Методический семинар "Успешная социализация детей с ОВЗ средствами краеведческой деятельности"
проект

Мартиросян Ольга Геннадьевна

Данный материал предназначен для учителей коррекционных школ для подготовки к конкурсу "Педагог года" или аттестации . Тема: "Успешная социализация детей с ОВЗ средствами краеведческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме:

«Создание успешной социализации детей с ОВЗ  средством краеведческой деятельности».

Идея проекта:

ФГОС «Выпускник будущего – это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой России.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение человеком социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.

Проблема проекта:

По мнению Л.С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития.

Причины проекта:

Низкая степень усвоения знаний,  умений, навыков обучающихся коррекционных школ, ограничен круг специальностей для обучения и трудоустройства выпускников коррекционных школ.

С целью подготовки учащихся к взрослой самостоятельной жизни, приобщения их к труду, содействие обучающимся в освоении социальных связей и отношений, необходимых им для полноценной интеграции (в том числе социальное партнёрство).

Актуальность:
На основании многолетних наблюдений отмечено, что миграция выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений  невелика, в основном по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края приобретает особую важность для детей и подростков с ОВЗ. Наблюдается  низкая степень усвоения знаний,  умений, навыков обучающихся коррекционных школ, ограничен круг специальностей для обучения и трудоустройства выпускников коррекционных школ.

Новизна и практическая значимость проекта

Новизна проекта в том,  что метод проекта позволяет детям усвоить сложный  материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.  

Одной из интересных и эффективных форм работы, направленной на социальную адаптацию детей с ОВЗ, являются краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального духовного и физического развития, способствует повышению интереса к изучению родины. Знакомство с природой, историей и культурой родного края пробуждает у детей желание внести и свой вклад в её развитие и процветание, воспитывает чувства гражданственности, патриотизма.

Для изучения истории родного края и воспитания любви к своей малой родине, городу и людям, которые в нём живут, в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» с 2002 года создано детское творческое объединение клуб «Краевед». На занятиях создаются условия для личностного и профессионального самоопределения, дети знакомятся с профессиями, востребованными на рынке труда, в нашем регионе. На занятиях клуба идёт практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду, у них формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации. На занятия приглашаем успешных выпускников нашей школы, которые делятся своими трудовыми победами, тем самым помогают осознавать себя личностью, умению преодолевать трудности, взаимовыручке, а также уверенности в жизни и обществе.

Занятия клуба проводятся как на базе школы, так и на базе Пучежского краеведческого музея в форме экскурсий, с элементами школьных уроков в музее, викторин, уроков встреч по изученным темам.

Новизна данного опыта заключается в создании системы деятельности как теоретической, так и практической для детей с ограниченными возможностями, позволяющую формировать личность гражданина – патриота во всех аспектах понятия «патриотизм». Подобное сотрудничество с Пучежским краеведческим музеем помогает решить сложные  задачи приобщения школьников к истории и культуре; способствует лучшему обучению и воспитанию детей; помогает расширить их кругозор и словарный запас; обогащает жизненный опыт; расширяет знания учащихся о родном кра

Цель проекта: Внедрение активных форм работы детского творческого объединения клуба «Краевед», способствующих созданию успешной социализации детей с ОВЗ  средством краеведческой деятельности.

Данная цель направлена на весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Задачи проекта:

1.Формировать мотивацию к изучению истории родного края.

2.Определять пути повышения эффективности процесса,  патриотического воспитания.

3.Способствовать овладению детьми с ОВЗ  знаний по истории малой Родины.

4. Воспитать патриота своей Родины, гармонически развитой личности.

5.Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации.

6.Создать условия для личностного и профессионального самоопределения, подготовить к самостоятельной жизни и труду.

7.Вовлечь детей с ОВЗ  в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям.

8.Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

Полученные результаты проекта:

1.Участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня.  Ежегодно юные краеведы участвуют в областных, межрегиональных и Всероссийских конкурсах, где занимают призовые места.

2.Возможность саморазвития и самосовершенствования.

3.Возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

4.Умение представлять свои результаты (развитие речи, возможность продемонстрировать свои достижения). Важно, чтобы обучающиеся чувствовали себя успешными, любое их достижение уже является движением вперёд.

 5. Знания, полученные на занятиях клуба «Краевед», дети применяют на практике, на уроках трудового обучения швейное дело. Выпускники нашего учреждения имеют возможность успешно адаптироваться и быть интегрированным в современном обществе, на предприятиях нашего города

Социальное партнёрство - нетрадиционная форма активного сотрудничества детей и взрослых, широкое поле творчества педагогов и обучающихся, что способствует успешной социализации и профессиональному самоопределению детей с ОВЗ.

Реализация проекта:

Деятельность клуба «Краевед» направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.

В ходе реализации опыта перед собой ставила задачу связать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми 
ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка с ОВЗ, таким образом, вовлекая его в социально - значимую деятельность.

Использованные методы исследования\ реализации проекта

Длительность работы над опытом.

Работа по данной теме была разделена на несколько этапов:

1.Начальный этап 2002- 2005 год

2.Основной этап 2006-2016 годы;

3.Аналитический этап 2017-2018 годы,

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности краеведческих знаний у подростков. Разработка плана работы и программы деятельности клуба  «Краевед». На основном этапе проводилась апробация программы клуба «Краевед» форм и методов работы с детьми ОВЗ по патриотическому воспитанию и социализации.  Диагностика на данном этапе предполагает успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы «Создание успешной социализации детей с ОВЗ  средством краеведческой деятельности». В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности краеведческих знаний у подростков определилась необходимость активизации их патриотического воспитания.

Основной задачей аналитического этапа является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта, публикации, обмен опытом.

Основные методы  организации воспитательного процесса:

поисково-исследовательские,

практические,

объяснительно-иллюстративные

репродуктивные

проектные

Виды и формы внеклассной краеведческой работы:

(Использование инновационных технологий)

1.Урок – экскурсия (уроки в музее - встречи, сборы, собрания)

2.Урок – выступление.

3. Межпредметные уроки.

4.Исследовательская работа.

5.Творческие проекты.

6.Театр мод «Льняные фантазии»

7.Встречи с интересными людьми.

8.Индивидуальная работа.

9.Фольклор – выступление.

10.Фольклорное  объединение «Вдохновение»

11.Школьные праздники.

12.Конкурсы, викторины по краеведению.

13.«Путешествие по губернии»

14. Ролевые игры.

15.Игровые тренинги и упражнения.

16.Театрализованные представления;

17.Практическая работа на местности;

18.Учебные экскурсии вне музея;

19.Уроки мужества, акции;

20.Изучение исторических событий.

21.Составление летописей, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

22.Участие в конференциях, соревнованиях конкурсах;

23.Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, освещения информации на сайте школы.

Выполняя  краеведческие  задания,  проводя  исследовательскую  работу  в  походах,  экспедициях,  на  экскурсиях,  ребенок  не  просто  пополняет  свои  знания,  он  включается  в  сложный  мир  человеческих  отношений,  выполняет  различные  социальные  роли,  и  чем  богаче  мир,  окружающий  ребенка,  тем  больше  возможностей  воспитать  многогранную  личность.  

Диапазон опыта:

 Итак, наш опыт апробирован и готов к распространению в других образовательных учреждениях следующими способами:

  • Семинары, конференции, круглые столы, консультации;
  • Публикации на профессиональных сайтах и изданиях;
  • Размещение информации на школьном сайте
  • Через сетевые сообщества, сообщества методических объединений

Диапазон опыта  представлен циклом моих выступлений,  публикаций и печатных работ:

1.Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Война и мир: научные исследования и императивы современного образования к 100 -летию начала Первой мировой войны »  Иваново 2014 год  Доклад на тему «Война  и мир в музейных коллекциях» выступление и публикация.

2. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием  «История Великой Отечественной войны» Иваново 2015 год

Исследовательская работа на тему «Педагоги Пучежского района участники ВОВ» выступление и публикация.

3. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные тенденции краеведческого образования научные исследования и педагогическая практика» Иваново 2016 год.

Доклад на тему «Гражданско - патриотическое воспитание в коррекционной  школе средствами краеведческой деятельности» выступление и публикация.

4.Международная научно-практическая конференция «Педагогические технологии в современном образовании» 2014 год «Создание условий социальной адаптации детей с ОВЗ путём правовой и эстетической грамотности, формирование чувства патриотизма» - публикация.

5.В   Москве на базе научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодёжи» Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова прошёл межрегиональный семинар по обсуждению эффективного опыта деятельности регионов по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». Целью мероприятия было повышение квалификации работников образовательных организаций дополнительного образования. На данном мероприятии мной был предоставлен опыт работы клубов «Краевед» и «Правовед» ОГКОУ  «Пучежская школа-интернат» по теме: «Создание условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем повышения правовой и эстетической грамотности, формирования чувства патриотизма» - выступление

6.Участие в декабре 2016 года в Москве во Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы качества и результативности функционирования организаций (учреждений) системы дополнительного образования детей в современных условиях», подготовлена и проведена учреждениями: ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования», Федеральный центр технического творчества учащихся Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московский государственный технологический университет «Станкин». В рамках конференции в секции «Лучшие региональные практики образовательных организаций дополнительного образования: эффекты качества и результативности на примере презентации конкурсных работ, Всероссийского открытого творческого конкурса работников образовательных организаций: «Педагогический калейдоскоп-2016», мной был предоставлен проект «Создание успешной социализации детей с ОВЗ  средством краеведческой деятельности» (детское творческое объединение клуб «Краевед»).

5.Использованные ресурсы/ инструменты\ программное обеспечение

Для реализации проекта в нашем образовательном учреждении имеются необходимые условия: есть  необходимая материально-техническая база.

1.Богатый опыт краеведческой работы и сотрудничество с городским музеем;

2.Программа детского творческого объединения клуба «Краевед»

3.Тематическое планирование

4.Музейные экспонаты и мини-выставки  по изученным темам.

5. Учебная дополнительная литература.

6.Стандартно оборудованный зал Пучежского краеведческого музея для проведения занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование

7.Помещение школьного музея. Фонды школьного музея. 

8.Библиотека.

9.Результаты поисково-исследовательской деятельности школьников (мультимедийные презентации, доклады, рефераты, творческие работы).

10.Тексты в музейной экспозиции. 

Проблема проекта и пути решения.

Наименование проблемы

Причина

Меры реагирования

1 Необходимость активизации патриотического воспитания.

. 

Недостаточно сформированы краеведческие знания.

Изучение краеведения воспитывает  стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Создание детское творческого объединения клуб «Краевед» [см. прил. Программа, тематическое планирование]. Способствовать воспитанию у детей патриотизма и нравственности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа

2.Миграция выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений  невелика, в основном по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности.

В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края приобретает особую важность для детей и подростков с ОВЗ.

На занятиях создаются условия для личностного и профессионального самоопределения, дети знакомятся с профессиями, востребованными на рынке труда, в нашем регионе. На занятиях клуба идёт практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду, у них формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации

3. В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта.

Школьники с ОВЗ ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса.

Краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

Работать  с  различными  видами  источников.

Проводить  исследовательские  работы, находить  решения  различным  поисковым  проблемам.

Работать  в  различных  группах.

4.Предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Обеспечение благоприятного морально-психологического климата

Дети с ОВЗ не уверенны в своих действиях особенно в социуме, снятие напряжения, создание положительных эмоций.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно

предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.  Создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.

5.Создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий клуба «Краевед»

Сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь

Необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

6.Формирование познавательных интересов, мотивации к изучению истории родного края, сохранение и возрождение  народных промыслов, - историческая преемственность поколений;

Овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в процессе дальнейшего обучения и в будущей самостоятельной жизни.

Знания, полученные на занятиях клуба «Краевед», дети применяют на практике, на уроках трудового обучения швейное дело. В нашей школе создан театр мод "Льняные фантазии".  Коллектив Пучежской школы - интернат уже много лет работает по программе возрождения народных промыслов. Задача клуба «Краевед»  является использование технологий построения программы личностного профессионального самоопределения обучающихся, чтобы они сознательно сделали свой выбор.  Выпускники нашего учреждения имеют возможность успешно адаптироваться и быть интегрированным в современном обществе, на предприятиях нашего города

Самооценка проекта

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

1.Трудоустройство выпускников с ОВЗ на предприятиях нашего города

2.Успешная социализация и адаптация  в обществе

 3.Создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.

4. Ситуация партнёрства позволяет отработать модель совместной деятельности музея и школы по включению музейных предметов в сферу воспитания и образования детей с ОВЗ и их дальнейшей социализации.

5.Работа по данному направлению

способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет у детей с ОВЗ веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.

6.Работа в данном направлении предоставит детям с ОВЗ дополнительную возможность контакта с окружающим миром, даст убедительные, яркие ответы на возникающие вопросы, будет развивать любознательность, разожжет огонек любви к родному краю.

7.Рост числа победителей и призеров, конкурсов, соревнований,  конференций разного уровня.

1.Безработица

2.Профилактика правонарушений и преступлений

3.Неуверенность в своих знаниях, умениях, навыках

4.Бережное отношение к окружающей среде

Слабые стороны

1.Недостаточная материально-техническая база

2. Сокращение  сотрудников в штате Пучежского краеведческого музея

3. Нет финансирования для выезда на экскурсии по городам Ивановской области и за её пределы

1.Потеряется интерес к истории родного края

2.Дети с ОВЗ не будут востребованы на рынке труда

3.Недостаточно знаний по краеведению по применению их на практике и в учебно - образовательном процессе

Вывод:

Предоставленный опыт способствует решению социально-обусловленных задач: формирование общей культуры личности, её адаптация к жизни в обществе, создание основы для социального выбора и освоения профессий, формирование человека и гражданина, интегрированное в современном ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Пучежская коррекционная школа - интернат»

155360, г. Пучеж Ивановской области, ул. Ленина , д. ЗЗ тел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92

e-mail: internatpuch@yandex.r u

Методический семинар по теме:

«Создание успешной социализации детей с ОВЗ  средством краеведческой деятельности».

F:\kommunikativnaya-tanets-igra-dlya-detey-na-vesennyuyu-temu-skachat-mp3-37325-large.jpg

   

Выполнила:

Мартиросян Ольга Геннадьевна

руководитель детского творческого

объединения  клуб «Краевед»

ОГКОУ «Пучежская школа-интернат»

г. Пучеж 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Патриотическое воспитание детей средствами краеведческой деятельности по программе"

Из опыта работы творческого объединения «Летопись  родного  края»Педагог дополнительного образования МУДОД   ЦВР  Конова  И.И. ...

Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)

В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...

Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность

Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность...

Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"

В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей....

Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)

Педсовет на тему "Воспитание и  социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)...

Методическая разработка «Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»

Методическая разработка«Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»...

Информационно-методическая программа социального воспитания сельских школьников средствами краеведческой деятельности «ШАГ В XXI ВЕК»

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности в школе на основе изучения родного края и разработана автором  со...