Сценарий педагогического совета «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
материал

Усатова Наталья Александровна

Сценарий педагогического совета  «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ

РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_samoupravlenie.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ

РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

  Дата проведения: 5.11.2020 г.

Цель педсовета:  Обсуждение актуальных школьных проблем демократизации школы, обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта, обеспечение педагогической поддержки лидеров школьного самоуправления;

План проведения педсовета:

  1. Вступительное слово директора школы.

  1. «Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России» - руководитель МО классных руководителей Мартынова Е.В.
  2. «Ученическое самоуправление в МОУ «СОШ с.Преображенка», Усатова Н.А, зам. директора по ВР.
  3. Практическая работа в микрогруппах.
  4. Подведение итогов. Принятие решения педагогического совета.

Ход педсовета:

1.Вступительное слово директора

Тема формирования социально- успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту. Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.

Для обеспечения адекватного восприятия мира молодыми людьми необходимо формирование социальной компетентности, которая предполагает воспитание таких качеств как гражданственность, патриотизм, ответственное отношения человека к состоянию того общества, в котором он живет, и способность проектировать жизненный успех и достигать его. Поэтому задача воспитания социально-успешной личности определена как приоритетная . Однако само понятие социальной успешности является весьма неоднозначным. С.И.Ожегов [8, с.826] трактует успех как удачу в достижении чего-нибудь и общественное признание. В “Кратком толковом словаре русского языка” [4, с.192] успех рассматривается как положительный результат какого-либо дела, достижения в чем-нибудь и признание. Успешный - такой, который дает положительные результаты,заканчивается успехом.

Существуют и другие определения, но ни одно из них не дает полного и однозначного ответа на те вопросы, которые из века в век задает себе человечество: в чем же именно заключается жизненный успех и какого человека можно назвать успешным? Что предпочтительней: многомиллионное состояние или душевное спокойствие? Какую роль в собственной успешности играет человек? Или успех - это дело случая, удачи, Фортуны? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице? Какие законы определяют это движение? И? самое главное, зачем человеку нужно быть успешным?

Характерной особенностью реалий современности является то, что в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. Лидерство, конкурентоспособность, целеустремленность и другие качества личности приобретают сегодня особую актуальность и значимость. На одно из приоритетных мест среди них выходит такая интегрированная характеристика, как социальная активность личности, обеспечивающая в конечном итоге ее способность к самореализации и социальную успешность. 
Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится понятным, насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с использованием комплекса педагогических средств уже в детском возрасте.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности . 
В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей и подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. 
Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей , при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности. 
Технологии воспитания, используемые сегодня в школе значительной частью педагогов, крайне мало ориентированы на актуализацию личностных возможностей учащихся и формирование у них потребности и готовности к активной жизнедеятельности и самореализации. Как следствие, многие выпускники не способны к самостоятельному решению жизненных проблем, не готовы реализоваться личностно, профессионально, духовно, культурно. Таким образом, налицо противоречие между объективно существующими требованиями общества к воспитанию активной, самостоятельной, творческой личности, с одной стороны, и реально функционирующей воспитательной системой, технологически не обеспечивающей этот процесс. Также следует отметить и несоответствие между потребностями личности в разнообразной жизнедеятельности и реальной школьной практикой, фактически ограничивающей деятельность школьника участием преимущественно в учебно-познавательной работе.

Никто не станет отрицать, что вы творческая личность! Однако можете ли вы утверждать, что способны в одиночку выдать больше хороших идей, чем группа ваших сверстников — активных, неравнодушных ребят? В команде может родиться много различных замечательных идей. Одна идея дает искру. От нее воспламеняется следующая. В процессе командной работы проявляются все новые идеи и возможности изменить жизнь вашей школы.

Лидерство — это не комплекс навыков поведения и мышления.

Лидерство — это стиль жизни под девизом «Если не я, то кто?».

Вот мы и подошли к понятию ученического самоуправления. Так что же такое ученическое самоуправление?

Ученическое самоуправление — форма организации жизни коллектива учащихся, развивающая их самодеятельность в принятии и реализации решений.

Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять потребности учащихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы, училища, колледжа. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.


Самоуправление нельзя дать, нельзя взять, нельзя просто ввести. Его приходится вырабатывать и отрабатывать. Каждое дело сами придумываем, сами выполняем, сами оцениваем. Так складываетсяь настоящее самоуправление. Уберите одно звено - и от самоуправления ничего не останется.

 Самоуправление учащихся - самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами - не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Именно в этом состоит право на управление самостоятельно и с полной ответственностью организовать дела своего коллектива. Это могут быть, например, организация дежурства, создание материальной базы, благотворительная деятельность, благоустройство школьного двора и др. Самоуправление есть по своему существу самоорганизация сообщества. Разнообразие же форм самоорганизации будет способствовать налаживанию тех самых социальных связей в школе, которых ей порой не хватает. 

Описание: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_560c1e699e207/user_file_560c1e699e207_0_1.jpegТаким образом, самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов. 
Описание: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_560c1e699e207/user_file_560c1e699e207_0_1.jpegВ повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений. 
Описание: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_560c1e699e207/user_file_560c1e699e207_0_1.jpegПрирода самоуправления многогранна. В целом корни самоуправления - в социальной активности народа. Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические - в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманных отношений к человеку.

Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?

Учащимся:

  • развитие навыков работы в группе, в команде;
  • ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
  • ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
  • выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
  • защищает права ребенка;
  • учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
  • помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

  • организует свободное время детей;
  • ведет к улучшению учебной результативности детей;
  • снижает конфликтность в семье;
  • дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  • помогает организовать детей;
  • сплотить детский коллектив;
  • повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
  • раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
  • апробация инновационных технологий;
  • обобщение опыта работы через средства печати
  • углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу

2. «Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России»-руководитель МО классных руководителей Мартынова Е.В.


3. «Ученическое самоуправление в МОУ «СОШ с.Преображенка», Усатова Н.А, зам. директора по ВР.

В нашей школе действует детское объединение «Содружество». Система ученического самоуправления позволяет учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе. Во  5-11 классах есть выбранные органы классного самоуправления. В следующем учебном году необходимо активизировать работу органом ученического самоуправления на уровне классных коллективов.

Работа детских организаций направлена на сплочение детских коллективов, организацию полезного досуга школьников.

Члены Совета обучающихся, председателем которого в этом году была выбрана ученица 11 класса Ализиева Ирина,  являются связующим звеном между ученическим и педагогическими коллективами.

Каждый год в классах осуществляются выборы в органы детского самоуправления. 2 раза в месяц проходят заседания Совета обучающихся, где ребята высказывают свое мнение, делятся впечатлениями о проведенных мероприятиях, вносят свои предложения в план общешкольных мероприятий, конкурсов и акций. Материал о проведённых мероприятиях публикуется в школьной газете «В контакте».

По результатам мониторинга  наиболее высокий уровень самоуправления в 4 класе(кл.рук.Фирсова Е.А.) , в 10 классе (кл.рук. Усатова Н.А.) и в 11 классе(кл.рук. Лысов В.Т.). Самый низкий уровень самоуправления - во 2 классе(кл.рук. Кружкова Г.Ю.), в 5 классе (кл.рук. Мальцева Е.Н.), в 9 классе(кл.рук.Горюшин С.А.)

Результаты мониторинга уровня развития самоуправления в школе

Аспекты самоуправления

%

Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность

45 %

Организованность классного коллектива

46 %

Ответственность учащихся класса за его дела

51 %

Включённость класса в дела общешкольного коллектива

48 %

Отношения класса с другими классами

40 %

Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива

56 %

Ученическое самоуправление в СОШ с.Преображенка охватывает следующие направление  школьной жизни:

Досуг ( школьные вечера, праздники, коллективные творческие дела);

Деятельность гражданско-патриотической направленности (работа школьного музея, поисковая работа, встречи с  интересными людьми);

Деятельность школьной прессы- выпуск стенгазеты «В контакте»;

Спорт и спортивные мероприятия;

Трудовая деятельность (дежурство, генеральные уборки, уборка школьных помещений, их ремонт, приведение в порядок мебели, работа на пришкольной территории, самообслуживание в столовой);

Шефская работа с престарелыми, ветеранами  труда.

Формы и методы работы органов самоуправления в СОШ с.Преображенка:

  • КТД, традиционные школьные дела и праздники (День Знаний, День Учителя, Осенний калейдоскоп, Вечер школьных друзей, мастерская Деда Мороза, Вахта Памяти, 8 марта, Последний звонок, Выпускной бал).
  • Деловая игра (“Мозговой штурм”, “День дублёра”).
  • Общешкольный поход в лес;
  • Оформление классных уголков, стендов
  • Выпуск школьных стенгазет
  • Спортивные соревнования
  • Акции (“Вахта Памяти”, «Бессмертный  полк», “Чистый берег”, “Накорми птиц”)
  • Рейды ( Чистота спасет мир, Береги учебник)

В перечисленных мероприятиях задействованы 100% обучающихся школы.

Благодаря большому количеству разнообразных общешкольных мероприятий, ребята проявляли свою самостоятельность, приобретали навыки позитивного общения, организаторской деятельности, совместной творческой работы.

Вместе с тем в работе детских творческих объединений есть и слабые места и проблемы. Не   все обучающиеся школы активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу. Не стабильно работает актив Совета обучающихся, зачастую требуется инициатива взрослых.

Выводы: Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.

Постепенно сфера педагогического руководства переместится из области деятельности в область отношений между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами.

 В процессе ученического самоуправления  важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.

 Далеко не каждому педагогу под силу организовать коллективную деятельность. Чтобы не получилась видимость коллективной работы, надо, чтобы её результаты анализировали и оценивали сами дети. Тогда и будет формироваться чувство, что они хозяева школы (сами придумали, сами сделали, сами пользуемся ).

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

4. Задания для работы в микрогруппах.

 

МИКРОГРУППА № 1.  Вы -  коллектив архитекторов

Задание: Представим самоуправление как дом из 12 кирпичей:

  1. Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
  2. Предварительно заполните чистые кирпичи и определите им место по Вашему усмотрению.
  3. На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает Ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
  4. Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Выберите:

  1. Ведущего, который будет вести обсуждение;
  2. Конструктора, который будет клеить, писать, рисовать;
  3. Референта, который должен написать обоснованные закладки каждого кирпича, и затем защитить свой проект.

Время на строительство 15 мин., защита 2-5 мин.

Взаимопонимания Вам, и успех сам Вас отыщет!

МИКРОГРУППА № 2.

Проблема:

Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложенные пути решения проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

  1. Прочтите функционал органов классного самоуправления; что Вы считаете необходимым дополнить или исключить как не выдержавшее проверку временем?
  2. Внесите конкретные предложения  по обучению ученического актива.
  3. А что, если для эмоциональной оценки жизни школы использовать выпуск ежемесячных газет? Выскажите свои предложения.

Защита Ваших предложений до 5 мин. Будьте конкретны в своем творчестве.

Удачи в работе!

МИКРОГРУППА № 3.

Проблема:

Школьные традиции хорошо, но не вытесняют ли они ежедневное творчество? Почему дела все меньше носят общественную направленность (делать для кого-то, а не только для себя?)

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложения по решению проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

  1. Внимательно прочтите предложенные программы, положения конкурсов, зачитайте фрагменты всему педсовету (внесите свои конкретные предложения по участию школы в этих акциях).
  2. От каких школьных традиций, считаете Вы, следует отказаться, или как их видоизменить?
  3. Какие конкретные акции должна включить программа «Я и мой младший друг»? (Помощь старшеклассников обучающимся 1-4 классов).

Ваша защита (5 мин.) должна состоять из конкретных заранее записанных предложений – ответов на пункты 1-3.

Желаем удачи и конструктивной работы!

МИКРОГРУППА № 4.

Проблема:

Какова роль классного руководителя в организации и функционировании ученического самоуправления? Какие Вы видите противоречия в своих действиях и классного коллектива, снижающие эффективность ученического самоуправления?

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложения по решению проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

  1. Внимательно прочтите функциональные обязанности классного руководителя, при защите зачитайте фрагменты всему педсовету, если считаете это необходимым.
  2. Проявляются ли, на Ваш взгляд, на практике негативные тенденции в деятельности ученического самоуправления (в формировании органов самоуправления и их функционировании, в стиле взаимоотношений с коллективом класса, с каждым обучающимся)? Если да, то какие?
  3. Должны ли органы ученического самоуправления выполнять функцию защиты прав и интересов обучающихся? Если да, то какие и в какой форме?

Ваша защита (5 мин.) должна состоять из конкретных заранее записанных предложений – ответов на пункты 1-3.

Успехов Вам в конструктивной работе!

Решение педсовета:

  1. Признать школьное самоуправление фактором, способствующим развитию конкурентноспособной личности, формирующим знания у учащихся основ организаторской деятельности.
  2. Включить в план   методического объединения  классных руководителей вопрос функциональных обязанностей органов самоуправления.
  3. Рекомендовать Совету обучающихся  включить в план работы  школы, детского объединения  акции, предложенные участниками педсовета.
  4. Активизировать деятельность классных коллективов в социально-значимых проектах школы и села.
  5. Обеспечить педагогическую поддержку лидеров классных коллективов.

«Ученическое самоуправление

 в МОУ «СОШ с.Преображенка»

(выступление Усатовой Н.А., зам. директора по ВР)

Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков «организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи» ( «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

         Детские общественные организации МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»  д/о «Солнышко» (2 – 4-е классы) отряд вожатых  «Радуга» (5 – 7-е классы), Совет обучающихся «Импульс» (5 – 11-е классы)  функционируют в школе на протяжении многих лет.  

          Детская организация является своеобразным мостиком, соединяющим образовательное и жизненное пространство ребёнка. Она помогает адаптироваться и самореализоваться в окружающем мире. В школе 16 лет действуют детская организация «Солнышко», в которой задействовано около 250 учеников 2-4 классов, отряд  вожатых «Радуга»; отряд «Юный пожарный». Юные помощники полиции «Стражи» приняли участие в социальных акциях «Береги себя для жизни», «Первая против курения» и «СПИД – чума 21 века». Хочется отметить содержательную подготовку «лучиков» к проведению сборов детской организации «Солнышко».

Система ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе. Во всех 5-11 классах есть выбранные органы классного самоуправления. В следующем учебном году необходимо активизировать работу органом ученического самоуправления на уровне классных коллективов.

Работа детских организаций направлена на сплочение детских коллективов, организацию полезного досуга школьников.

Члены Совета обучающихся «Импульс» являются связующим звеном между ученическим и педагогическими коллективами.

Каждый год в классах осуществляются выборы в органы детского самоуправления. 2 раза в месяц проходят заседания Совета обучающихся «Импульс», где ребята высказывают свое мнение, делятся впечатлениями о проведенных мероприятиях, вносят свои предложения в план общешкольных мероприятий, конкурсов и акций. Материал о проведённых мероприятиях публикуется в школьной газете «Импульс».

Детские органы самоуправления 5-11 классов так же привлекаются к исполнению контроля за посещаемостью учебных занятий, организации бесплатного питания. Для стимулирования интереса к участию в общешкольных мероприятиях, воспитания чувства ответственности у обучающихся каждую  четверть заполняется рейтинговая карта участия классных коллективов в мероприятиях. Ребята в течение года могут отслеживать свои победы и, если есть возможность, подтянуть свои показатели. Уже третий  год в школе проводится конкурс «Звёздный класс».

           Ежегодно проводится 9 традиционных общешкольных мероприятий: «День рождения школы» (сентябрь), «Посвящение в десятиклассники» (октябрь), «Посвящение в вожатые» (октябрь), «Поезд здоровья» (ноябрь), «Горжусь профессиями родителей» (декабрь - январь), «Декада наук» (февраль), «Ученик года», «Звездная мама» (март), фестиваль детского и юношеского творчества «Пангодинские звёздочки» (апрель). В них задействованы 100% обучающихся школы.

Благодаря большому количеству разнообразных общешкольных мероприятий, ребята проявляли свою самостоятельность, приобретали навыки позитивного общения, организаторской деятельности, совместной творческой работы.

Вместе с тем в работе детских творческих объединений есть и слабые места и проблемы. Не все обучающиеся школы активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу. Не стабильно работает актив Совета обучающихся «Импульс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Воспитательные технологии формирования социально-успешной личности»

Формирование социальной компетентности в процессе реализации программы воспитания обучающихся....

сценарий педагогического совета Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы

Сценарий педагогического совета "Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы" может быть полезен для начинающего заместителя директора, классных рук...

Сценарий педагогического совета "Формирование универсальных учебных действий как показатель эффективности урока"

Цель: повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД школьников      Задачи: сконцентрировать внимание педагогического коллектива на проблеме внедрения и ре...

Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках технологии в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения.

Новое время диктует новые качества, которыми должен обладать выпускник школы. Это способность к самообразованию, конкурентоспособность, мобильность, стремление к самоактуализации, достижению социально...

Выступление на педагогическом совете «ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Кто не изучал человека в самом себе, нигде не достигнет глубокого знания людей. (Н.Г.Чернышевский )...