60 лет первому полёту человека в космос.
методическая разработка (8, 9 класс)

В сценарии внеклассного мероприятия,посвящённого  60-летию первого полёта человека в космос  рассказывается о  жизни и деятельности Ю.А.Гагарина :его школьных , студенческих и трудовых годах.

В форме презентации рассказывается о семье будущего  первопроходца космоса.

В стихотворной форме  прославляется  почётный и непростой труд космонавта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_2.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     РАЗРАБОТКА ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ                  «60 ЛЕТ  СО ДНЯ ПЕРВОГО ПОЛЁТА В КОСМОС   Ю.А.ГАГАРИНА»

 

 

 

 

 

  Подготовил :Лаушкина Т.А.

Дата проведения: апрель 2021г.

 

 

 

 

Цель: формирование у учащихся  чувства патриотизма  и активной гражданской позиции, гордости  за  героев  покорения космоса.  

 

Задачи: 

расширение знаний и представлений о  покорении космоса и трудностях, связанных с этим; 

- содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала  учащихся, его творческих и других способностей; 

- расширение кругозора  и формирование мировоззрения учащихся, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу; 

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, формирование навыков коллективной работы в группе;  

- формирование навыков социального и толерантного поведения  учащихся; 

- развитие наглядно-образного мышления учащихся; 

- формирование и развитие информационно - коммуникационной компетентности учащихся. 

 

Подготовительный этап:  

В подготовительной работе данного мероприятия классному руководителю: 

 - нужно подготовить учебную аудиторию; класс оформить  рисунками учащихся

- дать задание студентам своей группы выучить стихи, прочитать литературу на тему «Покорение космоса»; 

- подготовить техническое оснащение, оборудование и видеоматериал; 

- подготовить заготовки для конкурса «Звездный корабль».

Оборудование: 

 

  1. Столы, стулья 
  1. Раздаточный материал для конкурсной программы. 
  • листы бумаги; 
  • ручки.  

 

Техническое оснащение:  

 

  1. Ноутбук 
  1. Мультимедийный проектор качества HD 
  1. Экран для проецирования изображения 
  1. Колонки 

Форма и методика проведения: 

-просмотр презентации;

-сообщение ,рассказ;

-чтение стихов;

-конкурс «Звёздное конструкторское бюро»

 

  1. Книжная выставка на тему: «Космос». Литературный материал об исследовании космоса, о первых полетах, о людях, работающих над созданием летательных аппаратах, космических станций…  

2. «Фотоархив». Копии фотографий  космоса, космических летательных аппаратов, космонавтов. 

Видеоматериал: 

  1. Листы календаря с историей покорения космоса. 
  1. Презентация «Человек. Земля. Космос» 

 

 

1.Организационный момент. 

                                         ЗВУЧИТ  ГИМН РФ.

2.Ход мероприятия. 

 

     Классный руководитель:  Человечество издавна стремилось к звездам. С незапамятных времен люди мечтали о полетах на Луну, на планеты, к далеким и таинственным мирам.        

Что же влекло их? Прежде всего, дерзновенность, желание постигнуть неведомое, фантазия... 

Людей всегда манили дали, Их вечно звали океаны...                                                                                                                                     Давайте вспомним, как начиналось освоение космоса. 

(«Календарь»: Просматриваются листы календаря и коментирует.) 

     Лист 1.  I—II вв. н.э. Древнегреческий ученый и инженер Герон Александрийский предложил механизм, работавший на реакции струи водяного пара. Это был - «предок» реактивного двигателя. 

Лист 2. 1680 г. Первое в России «Ракетное заведение». Петровская ракета, применявшаяся без изменений почти 150 лет. 

Лист 3. 1881 г. Н.И. Кибальчич, находясь в заключении, создал проект космического корабля. 

Лист 4. 1903 г. К.Э. Циолковский, основоположник теории космонавтики, создает математический аппарат для описания полета ракет. 

     

     Лист 5. В 1957 году создана первая космическая ракета, и 4 октября этого года в Советском Союзе выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли

     Учитель:  Человек впервые разорвал цепи земного тяготения. Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники. 

 Первый спутник имел форму шара диаметром 0,58 м, масса его составляла 83,6 кг. Два радиопередатчика, позволявшие изучать условия прохождения радиоволн в ионосфере, дали возможность получить новые сведения об атмосфере. 

     Лист 6. 1957 г. Первый космический пассажир - собака Лайка.  Второй спутник был запущен 3 ноября 1957 года.  Он представлял собой последнюю ступень ракеты-носителя общей массой 508,3 кг.  Важнейшие эксперименты, проведенные на втором спутнике, - биологические.  На его борту находилась собака Лайка. 

     Учитель:  Целью биологического эксперимента являлось изучение основных физиологических функций животного на различных участках полета. Неоднократные полеты животных позволили комплексно исследовать воздействие факторов космического полета – стартовых перегрузок, длительной невесомости, радиации – на живой организм. На втором искусственном спутнике впервые проводились прямые исследования космических лучей и излучений Солнца, неосуществимые с Земли. 

  Лист 7. 1957 г. С. П.Королев - главный конструктор первых ИСЗ, ракетоносителей, космических кораблей. 

     Учитель:  Третий советский искусственный спутник, запущенный 15 мая 1958 года, массой 1327 кг, стал первой комплексной научной геофизической лабораторией. На его борту были установлены 12 научных приборов. С их помощью проводились прямые измерения давления и состава верхней атмосферы, определялись характеристики магнитного и электростатического полей Земли и ионосферы, регистрировались микрометеорные частицы.  

 

     Лист 8. 1959 г. Начаты исследования Луны. «Луна-3» сфотографировала обратную сторону спутника нашей планеты. В январе 1959 года в сторону Луны стартовал космический аппарат «Луна-1», прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат «Луна-2», а месяц спустя межпланетная станция «Луна-3» передала на Землю фотографии обратной стороны Луны.  

 

     Лист 9. В феврале 1961 года был осуществлен запуск к Венере межпланетной автоматической станции «Венера-1». 

1.«КОСМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА» 

 

1. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом(Нет, как только сосуд будет наклонен, вода от толчка вылетит из него в виде шариков и разлетится по кабине) 

2. Можно ли во время космического рейса вскипятить на электроплите воду, налитую в сосуд не прикрытую крышкой? (Нет, так как образующиеся воды пара будут покидать кастрюлю и разноситься по кабине) 

3. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, переговариваться обычным способом(Нет, так как в открытом космосе нет воздушной среды, передающей звуковые колебания) 

4. Как назывался космический корабль, на котором летал Гагарин? («Восток») 

5. Когда (назовите точную дату) первый человек побывал в космосе? Кто он? Как назывался корабль, на котором он поднялся в космос? (12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин, корабль «Восток».)

6. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются российские ракеты? Где он находится? (Космодром Байконур, Казахстан.)

 7.Назовите русских женщин-космонавтов. (В. Терешкова, С. Савицкая.)

 8.Как звали собак ,которые  побывали в космосе?

      Учитель:  17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен.  Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого.  Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам. 

. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела.

                                                                                                                                                                                                                   ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ  ПЕСНИ       «ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ!»

   Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание. 

 

1.УЧЕНИК : 

Юрий Гагарин провел в космосе 1 час 48 минут. Перед полетом он написал родным прощальное письмо, но так как полет прошел нормально                         

           Корабль  «Восток-1» — первый космический корабль, поднявший человека на   околоземную орбиту при помощи ракеты-носителя «Восток» (8К72К). Длина корабля — 4,4 метра, диаметр — 2,43 метра, а масса — 4,725 тонны.

2.УЧЕНИК:

Юрий Алексеевич Гагарин — летчик-космонавт, первый человек, совершивший полет в космическое пространство. Родился 9 марта 1934 года, позывной — «Кедр». Во время отрыва ракеты от земли Гагарин воскликнул: «Поехали!». Эта фраза стала символом космической эры развития человечества. Дублерами Гагарина были летчики-космонавты Герман Титов и Григорий Нелюбов.

После приземления Гагарин был удостоен наивысшей награды СССР — ему присвоили звание Героя Советского Союза. Тогда же он получил другое звание — Летчик-космонавт СССР.

 Учитель:  12 апреля 1961 г. Запущен космический корабль «Восток» с первым космонавтом на борту. Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Гагарин провел на околоземной орбите 1 час 48 минут, один раз облетев вокруг планеты на корабле «Восток-1». Приземлился он на берегу реки Волги. Этот день стал днем Космонавтики.  

    3. УЧЕНИК:      Ах, этот день двенадцатый апреля, 

                           Как он пронесся по людским сердцам! 

                           Казалось, мир невольно стал добрее,  

                           Своей победой потрясенный сам. 

                           Какой гремел он музыкой вселенской, 

                           Тот праздник, в пестром пламене знамен, 

                           Когда безвестный сын земли смоленской 

                           Землей-планетой был усыновлен. 

 

     Классный руководитель:  Да, эта дата - 12 апреля 1961 г. - запомнится навсегда! Все радиостанции нашей страны сообщили... 

Звучит сообщение Ю.Б.Левитана:  «Говорит Москва, говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 02 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире налете человека в космическое пространство.12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. Пилотом корабля является майор летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич». 

4.Ученик                                                                                                                            Ставшее историческим гагаринское «Поехали!», первые 108 космических минут. Звучащее на весь мир русское имя: «Гагарин. Таким он останется в нашей памяти навсегда.  

Речь Гагарина, записанная на пленке: «Дорогие друзья! Близкие и незнакомые! Соотечественники! Люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито и сделано прежде, было сделано ради этой минуты...». 

   5.Ученик:                                                                                                                      Знаете, каким он парнем был, 

Тот, кто тропку звёздную открыл?  

…Пламень был и гром, 

Замер космодром, 

И сказал негромко он: 

Он сказал: «Поехали!» 

Он взмахнул рукой. 

Словно вдоль по Питерской, 

Пронёсся над Землёй… 

     Ученик:  Впервые в истории человечества человек осуществил полет в космос! Это беспримерная победа над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума. 

      В тот день ликовал весь мир. «Гражданин Вселенной» - так называли Гагарина люди на всех континентах Земли. 

А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из разных стран мира для встречи с первым космонавтом. 

     С освоением космоса связано неразрывно имя Сергея Павловича Королева – главного конструктора космических кораблей. Главный конструктор, как его называли космонавты, останется главным навсегда. 

 

     Ученик:     Нам каждый шаг 

        к заветной цели дорог,  

        Стучат сердца – звучит оркестров медь. 

        Есть подвиги, величие которых  

        Не сразу удается разглядеть. 

      

                           Еще корабль космический на взлете,  

                            Еще не знают жители планеты,  

                            Что человек в космическом полете, 

                            В огромной, уже взлетающей ракете. 

 

     Учитель:  . Таким запомнилось это апрельское утро и  слова самого Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» 

И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие совершенного нашим народом. Тогда был сделан самый сложный шаг в космос и к звездам, потому что он был первым. И именно наш соотечественник сделал его, начав тем самым звездный путь.  

                           ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ « И это всё о нём»

Человечество никогда не забудет подвиг Ю.А.Гагарина. 

      Именно этот день 12 апреля в недалеком будущем станет красной праздничной датой на все грядущие века. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. 

 

     Учитель:  Это сегодня. А завтра?… Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое

Ученик:                                                                                                                   Сыны и дочери планеты голубой.
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.                                                                                                                                Гордится космонавтикой страна: 
Она была и будет нам нужна! 

                2.КОНКУРС  «ЗВЁЗДНЫЙ КОРАБЛЬ». 

        Для каждой команды  приготовлены заготовки. из них надо создать летательный аппарат будущего. В конкурсе могут принять участие и болельщики команд. Надо  дать название  кораблю.

 

                                      Заключение. 

Подсчитывается число баллов у каждой команды. 

 Жюри подводит итоги.  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвящённый 50 - летию первого полёта человека в космос.

Классный час, посвящённый 50-летию первого полёта человека в космос,знакомит учащихся с биографиями первых лётчиков -космонавтов, расширяет знания учащихся об истории освоения космического пространств...

Посвящается 50-летию со дня первого полёта Человека в космос

Жить на Земле, душой стремиться в небо. Литературно-музыкальная композиция...

Презентация: "55 ЛЕТ ПЕРВОМУ ПОЛЁТУ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС"

12 апреля 1961 года  – знаменательная дата для всех землян! Тогда, 55 лет назад, знаменитое гагаринское «Поехали!» воспринималось как полет в новую жизнь - мирную, счастливую.Эта дата ...

Презентация, посвящённая 55-летию  первого полёта  человека в космос "ПОКОРИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ"

Классный час  посвящен 55-летию полёта в космос первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он открыл эпоху пилотируемых полетов и навсегда вписал свое имя в историю как п...

Классный час Первому полёту человека в космос посвящается

Классный час Первому полёту человека в космос посвящается...

«55- летие первого полёта человека в космос». Тема урока: «Действия с дробями»

Цели урока:Предметные: закрепить изученный материал по теме «Действия с дробями».Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.Коммуникативные: учить формулирова...