Игра "Математический поезд"
методическая разработка (6 класс) по теме

Прочитав в журнале «Математика в школе», книге «Игротека математического кружка» о вечере-игре для учащихся 5-6 классов «Математический поезд», вместе с кружковцами решили переработать эти статьи и организовать такую игру в своей школе. Провели огромную работу по  подготовке оформления, наглядностей, раздаточного материала учащиеся старших классов, которые выступали в качестве консультантов, проводников, кассиров. Проведение такого вечера – это праздник для ребят 5-6 классов и большая ответственность для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_igry_mat.poezd_.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитав в журнале «Математика в школе», книге «Игротека математического кружка» о вечере-игре для учащихся 5-6 классов «Математический поезд», вместе с кружковцами решили переработать эти статьи и организовать такую игру в своей школе. Провели огромную работу по  подготовке оформления, наглядностей, раздаточного материала учащиеся старших классов, которые выступали в качестве консультантов, проводников, кассиров. Проведение такого вечера – это праздник для ребят 5-6 классов и большая ответственность для старшеклассников.

ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ   ПЕРСОНАЛ  :

Начальник поезда  (учитель)  – организатор игры, объявляет отправление поезда.

Работники справочного бюро ( 8 человек ) проверяют ответы задач, дают консультации по решению.

Кассиры ( 4 человека) проверяют правильность решения задач, выдают билеты.

Проводники  ( 6 старшеклассников) проверяют билеты, проводят конкурсы  во время  «движения поезда» ,  рассказывают правила организации работы на «остановках».

Контролеры «приемного пункта» на станции «Рыболовная» ( 2 человека ) принимают «улов рыбы» (проверяют решение задач) и выдают поощрительные жетоны в виде медузы.

Продавцы рынка ( 6 человек )  и служащие зоопарка  ( 6 человек )  предлагают задачи соответствующего содержания, проверяют их решение, выдают жетоны.

Компостатор ( учитель) выдает билеты в вагон более высокого класса или лотерейные билеты согласно предъявленным учащимися  поощрительным жетонам.

Вывески, плакаты:                                                                                                                                                  мягкий вагон, плацкартный вагон, холодильник, станции  «Зоопарк», «Рыболовная», «Рынок», «Призовая».  Вывески: «Проверь свой глазомер!», «Проверь свою наблюдательность», правила получения билетов, цены справок, справочное бюро, компостатор. Макеты весов, гирь, фруктов для станции «Рынок», задачи на готовых чертежах для станции «Зоопарк» (по 3 экземпляра), колокол.

ПРАВИЛА  ИГРЫ.

Для проведения вечера нужно подготовить  три классных комнаты и коридор. Перед началом игры проводится организационная линейка, где начальник поезда рассказывает правила проведения вечера и желает счастливого пути пассажирам «Математического поезда».

Каждый ученик получает посадочный талон – конверт  с тремя заданиями и шестью жетонами. Карточки составлены на 9 вариантов, в каждом содержится по две задачи на сообразительность и один вычислительный пример. На всю работу отводится 30 минут. В каждом классе находится учитель, два работника справочного бюро и один кассир. Если ученик не может решить какое-либо задание, то он имеет право обратиться за помощью в «справочное бюро» к работникам, но за справку он должен дать определенное количество жетонов.

Цены справок :

- проверка правильности решения задачи – бесплатно.

- просьба задать вопрос, помогающий найти путь решения задачи – 1 жетон.

- подсказка пути решения – 2 жетона.

- просьба решить задачу  -  3 жетона.

По истечении отведенного на работу времени пассажиры «покупают» билеты в кассах.

Условия получения билета:

Мягкий  вагон.                      Все задания решены верно, в кассу предъявлено 5-6 жетонов.

Плацкартный вагон.           Правильное решение всех задач и наличие 3-4 жетонов.

Холодильник.                       Наличие двух или менее жетонов.

Ребята, выполнившие задания быстрее других, получают билет, выходят в коридор, где с ними старшеклассники проводят игры «Проверь свой глазомер!». «Веселый счет» и другие.

По селектору начальник поезда объявляет: «Уважаемые пассажиры! Просьба занять свои места в вагонах согласно купленным билетам. Красный  билет – в  «мягкий вагон», зеленый – в «плацкартный», синий – в «холодильник»  (на  классных комнатах указаны  названия  вагонов). Поезд отправляется. Счастливого пути!»  (Звенит колокольчик).

 Время движения «поезда» до следующей станции 10 минут. В это время проводники организуют игры, объясняют приемы решения задач, которые будут предложены на станции «Рынок».

А в это время в коридоре «продавцы» готовят три лотка с макетами весов, гирь, фруктов. Каждый лоток имеет цвет, соответствующий цвету билета. Кассир-компостатор занимает свое место.

Начальник поезда объявляет: «Внимание! «Математический поезд» прибывает на станцию «Рынок». Для пассажиров каждого вагона работает свой лоток. Верно решенная задача позволяет вам получить жетон в виде веточки винограда, которым вы можете воспользоваться для перекомпостирования билета в вагон более высокого класса или получения выигрышного лотерейного билета. Добро пожаловать на станцию «Рынок»! Соблюдайте правила поведения во время остановки поезда. Время стоянки – 10 минут».

Проводники сопровождают пассажиров, контролируют дисциплину, а  продавцы предлагают товар: решить задачу. Учащиеся, получившие поощрительные  жетоны, меняют билеты у компостатора в вагон более высокого класса.

Начальник поезда: «Через 1 минуту «математический поезд» отправляется в путь. К пассажирам просьба занять свои места. Проводники, будьте внимательны при осуществлении посадки».

По такой схеме проводится вся игра. Время движения поезда от станции к станции 10 минут, время стоянки 10 минут. Весь вечер рассчитан не более чем на два часа.

Станция «Зоопарк». Поощрительный жетон – «яйцо страуса».

Станция «Рыболовная».                                                                                                                                                                 Из картона вырезаны фигуры различных рыбок, к которым приделаны небольшие петли из проволоки. К тыльной стороне прикрепляется задача. Для пассажиров каждого вагона отведено специальное место ловли рыбы. Рыба считается пойманной, если решена задача. Поощрительный жетон – медуза. Рыбалку организуют контролеры «приемного пункта» станции.

Станция  «Призовая».                                                                                                                                                                    Все классы выстраиваются в коридоре для подведения итогов. Начальник поезда благодарит всех за активное участие в вечере. Зачитывается розыгрышная таблица лотерейных билетов, вручаются призы. Тот, кто не смог заработать лотерейный билет получает утешительный приз. Старшеклассники получают «сладкий» приз за проведение вечера.

На протяжении всего вечера-игры каждый пассажир стремится попасть в «мягкий» вагон – компьютерный класс, где во время движения поезда можно играть в компьютерные игры, но для этого необходимо проявить смекалку.

                                                            Приложение.                  

 Жетоны для покупки билета и билеты.

                                        

Поощрительные жетоны.

Задачи на станцию «Рыболовная» 

300г. №11 350

Два рыбака поймали 40 окуней, причем первый на 6 штук больше второго. Сколько окуней поймал каждый? (17и23).

750г. №4 348

«Какой улов был у тебя вчера?» - спросил сосед соседа-рыбака. «Я поймал два крупных леща и щуку, общим весом 15 кг. Щука хороша! Она тяжелее каждого леща в 3 раза».сколько же весит щука?(9 кг)

1 кг №2 356

«Ну как клюет?» - спросил один рыбак второго.  « да, 9 штук сорог и окуней! Причем сорог в два раза больше! А у тебя?»   А у меня улов почти такой же, лишь окуней на два больше. Сколько Окуней у рыбаков? (8 окуней)

1.5кг №6 376  

     Щука вчетверо тяжелее окуня, но на 2 кг. легче судака. Если к весу всех троих прибавить вес корзины, в которой они лежат – 1 кг.250г., то получится 10 кг. Определите вес каждой рыбы в отдельности.( 750, 3, 5)

  500г. №8 351

Мальчик поймал 20 ершей и окуней, причем окуней в 3 раза меньше, чем ершей. Сколько ершей? (15 ершей)

500г №12 271

В корзине лежат лещи и караси, всего 36 штук, причем лещей в 5 раз больше, чем карасей. Сколько в корзине лещей и карасей (6 карасей, 30 лещей)

Примеры задач для станций  «Рынок» и «Зоопарк»

                               

  1. Проверка правильности решения задачи и указание ошибки проводится бесплатно.

  1. За наводящий вопрос, помогающий найти путь решения задачи, следует уплатить 1 жетон.

  1. Плата за подсказку пути решения задачи – 2 жетона.

  1. Плата за решение задачи – 3 жетона.

        Мягкий –             5-6 жетонов

        Плацкарт –         3-4 жетона

        Холодильник –  2 жетона

Задачи для самостоятельной работы (1-ый этап игры). 

№ 1.

  1. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня 4 сына, и у каждого сына есть родная сестра».  Сколько же детей было у него?
  2. Вычислить  11043:27-398+302*99+92
  3. Напишите число 0 тремя пятерками, используя при этом знаки действий и скобки.

                                                                                             № 2.

  1. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку пять яиц?
  2. Решите пример  207*32:72-(21140:7-43*70):5
  3. Между цифрами 3, 4, 5, 6, 7 вставьте знаки действий (+, -, *, : ), чтобы в результате получилась единица.

№ 3.

  1. Самолет пролетает от города   А  до города В за 1 час 20 мин. Обратно – за 80 минут. Как это объяснить?
  2. Вычислить   (9095:85+33) * (7344:36-144)
  3. Вставьте между цифрами 2, 3, 4, 5, 6 знаки ( +, _, *, : ), которые употребляются в арифметике, чтобы в результате получилось число 1.

                                                                                                     № 4.

  1. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько летело уток?
  2. Вычислить   52* (16*17+45)-12* (167-67)+467*14
  3. При помощи любых арифметических действий составь число 100 из пяти пятерок.

                                                                                                     № 5.

  1. В семье семь братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько детей в семье?
  2. Вычислить    9222:174+25*(675-249)-2301:177
  3. Есть 5 обрывков цепи, в каждом из которых по 3 кольца. Как соединить их в цепь, расклепав и заклепав лишь три кольца.

                                                                                                     № 6.

  1. В комнате расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
  2. Вычислить     (564:47+2592:72)*250-200
  3. Циферблат часов разделить на шесть частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинакова.

№ 7.

  1. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?
  2. Вычислить     217-6*7+30:5*7-725:25
  3. Как рассадить 45 кроликов в 9 клеток так, чтобы во всех клетках было разное количество кроликов?

                                                                                                    № 8.

  1. В комнате расставить 10 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
  2. Вычислить      (21000-308*29):4+14147:47
  3. В записи 88888888 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000.

                                                                                                   № 9.

  1. Птицелов поймал в клетку пять синиц, по дороге встретил пять учениц. Каждой подарил по синице и в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?
  2. Вычислить      (701*83-205*99-37888) : (4800:120+260)
  3. Расставьте в записи  7*9+12:3 - 2 скобки так, чтобы значение этого выражения было равно 23

И.Д. Шелягина, учитель математики,

МОУ СОШ с. Бычиха Хабаровского района