Культурно-спортивное просвещение для студентов "Училища олимпийского резерва" "Олимпийские игры как международное спортивное движение"
классный час

Виктория Кимовна Ондар

Классный час 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство спорта Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Училище олимпийского резерва (техникум)»

Методическая разработка классного часа

Культурно-спортивное просвещение

«Олимпийские игры как международное спортивное движение»

Автор: Ондар Виктория Кимовна

куратор ГБПОУ РТ «УОР (техникум)»

Кызыл, 2021 г.

Тема классного часа

«Олимпийские игры как международное спортивное движение».

Форма проведения

Культурно-спортивное просвещение студентов ГБПОУ РТ «УОР (техникум)».

Цели классного часа

- Способствовать закреплению и расширению знаний у обучающихся о спортивной культуре;

- Развитие познавательного интереса к Олимпийским играм и олимпийским видам спорта;

- Воспитание чувства гордости за свою страну и своих знаменитых соотечественников (российских и тувинских).

Задачи

- расширить знания обучающихся об истории Олимпийских игр;

- пробудить интерес к изучению культурно-исторического прошлого Олимпийских игр;

- формировать культурные и исторические ценности у студентов;

- воспитывать человека, обладающего значимыми общечеловеческими нравственными качествами, необходимыми для жизни в обществе.

Актуальность темы классного часа

Олимпиада — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем и историком Пьером де Кубертеном. Как же оно все-таки возникло – это легендарное, это удивительное и зрелищное явление под названием Олимпийские игры?

«Училище олимпийского резерва (техникум)» воспитывает и выпускает будущих именитых спортсменов. Задача училища – воспитать грамотного, культурно просвещенного спортсмена, который ценит традиции своей Родины, который уважительно и почтительно относится к старшему поколению. А также воспитать такого спортсмена, который знает историю Олимпийских игр; историю возникновения видов спорта и знает именитых спортсменов своей Родины.

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки, иллюстрации.

Аудитория

Обучающиеся ГБПОУ РТ «УОР (техникум)»

Время проведения

1 час

Ход классного часа

Этапы классного часа

                Содержание

Возникновение и развитие Олимпийских игр

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова.

А вот о возникновении самих Игр нам известно лишь из легенд и мифов, персонажи которых – почитавшиеся древними греками «боги» и герои.

Легенда первая. Могучий Зевс-громовержец одолел в смертельном бою своего беспощадного отца Кронос – беспощадного пожирателя собственных детей, освободил их и в честь этого знаменательного события повелел проводить Игры, которые получили название Олимпийских.

Легенда вторая. Придумал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын Зевса – тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов.

В честь одного из них и стали проводить Олимпийские игры. Причем легенда имеет очень интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – шестьсот стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции – «стадий». Отсюда возникло слово «стадион».

Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя только в одном виде соревнований – беге. А потом Геракл ввел и другие спортивные соревнования. Например, панкратион – довольно-таки суровый вид спорта, соединявший в себе борьбу и кулачный бой.

Легенда третья. Игры учредили в честь победы Пелопса,  внука великого громовержца Зевса, над царем города Писы Эномаем в состязаниях конных колесниц. В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы. А еще – он учредил Игры.

Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными. Они проводились каждый четыре года.

Известно, что Олимпийские игры были самыми популярными и самыми известными. Есть достоверные факты о том, чтобы увидеть такое зрелище, люди приезжали из других стран, цивилизаций в Древнюю Грецию.

Зачем проводились соревнования? Древние люди часто воевали. А потому рядовые воины были обязаны становится мастерами борьбы, кулачного боя, должны были отлично метать копье и быстро бегать. А также Игры проводились не только для физического совершенствования, но для дружеских отношений. Таким образом, Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага.

Игры греками проводились не только как спортивные соревнования, еще спорт был неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием.

Первые достоверные Олимпийские игры состоялись в 776 году до новой эры. В этих играх победителем стал Короибос – атлет из города-полиса Элиды.

При отборе участников Олимпийских игр могли стать только греки по происхождению, причем только свободные люди и только мужчины.

Раз в четыре года в греческие города и государства отправлялись специальные послы. Они приглашали всех желающих принять участие в Олимпийских играх.

В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

Каждый атлет должен был десять месяцев готовиться дома и еще месяц тренироваться в Олимпии.

В храмах перед открытием Игр все участники давали клятву: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!»

Победители награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем мире.

Одним знаменитых победителей Олимпийских игр был император Нерон, который считал себя самым могущественным императором и игроком. После его победы были изменения в проведении Игр. Стали принимать участие не только участники Греческого государства, но и из других государств. В частности, Рим. Так Олимпийские игры стали многонациональным спортивным состязанием, где появились и другие виды.

Миновали Средние века. О Играх позабыли. Наконец пришла эпоха Возрождения. Человечество оглянулось назад и с восторгом стали изучать античную науку, искусство. В XVI – XIX веках спорт стал активно развиваться во многих странах мира. Тогда и возникла идея возрождения Олимпийских игр. Идея возрождения считалось Пьер де Кубертену. Он изучил всю систему физического воспитания разных стран. Благодаря докладу Кубертена о возрождении Олимпийских игр 25 ноября 1892 году во Франции спортивные деятели всех стран мира приняли решение создать Международный олимпийский комитет – МОК. Официально МОК был создан 23 июня 1894 году на Конгрессе в Париже (Франция). С тех пор 23 июня ежегодно отмечается в десятках стран мира, в том числе в 1990 г. и в России, как Олимпийский день. 

Впервые Олимпийские игры проходили 25 марта 1896 году на родине возрождения Игр – на Афинах (Греция).

Невозможно не отметить имя российского генерала Алексея Дмитриевича Бутовского. Он вместе Пьер де Кубертеном способствовал возрождению Олимпийских игр.

Олимпийские игры современности (Россия)

Как мы видим, Россия стояла у истоков олимпийского движения, а генерал Алексей Дмитриевич Бутовский был избран одним из тринадцати первых членов Международного олимпийского комитета. Однако наши соотечественники не принимали участия в трех Играх – 1896 (Афины), 1900 (Париж), 1906 (Сент-Луис) годах. Только в 1908 году на Игры в Лондон отправилась небольшая группа – 8 спортсменов. Здесь борцы Николай Орлов и Александр Петров совершенно неожиданно завоевали серебряные медали. а когда фигурист Николай Панин-Коломенкин 29 октября 1908 года стал олимпийским чемпионом в фигурном катании на коньках, спортивный мир окончательно понял: в олимпийское содружество вступила еще одна спортивная держава!

В 1911 году был создан Российский олимпийский комитет (РОК).

С 1920 по 1948 г. шесть раз без участия России прошли Олимпийские игры по летним видам спорта. По понятным причинам не состоялись Игры XII (1940) b XIII (1944) Олимпиад. В эти годы кроваво и грозно гремела Вторая мировая война.

В 1920 году в бельгийском городе Антверпен впервые был поднят олимпийский флаг, впервые прозвучал девиз олимпийцев: «Citius, Altius, Fortius» - в переводе с латинского языка «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ!»

В 1974 году на Венской сессии Международного олимпийского комитета было принято решение предоставить право проведения Игр XXII Олимпиады столице России – Москве.

По предложению Пьера де Кубертен в программу Олимпийских играх были включены художественные конкурсы с 1912 по 1948 год, как это делалось на древнегреческих Играх. Затем МОК принял решение заменить «художественные битвы» обширными зрелищными культурными программами. Так в Олимпийские игры украшают концерты, выставки, театральные представления.

А в России ежегодно проводится Бал олимпийцев России. На нем ветераны нашего спорта, олимпийская молодежь встречаются с ведущими мастерами, отечественного искусства. На балу подводятся итоги прошедшего спортивного года, награждаются именитые спортсмены, тренеры, спортивные ученые, врачи.

Символика Олимпийских игр

Будучи спортсменами, чьи ваши имена в будущем будут греметь, когда вы будете представлять свою малую Родину, вы обязаны знать символику Олимпийских игр. Они являются главным атрибутом при проведении Игр.

Олимпийская символика – это кольца, белое полотно с изображением пяти олимпийских колец, гимн и факел.

Символика колец. Самый известный символ – это переплетенные между собой кольца. Расположены они в два яруса. Считалось, что пять олимпийских колец символизируют пять континентов планеты (Европа, Африка, Америка, Азия, Австралия). Однако есть и второе утверждение, что цвета олимпийских колец символизируют виды спорта, из которых состоит современное пятиборье.

Зеленый – ранее считалось, что этот цвет символизирует Австралию и Океанию. А по второй теории зеленый цвет становится обозначением конкура – это название конных состязаний, связанных с преодолением препятствий.

Красный – символ континента Америки, причем двух материков – Южной и Северной. По второй теории - красный цвет элемента олицетворяет спортивное фехтование.

Синий – небесный цвет кольца указывает на Европу, а также символизирует водную стихию – водные виды спорта, то есть плавание, входящее в пятиборье.

Черный – Африка, которую называют черным континентом. В пятиборье этот цвет символизирует стрельбу, так как она связана со стихией металла.

Желтый – Азия, дополнительно желтый цвет символизирует стихию земли и самого древнего вида спорта олимпийских игр – бег.

Символика флага – белое полотно с переплетенными кольцами.

Белый цвет флага выбран не случайно – это цвет мира, поэтому фон флага обозначает призыв к прекращению боевых столкновений и любых других конфликтов. Этот символ берет начало от прародительницы современной Олимпиады. В Древней Элладе на время игр прекращались все войны. В наши дни эту традицию сохранили.

Факел. Огонь – это символ тепла, спокойствия и единства, он является основным элементом церемонии. Впервые его зажгли на играх в 1928 году в Нидерландах, а первая эстафета с доставкой огня прошла в 1936 году.

Гимн. С 1958 года произведение греческого композитора Спироса Самараса признано официальным гимном Олимпиады. Он звучит при поднятии и спускании флага.

Символикой а также является талисман. Он может быть разной, в зависимости в какой стране проходят Олимпийские игры. Обычно это изображение животного или другого символа, который может представлять страну-хозяйку.

Наши олимпийские спортсмены

Рефлексия  

(Презентация)

Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного:

- Сегодня я узнал …

- Было интересно …

- Я понял, что …

- Я приобрел …

- Меня удивило …

 

Список использованной литературы

  1. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев //. – М.: Спорт, 2020. – 342 с.
  2. Олимпийское образование. В 3 томах. Т. 1. Игры Олимпиад: учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 793 с.
  3. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – 27-е изд. – М.: Спорт, 2019. – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурно-спортивная догоняйка»

Сценарий эстафеты проведенной в рамках акции«Культурно-спортивная догоняйка»...

Материалы к классному часу по деятельности Международного детского движения "Добрые дети мира".

В 2006 году на базе московской школы №1959 родилось Международное  детское  движение  "Добрые дети мира", призванное  каждого ребёнка направить на благородный путь милосердия, добр...

Культурно-спортивное мероприятие «Чыл Пазы» - Хакасский Новый год!

Новый год – «Чыл пазы» занимает особое место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов....

Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»

В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха  "Чыысхай"...