Программа секции по пожарно-спасательному спорту "Юный МЧС"
методическая разработка

Пилипака Станислав Валерьевич

Программа для занятий в общеобразовательном учреждении при минимуме материально-технического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Юный МЧС"113 КБ

Предварительный просмотр:

                      Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято

на координационно- методическом совете

протокол №         от «         » _________2019г.

Утверждаю

                     Директор МАОУ СОШ № 10

         О.А.Просвирякова

« ___   »_________________2019 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

 

 «Юный МЧС»

(5-11 класс)

 на 2019-2020 учебный год

             

   Составитель:

                                                                                                                      С.В. Пилипака,

преподаватель-организатор ОБЖ

с. Новопышминское

2019г.

                                   Пояснительная записка.

  Образовательная программа «Пожарно-прикладной спорт»   предназначена для юношей и девушек 13-18 лет, занимающихся спортом, и направлена как на обеспечение общего и физического развития, так и на их профессиональное самоопределение, дающие возможность осознанного выбора трудовой деятельности.

Актуальность

  Пожарно-прикладной спорт является специализированной формой организации и проведения физической, профессионально прикладной и психологической подготовки в борьбе с огнем сотен тысяч пожарных- добровольцев.

Он объединяет комплекс наиболее целесообразных упражнений, способствующих воспитанию и развитию морально- волевых и физических качеств, а также специальных знаний, умений и навыков.

Многолетняя практика работы пожарных подтверждает, что физические качества, знания, умения и навыки, воспитанные и закрепленные в результате тренировок в пожарно-прикладном спорте, помогают спортсменам-юношам решать физические, эмоционально стрессовые задачи, возникающие в условиях пожара.

В  процессе учебно-тренировочных занятий пожарно-прикладным спортом вместе с укреплением здоровья, разносторонним и гармоничным развитием организма формируются профессиональные знания, умения и навыки, закаляется воля, появляется интерес к гуманной профессии пожарного, воспитывается патриотизм.

Укрепление и развитие спортивной интеграции помогают сделать спорт надежным и верным спутником каждого юного пожарного, также активным оздоровительным и отвлекающим факторов подростков от «негативных влияний улицы»

Цель программы: создание условий для обучения подростков практическим навыкам пожарной безопасности, их профессионального самоопределения, пропаганды пожарно – технических знаний, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.

Задачи:

           1. Обучить первоначальным практическим навыкам пожарной        

                безопасности.

  1. Обучить технике пожарно – прикладного спорта.
  2. Отработать и закрепить практические навыки пожарной безопасности.
  3. Развить навыки правильного поведения и тушения пожара в начальной стадии.
  4. Содействовать профессиональному самоопределению подростков.
  5. Воспитать эмоциональную и стрессовую устойчивость.
  6. Воспитать чувство коллективизма.

Организация образовательного процесса.

Программа рассчитана для учащихся  младшего, среднего и старшего звена. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу – часов 35 часов в год.

 Этапы освоения программы:

  • общая физическая подготовка;
  • обучение первоначальным навыкам пожарного дела;
  • обучение технике пожарно-прикладного спорта;
  • совершенствование навыков пожарно-прикладного спорта в процессе тренировок.

  Формы работы.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно- тренировочные  и теоретические занятия; участие в соревнованиях различного уровня; учебно-тренировочных сборах.

А также проводятся  беседы о здоровом образе жизни, экскурсии, походы,  соревнования, турниры и другие активные формы организации деятельности учащихся.

 Методы.

В учебно-тренировочном процессе применяются как специфические, так и общепедагогические методы:

  • практические;
  • репродуктивные;
  • игровой;
  • соревновательный;
  • словесный;
  • наглядный;
  • контроля и самоконтроля.

                         Формы и методы контроля:

-  принятие зачетов;

     -  участие в соревнованиях разного уровня;

-  практическое тушение в ходе проведения пожарной эстафеты.

              Предполагаемые результаты реализации программы:

  • владение практическими навыками пожарной безопасности;
  • освоение технических навыков пожарно-прикладного  спорта;
  • освоение практических навыков тушения пожара в начальной стадии;
  • профессиональное определение воспитанников;
  • сформированное чувство коллективизма, взаимовыручки.

         Критерии эффективности реализации программы:

  • уровень технической подготовки воспитанников;
  • уровень физической подготовки как условие достижения высокой работоспособности, слаженной деятельности отдельных органов и систем органов;
  • уровень воспитанности и владения морально – волевыми качествами личности;
  • достижение высоких результатов в соревнованиях различного уровня;
  • профессиональные предпочтения.

                         

                     Диагностические методики

Критерии

Методики

Личностные:

1. Самооценка         

Тест на выявление уровня самооценки

2. Уровень субъективного контроля

Тест УСК (тест на ответственность);

3. Уровень сформированности коммуникативных способностей подростков: контактность, принятие других, конфликтность, лидерство, потребность в общении

Вопросник КОС; Проективные: «Рисунок Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное», «Автопортрет»; методика типичного реагирования на конфликтные ситуации К.Томаса; тест А.Ассингера (на агрессивность).

Деятельностные:

1. Удовлетворённость жизнедеятельностью в коллективе.

Социометрия; Оценка психологического климата.

2. Самоощущения детей в коллективе: эмоциональный комфорт, уровень тревожности.

ТЕСТ «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ» (опросник Спилбергера); тест тревожности Дж. Тейлора; опросник САН.

3. Воспитанность подростков: ценностные ориентации, этика, культура поведения.

Методика «Уровень воспитанности»;  «Многофакторный опросник» Кеттелла; СОП.

4. Мотивация достижений.

Проективные: «Рисунок Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное», «Автопортрет»; «тест Юмористических фраз»; тест «Потребность в достижении».

                     

Учебно-дидактическое обеспечение образовательного процесса:

  • конспекты занятий;
  • наглядные пособия;
  • оборудование;

-   фото и видеоматериалы;

  • специальная литература;
  • методические рекомендации;
  • диагностические методики.

Тематическое планирование.

п/п

                   

                        Темы занятий

Часы

План

Факт

1.

Вводное занятие.(техника безопасности)

1

2.

Общефизическая подготовка

12

3

Развитие силы (общая выносливость, специальная выносливость)

2

4

Развитие ловкости

1

5

Развитие гибкости

1

6

Спортивные игры

1

7

Футбол, волейбол

1

8

Лыжная подготовка

1

9

Кроссовая подготовка (бег на):

1

10

2-3 км

1

11

3-5 км

1

12

5-7 км

1

13

6-8 км

1

14

8-10 км

1

15

Спецподготовка

20

16

Техническая подготовка (метод подводящих упражнений, целостный метод, комплексный метод)

1

17

100м. Полоса препятствиями

1

18

Преодоление забора

1

19

Подхват рукавов в беге

1

20

Преодоление бума

1

21

Соединение рукавов меж собой

1

22

Присоединение рукава к развлетвлению

1

23

Присоединение рукава к стволу

1

24

Штурмовая лестница (имитация)

1

25

Старт к лестнице

1

26

Перехват лестницы

1

27

 Набегание к лестнице

1

28

Посадка в окно и выброс лестницы

2

29

Выход на лестницу

2

30

Беседа на тему: «Правила соревнований по ППС».

1

31

100м. Полоса препятствиями

1

32

100м. Полоса препятствиями

1

33

100м. Полоса препятствиями

1

34

Выход на лестницу

1

35

Выход на лестницу

1

                                       Содержание занятий.

Основные направления

деятельности

            Вид

         7-9 класс

             Вид      

         10-11класс  

 Совершенствование техники спринтерского бега

Совершенствование техники длительного бега

Развитие выносливости

Развитие скоростно-силовых способностей

Развитие координационных способностей

Самостоятельные занятия

На совершенствование организаторских умений

Преодоление 100 м. полосы

Преодоление забора

Подхват рукавов

Преодоление бума

Соединение рукавов

Присоединение рукава к разветвлению

Присоединение рукава к стволу

Штурмовая лестница

Старт с лестницей (имитациягруз)

Перехват лестницы

Подвеска лестницы и набегание по ней

Посадка в окно и выброс лестницы (имитация)

Выход на лестницу и бег между этажами (имитация)

Финиш

Высокий и низкий старт до 40 метров

Стартовый разгон

Бег на результат на 100 метров

Эстафетный бег

Бег в равномерном и переменном темпе

20-25 минут

бег на 3000 метров

длительный бег, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом

Техника преодоления забора с 23 метров разбега (двумя способами)

Приземление с забора и подхват рукавов

Техника забегания на трап и преодоление 8-ми метрового бума

Соединение полугаек рукавов между собой

Техника соединения полугайки рукава с полугайкой разветвления

Техника соединения полугайки рукава с полугайкой ствола при беге.

Техника старта, приемы старта. Наиболее удобен низкий стар, но с некоторыми изменениями

Техника перехвата, приемы, бег до учебной башни 30 м.

Техника подвески, подвеска со старта, набегание на 2 этаж, набегание на 2 этаж со старта

Техника посадки и выброса лестницы с подвеской в окно следующего этажа

Техника выхода и бега

Техника ухода в окно(имитация) 3 этажа, финиш

                -//-

                -//-

                -//-

                -//-

                -//-

   35-40 минут

   5000метров

Преодоление 100 метровой полосы с препятствиями 40-45 секунд

Старт с лестницей и подвеска лестницы в окно 2-го этажа 8-10 секунд

Бег по подвешенной лестнице и финиш в окно 3-го этажа 30-35 секунд

Старт с лестницей и финиш в окно 3-го этажа 50-55 секунд

В спортивную тренировку входят такие виды подготовки спортсмена, как физическая, техническая, тактическая и морально-волевая. Термин «подготовка спортсмена» означает систематическое и планомерное использование средств и методов, способствующих готовности человека к спортивным достижениям. Все виды подготовки спортсмена взаимно связаны.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья достижение определенного уровня физического уровня физического развития, воспитания физических качеств. Цель общей физической подготовки - достижение высокой работоспособности, слаженной деятельности отдельных органов и систем органов, атлетического развития спортсмена.

Методика развития физических качеств.

Развитие силы. Без значительного увеличения мышечной силы трудно достичь мастерства в пожарно-прикладном спорте. При этом сила должна проявляться чрезвычайно быстро, выполняя работу большой мощности.

Основным средством для развития силы являются упражнения с отягощением (штанга, гантели, набивные мячи, резиновые шнуры), а также с преодолением собственного веса. Особое значение имеет в пожарно-прикладном спорте сила для подвески, переноски и выдвижения лестниц и т.д.

Для развития силы необходимо создать максимальное напряжение. Это можно достичь несколькими методическими приемами. Во-первых, многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления, в-третьих, многократным преодолением непредельного сопротивления с максимальной скоростью

По данным исследований последних лет, наиболее благоприятный возраст для воспитания быстроты 13-14 лет. После этого темп движений спортсмена почти не изменяется, а рост скорости выполнения упражнений повышается с ростом скоростно-силовых качеств. Тренерам, работающим с детьми и юношами, очень важно не упустить в подготовке спортсмена указанный возраст для развития быстроты.

Развитие выносливости. Выносливость принято делить на два типа: общую и специальную. Под общей выносливостью понимается способность спортсмена выполнять в течение длительного времени разнообразную работ, связанную с большой физической нагрузкой.

Специальная выносливость характеризуется способностью спортсмена сохранять высокую скорость бега и выполнения упражнений на всей дистанции, предстоящих выступлений на соревнованиях.

Основные средства развития общей выносливости ходьба и бег. На первых тренировочных занятиях объем нагрузки в беге должен быть в пределах 2-3 км.

В дальнейшем дистанция постепенно увеличивается и доводится в общей сложности до 10-15 км.

В развитии общей выносливости важное место отводится бегу на лыжах, плаванию. Бег на лыжах в умеренном темпе обычно проводится на 20-25 км, лыжные гонки на 5-10 км.

Специальная выносливость в пожарно-прикладном спорте необходима для сохранения наивысшей скорости движений при многократных повторениях бега на коротких отрезках и для многократных силовых двигательных действий.

Для воспитания специальной выносливости широко используют повторное преодоление отрезков, укороченных по сравнению с соревновательной дистанцией, на самой высокой скорости, даже выше соревновательной.

Укорочение преодолеваемых отрезков дает возможность увеличивать кратность их повторений на максимальной скорости.

Развитие ловкости. Ловкость характеризуется, как способность человека правильно выполнять различные действия, координируя их по времени и прилагаемому усилию.

Высокая степень развития ловкости позволяет спортсмену быстро усваивать новые движения и выполнять их с наименьшей затратой энергии. Основной задачей тренировки ловкости является овладение всё новыми и новыми движениями и совершение способности объединения их в сложные двигательные навыки. В физической подготовке спортсменов применяют ряд упражнений для развития ловкости. В качестве основных рекомендуются упражнения:

  • с предметом (бросание, ловля, перебрасывание, метание в цель и дальность мячей, гранат, палок т.д.)
  • типа «лечь», «встать» и т.п. выполняемые в быстром темпе, иногда по внезапной команде.
  • прыжки на равновесие, лазание, переползание и т.д.
  • из спортивных и подвижных игр; развивают тип ловкости, требующий согласованных действий при высокой степени владения техникой игры.

Развитие гибкости. Большая подвижность в суставов, называемая в спортивной практике гибкостью, нужны спортсмену для выполнения движений с максимальной амплитудой. Гибкость развивается специальными упражнениями на растягивание, которые рекомендуется выполнять сериями по 8-10 раз. Постепенно общее количество повторений доводится до 70-80.

Упражнения на гибкость удобнее всего включать утреннюю зарядку. 

Техническая подготовка спортсмена является процессом формирования технических движений, свойственных пожарно-прикладному спорту. Техническая подготовленность, т.е. степень владения основными приемами и движениями, умение выполнять их эффективно и  наименьшей затратой сил зависят от уровня развития физических и волевых качеств спортсмена, функциональной подготовленности всех его органов и систем, качества спортивного инвентаря. Успех технической подготовки, быстрота освоения и прочность двигательных навыков в значительной степени зависит от методов тренировки, правильного подбора и использование средств и индивидуальных особенностей спортсмена.

Тактическая подготовка. Под тактикой в подготовке спортсменов пожарно-прикладного спорта следует понимать способы и методы, применяемые на соревнованиях для достижения наивысших спортивных результатов. Азы тактического поведения спортсмена в пожарно-прикладном спорте приобретаются уже на первых соревнованиях и по мере накопления опыта подготовки к соревнованиям и участия в них становится неотъемлемой, обязательной частью подготовки. Тактическое мастерство приходит с годами упорного труда, накапливаясь по крупицам.

  Соревнования. Форма соревнований. Подготовка к ним.

Подъем по штурмовой лестнице на 2 этаж учебной башни.

В соответствии с правилами соревнований, утвержденными комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, спортсмен находится на старте на расстоянии 32 м 25 см от учебной башни со специальной лестницей-штурмовкой массой не менее 8,5 кг, длинной 4 м 10 см. По исполнительной команде стартера он пробегает это расстояние с лестницей, подвешивает её в окно 2 этажа и одновременно с окончанием подвески начинает подъем по лестнице.

Преодоление 100 м полосы с препятствиями.

По исполнительному сигналу стартера спортсмен с пожарным стволом пробегает 23 м и преодолевает 2-метровый забор. Взяв рукава, находящиеся на расстоянии 5 м от забора, преодолевает бум(бревно длинной 8м,шириной 18 см, высотой 1м 20см), соединяет рукава, присоединяет их к разветвлению, к стволу и финиширует, условно образую рабочую линию со стволом для подачи воды к месту пожара. Рекорд России 15.8 с.

Пожарная эстафета 4х100м с тушением - коллективный вид спорта. Успех команды зависит от успеха участников на каждом этапе. Наиболее ответственный 4 этап, на котором участник тушит горящую жидкость. Пробегая на большой скорости отрезок длиной 50 м, спортсмен берет огнетушитель и, подбегая к емкости с горящей жидкостью, начинает тушение. Высокая температура затрудняет тушение и требует помимо умения хорошей морально- волевой и психологической подготовки.

Боевое развертывание - условное тушение пожара. Вариант задачи на боевое развертывание может быть самым различным в зависимости от ее пользуемой техники и пожарно-технического вооружения, а также от числа участников. Соревнования по этому виду очень популярны в добровольческих дружинах в сельских и промышленных предприятиях, а также в юношеских добровольных пожарных дружинах. Успех обеспечивают высокая физическая,  спортивно- техническая и психологическая подготовка всех участников, умение работать с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением, слаженным и четкие коллективные действия.

Морально-волевая подготовка спортсмена представляет собой процесс воспитания у него роли: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Воля- это сознательная, целенаправленная психическая активность, связанная с преодолением препятствий, достижением поставленных целей, она направлена на управление поведением.

Воспитательная работа.

Нужно помнить, что воспитательная работа – это не сумма мероприятий, а продуманная система, основанная на индивидуальном подходе к каждому занимающемуся, на знании интересов, свойственных тому или иному возрасту.

Основная воспитательная работа должна осуществляться в процессе занятий, однако этим нельзя ограничиваться, ряд мероприятий должен проводиться в не учебное время.

Одной из задач воспитания является сознательная дисциплина. Для воспитания сознательной дисциплины большое значение имеет хорошая организация и чёткое проведение занятий, личный пример тренера.

Главным помощником в воспитательной работе преподавателя является дружный коллектив.  Поэтому нужно стремиться создать из занимающихся такой коллектив, который помогал бы решать поставленные задачи.

Одна из основных задач заключена в том, чтобы каждый член коллектива сознавал ответственность за всё, что делается в его команде, секции.

Большую роль в сплочении коллектива играет актив. Из числа занимающихся избирается бюро секции, судейская коллегия и редколлегия. Решения бюро обязательны для всех занимающихся.  С помощью актива организовываются коллективные посещения театров, музеев, кино, выставок, обсуждаются прочитанные книги и т.д.

                     

   

Рекомендуемая литература.

  1. Величко В.М.  и др. Современный пожарно-пркладной спорт.-Москва, 1983

  1. Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту. Пожарно-прикладной спорт.- Москва, 1990.

  1. Кимстач  И.Ф. Пожарная тактика.- Москва, 1984.

  1. «Пожарному делу учиться вперед пригодится…» Методическое пособие для педагогов и инспекторов ОГПН по обучению детей основам пожарной безопасности.- Челябинск, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "ОФП"

Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года....

Программа секции "ОФП"

Общая физическая подготовка (ОФП)– это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.Заняти...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по дисциплине « Основы пожарно-спасательного дела» для казачьего профильного класса

1.1. Область применения программы дополнительного образованияГрамма учебной дисциплины «Основы пожарно-спасательного дела» предназначена для проведения занятий в кадетском профильном...

Участие в совместной акции с 71 Пожарно-спасательной частью, приуроченной к празднику «8 марта».

6 марта 2020 года  состоялась совместная акция с 71 Пожарно-спасательной частью, которая была приурочена к  празднику «8 марта». Женский коллектив Дома ребенка и  сотрудники...

ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОНКУРС  для учащихся 10-11 классов Закрепление знаний и практическая отработка навыков учащихся в объеме программы ОБЖ, воспитание чувства патриотизма, товарищества, от...

«Герои рядом с нами» «Щёлковский пожарно-спасательный гарнизон. Московская область»

В преддверии Дня Пожарных, мы хотели бы рассказать о Щёлковском пожарно-спасательном гарнизоне, в котором работают настоящие герои, про которых не пишут в книгах, они рядом с нами!...

СЦЕНАРИЙ торжественного посвящения учащихся 6 класса в пожарно-спасательный отряд МЧС

В детстве дети всегда играют в   профессии. Работа профессии Спасателя очень тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают - отважные, исполнительные, дисципли...