Маршрутная игра "По волнам искусства"
план-конспект занятия (9 класс)

Биленко Наталия Владимировна

И в школе, и в лагере, ребята развиваются не только интеллектуально и физически, но и приобретают творческие навыки. В ходе маршрутной игры воспитанники познакомились с основными этапами развития таких видов искусства, как музыка и пение, танцы и цирк, скульптура и живопись. Более того, ребята попробовали свои силы - они рисовали, лепили, пели и танцевали, побыли даже артистами цирка!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие

Маршрутная игра

«По волнам искусства»

Цель:  воспитывать интерес к искусству

Задачи:

- развивать творческие способности воспитанников

- развивать коммуникативные способности воспитанников

- способствовать сплоченности воспитанников в отрядах

Форма проведения: маршрутная игра

Оборудование:  ноутбуки, аудио-колонки, музыкальные фрагменты, обруч, канат,  листы бумаги, цветные карандаши/мелки, пластилин.

Ход мероприятия.

Общий сбор на площадке перед корпусом.

О (организатор): Добрый вечер, лагерь! Как настроение, ребята? Сегодня мы приглашаем вас окунуть с головой в море искусства! Что, как не искусство, поддерживает в нас веру в прекрасное, вечное и доброе! Сейчас вы в этом все убедитесь. Попрошу по одному человеку от каждого отряда получить маршрутные листы.

Выдача маршрутных листов.

О: В добрый путь! Желаю вам отлично провести время и получить удовольствие от сегодняшней игры «по волнам искусства»!

Отряды отправляются на станции.

Станция «Музыка»

В (ведущий станции): Добрый вечер, дорогие ребята! Что за отряд ко мне пришел?

(ребята говорят название отряда)

В: Отлично! Вы пришли на станцию «Музыка». Начинаем! Скажите мне, пожалуйста, какие стили или направления музыки вы знаете?

(ответы воспитанников)

В: Молодцы! Существует всего четыре музыкальных направления (народная музыка, духовная музыка, академическая музыка и популярная музыка), к каждому направлению принадлежит некоторое количество жанров музыки и у каждого жанра есть множество поджанров.

Наро́дная му́зыка, музыка́льный фолькло́р — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

Академи́ческая му́зыка (серьёзная музыка, светская профессиональная) — музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу. В более широком смысле слова академической музыкой можно считать ту, что написана, исполняется и изучается в среде музыкантов с академическим музыкальным образованием.

Популярная музыка (англ. popular music) — произведения различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику.

Фолк-музыка - музыкальное направление, объединяющее элементы народной музыки и рока.

Кантри - лучшая музыкальная композиция в стиле кантри должна состоять из скрипки, гитары и банджо.

Латиноамериканская музыка - основу этого жанра составляют три компонента: испанская (или португальская), африканская и индейская музыкальные культуры.  Характерные инструменты – ударные (клаве - две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля; конго – напоминает барабан; маракасы, гитара и др.)

Блюз - это жанр музыки, оформившийся в конце 19-го – начале 20-го веков в США на основе ритмов лирических песен афроамериканцев. Сам термин произошел в 1895 году от английского слова «blues», которое, скорее всего, является сокращением выражения «blue devils» и переводится примерно как «депрессия», «уныние», «тоска».

Ритм-н-блюз - характерной чертой ритм-н-блюза является четкий ритм. Он далеко не всегда использовался в чистом блюзе, где главенствующую роль играли эмоции. Кроме этого, ритм-н-блюз строился исключительно на электрической основе. Это был стиль, который родился и развился в городской среде, где в те годы акустические иструменты уже вышли из моды. Усиление звука стали использовать повсеместно, музыка стала достаточно громкой и в какой-то мере агрессивной.

Джаз - Основными характеристиками джаза являются импровизация и особый ритмический рисунок, называемый свингом , исторически именно корнет, медный музыкальный духовой инструмент, был наиболее типичным и основным для джаза, но за века эволюции частью постоянного джазового арсенала стали другие инструменты. В их число входят фортепиано, барабаны, контрабас и после изобретения Адольфом Саксом – саксофон.

Шансон - французская эстрадная песня в стиле кабаре.

Электронная музыка - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Рок - отличительная черта рок-музыки — неизменный ритм. Солирующим инструментом является электрогитара, но так же могут использоваться и клавишные. Классический состав инструментов среднестатистической рок группы: барабаны, бас гитара, электрогитара (одна или две).

Хип-хоп - состоит из стилизованной ритмичной музыки, которая обычно сопровождается рэпом, ритмичной и рифмованной речью, которую произносят нараспев.

Регги - главной особенностью регги является ведущая роль ритмических элементов, преимущественно бас-гитары, рисунок которой составляет основу композиции как ритмически, так и мелодически (партии остальных инструментов строятся вокруг партии баса). Также в регги отмечается: умеренный (может быть и быстрый, но не агрессивный) темп. Инструменты - электрогитара, бас-гитара, ударные, электроорган.

Поп-музыка - основные черты поп-музыки — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на вокал. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня.

В: Надеюсь, вы не очень утомились от этой информации, но спешу вас обрадовать – сейчас мы с вами будем играть. Первый этап – нужно прослушать фрагмент и отгадать, что за музыкальный инструмент звучал.

(угадать музыкальный инструмент)

В: Отлично! Переходим ко второму этапу – нужно прослушать и отгадать музыкальный жанр.

(угадать музыкальный жанр)

В: Здорово! Желаю вам удачи дальше.

Станция «Танец»

В: Здравствуйте, ребята! Скажите, любите ли вы танцевать? Ну, любите или нет, а всё равно придется! Добро пожаловать на станцию «Танец».  Но для начала постараемся с вами углубиться в суть вопроса.

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. История зарождения танца началась ещё в глубокой древности. Танец произошёл из- за необходимости первобытных людей в общении, передачи, какой- либо жизненно важной информации. Всякий танец у древних знаменовал важные события, происходившие в его жизни: рождение – вступление во взрослую жизнь – вступление в брак — рождение потомства охота - война – смерть. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. С их помощью люди обращались к богам, выражали свои чувства и поднимали боевой дух перед каким – либо сражением и охотой. Подобные ритуальные танцы способствовали общей организации и максимальной сплочённости, что в те времена было очень важно.

Следующий этап истории развития танца – это Греко-римский период. Танцы данного периода можно делить на священные – исполняемые только в храмах танцы, на общественные и костюмированные танцы. В Греции священные события, такие как Олимпийские Игры, с VIII века до н.э. открывались в храмах танцами дев. Танец исполнялся в кругу и посвящался восславлению богов.

Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг, олицетворял движение солнца вокруг земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки, в шуточных хороводах участники изображали животных и птиц.

Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи.

С конца XV века начинается отделение народного танца от придворного, в начале в Италии, затем во Франции. В эпоху Возрождения в Северной Италии зарождается балет. Термин «балет» от итальянского balletto – танцевать.

Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета.

В Российском государстве большие изменения в развитие танца происходят в эпоху правления Петра I. В это время были введены «ассамблеи», т.е. балы.

Неумение танцевать становится позорным, поэтому бояре начинают выписывать себе учителей (танцмейстеров). На ассамблеях были установлены строго разработанные правила поведения, манера общения с дамой в танце и даже в поклонах. Дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам, поэтому в Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе.

В 20 –е годы под влиянием поисков новой пластики создаётся огромное количество танцевальных студий, проповедующих самые разные направления – такие, как акробатический и спортивный танец, биомеханика, чечётка, свободная пластика в стиле Дункан, экспрессивный и выразительный танец, перекликающийся с экспериментами европейских хореографов и многие другие.

Сейчас существует огромное количество танцевальных жанров, видов, направлений. Какие виды танца вы можете назвать?

(ответы воспитанников)

В: Верно! А теперь поиграем. Вы будете прослушивать музыкальный фрагмент, танцуя, а после называть, что же это был за танец. Начинаем!

(угадать название танца)

В: Молодцы! Продолжайте в том же духе, удачи вам на следующей станции!

Станция «Пение»

В: Приветствую вас на станции «Пение». Скажите, вы любите петь?

(ответы воспитанников)

В: Хорошо! А вам интересно узнать, как же люди начали петь?

С момента своего появления на земле люди пользовались естественным орудием — голосовыми связками и легкими, для того чтобы общаться друг с другом не только с помощью речи, но и посредством пения. Можно вообразить, что в первозданном состоянии песня была — и, вероятно, никогда не переставала быть — лишь продолжением слова. Человек пел, желая выразить невыразимое — свою радость, горе, придать ритм своему труду или просто-напросто продолжить молчание, расцветить его внезапно возникшим чувством прекрасного.

Если в наше время певец – это профессия, означающая мастерское владение голосовым аппаратом и годы тренировок, то во времена древние - трубадуры, менестрели, да и совсем просты люди, к примеру, мать, убаюкивающая ребенка и нежно напевающая колыбельную, не имея специальной подготовки, с помощью звуков голоса стремились просто передать свои чувства и произвести приятное впечатление на того, кому эти чувства предназначались.

В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в подготовке. Пели «естественно», спонтанно простые мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент инструментов.

Первые документальные упоминания о существовании вокального искусства как отдельного жанра в музыке появились только лишь в тот момент, когда песня вошла в церковь. Священники заимствовали многое из народного репертуара. Благодаря сильному влиянию церкви в то время, песня постоянно развивалась.

Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.

C началом XVI века приходит опера.

Позднее и по сей день вокальное искусство претерпевает многие изменения: появляются новые жанры, новые манеры и стили пения, такие как джазовое пение, эстрадное пение, народное или этническое пение; современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской культуре:  соул, хип-хоп, рэп, ритм-н-блюз; разнообразные приёмы звукоизвлечения, такие как гроулинг, скриминг, грим, скрим, харш.

Музыка повсюду и во все времена одаривала и будет одаривать нас всё новыми и новыми жанрами и стилями, но главное, чтобы современным людям всегда было, что сказать, используя этот невообразимо богатый и удивительный инструмент, - человеческий голос.

В: Мы сегодня с вами будем соревноваться не в вокальном искусстве, а будем просто петь от души, все вместе. Но только не то, что на ум придет. Нужно прослушать музыкальный фрагмент, который оборвется в неожиданный момент и допеть его, а после назвать исполнителя и песню Давайте начинать!

(продолжить песню, угадать исполнителя/фильм/мультфильм и название песни).

Станция «Цирк»

В: Здравствуйте! Вы попали на станцию «Цирк». Скажите, кто-то из вас бывал в цирке? Кто что о нем знает?

(ответы воспитанников)

В: Спасибо!

За что люди любят цирк? Прежде всего за то, что цирк – всегда праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, артисты делают то, что в обычной жизни и не встретишь. Здесь человек ходит на руках, скачет на лошади, стоя во весь рост в седле, или запросто кладет голову в пасть хищнику. Цирк любят за искренность, за открытость и смелость.

Как же всё начиналось?

Слово «цирк» происходит от латинского слова circus – круг. В далекие времена в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного каната, натягивали его между подставок для бревен, ходили по нему и бегали. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался высоко на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому. При воспитании воинов в Африке большое значение предавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них потом развились акробатические прыжки.

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны уже в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В древнем Риме проходили бега на колесницах, а между заездами выступали жонглёры, акробаты, дрессировщики. Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции – жонглёры, в России – скоморохи. Люди стали специально обучаться всему этому мастерству и так появились постоянные цирки, под куполом, с аренами.

В: Что ж, давайте посмотрим, что вы знаете о цирке. Первый этап: вопросы.

  1. Трюк, поражающий своей загадочностью. Мастерство – в ловкости и быстроте рук, движений исполнителя, а также в обмане зрения  (фокус)
  2. Цирковой жанр, основанный на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов  (жонглирование)
  3. Другое название бродячего цирка (Шапито)
  4. Как называется место действия во время циркового выступления? (Арена)
  5. Принятая в цирке условная команда, подаваемая одним из участников номера к выполнению или завершению упражнения или другого действия (Ап!)
  6. Подкидывающее устройство, представляющее собой частую сетку из прочной тесьмы, натянутую с помощью резиновых амортизаторов внутри металлической рамы на ножках или в виде сетчатой дорожки на металлических подставках, натянутой тросами и блоками к барьеру манежа (батут)
  7. Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими репризами, шуточными сценками (клоун)

В: Молодцы! А теперь самая интересная часть – вы сами станете цирковыми артистами! Ну, хотя бы учениками. У нас с вами цирковая эстафета!

  1. Кувырок
  2. Пролезть через обруч
  3. 5 прыжков на правой ноге вперед
  4. 5 прыжков на левой ноге вперед
  5. Пройти по канату

В: Настоящие цирковые артисты! Отправляйтесь покорять мир искусства дальше!

Станция «Скульптура»

В: Добрый вечер, юные искусствоведы! Добро пожаловать на станцию «Скульптура». Прежде чем заняться делом, предлагаю вам узнать историю этого вида искусства.

Мир скульптуры в нашей жизни представлен ярко и разнообразно. В течение многих веков талантливые мастера создают свои произведения. В своих скульптурных творениях художник выражает духовный мир, представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы, фантазии.

Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.

Скульптура встречается нам всюду в повседневной жизни. Наш взгляд привлекают монументальные статуи великих деятелей и защитников города, рельефы, украшающие архитектуру, эстетические, изящные садово-парковые скульптуры, оригинальные, необычные изваяния изо льда, песка, воска и т.д.

При восприятии скульптурного творения у зрителя возникает желание, прикоснутся к нему рукой, почувствовать его объем и трехмерность.  Дидро говорил – « Живопись обращается только к глазам…Скульптура существует и для слепых и для зрячих».

Скульптура открывает возможности для обучения людей лепке, композиции, развития их творческого воображения и мышления. Искусство скульптуры обладает способностью заставить человека задуматься, взволноваться, сопереживать. Оно формирует наше сознание, наш вкус и эстетическое представление.

В: Вот такое знакомство. Переходим к заданию. Перед вами находится рабочее место ваятеля – стол и пластилин. За некоторое количество времени вам нужно слепить свою собственную скульптуру и дать ей описание. Полный полет фантазии! Начинаем.

(лепка скульптуры)

В: Какая красота у вас получилась, молодцы! Отправляйтесь дальше!

Станция «Живопись»

В: Здравствуйте! Вы пришли на станцию «Живопись». Вы, наверное, сейчас слегка недоумеваете, зачем она в нашей игре. Впереди вас ждет эксперимент! Прежде чем я озвучу вам задание, позвольте мне немного рассказать вам об этом виде искусства.

Само слово «живопись» означает живописать, то есть писать жизнь.

Мир живописи является одним из самых древних и одним из основных видов изобразительного искусства. Оно открывало и продолжает открывать перед нами разные эпохи, бесчисленные стороны жизни. Художники предоставляют нам возможность вместе с ними понять и осознать красоту и смысл жизни.

Пророческие слова великого художника эпохи Возрождения Микеланджело, дошедшие до наших дней, подтверждают это:

            Творенье может пережить творца:

            Творец уйдет, природой побеждённый,

            Однако образ, им запечатлённый,

            Веками будет согревать сердца.

Творения всемирно известных художников восхищают нас сегодня не меньше, а порою и больше, чем их современников.

Чем же создает художник свои произведения?

Главные инструменты живописца – кисти и краски. Когда художник берет кисть, размешивает краски и с их помощью изображает на листе бумаги цветок – это и есть живопись.

«Значит, любое цветное, красочное изображение – это живопись?-напрашивается вопрос. Но цветок на обоях не пишется красками. По образцу, созданному художником, он печатается на специальных машинах, так же, как и книги, и рекламные плакаты. А все то, что напечатано с помощью технических устройств, к живописи не относится.

В разные времена художники-живописцы писали по-разному. Очень давно, в эпоху Возрождения, картины писали на деревянных досках. Их долго высушивали, иногда несколько лет. Затем пропитывали маслом и покрывали специальным составом. Краски наносились тончайшими прозрачными слоями так, что очень трудно было разглядеть отдельные Мазки.

С 17 века картины стали писать на холсте - грубой льняной ткани. Его крепко натягивали на подрамник - прямоугольник, сбитый из деревянных планок - и тщательно грунтовали особой смесью. Если писать на незагрунтованном холсте, то масляные краски потемнеют и потеряют свой блеск. Манеру письма каждый художник выбирает себе по душе. Одни пишут картины на холсте размашисто, крупно, а другие совсем мелкими мазками, едва касаясь его кистью.

В настоящее время появился способ создания или копирования картин с помощью печати, но даже самая качественная печать на холсте не может сравниться с работами великих мастеров.

В: А теперь переходим к самому интересному. Существует исследование, согласно которому люди, обладающие особой чувствительностью кожи пальцев рук, могут определять тот или иной цвет. Это называется – кожно-оптическое восприятие. Я предлагаю вам сейчас совместить и живопись, и науку. Перед вами находятся листы бумаги, а также цветные карандаши и мелки. Я хочу попросить вам выбрать любой цвет, сосредоточившись, почувствовав его. После, вы услышите одну музыкальную композицию и, пока она будет играть, нарисовать свою собственную картину. В ходе задания можно взять другой цвет. Давайте попробуем!

(живописание)

В: Как здорово, ребята! У вас у каждого получился свой собственный шедевр, основанный на ваших мыслях и чувствах, как у самых настоящих художников! Молодцы! Продолжайте свой путь по волнам искусства.

Финал.

Общий сбор на площадке перед спальным корпусом.

О: С возвращением, ребята! Понравилась вам игра? Узнали ли что-то новое? Спасибо вам большое за участие, надеюсь, сегодня каждый из вас почувствовал себя причастным к этому огромному и прекрасному миру искусства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

Уроки по физике на тему "Механические волны", Общее определение волны, определение механической волны, виды волн,свойства волн, характеристики волн, подборка заданий для определения длины волны, скоро...

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...

Маршрутный лист по разделу "Человек в зеркале искусства"

Маршрутный лист для изучения раздела курса Искусство 8 класс в технологии SKRAM. Схема поурочного оценивания...

Мастерская по искусству речи в 5 классе "Мой стих поёт в волнах его прилива" (М. Волошин)

Это интегрированный урок русского языка, литературы и МХК, в основе которого лежит природный концепт "море". Природный концепт – это конструкт, в естественнонаучное пространство к...