Тематическое занятие с элементами тренинга на формирование навыков взаимодействия в группе и сплочение детского коллектива
материал
Тематическое занятие с элементами тренинга,направлено на формирование навыков взаимодействия в группе и сплочение детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_zanyatie.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель занятия: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе (классе).
Задачи:
- формирование сплоченности детского коллектива;
- формирование умения вести рассуждения и аргументировать свою точку зрения;
- формирование нравственных качеств учащихся и умение дружить, а также беречь дружбу;
- развитие способности принимать друг друга;
- поддержание благоприятного внутригруппового климата в классе;
- повышение самооценки детей.
Форма проведения: групповые занятия с детьми 11-12 лет (три занятия).
Средства проведения: беседа, различные варианты игр и упражнений.
Условия проведения :
Занятие проводится один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя: приветствие, разминку, основную часть, рефлексию и заключительную часть.
Оборудование и материалы: аудиозаписи спокойной музыки, ноутбук, небольшое мячик, клубок ниток, чистые листки, цветные кружки, ручки и карандаши.
Занятие 1. «Страна Дружбы»
Цель:
- способствовать углубленному осмыслению у учащихся понятия «друг», «дружба»
Задачи:
- снятие напряжения у участников детского коллектива;
- осознание у учащихся своих обязанностей перед друзьями;
-сплочение детского коллектива;
- создание дружелюбных отношений между детьми.
Ход занятия
I. Приветствие
- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии, который называется « Неразлучные друзья». Я надеюсь, что сегодня наш урок будет не только интересным, но и веселым.
Игра «Скажи имя»
Цели игры: знакомство участников; создание положительной атмосферы в группе; дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом.
- Все вы стали учениками средней школы. В пятом классе появились новые ребята. Предлагаю вам познакомиться поближе, лучше узнать друг друга. Первый участник называет свое имя и передает мяч следующему порядку. Второй – называет имя первого и свое. Третий – имя второго и свое. И так далее.
Игра заканчивается после того как каждый ребенок назовет свое имя.
- Молодцы!
II. Разминка
Упражнение «Улыбка»
Цель: создание доброжелательной обстановки и атмосферы
- Ребята, давайте улыбнемся соседу слева, соседу справа, пожмем друг другу руки, возьмемся за руки со своим соседом.
- А сейчас, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» (ответы детей: «хорошей учебы»; «здоровья»; «успехов в учебе»; «силы»; «бодрости»; «удачи»; «любви»).
- Молодцы!
III. Основная часть
- Начать наш урок я хочу со стихотворения Уильяма Шекспира о дружбе:
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходны
Верный друг и льстец негодный.
-Сегодня мы отправимся с вами в Страну Дружбы. В этой стране были все, кто когда-нибудь дружил или дружит сейчас.
Сядьте по удобнее, закройте глаза. Я хочу пригласить вас в путешествие на воздушном шаре. Залезайте в корзину шара, устраивайтесь там и старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за плетеные борта кабины, чтобы не упасть. Путешествие начинается. (Начинает играть спокойная музыка). Шар медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, мы летим над разными странами, над лесами и полями. Вот на горизонте показалась Страны Дружбы. Шар медленно опускается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, ее жителей. Может быть, вы увидите там персонажей известных вам мультфильмов или фильмов, которых можно назвать настоящими друзьями. Видите? А может, вы видите там своих друзей. Рассмотрите их. Поприветствуйте их, поздоровайтесь за руку, можете даже обнять их от души. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она теплая и сердечная. В ней светит солнце, дует теплый ветерок. А теперь мы возвращаемся на шар. Он поднимается в небо, мы машем жителям Страны Дружбы и летим назад в наш класс. Мы приземляемся. Выходим. Открываем глаза.
- Скажите, пожалуйста, какой вы увидели Страну Дружбы? (ответы детей: «полеcромашками»; «вся в радуге»; «везде все счастливые»; «пляж с морем»; «в Стране единороги»; «гонки проходили в Стране»).
- Видели ли вы своих друзей? (ответы детей: «видели»; «я там из друзей никого не видел»; «друг меня обнял и поцеловал»; « я увидела друзей», «часть была знакомых, а часть незнакомых ребят»).
- Ребята, у каждого из нас свое представление о том, что такое дружба и кто такой настоящий друг. Поделитесь своими определениями о дружбе.(ответы детей: «Дружба-это когда люди понимают друг друга и ценят»; «Когда общие интересы есть»; «Дружба-это когда есть общие интересы, они друг другу помогают и не бросят в беде»; «Когда доверяют друг другу»; «Это когда доверяют все секреты»).
- Да, ребята, действительно:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
- Ребята, скажите, а у вас есть настоящие друзья?(ответы детей: «да»; «у меня мало настоящих друзей»; «мой настоящий друг …»; «у меня нет настоящих друзей»).
Упражнение «Самый лучший друг»
Цель игры: помогает детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.
- Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить и страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много, хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.
- Ребята, а кто из вас может продолжить предложение: «Друг-это тот, кто…»(ответы детей: «…понимает и поддерживает в трудную минуту»; «…человек с которым ты дружишь»; «…верный, смелый и отважный»; «… уважает, понимает и доверяет»; «… человек, который защитит в беде»; «…у которого с тобой близость взглядов»; «…человек, который с тобой откровенный и умеет прощать»; «… добрый и благородный человек»; «… сдержанный человек»; «…который обдумывает фразы и поступки»; «…приветливый»).
- Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием!
На следующем уроке вы расскажете о своем самом лучшем друге и познакомите нас с ним. Хорошо?(ответы детей: «да»; «хорошо»; «ладно»).
IV. Рефлексия
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.
- Я сейчас начну аплодировать тому на кого посмотрю, затем этот человек должен будет также аплодируя выбрать другого и до тех пор, пока все не поаплодируем друг другу.
Ведущий тренинга начинает хлопать в ладоши, адресуя эти аплодисменты кому-то из участников и глядя ему в глаза. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому теперь они аплодируют уже вдвоем. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
- Скажите, пожалуйста, что на уроке было самым интересным?(ответы детей: «путешествие на воздушном шаре» - ответило большинство детей; «самым интересным был конец»; «знакомство с именами»).
- Что было трудно? (ответы детей: «ничего»; «трудно было представлять Страну Дружбы»).
V. Заключительная часть
В конце урока включается песенка из мультфильма «…дружба крепкая не сломается…»
Игра «Улыбка другу»
Цель игры: снятие эмоционального напряжения
- А сейчас мы подарим друг другу улыбки.
Дети смотрят друг на друга и улыбаются.
- Всем большое спасибо!
- До свидания!
Занятие 2. «Это мы»
Цель:
- поддержание благоприятного внутригруппового климата в классе
Задачи:
- сплочение детского коллектива;
- способствовать развитию коммуникативных навыков общения;
- способствовать снижению эмоционального напряжения;
- способствовать снижению конфликтности;
- сформировать у учащихся представление об одноклассниках
Ход занятия
I. Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Я рада снова вас приветствовать!
Сегодня мы продолжим общаться с вами, узнаем много нового о ваших друзьях.
Упражнение «Здравствуй, друг!»
Цель упражнения: снятие напряжения у участников
- Начнем сегодняшний день так: давайте поздороваемся друг с другом за руку, с каждым, никого не пропуская, не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь дважды. Главное - никого не пропустить.
- Молодцы, ребята! Очень хорошо!
II. Разминка
Упражнение « Дружба»
Цели: создание атмосферы психологического комфорта поддержание психоэмоционального здоровья учащихся; создание в группе позитивного эмоционального настроя
- На доске расшифровано слова «Дружба».
Д- добро
Р- радость
У- уважение
Ж- жизнь
Б- богатство
А- активность
Ведущий говорит действия, которые дети выполняют.
- Хлопают все присутствующие;
- Хлопают только девочки;
- Только те, кто любит вкусно поесть;
- Только те, кто опаздывает на уроки;
- Только те, кто хорошо учиться;
- Только те, кто не любит каникулы;
- Только те, кто любит сладкое;
- Только те, кому нравится играть в футбол;
- Только те, у кого прекрасное настроение
- Очень хорошо, молодцы!
III. Основная часть
- На прошлом уроке мы с вами побывали в Стране Дружбы. Мы определили для себя, что такое дружба. У каждого из нас есть друг, которого можно назвать настоящим. А давайте расскажем о своих лучших друзьях, какие качества вы цените в них? (ответы детей: «Моя лучшая подруга –Вика. Она добрая, веселая, умная. Всегда придет на помощь»; «Мой лучший друг – это Артем. Он живет недалеко от меня. Мы с ним часто гуляем после уроков и на выходных. Он любит рисовать и шутить»; « Оля-моя лучшая подруга. Она живет в городе Санкт-Петербург. Встречаемся мы с ней только летом, когда она приезжает к своей бабушке. Не смотря на то, что мы редко видимся, она лучше всех моих подруг. Оля хорошо меня понимает, и всегда находит общий язык со мной. Мне с ней легко общаться»; «Мои лучшие друзья – это Дима и Артем. Мы всегда вместе. Они веселые и смешные. У нас общие интересы – бокс. Нам всегда весело вместе»; « Кира – моя подруга. Я доверяю ей свои секреты. Она со мной делится своими проблемами и радостями. Очень добрая и отзывчивая»; «Богдан – мой друг. Мы с ним подружились со всем недавно, но уже стали хорошими друзьями. Богдан поддерживает меня, когда у меня плохое настроение. Он добрый и понимающий»).
-Спасибо! У вас очень хорошие рассказы о друзьях.
Очень хорошо, что некоторые подружились с новыми друзьями. Желаю, чтоб у вас с вашими друзьями оставались добрые и теплые отношения.
Упражнение «Догадайся, кто это?»
Цели упражнения: повысить самооценку детей; способствовать развитию навыков взаимодействия в группе.
Участникам предлагается взять по одному (заранее подготовленному) листочку и написать на нем свое имя. Затем листочки складываются в коробочку. Участники по очереди достают по одному листочку с именем и рассказывают о том человеке, чье имя написано на листочке. Задача остальных – отгадать, о ком идет речь. Можно описывать одежду, цвет волос, глаз, поведение, характер.
- У вас очень прекрасно получается. Вы молодцы!
Упражнение «Я умею!»
Цели: развитие повышения самооценки у учащихся; возможность узнать друг друга лучше; сплочение детского коллектива.Это упражнение поможет детям научиться принимать другого человека и находить в нем положительные качества.
Все сидят на своих местах. Каждому участнику по очереди предлагается рассказать, что он умеет. Ведущий начинает первым. Если участник затрудняется рассказать о себе, то остальным предлагается помочь ему.(ответы детей: «я умею хорошо готовить салат»; «я умею петь и играть на фортепьяно»; «я хорошо рисую и люблю слушать музыку»; «я умею танцевать»; «я очень люблю читать и умею аккуратно относиться к книгам»; «я помогаю всегда помогаю маме»; «я умею ухаживать за животными»; «я умею дружить»; « я хорошо играю на гитаре»; «я умею играть с маленькими детьми»; «я умею помогать друзьям»; « я могу сама зашивать пуговицы»; « я умею рисовать»).
- Молодцы! Мы узнали много интересного о вас! Было здорово!
IV. Рефлексия
Цель: снятие эмоционального напряжения; групповое обсуждение результатов проведенных упражнений; подведение итогов.
Участники по очереди желают друг другу что-то доброе. Каждый высказывает, что ему больше запомнилось из проделанных упражнений и что вызвало положительные и отрицательные эмоции.
(ответы детей: « эмоций отрицательных не было вообще, больше запомнилось то, как мы называли свои качества, то, что мы умеем делать»; «все было классно»; « интересным было слушать о друзьях»; «мне тоже запомнились рассказы о друзьях» - так выразилось большинство детей; «мне было интересно самому(ой) рассказывать о своем(ей) лучшем(ей) друге (подруге)».
- Спасибо вам всем за участие!
V.Заключительная часть
- Перед тем, как попрощаться , давайте обменяемся подарками. Эти подарочки вы сделаете себе сами.
Упражнение «Подарок соседу»
Цель: высказывание благодарности участникам тренинга, которые в ходе работы группы находились рядом.
Каждый участник тренинга получает несколько чистых листов и в течение 10 минут пишет и рисует что-нибудь памятное (пожелание, напутствие, комплимент) своему соседу слева, справа и тому, кому сам захочет сказать что-нибудь приятное. Участники обмениваются подарками.
- Всем огромное спасибо!
- До свидания!
Занятие 3. «Дружеские отношения»
Цель:
- активное взаимодействие между всеми членами группы
Задачи:
- дать детям понять, какие качества могут сохранить и разрушить дружбу;
- улучшение взаимодействия в группе;
- формирование умения выражать свои мысли ясно и четко, мотивируя свой выбор;
- учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместные решения
Ход занятия
I. Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Мне приятно вновь вас видеть в хорошем настроении! Сегодня мы с вами поговорим не только о дружбе, но и о тех качествах, которые помогают ее сохранить.
Для начала, давайте с вами немного поиграем.
Эмоциональная гимнастика «Хлопки-эмоции»
Цель: научить выражать свои чувства и эмоции
Ведущий хлопает один раз – дети произносят слово «цветок» и улыбаются; два раза – слово «жук» и удивляются; три раза – слово «дождик» и грустят.
- Молодцы!
II. Разминка
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: заставить учащихся задуматься о своих чувствах и причинах их возникновения.
Детям предлагается продолжить фразу:
- Я обижаюсь, когда…(ответы детей: «меня ударят»; «меня не слушают»; «мне не купят, что я хочу»; « меня не позовут гулять»; «мне не верят»; « не разрешают что-то делать»; «на меня накричат»; «говорят не правду»; «не справедливо оценивают»);
- Я сержусь, когда…(ответы детей: «меня обвиняют в том, что я не делала»; «когда дразнят»; «когда меня заставляют делать то, что я не хочу»; «когда что-то не получается»);
- Я радуюсь, когда…(ответы детей: «из-за хороших отметок»; «когда у меня хорошее настроение»; « когда мне покупают что-то новое»; «когда у моих родных все хорошо»; «когда мы вместе отдыхаем»; «когда я со своими друзьями»);
- Я грущу, когда… (ответы детей: «плохое настроение»; «нет рядом друзей»; «плохая погода»; «плохие оценки»; «не с кем погулять»).
После этого психолог вместе с детьми формирует «Правила общения с другими детьми».
Цель: научить обобщать материал.
Правила дружбы:
- Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить и давать прозвища;
- Нужно сочувствовать другим, радоваться их успехам и огорчаться неудачам;
- Нельзя проявлять равнодушие к другим, надо оказывать помощь при необходимости;
- Не делать людям того, чего сейчас вы себе не желаете.
III. Основная часть
- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами разговаривали о дружбе, дали понятие, что такое дружба; у каждого была возможность представить нам своего лучшего друга и рассказать о его самых хороших качествах. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в том, что же может помешать дружбе, какие качества надо иметь, чтоб ее сохранить.
- Самая главная задача после того как подружишься с человеком - это постараться сохранить эти отношения, научиться не ссориться с человеком по пустякам, а если есть повод для ссоры- научиться не обидеть друг друга.
Послушайте, пожалуйста, небольшую присказку «Дом с колокольчиком». Подумайте, о чем она?
Цель: осознание детьми своих поступков, формирование ответственности за свои действия.
«Дом с колокольчиком»
Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь,
То поверь, что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
«Входи, не стесняйся, дружок».
На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна,
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если, но если…
Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучать,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка, а выйдет баба-яга,
И не слышать тебе сказки и не видать пирога.
Скажите, о чем эта присказка? (ответы детей: «о том, что нужно быть добрым»; «о людях»; «о добром и плохом человеке»).
- Правильно ребята будет сказать так: «Многое в общении с другими людьми зависит от нас самих».
А скажите, пожалуйста, что помогает сохранить дружбу? (ответы детей: «общие интересы»; «уважение и понимание»; «терпение»; «внимание»; «доброта»; «щедрость»; «не обидчивость»).
Да, дружбу помогает сохранить терпение, способность подумать о другом человеке и отходчивость.
Игра «Хорошо-плохо».
Цель: осознание детьми своих поступков, формирование ответственности за свои действия.
Детям предлагают оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Детям раздаются цветные кружки для оценки плохих и хороших поступков.
Психолог называет поступок, а дети должны поднять кружок с соответствующей его оценке.
Поступки: порвал блузку; обидел друга; поссорился с мамой; обогрел и накормил бедного; толкнул ногой щенка; помог младшей сестре одеться; ударил котенка; помог подняться упавшему; разрушил птичье гнездо; сделал скворечник; защитил слабого; навестил больного друга.
- Молодцы! Все справились!
IV. Рефлексия
Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений.
- Что обрадовало вас на сегодняшнем уроке? Что было трудным? (ответы детей: « я получила положительные эмоции от всего урока»; « игра «хорошо - плохо» заинтересовала меня»; « мне было трудно «заканчивать предложения» в начале нашего урока»; « я много узнала интересных игр»).
Упражнение «Чистое сердце»
Цель: научить выражать свои негативные чувства и эмоции на бумаге.
Ведущий: Обувь, одежда человека, его тело могут время от временипачкаться. Необходимо периодически их чистить и мыть. То же происходит и с телом человека. Иногда человек попадает в ситуацию, когда сильно злится или завидует. Обижается на кого-то. И в его сердце накапливаются частички злости, зависти, обиды. Они мешают ему любить других людей и быть любимым. Поэтому сердце человека иногда нужно очищать. Подумайте, от каких чувств или качеств вы хотели бы очистить свое сердце? Возьмите лист бумаги и изобразите сердце с частичками злости, обиды и других накопившихся плохих чувств.
После этого дети очищают свои сердца – рвут нарисованные сердца на кусочки и бросают в урну.
V. Заключительная часть
Цель: сплочение детского коллектива.
- В заключениенашего сегодняшнего урока я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы. Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка пересекалась, как паутинка и при этом, передавая клубок, надо сказать хорошие добрые слова! Дети плетут паутинку.
- Всем спасибо!
- До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"
Интересное занятие с увлекательными упражнениями......
Тренинг сплочения детского коллектива
Тренинг разработан для умственно неполноценных детей 10-12 лет....
Развивающее занятие с элементами тренинга "Снятие эмоционального напряжения в группе"
Цель: Выявить лидера классного коллектива и содействовать его сплочению.Задачи: 1.Формирование благоприятного психологического климата в группе,...
Публичная лекция. Развитие лидерских качеств через формирование навыков взаимодействия в группе
Интерактивная лекция...
Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"
В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.Задачи:Обучающие:&minu...
Семинар - тренинг «Формирование навыков взаимодействия и межличностной (профессиональной) коммуникации».
Обучающий семинар по формированию навыков взаимодействия и межличностной и профессиональной коммуникации педагогов....
Занятие с элементами тренинга для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Занятие с элементами тренинга для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...