Проект "Дорога добра"
проект

Новожилова Ольга Александровна

Методическя разработка по нравственному воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Вичугская специальная (коррекционная )  школа – интернат №2.

  1. Информационная карта проекта

1.1. Наименование (название) проекта

Духовно-нравственное воспитание подростков с овз.

«Дорога добра»  «Традиции русского народа»

1.2. Заявитель проекта

Новожилова Ольга Александровна  Сурикова Татьяна Владимировна

1.3. Продолжительность,

сроки реализации проекта

Общая продолжительность проекта – 12 месяцев

Срок реализации проекта: с 03.09. 2018 по 03.09. 2019.

  1. Описание проекта

2.1. Цель проекта

Разработать и применить модель воспитания подростков через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно нравственной личности подростков ,формирование у воспитанников нравственного сознания.

Содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределению в обществе.

2.2. Задачи проекта

Задачи реализации проекта:

- воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией, способности взаимодействию с другими людьми

-воспитанию интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, народным играм.

Приобщать к опыту духовно – нравственной  культуры посредством музыки.

Формировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Развивать готовность проявлять сострадание, оказывать посильную помощь.

Учить отвечать  за свои дела и поступки.

Воспитывать верность духовным традициям России и музыкальным традициям.

 Развивать сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям.

2.3. Адресная направленность проекта

1) Состав целевой группы проекта: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в количестве - 26 человек.

2) Число взрослых, принимающих участие в мероприятиях проекта -   2 человека

2.4. Содержание проекта

     … Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…» В.В. Путин

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом, привело к изменению психологии обучающихся.

У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

 Развитие национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры личности современного человека во многом зависят от  того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа.  В данном процессе важнейшая роль принадлежит школе, которая осуществляет (после родителей) передачу от поколения к поколению накопленных народом знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций.

          В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий. Кроме проблем с  воспитанием духовно-нравственных качеств личности, практические и научные исследования, проведенные учёными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

     Духовно – нравственное воспитание через средства музыки является основой целостного воспитания и образования личности. Оно  способствует восстановлению подлинной иерархии ценностей, может остановить распад  духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.

            Таким образом, в современной ситуации самой жизнью для нас  востребована качественно новая социально-педагогическая концепция деятельности учреждения интернатного типа, содействующая формированию духовно-нравственной личности обучающегося, воспитанника, развитию социальной компетентности его личности, а также  его самоопределению в обществе.

              Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

2.5. Описание  мероприятий проекта

           Мероприятия проекта включают в себя:

1.Общешкольные мероприятия:

1.1.Конкурс творческих работ «Светлая Пасха» (апрель)

1.2.День семьи (май)

1.3.Русские мотивы (октябрь)

1.4.День толерантности (ноябрь)

1.5.День Матери (ноябрь)

1.6.День Героев Отечества (май)

1.7.Раз в крещенский вечерок (январь)

1.8.Масленица (февраль – март)

1.9Милосердие и сострадание (сентябрь)

1.10. «Мы в ответе за тех кого приручили» (октябрь)

1.11. «О России петь – что стремится в храм» (сентябрь – Октябрь)

1.12. «Святые земли русской» ( в течении всего учебного года)

2.Взаимодействие с Старовичугским храмом «Преподобного Сергия Радонежского»

2.1..Уборка на территории храма.

2.2.Экскурсии по храму,знакомство с его историей.

2.3.Показ театрализованных представлений приуроченных к праздникам Рождества Христова, Пасхи, дню православной книги с привлечением воспитанников Воскресной школы г. Вичуги.

3.Взаимодействие с ОБУСО «Вичугский ЦСОН» -  отделением временного проживания для людей пожилого возраста д. Раздолье:

3.1.Праздничный концерт День пожилого человека

3.2. Праздничный концерт День матери

3.3.Акция «Подарок ветерану»

3.4.Акция «Поможем ветерану» - в п. Ст. Вичуга

3.5. Показ театрализованных представлений приуроченных к праздникам Рождества Христова, Пасхи, дню православной книги с привлечением воспитанников Воскресной школы г. Вичуги

3.6. Беседы катехизатора храма  (см. календарное планирование)

4.Взаимодействие с Воскресной школой, работающей  при Воскресенском белом храме г. Вичуги Ивановской области

4.1.Беседы катехизатора храма  (см. календарное планирование)

4.2.Организация работы кружка «Авторская песня»  разучивание и знакомство с духовными песнопениями.

4.3. Участие воспитанников  Воскресной школы в подготовке и проведении театрализованных постановок, приуроченных к праздникам Рождества Христова, Пасхи, дню православной книги.

4.4.Выставка творческих работ обучающихся школы – интерната на базе Воскресной школы.

4.5. Выставка фотографий «По местам экскурсий» обучающихся школы – интерната на базе Воскресной школы.

5.Взаимодействие с Воскресным белым храмом г. Вичуга

5.1.Беседы настоятеля храма Отца Филарета (см. календарное планирование)

5.2.Организация экскурсий по храмам Ивановской области

6.Мероприятия по итогам проекта

6.1.Подготовка и издание видеофильма по итогам реализации мероприятий проекта.

6.2. Создание виртуального музея

6.3.Подготовка информации на сайт школы и Департамента образования Ивановской области.

6.4.Подготовка информации в местные средства информации.

2.6. Описание инновационных методик и технологий, внедряемых в рамках проекта

Содержание проекта отличается инновационностью на уровне учреждения, так как  проект является  первым опытом в сфере разработки и реализации социальных проектов. Инновационный подход проекта сочетается  с традиционными  педагогическими  приемами в организации  мероприятий: выбор темы, создание интереса к мероприятию, объяснение, распределение  ролей и обязанностей, руководство ходом мероприятий.

Также мероприятии проекта предполагают  традиционное решение следующих воспитательных задач: воспитательные, познавательные, коммуникативные.

2.7. Ожидаемые результаты

1) Количественные показатели

- количество несовершеннолетних, привлеченных к мероприятиям проекта –26   человек;

- количество взрослых, принимавших участие в мероприятиях проекта  - 2 человек;

- количество использованных инновационных методик и технологий, ранее не используемых в работе учреждения  - 1;

2) Качественные показатели:

- в ходе реализации мероприятий проекта обучающиеся познакомятся с культурой русского  народа;

- у обучающихся в процессе деятельности сформируются  навыки взаимодействия в коллективе; появится нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- начнут формироваться музыкальные и  духовные качества: неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- у воспитанников сформируется уважительное отношение к культуре родной страны.

Воспитанники имеют представления:

 о духовных и нравственных ценностях;

  об основных  праздниках;

 знакомы с историей и культурой своей страны;

 умеют беречь и поддерживать красоту;

 проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;

 стремятся к добру и неприятию зла.

                      Родители:

 являются примером в стремлении к духовному росту,  реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно – нравственные ценности;

сотрудничают в тесном контакте с ОУ ; •

воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру.

                      Педагоги:

 повышение компетентности педагогов ОУ по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.

 

2.8. Ресурсное обеспечение проекта

1) Кадровые

Планируется организация мероприятий проекта педагогами школы – интерната.

Настоятелем  Старовичугского храма «Преподобного Сергия Радонежского»

Катехизатором  Воскресного храма г. Вичуга.

При организации проведения мероприятий будет использоваться следующая методическая литература:

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

2. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание школьников / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Сфера, 2013. – 144 с.

3. Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности: метод. пособие / В.П. Сергеев

4.Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. Планирование, развивающие программы, методическое обеспечение / Авт.-сост. Р.П. Карлина.-2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 311 с.а. – М.: Перспектива, 2011. – 28 с.

3) Информационные

По итогам реализации мероприятий проекта будет создан видеофильм, на сайт  школы и Департамента Образования Ивановской области,  в местные средства информации будут направлены информации об итогах реализации мероприятий проекта.

4) Материально-технические

Мероприятия проекта будут проводиться  с использованием  имеющейся материально-технической базы учреждения.

2.9. Мониторинг и оценка эффективности

реализации  проекта

1.

Наименование показателей эффективности

Имелись

на начало реализации проекта

(чел.)

Имелись

на конец реализации проекта

(чел.)

ценностное отношение к своему народу, своему, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

 элементарные представления об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей общества, национальной истории и культуры;

индивидуальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

участие в концертных программах для людей пожилого возраста, детей в д/с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей

В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...