Математический поезд
план-конспект урока

Михалева Наталья Александровна

Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах- математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе.

Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математики, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_mat._poezde.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

для 5-6 классов по математике

Разработала: учитель Михалева Н.А., учитель математики МОУ «Тарбагатайская СОШ»

«Путешествие на математическом поезде»

 План мероприятия:

  • Вводное слово.
  • Путешествие команд по станциям:
  • 3   ст. Историческая
  • ст. Разминочная
  • ст. Игровая
  • ст. Сказочная
  • ст. Цирковая
  • Подведение итогов - ст. Призовая

Начальник поезда. Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд. Поезд следует до станции «Призовая» со всеми намеченными остановками. На поезде совершают путешествие 5 команд: названия команд.

Просьба занять места согласно купленным балетам. На нашем поезде имеются купейные и плацкартные вагоны. На каждой станции команды будут пересаживаться в вагоны. В какие? Зависит от них самих. На каждой остановке участники должны блеснуть своей эрудицией, показать знания. В зависимости от того, как кассиры оценят выступление команды, она будет ехать в купейном или плацкартном вагоне. Сейчас капитаны команд выбирают маршрут, по которому они будут путешествовать на нашем «Математическом поезде». Счастливого пути!

Математический поезд прибывает на станцию «Историческая».

Команда слушает историческую справку, затем отвечает на вопрос. Правильный ответ - 2 балла.

Математика - одна из древнейших наук. За долгую историю своего существования она знала периоды расцвета и застоя.

•    В Древнем Египте все земледелие было сосредоточено на очень узкой полосе земли - в долине реки Нил. Земли было очень мало, за участок крестьянин ежегодно платил соответствующий налог фараону. Каждую весну Нил разливался и удобрял землю плодородным илом. Но при разливе смывались границы участков, менялись их площади. Тогда пострадавшие обращались к фараону, а фараон посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь, и установить размер налога. Тогда же около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерений расстояний, площадей и т.д. Так как в основном речь шла о земельных участках, то древние греки, узнавшие об этой науке от египтян назвали её... Как назвали эту науку греки и от каких слов она происходит?

Ответ: геометрия

•    Первыми «вычислительными устройствами», которыми пользовались в древности люди, были пальцы рук и камешки. Позднее появились бирки с зарубками и веревки с узелками. В Древнем Египте задолго до нашей эры использовали абак - доску с полосками, по которым передвигались камешки. Это было первое устройство, специально предназначенное для вычислений. Со временем абак совершенствовали - в римском абаке камешки и шарики передвигались по желобкам. От римлян нам перешло слово «калькуляция», означающая буквально «счет камешкам». В китайских счетах «суан - пан» и японских шарики были нанизаны на прутики. Абак просуществовал до XVII века, когда его заменили письменные вычисления. Русский абак - это счеты появились в XVI веке, ими пользуются и в наши дни. Вопрос как назывались японские счеты?

Ответ: соробан.

• Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком « » (титло), который писали над буквой. Первые девять букв алфавита обозначали единицы, следующие девять букв - десятки, а последние девять букв - сотни. Одно число называли словом «тьма» и теперь мы говорим: «народу - тьма тьмущая». Что это за цифра?

Ответ: 10 000.

Начальник поезда. Кассиров просим выдать билеты командам. Команды займите места в своих вагонах. Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд. Следующая станция - «Разминочная».

За правильно решенную задачу 1 балла.

В каждом задании даны 5 слов. И из четырех даны только три. Выберите из списка одно слово, которое нужно поставить вместо знака вопроса, чтобы найденной слово находилось с третьим в таком же отношении, что и первое со вторым.

  1. величина, количество, цифра, счет, номер.

Слово - буква

Натуральное число - ?             Ответ: цифра

  1. числа, девять, символы, десять, бесконечное множество.

Алфавит - тридцать три

Цифры - ?                                Ответ: десять

  1. температура, масса, цифра .количество предметов, величина.

Слово - суть

Натуральное число - ?               Ответ: количество предметов.

  1. Разность, умножение, произведение, деление, частное.

Слагаемое - сумма

Множитель - ?                          Ответ: произведение.

  1. минуты, секунды, время, стрелки, цифры.

 Термометр - температура

Циферблат - ?                             Ответ: время

  1. шкала, сантиметр, прямая, длина, деления.

Весы - масса

Линейка - ?                                  Ответ: длина

7.     даны числа: 12, 0, 15, 1, 8, 5, 2,   3,   44. Распределите их по следующим признакам:

Однозначные числа_________________________________

Двузначные числа___________________________________

Натуральные числа в порядке возрастания_____________________________

Начальник поезда. Кассиров просим выдать билеты командам. Команды займите места в своих вагонах. Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд.

 Следующая станция – «Игровая»

По одному участнику из команды, для каждого задания. Аккуратность -1балл, оригинальность – 1 балл, внимательность – 1 балл.

  • «Каждой руке свое дело». Правая рука чертит окружность, левая – треугольник.
  • Нарисовать из цифр чеорвека.
  • Считаем до 30, вместо чисел кратным трем, произносим «Ай, да я!»

Начальник поезда. Кассиров просим выдать билеты командам. Команды займите места в своих вагонах. Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд.

 Следующая станция – «Сказочная»

Задача 1. (золото царя Додона). Шестеро разбойников ограбили царя Додона. Добыча оказалась богатой – менее сотни одинаковых слитков. Стали разбойники делить добычу поровну, но один слиток оказался лишним. Разборйники передрались и в драке был убит один разбойник. Оставшиеся разбойники вновь стали делить золото, но снова один слиток оказался лишним, и в завязавшейся драке опять убили одного разбойника и т.д. в конце концов остался в живых один разбойник, который тут же скончался от ран. Сколько слитков было?

Задача 2. (кто победил Змея Горыныча). «Змей Горыныч побежден!» - такая молва дошла до Микулы Селяновича. Он знал, что мог это сделать один из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич.

Вскоре Микуле сообщили:

  1. Змея Горыныча победил не Илья Муромец.
  2. Змея Горыныча победил Алеша Попович.

Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений не верное, а другое верное. Догадайтесь, кто из трех богатырей пмобедил Змея Горыныча.

 Следующая станция - «Цирковая».

• На кольце из плотной бумаги висят на короткой бечевке две пробки с надетым поверх них проволочным колечком. Требуется снять пробки с бумажного кольца. Как это сделать?

• Задача команд с помощью ножниц и листа бумаги пролезть через этот лист. Как это сделать?

За правильную разгадку команде в билет вписывают 2 балла.

Литература

1.   Виленкин  Н.  Я.  И др.  Математика (учебник для  5   класса  общеобразовательных учреждений). - М.: Мнемозина, 2006.

2.   Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург: Лектон, 1995.

3.   Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - № 13. - с. 5 - 8.

4.   Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - 1999. - № 23. - с.27.

5.    Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - 2006. - № 23. - с. 3-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общегородская игра общеобразовательных учреждений «Математический поезд»

Игра «Математический поезд» Цель:«Создание благоприятных условий для развития математической культуры среди учащихся». Задачи:1)Вовлечение учащихся пятых классов в математическое соревновани...

Математический поезд

Разработка внеклассного мероприятия по математике в 5 классе. Может использоваться при проведении предметной недели....

Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)

В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на  повышении ...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Игра "Математический поезд"

Прочитав в журнале «Математика в школе», книге «Игротека математического кружка» о вечере-игре для учащихся 5-6 классов «Математический поезд», вместе с кружковцами решили переработать эти статьи и ор...

Урок-игра "Математический поезд"

Урок-игра . 5 класс. Тема "Действия с десятичными дробями" Цель: проверить знание правил сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, умение применять их в действии (в примерах, задачах...

Урок «Путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь»»

Используемые образовательные технологии: игровая технология Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, закрепить правила арифметических действий с десятичными дробями, познакомить учащихс...