Конспект занятия. Тема "Государственная символика России"
методическая разработка

Мартынова Елена Владимировна

Во время занятия обобщаются знания о государственной символике России, о правах и обязанностях граждан Российской Федерации.

Раскрываются история, описание, значение герба, флага и гимна России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа №59

Приморского района Санкт- Петербурга

Конспект занятия.

Тема:  «Государственная символика России».

Воспитатель: Мартынова Елена Владимировна

Цель:

- Познакомить с гербом, флагом и гимном России, их историей и значением;

Образовательные задачи:

- Развивать умения работать с разными источниками информации, навыки говорения, чтения и слушания, межличностного общения;

Коррекционно-развивающие задачи:

-   Развивать речь, мышление, воображение, активность, самостоятельность.

- Формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости  труда людей;

Воспитательные задачи:

-  Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию     России, чувство патриотизма.

- Воспитывать трудолюбие и уважение к труду; воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства.

Оборудование:

1. Альбомные листы, цветные карандаши.

2. Ноутбук, проектор, слайдовая презентация. 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Обобщение знаний о государственной символике.

Учитель. С целью повторения   материала, который нам  знаком, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Кроссворд

1. Глава Российского государства.

2. Важные вопросы в жизни страны решает ... Оно разрабатывает меры по

развитию хозяйства, культуры и других областей жизни.

3. В 1948 году в большинстве государств мира принята Всеобщая ... прав человека.

4. Основной закон государства.

5. Важнейшее право человека.

п

р

е

з

и

д

е

н

т

п

р

А

в

и

т

е

л

ь

с

т

в

о

д

е

К

л

а

р

а

ц

и

я

к

О

н

с

т

и

т

у

ц

и

я

ж

и

з

Н

ь

Ответы: 1. Президент. 2. Правительство.

3. Декларация. 4. Конституция. 5. Жизнь.

Ключевое слово: Закон.

У. – Что такое закон?

(Правило, которое устанавливает государство.)

У. – Для чего нам необходимо знать законы страны?

(Чтобы не нарушать эти правила, выполнять их.)

Группа 1. Выбрать из списка права граждан Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации записаны права: каждый человек имеет право на ...

1. Жизнь. (+)

2. Платить законно установленные налоги и сборы.

3. Свободное передвижение. (+)

4. Собственность. (+)

5. Жилище. (+)

6. Сохранять природу.

7. Бережно относиться к природным богатствам.

8. Бесплатное образование. (+)

9. Защищать Отечество.

10. Охрана здоровья. (+)

11. Нести военную службу.

Группа 2. Выбрать из списка обязанности граждан Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации записаны обязанности граждан: каждый

человек обязан ...

1. Жизнь.

2. Платить законно установленные налоги и сборы. (+)

3. Свободное передвижение.

4. Собственность.

5. Жилище.

6. Сохранять природу. (+)

7. Бережно относиться к природным богатствам. (+)

8. Бесплатное образование.

9. Защищать Отечество. (+)

10. Охрана здоровья.

11. Нести военную службу. (+)

У. – Как называется Основной закон страны? (Конституция.)

Ученик рассказывает о Конституции Российской Федерации.

Ученик 1. Конституция – это главный закон нашего государства. Конституция, по которой живет сейчас наша страна, принята всенародным голосованием

12 декабря 1993 года. В ней записаны основные права и обязанности граждан

Российской Федерации. Соблюдение и защита прав – первейшая обязанность

государства.

У. – Права российских граждан, записанные в Конституции страны, учитывают общепризнанные правила и международные нормы.

У. – У человека не могут быть только права. В Конституции записаны и обязанности граждан нашей страны.

III. Объявление темы и целей занятия.

У. –В Конституции записаны не только права и обязанности граждан Российской Федерации, но и устройство страны: указаны республики и области, которые входят в состав Российской Федерации, территория страны, государственный язык, денежная единица, столица России, символы страны.

Тема нашего занятия – «Славные символы России».

IV. Работа над новым материалом.

1. У. –Давайте сначала выясним: что такое символ? (Условный знак, обозначение)

У. – Какие символы России вы знаете?  (Герб, флаг, гимн.)

Слайд 1. Cимволы государства

 Герб флаг гимн

У. – Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и

трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И поэтому мы

все должны хорошо знать историю государственных символов России,

представлять, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, понимать их

символику. Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

2. – Работать вы будете в группах.

Первая группа подготовит сообщение о гербе, вторая – о флаге, третья –

о гимне. На партах у вас лежат словарь, изображения символов.  Вам нужно найти ответы на вопросы и составить рассказ о символе. уппа1

План изучения  материала

1. Герб

П л а н

1. Что означает слово «герб»? (Словарь)

3. История российского герба.

4. Что символизирует двуглавый орел? (фото)

5. Где можно увидеть изображение герба нашей Родины?

План изучения  материала

2. Флаг

П л а н

1. Что означает слово флаг?

2. Из истории флага.

3. Что представляет собой флаг Российской Федерации (описание)

4. Значение цветов Российского флага (фото)п

а 3

План изучения  материала

3. Гимн

П л а н

1. Что означает слово гимн? (Словарь)

2. Из истории гимна.

3. Кто автор слов и музыки гимна?

4. Когда и где можно услышать исполнение гимна?

5. Как нужно слушать гимн?

Для подготовки дается 10 минут. Дети распределяют материал для ответов.

Выступают все ученики.1

3.

Ученик 2. Главный символ любого государства – его герб.

В толковом словаре я нашел, что герб – это эмблема государства, города,

рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других

официальных документах.

Слайд 2. Гербы

У. Ha гербе в условной форме показаны исторические традиции государства или города.

Ученик 3.

История появления герба

В ХI–ХII веках в Европе появились рыцари (всадники). Они были одеты в железные доспехи: на голове – шлем с забралом, закрывающим лицо; тело всадника защищали латы – доспехи из железных пластин. Рыцари устраивали турниры – военные состязания. Для того чтобы отличить одного воина от другого, рисовали на щитах разные отличительные знаки – гербы. На них изображали людей, птиц, зверей. Иногда рисовали существа, которых нет в природе, например дракона, двуглавого орла.

Слайд 3. Рыцарь

Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Гербы были у знатных семей и передавались из рода в род. Имели гербы и государства.

Ученик 4.

История Российского герба

В Древней Руси не было гербов, но существовали свои знаки и эмблемы.

Древнейшими из них были знаки русских князей, которые передавались по наследству, хотя и с некоторыми изменениями. В конце ХV века первый государь Руси Иван III создал общегосударственную печать.

Слайд 4. Печать XV века

Символика российского герба ведет начало от этой печати. На ней были изображены всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с коронами на головах. В XVI веке двуглавый орел – главная эмблема Российского государственного герба. За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся.

У. В декабре 2000 года ГосударственнаяяДума приняла Закон о государственной символике Российской Федерации.

В настоящее время государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольник с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла– скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и поверженного конем дракона.

Слайд 5. Герб России

Ученик 5. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее независимость, единение народов европейской и азиатской

частей современной России.

Слайд 6. Двуглавый орёл.

Ученик 6. Изображение государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства, на официальных документа (на паспорте гражданина России). Его помешают на пограничных столбах, обозначая Государственную границу нашей Родины.

Слайд 7. Пограничный столб, знамёна, печати, паспорт.

Боевые знамена воинских частей также украшает Российский герб. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций.

Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна –

независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.

У. - Давайте повторим: что такое герб? (Это символ государства.)

У. - Где можно увидеть герб? (На флагах, монетах, печатях, официальных документах.)

V. Физкульминутка.

У. - Следующий символ государства – флаг.

Ученик 7.

Значение слова флаг

Флаг – это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета

или нескольких цветов, часто с эмблемой. Синонимы слова флаг знамя, стяг.

Слайд 8. Флаги.

Ученик 8.

История появления флага

Флаги существовали еще с древних времен. У вождя каждого племени был свой флаг, для того чтобы чем- то выделяться среди других, что особенно важно было во время военных походов: воины издалека могли определить, где находится их вождь, и обычно группировались вокруг своего предводителя с флагом. В битве воины стремились прорваться к неприятельскому флагу, чтобы его захватить. Захват вражеского флага в бою считался особым отличием, а утеря – позором и поражением.

У. – А знаете ли вы, как выглядит флаг нашей страны? Предлагаю вам выбрать из  флагов нескольких стран флаг России.

Слайд 9. Флаги Болгарии, Франции, России, Нидерландов.

Ученик 9. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего и нижняя – красного цвета.

Слайд 10. Флаг России.

Ученик 10.

Значение цветов российского флага

Издревле каждый цвет имел свое особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь. Красный, белый и синий цвета были широко распространены в народной одежде. Раньше свадебный наряд девушки был не белым, а красным. Слово красный означало «красивый, прекрасный, превосходный, лучший».

Слайд 11. Красная девица.

Ученик 11.

История российского флага

Трехцветный флаг появился в России еще в ХVII веке. В начале ХVIII века, при Петре I, трехцветный флаг стал флагом российского торгового флота. В конце ХIХ века бело-сине-красный флаг становится государственным флагом России. Октябрьская революция отменила царскую символику. На смену трехцветному пришел красный флаг.

Слайд 12. Красный флаг.

У. С Красным знаменем Красная Армия прошла до Берлина во время Великой

Отечественной войны. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красного цвета.

    С 1991 года бело-сине-красный флаг снова стал государственным флагом России.

   Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его, как святыню.

–Что символизирует белый цвет на флаге Российской Федерации? Синий цвет?

Красный цвет?

Дети отвечают.

– Помимо флага и герба, высшим символом государства является гимн.

Ученик 13. Гимн в переводе с греческого – торжественная песня.

Ученик 14.

Из истории гимна

Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали похвальные

песни в честь богов или героев.

Ученик 15. Слова нашего гимна написал Сергей Владимирович Михалков,

музыку – Александр Васильевич Александров.

 Слайд 13. Портреты С. Михалкова и А. Александрова.

Ученик 16. Когда и где можно слышать гимн? Каждый день наша страна

встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз, на церемониях награждения российских спортсменов, когда они завоевывают золотые медали, а также во время встреч глав государств.

Ученик 5. Как нужно слушать гимн?

На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все

встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.

 Звучит Гимн России.

VI.Закрепление  материала. 

У. Итак, наше занятие подходит к концу. Какие символы государства вы знаете?

Научная литература

l. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2003.

2. Конституция Российской Федерации. Ростов- н/Д: Феникс, 1999.

3. Ожегов С.и., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.

4. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра Великого. – 2-е изд., испр. и

 доп. / глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000. – 688 с.

5. Все обо всем. Энциклопедия. Т. 6, 8, 12, 14: под ред. Г.М. Шалаевой: Ключ-С, 1996.

Учебное пособие

1. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учеб. пособие. – М.: ТИД «Русское слово – PC, 2002.

Методическая литература

1. Дмитриева о.и., Мокрушина о.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 4 класс». М.: Вако, 2004.

2. Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа. 2001. № 7.

3. Министерство образования РФ. «О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» // Начальная школа. – 2002. – № 12.

Электронные версии энциклопедий

1. Энциклопедия истории России. 862–1917. – М.: АО Коминфо, 1998–2001.

2. Большая Советская Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

3. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Кирилл и Мефодий, 2001.

Художественная литература

1. Живые строки войны... / сост. Ю.А. Левин,

В.Г. Лошак – Свердловск: Сред. – Уральское книжно

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

конспект- занятия "Выборы в России"

Классный час посвященный актуальной теме как выборы в Российской Федерации....

Конспект классного часа по теме: "Государственная символика России" 2-3 классы

Познакомить детей с государственными символами росии (герб, гимн, флаг)...

Конспект занятия " Государственные символы России"

Конспект занятия " Государственные символы России"...

Конспект занятия "Наш дом-Россия"

В данном учебном мероприятии представлен конспект занятия "Наш дом-Россия", рисунки детей....

Конспект занятия "Наша Родина - Россия"

Конспект занятия "Наша Родина - Россия"...