внеурочная деятельность
рабочая программа (9 класс)

Панова Наталья Юрьевна

программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:


1.Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания

- федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);

- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Направление развития личности: общеинтеллектуальное.

Актуальность

Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение экспериментальных и расчётных задач. В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания, ведь именно при решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели.

Конкретизация целей обучения:

Целью данного курса является формирование у учащихся умений и навыков решения расчетных и экспериментальных задач разных типов, в том числе и усложнённых; устранение пробелов в знаниях.

 Задачи данного курса:

•        ознакомление учащихся с различными типами расчётных  и экспериментальных задач, а также с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы.

•        развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач

•        развитие умений применять знания в конкретных ситуациях

•        формирование навыка решения и составления практических задач на распознавание веществ и определение их свойств.

Средства и методы достижения цели:

Применяемые технологии

В ходе реализации программы  внеурочной деятельности «Решение экспериментальных и расчетных задач по химии» используются следующие методы:

•        использование ИКТ,

•        приемы и методы блочно-модульного обучения,

•        приемы и методы проблемного и дифференцированного обучения,

•        использование обучающих игровых программ,

•        исследовательские мини-проекты,

•        применение здоровьесберегающих технологий.

В данной программе используются выше перечисленные технологии. Она включает в себя:

-подготовку к сдаче итоговой аттестации в выпускных классах (здесь: блочно-модульная технология, ведь темы заданий ОГЭ разбиты на блоки.)

-подготовку учащихся для участия в различных конкурсах;

-подготовку к участию в олимпиадах по химии;

-проведение игр по химии (игровые технологии позволяют в значительной мере усилить образовательный и воспитательный процесс, игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия.)

Срок реализации программы: 1 год.

Объем часов: 17 часов

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа: 14-15 лет, 9 класс.

Формы организации учебного процесса

-лекции

-семинары

-практические работы

-занятие-игра

2.Учебно-тематический план

Тема занятия

Характеристика основных видов

 деятельности ученика

Форма проведения

Аудиторные

Внеаудиторные

Тема 1. Расчеты по химическим формулам – 5 ч

 1. Основные химические расчетные единицы.

Относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, постоянная Авогадро.

лекция

-

2. Массовая доля х.э.

Закон Авогадро. Молярный объем

Определять молекулярную формулу вещества по массовым долям образующихся элементов. Определять молекулярную формулу вещества с использованием плотности.

Игра по карточкам

 3. Массовая доля х.э. Вывод формулы вещества.

Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация.

Определять молекулярную формулу вещества по отношению атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества. Рассчитывать массовую долю вещества, элемента в соединениях. Рассчитывать объемную долю вещества. Определять молекулярные формулы простых или сложных веществ. Итог занятия- приготовление раствора с заданной концентрацией.

Лекция

практикум

Тема 2. Вычисления по химическим уравнениям – 4 ч

4.Вычисление m, V, n по уравнению.

Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.

Рассчитывать массы, объема или количества вещества продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества,

Вычислять объемные отношения газов в реакциях.

практикум

5..Вычисление m, V, n по уравнению.

Вычисление m, V, n по уравнению.

Рассчитывать массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ. Рассчитывать массы, объема или количества вещества продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

лекция

практикум

6.  Зачетное занятие

Обобщать и систематизировать информацию по теме, решать задачи разных типов по химическим уравнениям

практикум

Тема 3. Задачи на качественные реакции– 8 ч

7. Общий алгоритм выполнения экспериментальной задачи.

Характеризовать алгоритм выполнения экспериментальной задачи, Составлять общую таблицу по определению катионов и анионов.

лекция

8. Практическая работа №1 «Качественные реакции на катионы водорода и бария»

Проводить качественные реакции на катионы водорода и бария». Записывать проведенные опыты с помощью уравнений в молекулярном и ионном виде. Правильно определять признак реакции.

лекция

практикум

0,5ч

0,5ч

9. Практическая работа №2 Качественные реакции на катионы алюминия и меди

Проводить качественные реакции на катионы алюминия и меди. Записывать проведенные опыты с помощью уравнений в молекулярном и ионном виде. Правильно определять признак реакции.

лекция

практикум

0,5ч

0,5ч

10.Практическая работа №3 Качественные реакции на анионы гидроксогруппы и хлора.

Проводить качественные реакции на анионы гидроксогруппы и хлора. Записывать проведенные опыты с помощью уравнений в молекулярном и ионном виде. Правильно определять признак реакции.

лекция

практикум

0,5ч

0,5ч

11.Практическая работа №4 Качественные реакции на сульфат анионы и карбонат анионы.

Проводить качественные реакции на сульфат анионы и карбонат анионы. Записывать проведенные опыты с помощью уравнений в молекулярном и ионном виде. Правильно определять признак реакции.

лекция

практикум

0,5ч

0,5ч

12.Практическая работа №5 Распознавание неизвестных веществ в трех пробирках.

Проводить экспериментальный анализ с помощью выданных веществ. Устанавливать выданные вещества. Записывать проведенные опыты с помощью уравнений в молекулярном и ионном виде. Правильно определять признак реакции.

практикум

13. Защита проектов. "Контрольная практическая работа на распознавание заданных ионов ".

Аргументировать правильность проведения своего научного исследования, основываюсь на теорию и полученные экспериментальные даннные.

Защита проекта

3.Содержание программы курса

Тема 1.Расчеты по химическим формулам. (5ч)

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов. Определение молекулярной формулы вещества с использованием плотности или относительной плотности газов.

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

Определение молекулярной формулы вещества по отношению атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества.

Массовая доля вещества. Массовая доля элемента в соединениях. Объемная доля вещества. Определение молекулярных формул простых или сложных веществ

Тема 2. Вычисления по химическим уравнениям (4ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Задачи, решаемые на основе использования газовых законов.

Плотность газов. Относительная плотность газов.

Задачи, связанные с объемными отношениями газов при химических реакциях.

Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой.

Задачи на смеси газов, реагирующих между собой.

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей (в %)

Тема 3. Качественные реакции (8ч)

Определение катионов и анионов. Качественные реакции на катионы водорода и бария. Качественные реакции на катионы алюминия и меди. Качественные реакции на анионы гидроксогруппы и хлора. Качественные реакции на сульфат-анионы и карбонат -анионы.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы:

Воспитательные:

- Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

- Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

- Третий уровень результатов –получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы следующие умения:

- осознанному выбирать индивидуальную образовательную траекторию.

- управлять своей познавательной деятельностью.

- решать творческие задачи, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная, кружковая и т.п.).

- химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей  культуры и научного мировоззрения.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- использовать основные интеллектуальные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.

-  генерировать  идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

Регулятивные УУД

Обучающийся  научится:

- пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и в доступной социальной практике.

- оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Обучающийся получит возможность научиться:

-         при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

-        выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

-        адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Обучающийся получит возможность научиться:

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте;

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;

- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

- перечислять отличительные свойства химических веществ;

- различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов;

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать правила работы в кабинете химии, с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

- уметь оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

- различать опасные и безопасные вещества;

- экологически грамотному поведению в окружающей среде;

- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  -критически оценивать информации о веществах, используемых в быту.

  1. Формы и виды контроля:

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты  обучающихся (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности  обучающихся  являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

•        текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий – оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;

•        промежуточное тестирование учащихся – усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.

•        итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты практических работ (индивидуальных или групповых).

6. Методические рекомендации:

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии, основной целью которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания. Элементы здоровьесберегающих технологий, используемые на занятиях: чередование видов деятельности; благоприятная дружеская обстановка на занятии; дозировка заданий; индивидуальный подход к каждому ребенку.

2. Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня   подготовленности  обучающихся.

3. Информационно-коммуникационные технологии – демонстрация презентаций и видеороликов для улучшения мотивации к занятиям.

Формы организации учебных занятий: теоретические (лекция, беседа) и практические (практическая работа/лабораторные работы, самостоятельная работа, защита проектов, химическая викторина).

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Библиотечный фонд

1.1.

 Периодические таблицы и таблицы растворимости

15

1.2.

 Учебник: «ХИМИЯ. 8 класс» Под редакцией О.С. Габриелян

15

1.3.

Учебник: «Химия. 9 класс» О.С. Габриелян

15

2.

Технические средства обучения

2.1.

Персональный компьютер учителя с  мультимедийным проектором и экраном

1

2.2.

 Презентации по всем темам курса

 1

3.2.

Практические работы по темам курса

15*7

3.3.

Заготовки для практических работ

15*7

3.4

Непрограммируемый калькулятор

15

4.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

4.1

Приборы для работы с газами;

15

4.2

Аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;

15

4.3

Измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

15

4.4

Стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

15

5.

Реактивы:

5.1

Растворы веществ для практикума

в необходимом количестве

5.2

Сухие вещества

в необходимом количестве


ЛИСТ

индивидуальных достижений обучающегося _______ класса

по курсу внеурочной деятельности « Решение экспериментальных и расчетных задач по неорганической химии».

Вид деятельности.

Месяц

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Регулярно посещает занятия.

Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

Адекватно относится к критике со стороны педагога.

Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

Достиг заявленных результатов программы внеурочной деятельности

Высокая мотивация

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...