Внеклассное мероприятие" Я писатель, в этом моё призвание"
классный час (8 класс)

Умрихина Оксана Николаевна

«Живость боли и непрерывное её ощущение

служили источником живых образов.»

М.Е.Салтыков – Щедрин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_pisatel_v_etom_moyo_prizvanie.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие к 195 – летию М.Е.Салтыкова – Щедрина

для 7 – 11 классов

 разработала учитель русского языка и литературы Умрихина О.Н.

«Я писатель, в этом моё призвание»

М.Е.Салтыков - Щедрин

Эпиграф: «Живость боли и непрерывное её ощущение

служили источником живых образов.»

М.Е.Салтыков – Щедрин.

Писателя – сатирика волнует то, что большинство кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.

И.М.Сеченов.

Цели:

1). Познакомить с этапами жижзи и творчества писателя;

2). Раскрыть особенности художественного мира как писателя- сатирика;

3). Воспитывать интерес к творчеству Салтыкова – Щедрина;

4). Развивать творческие способности учащихся.

Оформление:

*Портрет писателя,

*Эпиграфы,

*выставка книг,

*газеты, кроссворды, рисунки к сказкам Салтыкова – Щедрина,

*Декорации к сценкам.

Ход праздника:

Вступительное слово учителя:

М.Е.Салтыков – Щедрин – писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С.Грибоедовым, Н.В.Гоголем.

Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова – Щедрина мы по-праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.

Выступления учащихся:

1). 15(27) января 1826 года . В селе Спас – Угол калязинского уезда Тверской Губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил. Однако через 30 лет, в 1856 году, он появился на свет ещё раз, но уже как литератор Салтыков – Щедрин. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Именно под этим именем он вошел в историю русской литературы.

2). « Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…»

3). Условия детства Салтыкова содействовали зарождению в нём по крови помещичьего класса. Направление этого движения окрепло в годы пребывания Салтыкова в Царскосельском лицее. В русле этих традиций возникло «решительное влечение» Салтыкова к литературе и вольнолюбию. Он стал писать стихи и много читать.

4). Первое напечатанное стихотворение было « Лира» ( вышло в свет в 1840 году), потом несколько стихотворений было напечатано в «Современнике» 1843 и 1844 годов.

- звучит стихотворение «Лира»

Всего им было написано 21 стихотворение, среди них стихотворение «Музыка»

- звучит стихотворение «Музыка»

5). В 1844 году Салтыков – Щедрин был выпущен из Лицея и непавлен в Канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича – Петрашевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрина постоянно «повышается в должностях», а также продолжает заниматься литературой.

6). Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них – «Запутанное дело» -появилось под псевдонимом «Н.Щедрин».

7). Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным?

В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он ещё состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией».

8). Но не только настоящая фамилия автора – чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства.

9). В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В.Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое –то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело» был сослан на Вятку.

10). «Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков – Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работу кружка не последовало.

11). Семь с половиной лет опальной жизни, в одном из далёких тогда углов России, оказались нелёгким испытанием для юного Салтыкова. Но из Вятки он вывез огромный запас впечатлений от той глубинной русской жизни, которую нельзя было узнать в столичных кружках. Он вывез и жар негодования к бесправию, бедности и темноте всего низового российского бытия.

12). Свои наблюдения и чквства Салтыков сразу же по возвращении в Петерберг, после смерти Николая I, претворил в художественные образы «Губернских очерков».

13). В 1855 году указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». С 1848 по 1856 годы в литературной деятельност был перерыв. И хотя в 1856 году выходят «Губернские очерки», принёсшие писателю признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери.

14). Крепостническая Русь изображена писателем во многих произведениях, но цельнее и ярче всего в полуавтобиографической «Пошехонской старине» - самой правдивой картине крепостного быта.

В феврале 1856 года Салтыков приступает к работе над циклом «Губернские очерки». Именно с них начинается тот творческий путь, который приведёт Салтыкова, впервые выступившего здесь под маской «отставного надворного советника Николая Ивановича Щедрина, к вершинам его сатиры, - «Истории одного города», « Господам Головлёвым», сказкам.

15). «Губернские очерки» открыли новый этап в творчестве Салтыкова . На смену утопическим мечтам о несправедливости, юношеским порывам к протесту теперь пришло суровое изображение правды жизни, резкая критика бюрократического аппарата самодержавия.

16). Почти 10 лет (1858 – 1868) Салтыков – Щедрин провёл на государственной службе.

И везде Салтыков не мог стоять в стороне от политической жизни.

Приняв дела в Рязани, Салтыков сразу же заявил чиновникам: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа!

Очень слишком даже будет!»

Началась непримиримая борьба со злоупотреблениями чиновников и помещиков.

17). Салтыков оставался на службе в канун крестьянской реформы и в первые годы после отмены. Это сыграло для его творчества огромную роль, обогатило знанием народной жизни.

18). В 1868 году писатель окончательно оставляет службу.

1868 – 1881 были годы расцвета творчества Щедрина. В это время он создает большинство самых значительных произведений: «Помпадуры и помпадурши», « Господа Ташкентцы», « Благонамеренные речи» и другие.

19). Щедрин первым не только в русской, но и в мировой литературе ввёл жанр сатирической хроники, создал новый тип социального романа.

«У нас установилась такое понятие о романе, - говорит Щедрин, - что он без любовной завязки быть не может…

Я считаю мои «Современная идиллия», «Господа Головлёвы», « Дневник провинциала» стали настоящими романами.

20). Семейная хроника – роман «Господа Головлёвы» показывает обречённость класса эксплуататоров – крепостников.

Продолжает эту тему «Пошехонская старина», в которой живёт вольнолюбивая, гордая душа русского народа.

21). Последнее десятилетие жизни Щедрина – 80 –ые годы – было необычайно тяжёлым для него.

В 1875 году он неизлечимо заболел . Физические страдания не оставляли его ни на один день.

22). Ещё в 1869 году Щедрин создал три свои первые сказки. Главная их тема – чиновничество, дворянство – помещичество в отношении к крестьянской жизни, жизни русского мужика.

Работа над сказками была возобновлена в 1882 году.

Сказки Щедрина иносказательны, аллегоричны, и в этом они сходны с русской народной сказкой.

Главный герой сказок – народ.

Фантастика, гипербола, гротеск, зоологические маски – основные сатирические приёмы, к которым прибегает автор в сказках. Комический эффект создает перенесение человеческих черт на животный мир.

23). Страшнее всего, считал Салтыков – Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой част русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писател – сатирик и берётся своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чест и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Инсценирование сказки «Премудрый пескарь».

24). В сказке «Дикий помещик» нелепа фигура помещика: жизнь за счёт народа превратила в паразита. Одичание помещика свидетельствует о том,что народ – созидатель и материальных и духовных ценностей.

Инсценирование сказки «Дикий помещик».

25). Лень и неумение трудиться, неприспособленность к жизни генералов, обличение пороков , таких как жадность, глупость, паразитизм высмеивает Салтыков – Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Инсценирование сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Источники:

1.Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова –Щедрина. Выставка в школе. Детгиз. Просвещение, М., 1959.

2.Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Под редакцией П.А.Николаева. Москва. «Просвещение», 1990.

3.Е.И.Покусаев, В.В.Прозоров. М.Е.Салтыков – Щедрин. Биография. Пособие для учащихся. Издательство «Просвещение». Ленинградское отделение . Ленинград. 1969.

4. Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина./

Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013.

5. «Дикий помещик»

6. «Премудрый пескарь»

7. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

8. Фотографии писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

Внеклассное мероприятие" Из этой земли,из этого края мы..."

Оформление: “  Из этой земли, из этого края мы...” плакаты, шежере, магнитофон, компьютер, проекторВечер начинается с просмотра ДВД “ШЕЖЕРЕ”. (Слайд 1, 2)Звучит мелодия курая.1 вед:  До...

Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».

По произведениям   М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом ...

Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».

Цели урока:•познакомиться с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке;• выявить общую проблематику рассказов;• развивать коммуникативную и речевую компете...

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков. На мероприятие можно пригласить бабушек и дедушек  и попросить поговорки о языке, которыми пользуются в селе....

Чехов - врач. Отражение этой темы в творчестве писателя.

В статье дается подробный анализ взаимосвязи между врачебной деятельностью А.П.Чехова и его отражением в творчестве писателя...