Тема: Ненецкие бытовые загадки
методическая разработка (8 класс)

                               Тема: Ненецкие бытовые загадки

Цель:  1.Воспитание патриотических чувств и любви к родному языку.

2.Способствовать духовному развитию учащихся

3. Узнать  жанры знакомых слов и их значение.

(фольклор, жанр,  загадка,  хулцако,  иносказание )

Задачи: - Развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления,            воображение;

- расширять словарный запас и навыки умения говорить и думать на родном языке.

-развитие познавательного интереса;

-развитие кругозора.

-формирование абстрактного мышления;

 

Предварительная работа: Подготовить каждому по две загадки, для того, чтобы задать на воспитательском часе; собрать загадки было летним заданием.

Оборудование: предметы быта в чуме и снаружи – объекты загадок; презентация, просмотреть позже в группе

Ход воспитательского часа:

В: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось  из уст в уста от  одного  поколения  к  другому.  Вместо  «устное  народное  творчество»  иногда  говорят

«фольклор»,  что  в  переводе  с  английского  языка  означает  «народная  мудрость,  народное знание».      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nenetskie_zagadki.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема: Ненецкие бытовые загадки

Цель:  1.Воспитание патриотических чувств и любви к родному языку.

2.Способствовать духовному развитию учащихся

3. Узнать  жанры знакомых слов и их значение.

(фольклор, жанр,  загадка,  хулцако,  иносказание )

Задачи: - Развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления,            воображение;

- расширять словарный запас и навыки умения говорить и думать на родном языке.

-развитие познавательного интереса;

-развитие кругозора.

-формирование абстрактного мышления;

Предварительная работа: Подготовить каждому по две загадки, для того, чтобы задать на воспитательском часе; собрать загадки было летним заданием.

Оборудование: предметы быта в чуме и снаружи – объекты загадок; презентация, просмотреть позже в группе

Ход воспитательского часа:

В: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось  из уст в уста от  одного  поколения  к  другому.  Вместо  «устное  народное  творчество»  иногда  говорят

«фольклор»,  что  в  переводе  с  английского  языка  означает  «народная  мудрость,  народное знание».      

 В древнерусском языке слово «ГАДАТЬ» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «ЗАГАДКА».

А в ненецком языке – ХУЛЦАКО, т.е. в значении  хулцумы, сказано  и запутано так, что не сразу разберешь о чем говорится.

Загадки – один из древнейших жанров устной поэзии и любимых жанров народного творчества детей всего мира.  Особенно детей привлекает в загадках,  своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование.  Часто в русских сказках и в ненецких сказках,  можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком  Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,  ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарный запас у детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, содействуют развитию творческого мышления у детей.

Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми.

Загадки способствуют развитию памяти, образному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Загадки бывают разные по теме – о природе, дополните сами…..

Существует 4 типа загадок: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы и загадки-задачи.

1.Загадки-иносказания.

«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана». (Здесь иносказательно представлена капуста.)

А в ненецкой загадке пример: Няби менга ёря, няби менга тора. Намге? (Хан лехе, хан намдесь)  нарта представлена как болото, где-то мелко, а где-то глубоко .

2.Загадки-описания.

«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит- не выбежит». ( В этой загадке нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке.)

Пример ненецкой загадки: Мин,га, мин,га, яднаханда сэйнгу. (хамба)

3.Загадки-вопросы.

«Без чего человеку жить нельзя?»

(Такие загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Без чего не может жить человек? И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» - Действительно, без воды, без еды и без воздуха не может жить не только человек, но и звери и растения…Но только люди (все!) получают имена.)

Пример ненецкой загадки: Тирн,га - нум сармик нин,га, терена -  ненэч нин,га, н,амдгу -  нибяхана сит сита. Хибя?

4.Загадки-задачи.

«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»

(Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели.)

Пример ненецкой загадки: Нгопой сивня пакалъй, няхар сивня нгадимя (малица)

В:Мы выяснили с вами, ребята, что такое загадка, рассмотрели типы загадок. А как вы думаете, когда и почему появились загадки?

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. Конечно же, они появились не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке. А когда появилась изба, печь или колесо, а в тундре чум, нарта, олень, то же солнце?  Появившись, загадка несла в себе черты предмета загадывания до тех пор, пока он существовал. И потому большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные.

Например, загадки о солнце, ветре, о дожде и т.п. Солнце, вода, воздух, огонь, тучи, радуга - надо надеяться, будут существовать еще не одно тысячелетие, будут жить о них и загадки – или старинные, или современные. А новые загадки будут людьми придумываться и дальше, как появятся новые предметы, понятия, явления в обществе и т.д.

Каждая новая эпоха порождала и новые загадки. «Не человек, а разговаривает» (радио), «Бежит конь вороной, много тащит за собой» (паровоз).

Какие новые загадки в тундре вы знаете?

В: А теперь переходим к отгадыванию загадок, на родном языке, вы их знаете много. Посмотрите вокруг, в чуме много предметов быта и почти на все есть своя загадка.

Сначала я загадаю , а затем по очереди, посмотрим, чья  загадка окажется самой трудной. Самое главное, в том, что мы с вами должны говорить только на родном языке, заодно убедимся, что не забыли язык и умеем на нем говорить без трудностей

В: Загадки про бытовую утварь:


Си”ив хоре н,опой  ен,ган садолавы. (Па”).
Семь быков на один ряд построены. (Крепление для подвешивания чайника и ведра в чуме).

Н,опой солдат палымда сялдна н,ылна поркабтамбида. (Крепление для подвешивания чайника и ведра в чуме).

Синя-нёня тобар салъя.  (доски полы)

Туда-сюда всегда блестят.

Сидя хаби ламбетама. (ти», крепления для подвешивания котла, чайников)

Две лыжни пролегли.

Няндасико тет лохо, палакода вэтруй, лабакъм лабпи        (печка, труба, дым из трубы)

Ротик квадратный, хвостик железный, черным флагом машет.

Нюда н,авламба лэдэда тадвы. (симсы, сидя ти»)

Деток кормил – кормил, а сам к костям присох.

В: А вот послушайте загадки про животных и природу:

Ниту мядэхэ н,эсурн,а  (рога оленя)

Одни укочуют, а другие прикочуют.

Та» тарсавэй, сыра лы хобам мэ» (рога оленя)

Летом – меховые, зимой – берестяные (рога оленя летом и зимой)

Тет пареденя хасава тетлад тет ханан н,амдвыд» (копыта оленя)

Четыре черных мужчины по четверо на четыре нарты уселись

Н,опой енява нермя хэван седеларёвы. (хвост оленя)

Один пастух возле проруби инеем покрылся


Ирина” похона тет нюмдя н,эсеты. (По: сыра, нара, та’, бэрё).
У нашего деда в году четыре имени. (Год: зима, весна, лето, осень).

Сидя сядота не: няби хубтахана юркорба, няби пэвсюмб юркорба. (Хаер” няби иры).
Две красавицы: одна утром встаёт, другая вечером. (Солнце и луна).

Сидя ты пэртя илева’ ямбан’ тыди’ ма”ла ямн,аха’. (Хаер”, иры, нумгы”).
Два оленевода всю жизнь не могут собрать оленей. (Солнце, луна, звёзды).

Сидя некас ит’ сырбаха’, сяхабгарт’ нихи’ мантэбг”. (Яха’ варха’).
Два брата в воду смотрят, никогда не упадут. (Берега реки).

Сидя некас илева’ ямбан’ няхати’ сырбаха’ – бобт’ тэва я”амъяха’. (Два берега реки).
Два брата всю жизнь смотрят друг на друга, встретиться не могут. (Два берега реки).


В: Про человека или о частях тела человека:


Няхар” ю” ханена” илнто ямбан’ бопой тёнярим’ хадаван харва”, бани’ ханзеркарт” ня”ма я”мадо’. (Тибя”, нямю).
Тридцать охотников всю жизнь охотятся на одну лисицу, а поймать никак не могут. (Зубы, язык).

Сидя хэхэ’ ханха’ таборм’ хаю”баха’. (Сэв”).
Две священные нарты боятся соринки. (Глаза).

Си”ив хасава сарпякодо’ лата. (Ик нэсо’).
У семи ненцев широкая дорога. (Шейные позвонки-отростки).

Тар” седа’ ниня сиив си.
На лохматой сопке, семь отверстий. (Голова).

В: А вы можете добавить?

Заключение:

С загадками мы начинаем знакомиться с раннего детства – в детской среде,  в семье, мы встречаемся с загадками в обыденной жизни, в процессе работы,  и в школьных учебниках.

Они заставляют нас думать, «ломать голову», расширяя наше мышление, мы начинаем думать абстрактно, логически размышлять и быстро думать, потому что загадки рассчитаны на сообразительность и смекалку. Берите с собой в жизнь загадки, мудрость, заложенная в них,  не будет вам лишней.

На конце холма чернеет уголёк

Песец

На место укочевавших другие прикочуют

Рога

Один скочует, другой встанет

Рог оленя

Летом – меховые, зимой – берестяные

Рога оленя

Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись.

Копыта оленя

Старик в шубе дни и ночи защищает прорубь от ветра.

Олений хвост

Долго сидит у проруби, инеем покрылся

Хвост оленя

Обгорелые пни без числа.

Желудок оленя

Кусок рога мамонта среди мяса жиреет.

Жилы затылка

Двуногий не двигает, четвероногий двигает.

Уши оленя

Одна сторона - поднючье, другая сторона - нюк.

Ухо оленя

Зимой и летом - как ягель.

Волк

Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая.

Белка

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Заяц

Зимой около пенька его не видно.

Заяц

Никакой богатырь бросить не может

Шерсть оленя

На перешейке тонкого мыса оставлен красивый воз.

Нос турпана

Ходит, а следов не видно.

Рыба

Живой - глаза смотрят, умрёт- глаза смотрят.

Рыба

Крылья есть - не летаю, ноги есть – не хожу, в небо не смотрю, звёзд не считаю, от людей убегаю.

Рыба

Когда спит, когда не спит, когда умрёт- всегда глаза открыты.

Рыба

Трёхногая рыба.

Белуха

Летом - серая, зимой - белая.

Куропатка

В густом лесу два уголька носит.

Заяц

И в воде плавает, и по земле ползает.

Выдра

Сам белый, а кончик носа и кончик хвоста - чёрный.

Горностай

У порога чума доброе существо рычит.

Собака

Клубком свернулась.

Собака

Одни посидели, другие на их место сели.

Следы копыт

Среди плывунов стройное деревце стоит.

Лебедь

Великан полгода спит.

Медведь

Девушка на тоненьких ножках ведёрко несёт.

Воробей

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?

Олень

Посмотри, какой он рябенький
И задиристый на вид,
И уже на ножках слабеньких,
Хоть качаясь, но стоит! … Кто?

Новорождённый оленёнок

Радость пастуха-оленевода
на четырёх палочках бежит,
обсохнет – за мамой побежит.

Новорождённый оленёнок

Очень важно, чтоб охотник
Знал, куда летит сова,
Потому, что по науке
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить... На кого?

На песцов

Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё

Сова

Лежит у порога меховое кольцо - чужого в чум не пустит.

Собака

У кого зимой и летом нос всегда холодный?

У собаки

Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает.

Заяц

Когда на лыжах я в тайгу иду под снегопадом, 
Четыре лапы на снегу со мною мчатся рядом,
Когда врага почует вдруг, рычит и огрызается.
А если к ней подходит друг, глазами улыбается.
Другу верному верна... Угадай-ка: кто она?

Собака

В реке живёт, в лесу живёт.
С круч катается, в речке купается. 
Рыбу ловит, лису остановит. 
Таёжная красавица мехом своим славится.

Выдра

Что это такое? Лежит на земле белый камешек, а внутри сердечко стучит?

Яйцо

В дремучем лесу котёл кипит. Огонь не горит, а котёл кипит.

Муравейник с муравьями

Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится.

Оленье стадо

Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут.

Следы

В глухом углу леса мужчина сидит и деньги считает.

Медведь ягоды ест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью....

Конспект открытого занятия по логоритмике. Лексическая тема: «Мебель. Бытовые приборы».

В данном занятии представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную активность...

Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.

Цели урока: введение новой страноведческой информации...

Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.

Конспект  классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....

Внеклассная работа по математике на тему: "Числа в загадках"

В файле представлены занимательные загадки по математике для учащихся 5-х классов...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»

Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...

Тема: Органы чувств. Загадки. 8 класс

Тема: Органы чувств. Загадки. 8 класс...