Лингвистическая игра "Словом можно спасти"
учебно-методический материал (7 класс)

Комкова Лариса Валерьевна

 Лингвистическая игра "Словом можно спасти"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_igra.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

                    «Средняя  общеобразовательная школа № 15»

                        Лингвистическая игра

                        «Словом  можно спасти».

                                                                        Подготовила

учитель русского языка и    литературы

                                                                               Комкова  Л.В.

                                        

о. Муром

2020 г.

                        Пояснительная  записка.

        Вероятно, почти каждому учителю-словеснику приходилось слышать детский вопрос: «А сколько слов в русском языке?».

        Предполагается, что с начального этапа формирования русского языка (тогда еще общего для всех восточнославянских племен) каждый год в среднем возникала почти тысяча новых слов или их значений, но при этом часть из них оказывалась неустойчивой и бесследно исчезала. Если сосчитать все слова, которые постепенно накапливались и составили в конце концов его лексикон, их окажется много, почти миллион. Ведь нужно сосчитать и собственно русские слова, и заимствования, и диалектизмы, и научные термины, и устаревшие слова, которые мы все-таки используем иногда, и собственные имена и прозвища, какими бы невероятными они нам ни казались. Все это уже само по себе огромное богатство. А каждое слово имеет свой оттенок смысла, свое строение, свое звучание! Поэтому было бы хорошо, если бы ученики не разочаровались отсутствием точных цифр (хотя самых дотошных можно адресовать к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля или к 17-томному академическому «Словарю современного русского литературного языка»), а искренне заинтересовались как словарным запасом всего русского языка, так и своим собственным. Ведь владение словом как инструментом общения – неоценимое умение, а закладывается и развивается оно с детства. Чем больше слов в словарном запасе ребенка, тем легче ему устанавливать контакт с людьми, приобщаться через книги к духовным ценностям человечества, получать информацию и познавать мир.

        Игры со словами интересны и полезны, поскольку они активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат наблюдательности. Более того, школьников такие игры настраивают на позитивное отношение к тому предмету, который в расписании обозначен как «русский язык». Подобные задания можно использовать в режиме урока (как для интеллектуальной зарядки, так и методически связывая с изучаемым материалом).

Как театр начинается с вешалки, так познание начинается с интереса. Пробудить интерес к учебному предмету – важная задача современного образования. Одним из шагов на пути ее решения стала Лингвистическая  игра «Словом можно спасти» , проведенная в рамках Дней русского языка и литературы в школе.

        Мероприятие рассчитано на 40 минут.

Количество команд зависит от количества 7-х классов в параллели.

        Предварительно за неделю объявляется время проведения  игры, формируются команды, участники придумывают приветствие соперникам, название и девиз.

        Оснащение: компьютер, проектор, экран, гонг, музыка, праздничное оформление и карточки с заданиями

                                  Ход викторины.

1. Организационный момент

Звучат фанфары, появляются команды-участницы во главе с капитанами.

Ведущий: Приветствуем самых отчаянных и смелых, эрудированных и уверенных в своих знаниях! (Команды строятся на сцене).

2. Конкурс “Приветствие”. Капитаны по очереди произносят приветственные лаконичные речи, представляя свои команды (жюри оценивает владение литературной речью, оригинальность, лаконичность – данный конкурс оценивается по 5-балльной системе, результаты объявляются в конце викторины).

Команды располагаются за столами, расставленными на сцене.

Игра командная.

1 Тур. Разминка. Блиц. (1 бал за правильный ответ)

1)Из группы слов вычеркните одно, неродственное двум другим.

Вода, водитель, наводнение.

Рисунок, рисовый, зарисовка.

Горец, горе, гористый.

Носилки, носатый, поднос.

Гора, гореть, загорелый.

Столик, застольная, столетие.

2)Удвоенные согласные” (блиц). Замените следующие словосочетания одним словом.

Товарищ по работе. (Коллега).

Популярная игра на льду. (Хоккей).

Спортивный бег. (Кросс).

Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)

Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)

3)Ответить на вопросы (блиц).

Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке.)

Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).

Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком).

В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной).

Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман).

4). Загадки.

По серебряной дороге мы отправились в поход.

Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река).

Не взять меня и не поднять, Не распилить пилой, Не вырубить и не прогнать, Не вымести метлой... Но только мне придёт пора - Сама уйду я со двора. (Тень).

Крылья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. (Рыбы).

На поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар).

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).

5) Ответьте на вопросы (блиц).

Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогом? А какой без предлога? (Именительный, предложный).

Перечислите по порядку пять дней недели, не называя их. Какая часть речи вам поможет? (Наречия: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Что было “завтра”, а будет “вчера”? (Сегодня).

Составьте из двух предлогов домашнее животное. (К-от).

Какое наречие пишется с двумя чёрточками и двумя мягкими знаками? (Точь- в-точь).

2 тур.

1)Задание: ищем грамматическую основу (максимально 5 баллов за правильный ответ).

Малая лень большое горе приносит.

Дерево червь изнутри точит.

Корабельное дело корабельщик знает.

Этот мальчик люби труд.

Пользоваться результатами чужого труда бесчестно.

 “Ау! Кто вы?”

2)Задание: найти подлежащее, указать, какой частью речи выражено (максимально 5 баллов).

Утопающий хватается за соломинку.

Один не поднимет пятивершковое бревно.

Что стряслось у тети Вали?

Вновь “сегодня” настало с утра.

Все идут в лес на прогулку.

“Что вы делаете?!”

3)Задание: найти сказуемое, укажите вид (максимально 5 баллов).

Богатство языка есть богатство мыслей.

Душа родная соединиться с ним должна.

Душа как лед.

Не все умеют читать книги.

Он весь урок клевал носом.

“Где вы?”

4)Задание: найдите обстоятельство, укажите, чем выражено, расставьте знаки препинания (за каждый правильный ответ – 1 балл).

 

Глаза у волчицы светились как два огонька.

Мы оба ходим как в воду опущенные.

Береги его как зеницу ока.

Свалился как снег на голову.

Разве мы не спустя рукава живем?

“Оставь след”

5)Задание: расставьте знаки препинания между подлежащим и сказуемым там, где это необходимо, обозначьте грамматическую основу. (5 баллов)

Голова без знаний как фонарь без свечи.

Человек неученый что топор неточеный.

Быть вежливым обязанность каждого человека.

Сердце не камень.

Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

“Не заблудись!”

6)Задание: обозначьте грамматическую основу, найдите однородные члены предложения, укажите их вид, расставьте знаки препинания там, где это необходимо. (5 баллов)

Зимой и летом днем и ночью в шторм и непогоду выходят в море корабли.

Русские писатели и поэты любовно и бережно собирали и записывали в деревнях и селах народные песни и сказки.

Грин начал писать и создал в своих книгах удивительный мир веселых и смелых людей и удивительные события.

В канун трудного и великого XII века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки с желтыми кувшинками.

3 тур. Пословицы и поговорки.

1)ВСПОМНИТЕ И ЗАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦЫ ПО ДВУМ СЛОВАМ. (1 бал за правильный ответ).

1. Поспешишь - насмешишь.

2. Отмерь - отрежь.

3. Посеешь - пожнёшь.

4. Счастье - несчастье.

5. Кататься - возить.

6. Колодец - вода.

2). НАЙДИТЕ ПОСЛОВИЦЫ, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ.

Раз солгал, а навек лгуном стал.

Речами тих, да сердцем лих.

Кто много говорит, тот мало делает.

Речи, как мёд, а дела, как полынь.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Речи, что снег, а дела, что сажа.

Мягко стелет, да жёстко спать.

На языке медок, а на сердце ледок.

Правда глаза колет.

У кого чего болит, тот о том и говорит.

3). СООТНЕСИТЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ С РУССКИМИ.

1. Никогда не суди по внешнему виду.

2. Тихие воды глубоки.

3. Многие слова ранят сильнее, чем мечи.

4. Без трудов нет и заработка.

5. В каждом стаде есть черная овца.

6. Безмозглой голове и зоркие глаза ни к чему.

7. Болтун хуже вора.

8. Коль на кухне много рук, кушанье подгорит.

1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2. По одёжке встречают - по уму провожают.

3. Злые языки страшнее пистолета.

4. В семье не без урода.

5. В тихом омуте черти водятся.

6. У семи нянек дитя без глаза.

7. Болтун - находка для шпиона.

8. Дурная голова ногам покою не даёт.

4). ПОДБЕРИТЕ К ДАННОЙ ПОСЛОВИЦЕ АНТОНИМИЧНЫЕ:

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

С разговоров сыт не будешь.

Сладка беседа, да голодна.

Трутни горазды на плутни.

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Сделал дело - гуляй смело.

С хитрецом водиться - в оба глаза глядеть.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Дело мастера боится.

4тур..

НАЗОВИТЕ 5 ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЦИФРЫ (варианты произведений):

"Белоснежка и 7 гномов",

"12 месяцев",

"Машенька и 3 медведя",        " Пятнадцатилетний капитан",

" Три мушкетёра",

"Три толстяка".

5 тур. Поэтический. Конкурс капитанов. (5 баллов за задание)

Вы знаете, как важно прочитать стихотворение выразительно, с чувством. Это совсем не просто. Наше задание состоит в том, что вы должны не только выразительно прочитать четверостишие, но и выполнить некоторые условия, которые у вас прописаны. Обсудите в команде это задание, а затем двое из вас его выполнят, выбор за капитаном.

- Прочитайте четверостишие с грузинским акцентом.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в реку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч.

- Прочитайте четверостишие, как будто вы иностранец, недавно приехавший в Россию, вы плохо говорите по-русски.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в реку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч.

- Прочитайте четверостишие, постоянно чихая, вы простыли, у вас насморк.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в реку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч

- Прочитайте четверостишие, горько плача.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в реку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч

6 тур. Лексика (1 балл за правильный ответ)

1)Как называется словарь, в котором объясняется лексическое значение слова? Назовите хотя бы одного автора такого словаря. (толковый словарь Даля, Ожегова, Ушакова)

2)Подберите синоним к слову свежий в разных его значениях. (свежий воздух – чистый, прохладный; свежий хлеб – мягкий, свежие новости – новые)

3) Сравните предложения. Каково значение слова одолжил?

Я одолжил у него 5 рублей.

Я одолжил ему 5 рублей.

(взял взаймы; дал взаймы)

4) “Угадай”

Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим : он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:

1-й команде: хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)

2-й команде: об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)

3-й команде: чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть как на иголках.)

2-й команде: проливной дождь, ливень. (Льет как из ведра.)

1-й команде: о полной тишине. (Слышно, как муха пролетит.)

3-й команде: все видно очень ясно, отчетливо. (Видно, как на ладони.)

7 тур .

Дружная семейка” - это 10 частей речи. Необходимо к каждой букве в слове подобрать часть речи. (5 баллов ).

Л - ли - частица        

У – у - предлог

И-или-союз

Р – розовый - прилагательное

Т - триста - числительное        

А – ах – междометие.

Е - ехать – глагол        

Р - радостно – наречие        

А - а – союз        

Т - тот – местоимение

Какое слово получится ?

Подведение  итогов.

                       Награждение  победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе по теме "Как спасти нашу планету"

Урок разработан по теме "What can we do to save the Earth?", УМК Биболетова М.З. Тема урока очень актуальна....

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

Организация работы ресурсного центра по принципу: "как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц."

«Каждый день встречает школа нас, Как домой иду в знакомый класс, В школе ждут меня друзья Школа ты моя семья. Здесь все мне рады,  точно знаю я» Создание оптимальных педагогических условий, п...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Классный час "Словом можно убить и спасти"

Тема востребована на сегодняшний день.Цель классного часа - воспитание нетерпимого отношения к бранной лексике....

Можно ли «спасти» литературу в школе?

Люди обязаны жить с оглядкой на литературу. И вопрос о том, будут ли знать наши дети и внуки русскую литературу, решается в первую очередь на уроках словесности. И если у нас не будет уроков главного ...

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...