Деловая игра "Математическая школа XXI века"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Улаханова Марина Родионовна

Деловая игра "Математическая школа XXI века"для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_matematicheskaya_shkola_21_veka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование деловых игр с целью формирования ключевых компетенций старшеклассников

                В последние годы в школе широко используются методы творческой деловой игры. Такие игры помогают заложить основу применения знаний, полученных на уроках и во внеурочное время, в реальной жизни, то есть на практике. Начало серии деловых игр положила компания «ИНТЕРРОС». В 2005 году под руководством Мастера игры В.О.Потанина прошла деловая игра «Формула успеха», а в 2006 году - «Национальный проект». Учителя были поражены способностям учащихся за короткий период исследовать влияние рыночной среды, воздействие внешних факторов и найти нетривиальные решения. Самостоятельность мышления, широта, глубина и гибкость ума, творческая переработка материала - все это помогает старшеклассникам найти свое место в жизни, выбрать правильный путь.

Предлагаем деловую игру «Математическая школа XXI века», которая является некоторым подобием практики и дает скелет действий, отвечая на вопрос о путях развития современной школы.  В педагогических коллективах деловую игру нужно рассматривать не как инструмент получения готовых решений, а скорее как средство выявления нужных направлений, в которых наиболее вероятны успешные решения проблем, существующих в обществе.

При построении деловой игры творческая группа должна соблюдать определенные положения:

 наглядность и простота конструкции модели деловой игры;

 нацеленность всех элементов игры на решение ключевой проблемы;

 коллективная выработка решений;

 наличие у каждого участника своей «роли»;

 взаимодействие участников;

 создание эмоционального напряжения;

 формирование индивидуальных и групповых оценок результатов игры.

Сформировав блок-схему игры уточнить все основные процедурные вопросы ведения игры: установить основные шаги, определить этапы, их последовательность, взаимодействие участников. Мы с уверенностью можем сказать, что деловые игры способствуют формированию ключевых компетенций старшеклассников, развивают способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Математическая школа ХХI века»

             Цель игры: создание виртуальной математической школы ХХI века.

Место действия: заседание «Тендерного комитета». На повестке дня вопрос о выделении средств на строительство Математической школы ХХI века.

Участники игры: 2 команды по 20-25 человек (математические классы школы)

Практический результат: презентация двух проектов «Математическая школа ХХI века».

Условия игры: каждая команда разбивается на группы, выбирает руководителя и его заместителей, разрабатывает проект школы будущего. Конечный продукт защищает перед «Тендерным комитетом». Время защиты - не более 15 минут.

Особенности игры: специфика сценария заключается в том, чтобы заставить учащихся думать об образовании в XXI веке, так как через несколько лет сегодняшние ученики станут основной социальной частью общества и будут реализовывать свои замыслы в жизнь.

Конец игры: решение «Тендерного комитета» о выделении средств на строительство «Математической школы ХХI века»

Сценарный план игры:

1. Встреча с модератором. Объяснение цели, условий и хода игры.

2. Выборы руководящего состава, представление.

3. Работа по командам: определение групп и направлений деятельности, распределение обязанностей.

4. Разработка группами своих направлений деятельности «Школы…».

5. Подготовка группами материала для презентации своего направления.

6. Соединение частей, репетиция целого проекта «Школы…»

7. Выступление перед «Тендерным комитетом» с презентацией проекта «Математическая школа ХХI века».

8. Определение командами сильных и слабых сторон проекта противника.

9. Ответы на вопросы «Тендерного комитета», противников и зрителей.

10. Принятие решения «Тендерным комитетом» о выделении средств на строительство «Математической школы ХХI века».

             Сценарий игры

Модератор (он же председатель «Тендерного комитета»):

Дорогие участники игры! В современном обществе активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования. В Приоритетном национальном проекте «Образование» особое место отводится профилизации и построению «Школы будущего». Мы решили соединить эти два важных направления работы в единое целое и предлагаем сегодня вам, учащимся математических классов, задуматься над тем, какой бы вы хотели видеть «Математическую школу ХХI века». Возможно, именно в такой школе через 15-20 лет будут учиться ваши дети.

Через час каждая команда должна будет представить «Тендерному комитету» (родители и учителя) презентацию проекта «Математическая школа ХХI века». Для этого вы должны будете выбрать:

1) директора школы

2) заместителя директора по обучению

3) заместителя директора по креативу

4) заместителя директора по финансам

5) заместителя директора по творчеству

Каждый заместитель возглавляет рабочую группу (4-5 человек) из числа участников игры. Группы готовят материал для презентации по своему направлению. Заместители являются связующим звеном между директором и участниками игры. Каждый заместитель получит темы для обсуждений в своих группах. Для подготовки презентации вы можете использовать листы ватмана, фломастеры, мел, краски, а также технические средства. Игра состоит из 7 этапов (каждый этап в зале начинается гонгом, отсчет времени звучит из динамиков):

1) Выборы руководителя школы (директора) и его заместителей.

2) Распределение участников по группам и обсуждение направлений деятельности «Школы…»

3) Подготовка группами материала для презентации.

4) Соединение частей в единое целое, подготовка презентации «Школы»

5) Защита проекта «Математическая школа ХХI» века перед «Тендерным комитетом»

6) Вопросы командам.

7) Голосование «Тендерного комитета». Объявление победителей.

              Этап 1.

Модератор: Прошу подойти ко мне по одному представителю от команды и получить задание для первого этапа. Вы должны будете в течение 5 минут выбрать руководителей проекта и придумать имя «Математической школы ХХI века», которую будете создавать. Через 7 минут Директор школы должен представить себя, обосновать выбор названия «Школы…», представить своих заместителей и объяснить, почему выбор команды остановился именно на них. Руководитель за четкость, объективность и эмоциональность представления может принести своей команде 10 дополнительных баллов. Вопросы есть? Время пошло… (Гонг, отсчет секунд).

Через 7 минут к микрофонам выходят по 5 человек от каждой команды. Директор представляется и говорит о том, какое название придумала команда «Школе…» и характеризует своих заместителей. Модератор принимает решение о поощрении лучшей команды (10 дополнительных баллов).

             Этапы 2-4.

Модератор: Вы прекрасно справились с первым этапом игры. Сейчас Директорам предстоит получить материалы для дальнейшей работы. Через несколько минут вы разойдетесь по рабочим комнатам. Каждый руководитель определяет своих «сотрудников» (4-5 человек) и приступает к работе. Группы продумывают свои направления проекта, заместители согласовывают решения со своим Директором. Все вместе чрез 60 минут должны представить «Тендерному комитету» проект «Математическая школа ХХI века». Время презентации - не более 15 минут. Помните, что у «Тендерного комитета» вы будете просить деньги на строительство «Школы…», поэтому цену проекта вы определяете сами. Тендер может выиграть только одна команда. Докажите значимость своего проекта, его актуальность и новизну. Используйте различные эффекты во время презентации. Пользуйтесь материалами, выданными вам для дальнейшей работы. У кого есть вопросы? Прошу Директоров получить пакет материалов. Мы встречаемся с вами через 60 минут. Время пошло.

Директор получает задания для своих команд. На листах бумаги прописаны основные направления деятельности каждой группы. Это материал-подсказка, который могут участники игры использовать полностью или частично.

            Директор школы

Директор школы должен первым выбрать группу, которая будет осуществлять техническую часть презентации.

Вопросы для обсуждения:

1. Район, место, здание (можно нарисовать), территория, набор кабинетов, залов, оборудование и т.п.

2. Актуальность и новизна проекта.

3. Бренд школы.

4. Количество учеников, классов, педагогический состав (где брать?).

5. Режим работы «Школы…».

6. Сколько лет необходимо для реализации проекта?

7. Цена проекта (сколько денег просите у «Тендерного комитета»)

            Заместитель директора по обучению

Вопросы для обсуждения:

1. Предметы основные, общие, новые (количество часов в неделю)

2. Количество уроков в день, неделю, суббота?

3. Профильное обучение (система, договорные отношения с ВУЗами, профильные классы и предметы)

4. Развитие альтернативных форм обучения.

5. Работа с одаренными детьми.

6. Информатизация и компьютеризация.

7. Контрольные, зачеты, экзамены, ЕГЭ.

Заместитель директора по креативу

Вопросы для обсуждения:

1. Имидж «Школы…».

2. Формирование фирменного стиля.

3. Реклама.

4. Нетрадиционные формы работы с детьми и родителями.

5. Пресс-службы.

6. Сайт. Горячая линия.

7. Связь с общественностью.

            Заместитель директора по финансам

Вопросы для обсуждения:

1. Оплата труда руководителей и педагогов (назвать цифры)

2. Платное или бесплатное образование? Где брать деньги?

3. Платные образовательные услуги. Какие кружки могут быть платными? (Какова цена?)

4. Сколько и как «Школа…» может заработать денег? На что их тратить?

5. Укрепление и развитие материальной базы.

6. С кем можно заключить договора, чтобы заработать денег?

7. Работа с родителями по созданию комфортной образовательной среды. Можно ли привлекать родителей? Как?

            Заместитель директора по творчеству

Вопросы для обсуждения:

1. Работа клубов интересных встреч (каких и как?).

2. Работа творческих кружков и секций.

3. Самоуправление учащихся.

4. Сотрудничество с другими организациями (какими и как?).

5. Праздники, конкурсы, концерты…

6. Образовательный туризм, профильные лагеря.

7. Роль родителей в воспитании.

            Этап 5.

Уважаемые господа! Разрешите мне открыть заседание «Тендерного комитета». На повестке дня один вопрос: выделение средств на строительство «Математической школы ХХI века». Подали заявки для участия в тендере две школы: _________________ и _______________________. Слово для презентации своего проекта предоставляется Директору школы ____________________________________________________________________.

(Члены «Тендерного комитета»: модератор - председатель, два учителя и два родителя) оценивают выступления, выставляя оценки по пятибалльной шкале каждому «руководителю» (5 человек). Дополнительные баллы за оригинальность, эмоциональность, техническое оснащение выступления может дать каждый член «Тендерного комитета» (максимально - 5 баллов).

Благодарю руководителей школы ______________________________________. Слово для презентации своего проекта предоставляется Директору школы ____________________________________________________________________.

Благодарю за интересный проект «Школу…»_____________________________.

            Этап 6.

Дорогие авторы проектов! Через 5 минут обсуждения вы должны назвать три сильных стороны и три слабых стороны проекта своих противников. Время! (Гонг, отсчет секунд).

(Через 5 минут модератор разворачивает дискуссию между командами, задавая вопросы: Согласны ли вы с мнением оппонентов? Почему? Настаиваете ли вы на своем решении? Что бы вы взяли из проекта соперников в свою школу и т.п.).

Вопросы задают «члены Тендерного комитета», соперники и зрители. 

(Члены «Тендерного комитета» оценивают этот этап по пятибалльной шкале и считают общие баллы).

Этап 7.

Уважаемые господа! Сегодня на заседании «Тендерного комитета» мы познакомились с двумя замечательными проектами «Математическая школа ХХI века ____________________» и «Математическая школа ХХI» века _______________________________. Мне хочется отметить большую мозговую деятельность всех участников команд, великолепные организаторские способности руководителей и их заместителей, проявленное творчество, желание победить! Но, к сожалению, «Тендерный комитет» может выделить деньги только на один проект. После долгих споров мы приняли решение. Внимание!!! Разрешите мне зачитать решение «Тендерного комитета».

«Тендерный комитет выделяет ____________ рублей на строительство «Математической школы _________________________________».

Поздравляем победителей! Приглашается Директор школы для торжественного вручения сертификата на строительство «Школы будущего».

(Звучат фанфары, вручается сертификат).

«Тендерный комитет» особо хочет отметить следующих участников деловой игры:

Лучшим Руководителем признан ________________________________________

Лучшим заместителем по обучению признан _____________________________

Лучшим заместителем по финансам признан______________________________

Лучшим заместителем по креативу признан ______________________________

Лучшим заместителем по творчеству признан _____________________________

(Детям вручаются грамоты за участие в деловой игре).

Спасибо всем! Было очень интересно с вами работать. Заседание «Тендерного комитета» объявляется закрытым. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Способы организации дифференцированной работы на уроке по УМК " Начальная школа ХХI века"

В статье предложены варианты организации работы над разноуровневыми заданиями....

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Вектор развития государственной школы – школа цифрового века.

В статье рассматривается организация работы Лузского школьного округа на основе осуществления дистанционного обучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся девятых классов округа....

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Деловая игра "Школа - правовое пространство"

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе...

Деловая игра "Школа - правовое пространство"

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе...

Деловая игра «Школа безопасности. Каждый имеет право на уважение»

Цель: гармоничное развитие личности детей, воспитание уважения к старшим; развитие стремления быть внимательным к окружающим людям.Задачи:развитие у обучающихся представлений безопасности;&bull...