
  • Совместные занятие по программе «Воспитание на социокультурном опыте» в начальной школе
  • Традиционные спортивные соревнования совместно с родителями «Мама, папа, я - спортивная семья»
  • Проведение совместных субботников по благоустройству школы и территории
  • Знакомство с профессиями: выступление родителей о профессиях и предприятиях Калининградской области
  • Реализация совместных проектов «КНИГИ ПАМЯТИ» (75-летие Великой Победы, «Победой рожденные: история людей и судеб. Воспоминания первых переселенцев нашего края, их детей и внуков». В этом учебном году в ходе подготовки и проведения юбилея школы реализовывался проект «70-летнему юбилею школы посвящается…»
  • Участие во всероссийском благотворительных  марафонах: «Твори добро», посвященному святителю Николаю Чудотворцу, «Ты нам нужен»
  • Заседания клуба старшеклассников «Вечные ценности»
  • Фестиваль семейного творчества «Её величество – семья»

Отдельных слов заслуживает родительский клуб «Истоки», который проводится в школе уже на протяжении пяти лет. Вопросы решаются на самом деле важные: «Традиции семейного воспитания», «Поговорим о здоровье телесном и духовном», «Информационная среда и ребёнок», «Роскошь человеческого общения», «Влияние современной игровой среды на формирование ценностно-смысловой сферы личности ребёнка», «Традиции и стили семейного воспитания» и многие другие. На встречах в клубе   царит атмосфера доверия и взаимопонимания,  что способствует сплочению учителей и родителей в решении общей задачи – воспитания детей. Еще одна форма работы – это совместные встречи учеников и родителей на таких встречах, например: «Проблемы в жизни подростка» по фильму «Талая вода». Здесь необходимо выразить благодарность Соколовой Марине Евгеньевне, бессменному участнику и ведущему нашего родительского клуба. Уже несколько лет наиболее заинтересованные родители предлагают свою помощь в организации новогодних утренников  - постановке спектаклей и в выпуске школьной газеты.

В заключении хочется сказать, что Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни.   Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство «родительского дома») ложится в основу любви к Родине. Чувство любви к Родине начинается с любви к своей семье.

То есть с формирования ценностей семьи начинается формирование гражданской идентичности современных школьников. Весь уклад школьной жизни направлен на достижение этой цели. Цель работы школы как опорной площадки МОКО по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания «Формирование российской гражданской идентичности на основе ценностных категорий программы «Социокультурные Истоки» как системообразующий фактор». По нашему мнению, мы двигаемся к достижению этой цели во всех направлениях деятельности нашего учебного заведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД при организации внеурочной деятельности школьников

Работа в 1 классе по органицазии внеурочной деятельности (кружковая работа)...

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельностью "Занимательный английский"

Формирование универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельности "Занимательный английский"...

Сценарий спектакля на английском языке "Белоснежка и семь гномов" (внеурочная деятельность).

Предложенный Вашему вниманию сценарий спектакля я придумала, написала и опробировала на городском конкурсе спектаклей на иностранных языках. Костюмы для участников мы брали в местном Драмматическом те...

Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ№3 г.Усть-Лабинска

Данный материал полезен для школ, реализующих ФГОС в 5 классах....

Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности.

Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности....

"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "

Опыт вовлечения родителей  и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...

Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности

Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности...