Интерактивная беседа "Я и мои эмоции"
план-конспект занятия (9 класс)

Биленко Наталия Владимировна

Во время беседы "Я и мои эмоции" воспитанники говорили о том, какое место занимают эмоции в их жизни, нужны ли они вообще и для чего. Позже они узнали, как осознавать свои чувства и как ими управлять, а также о способах "тушения" эмоциональных взрывов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moi_emotsii.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная беседа: «Я и мои эмоции»

Цель: способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков.

Задачи:

- Способствовать формированию у учащихся навыка эмоциональной саморегуляции.

- Способствовать  развитию у учащихся способности к самоанализу.

- Обобщить  у  учащихся знания  об эмоциях, их разнообразии, показать значимость эмоций в общении, деятельности, значимость умению контролировать  свои эмоции.

- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Ход занятия.

В (ведущий): Добрый вечер, уважаемые ребята и педагоги! Сегодня мы с вами снова встретились на интерактивной беседе, первой в этом году. Скажите, нравятся ли вам мероприятия подобного плана? Почему?

(ответы присутствующих)

В: Замечательно! И по традиции, беседу мы с вами начинаем с своеобразной «настройки». Для этого мы сейчас немного поиграем. Первая игра экспериментальная, но очень простая и интересная. Назвала я её «И я!». И вот как она проводится: мы с вами по очереди называем свое имя и говорим какой-то один факт о себе (правдивый). Если кто-то из присутствующих может отнести этот факт к себе, он хлопает в ладоши и произносит «И я!». Для наглядности начну я:

-Меня зовут Наташа, и я люблю музыку.

Игра «И я!»

В: Отлично! Давайте поаплодируем себе. Заметьте, сколько у нас всех общего, а ведь, казалось бы, мы все такие разные – взрослые и дети, педагоги и воспитанники, мальчики и девочки. Следующая игра «Жребий». У меня тут есть некоторые заготовки для вас. Итак, желающий вытягивает жребий, читает НЕ ВСЛУХ то, что там написано, и звуками пытается это изобразить (звуками, или выдает какую-нибудь фразу, которая поможет описать, но в этой фразе не должно называться само слово. Можно сказать «Это когда (ситуация)), а мы угадываем. Давайте попробуем.

Игра «Жребий»

В: Такие молодцы все! Артистичные, догадливые! Я думаю, что все уже догадались, что тема нашей сегодняшней беседы – это…

(ответы присутствующих)

В: Правильно, эмоции. Какие они бывают? Какие мы чаще всего испытываем? Нужно ли подавлять эмоции? Эти и многие другие вопросы мы сегодня рассмотрим.

И первый вопрос -  что же такое эмоции? Кто попытается сформулировать ответ?

(ответы присутствующих)

В: Все ваши ответы достаточно верные. Но, как обычно бывает, у самых простых, казалось бы, понятий, существует тонна непонятных замудренных определений. Вот, например, некоторые из них.

  • эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
  • эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
  • эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).

Все эти определения объединяет одно слово – переживания. Эмоции выражаются в переживаниях. Поначалу это кажется всё сложным, но далее мы с вами разберемся. А сейчас я предлагаю всем желающим ответить на вопрос – какое место занимают эмоции в нашей жизни?

(ответы присутствующих)

В: Спасибо за ваши ответы! Так или иначе, в нашей жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные моменты запоминаются быстрее и прочнее. Эмоции могут ускорить или замедлить наше мышление. Они развивают нашу фантазию, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

Но скажите, все ли эмоции одинаково приносят пользу? Есть ли среди них те, которые реально портят жизнь?

(ответы присутствующих)

В: Любопытно, но многие, если вообще не большинство, психологи советуют не бороться с эмоциями. Помните слово, которое было во всех определениях?

(ответы присутствующих)

В: Верно, эмоции проявляются в переживаниях. Значить, их нужно ПЕРЕЖИТЬ. И вот что есть на просторах интернета по этому поводу.

Во-первых, существует 4 основных спектра эмоций: страх, гнев, печаль, радость. Самые основные и первые из них – страх и гнев. Они связаны с выживанием. Практически у любого живого организма они есть. (1)

Далее идут радость и печаль. Это, собственно, то, что делает нас более развитыми существами, чем животные, к примеру. Но здесь тоже все не так просто. Бывает, что и радость, эмоция по сути положительная, может отрицательно сказаться на ситуации. Так, представим, человек едет за рулем. Вдруг ему звонят и сообщают новость, которая его очень радует, приводит в состояние эйфории. Как вы думаете, безопасно ли ему будет вести машину в таком состоянии? Почему?

(ответы присутствующих)

В: Верно! Так, мы видим, что проявление любых эмоций может быть со знаком и +, и -, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Так, возьмем печаль. Предположим, вы испытываете чувство грусти. Что обычно делают люди в этом состоянии? Что бы вы посоветовали?

(ответы присутствующих)

В: Соглашусь. Но опять же напомню, испытывать и выражать свои эмоции – это нормально. Но современным миром, к сожалению, правят стереотипы. И эмоций они касаются тоже (2,3).

В: И тогда происходит то, что реально мешает. Мы не хотим признавать, что чувствуем какую-то эмоцию, потому что общество это не одобряет. Но так нельзя. Нужно учиться ими управлять. А чтобы научиться управлять своими эмоциями, их нужно ОСОЗНАТЬ! Вам интересно, как?

(ответы присутствующих)

В: На самом деле, все очень просто. По сути, когда вы испытываете нечто сильное, достаточно остановиться на мгновение, посмотреть внутрь себя и НАЗВАТЬ то, что вы чувствуете. Найти для этого верное слово, которых великое множество. Давайте подумаем вместе, какие слова есть для отображения каждого из четырех спектра эмоций. (4)

(интерактив)

В: Знаете ли вы, что те эмоции, которые вы испытываете, отражаются и на физическом уровне, в теле. Вспомните, когда вы злитесь, что вы чаще всего делаете?

(ответы присутствующих)

В: Правильно, сжимаем кулаки, стискиваем зубы. А на самом деле все еще страшнее – сжимаются даже наши сосуды, именно поэтому у людей, которые часто злятся и сдерживаются, наблюдаются сосудистые заболевания. Это не говоря уже о мышечных зажимах. Замечали ли вы, что если вы легли спать в расстроенных чувствах, то наутро болит шея, плечи, спина?

Какие эмоции мы можем найти в своем теле? Что и где вы чувствуете?

(ответы присутствующих)

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем уже 1)дать эмоции имя, 2) ощутить её, где она находится в теле.  Многие люди утверждают, что уже даже на этом этапе им становится легче. 3, и самый важный этап, позволить этой эмоции быть. Не отрицать, не подавлять, не делать вид, что её нет. Мы – живые, социальные существа. Разве испытывали бы мы эмоции, если бы этого не было нужно? Ранее мы с вами уже разобрались, что каждая эмоция может быть как +, так и -, но все они для чего-то нужны.

4) Понять, для чего вам эта эмоция, на что она указывает. Как вы думаете, о чем говорит обида?

(ответы присутствующих)

5) Научиться не принимать на личный счет все, что происходит с вами.

Если на вас кто-то накричал, это не всегда означает, что вы в чем-то провинились.

Возможно, у них плохое настроение, к вам лично это отношения не имеет. Просто вы оказались не в том месте и не в то время.

Не стоит втягиваться в этот негатив, реагируя эмоцией обиды или гнева. Впрочем, вы имеете право спокойно и корректно отстоять свои границы.

Вот еще некоторые способы (5)

Кстати, а какие еще вы знаете способы «вытягивания» себя из эмоциональной бури? Какими вы будете пользоваться из тех, что мы сегодня затронули? Я думаю, всем интересно и послушать, и поделиться.

(ответы присутствующих)

В: Да, это была поистине интерактивная беседа. Мне очень приятно видеть, что большинство оказалось вовлечено в нее, не остались равнодушными. Скажите, понравилась ли вам наша встреча? Была ли она полезной для вас? Узнали ли вы для себя что-то новое?

(ответы присутствующих)

В: Спасибо вам огромное, что пришли! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная беседа с элементами тренинга "Я и другие"

Это второе занятие по толерантности. Основная цель : научить навыкам толерантности.Вспоминается понятие толерантности, которое изучили на предыдущем  классном часу. Проводяться игры " Мы с тобой ...

Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...

Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...

Интерактивная беседа со старшеклассниками "Подростковый алкоголизм".

Мероприятие построено в форме диалога с учащимися 9-11 классов, предполагает откровенный разговор о причинах и последствиях подросткового алкоголизма. Педагогическая ситуация смоделирована так, чтобы ...

ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ "ВЫБОР ПРОФЕССИИ"

Разработка мероприятия по профессиональному самоопределению воспитанников старшего школьного возраста, направленного на расширение представления детей о различных профессиях; формирование позитивного ...

ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ "ВЫБОР ПРОФЕССИИ"

Разработка мероприятия по профориентационному воспитанию, целью которого являются расширение представления подростков о различных профессиях; формирование позитивного отношения к труду; побуждение к с...

Интерактивная беседа "Привычки хорошие и плохие"

Разработка мероприятия по здоровому образу жизни, целью которого является: пропагандировать ЗОЖ; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и побуждать к формированию хороших привычек; помоч...