Здоровый образ жизни - каждый день!
статья (6, 7 класс)

Тамара Ивановна Бодина

Сегодня, перед учителями современной школы стоит проблема – сделать, чтобы здоровый образ жизни для каждого ребенка стал жизненной потребностью, непрерывным процессом. Это означает, что учитель не имеет права ограничивать свою воспитательную деятельность эпизодическими мероприятиями по физическому воспитанию, или время от времени привлекать к этому процессу посторонних людей.  Данная работа должна проводится как в урочное, так и внеурочное время систематически и целенаправленно с использованием различных методов, форм и средств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования здорового образа жизни школьников
во внеклассной работе.

    Сегодня процесс модернизации образования и воспитания направлен на обеспечение условий для качественного образования путем формирования поколения, способного к толерантному восприятию мира, бесконфликтной жизнедеятельности в нем, способного учиться на протяжении жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества.

  Вместе с тем, учитывая существующую тенденцию ухудшения состояния здоровья детей, распространенность соматических, нервно-психических нарушений здоровья школьников, существование проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи, перед учебными заведениями встает задача организовать учебно-воспитательный процесс на принципах здоровьесбережения, развивать профессионализм педагогов по формированию основ здорового образа жизни, культуры здоровья, превентивного обучения и воспитания детей и учащейся молодежи.

Для формирования здорового образа жизни школьников особое внимание необходимо уделять основам гигиены, режиму труда и отдыха, медико - санитарной грамотности и образованности.  

   В.А. Сухомлинский пишет: «Опыт уверил нас в том, что примерно 85% всех учеников, которые не успевают в учебе, главная причина - плохое состояние здоровья, такое плохое самочувствие или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и излечимо только при помощи совместных усилий матери, отца, врача и учителя».

Вершиной работы в физическом воспитании для каждого учителя является обеспечение активности учащихся в самовоспитании, что предполагает устойчивое стремление школьников к овладению необходимыми знаниями, выработка положительных черт и качеств, достижения высоких показателей в спорте. Физическая культура должна обеспечить сознательное отношение ученика к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закалять физические и нервные силы, предотвратить заболевания.

   Бесспорным является утверждение большинства специалистов о том, что научно-методические основы и практические навыки должны быть заложены, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе. И формировать этот процесс необходимо из приоритета человека как высшей ценности во всей духовной и телесной неповторимости личности, признания ее социально-естественной уникальности.

  Для успешного создания здоровьесберегающей образовательной среды в современном учебном заведении учебно-воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

- создание оптимальных внешне-средовых, экологических, санитарно-гигиенических норм;

-     рациональная организация труда и отдыха;

-  сохранение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья;

-     формирование сознательного отношения к своему здоровью;

-     пропаганда здорового образа жизни;

- внедрение новейших здоровьесберегающих, здоровьесодержащих, профилактических педагогических технологий;

-     образование на основе жизненных навыков (ООЖН);

-   применение профилактических, просветительских программ и проектов (проведение бесед и общеобразовательных мероприятий «День здоровья», тематических выставок рисунков);

-     привлечение родителей к работе по пропаганде культуры здоровья;

- налаживание сотрудничества с соответствующими общественными организациями и государственными учреждениями.

    В образовательных учреждениях первоочередное внимание должно уделяться:

- созданию условий для соблюдения требований санитарного законодательства по организации учебного процесса (воздушный, цветной, световой, температурный микроклимат и т. п),

-   созданию условий для соблюдения требований охраны труда и безопасности жизнедеятельности,

-   обеспечению учащихся во время их пребывания в школе сбалансированным пищевым и рациональным питьевым режимом, ежедневным горячим питанием,

- обеспечению медицинского обслуживания участников учебно-воспитательного процесса,

-    обеспечению оптимального двигательного режима,

-    созданию условий для физически-оздоровительной работы,

-   предупреждению формирования у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса;

-  включению в учебные планы школы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, формировать у них культуру здоровья, побуждать к введению здорового образа жизни;

-   проведению тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику пагубных привычек.

    В понятие «Здоровый образ жизни» вкладывается комплекс,  не только система уроков предмета «Физическая культура и здоровье», но и комплекс культурно – оздоровительных мероприятий во внеурочное время. К ним можно отнести классные воспитательные часы, беседы, диспуты по вопросам формирования здорового образа жизни, тематические выставки рисунков, занятия – практикумы, рисование под музыку, творческая деятельность (лепка, оформление открыток, газет и т.д.), дыхательную гимнастику, цветотерапию и другое. Данные методы особенно хорошо работают с детьми с ЗПР, синдромом Дауна, дефектами аутентичного спектра.

   Среди эффективных выделяют такие методы формирования навыков введения здорового образа жизни средствами физкультурно – оздоровительной работы во внеурочной деятельности:

-  занятия гимнастикой, формирование навыков выполнения утренней зарядки;

-  викторины, конкурсы, эстафеты, тренинги, путешествия – практикумы,

-  народные и спортивные игры и праздники;

-  подвижные перерывы, которые способствуют активному отдыху учащихся;

-  тематические выставки рисунков;

- классные воспитательные часы, беседы, диспуты по вопросам формирования здорового образа жизни;

- занятия в спортивных кружках, агитбригадах;

    Правильно организованное физическое воспитание в школе способствует формированию хорошего состояния здоровья, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

   Сегодня, перед учителями современной школы стоит проблема – сделать, чтобы здоровый образ жизни для каждого ребенка стал жизненной потребностью, непрерывным процессом. Это означает, что учитель не имеет права ограничивать свою воспитательную деятельность эпизодическими мероприятиями по физическому воспитанию, или время от времени привлекать к этому процессу посторонних людей.  Данная работа должна проводится как в урочное, так и внеурочное время систематически и целенаправленно с использованием различных методов, форм и средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Здоровый образ жизни-выигрывает каждый!"

Буклет о здоровом образе жизни...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

С.А.Диденко. Программа «Здоровый образ жизни - в каждую семью»

«Здоровье – не всё,но без здоровья – ничто».Сократ.Здоровье — самое ценное, что есть у человека, гарант семейного и материального благополучия. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения биоло...

Здоровый образ жизни каждому школьнику

Тематическая разработка: «Здоровый образ жизни каждому  школьнику»...

Педагогический проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет "Здоровье - богатство для всех и каждого"

Актуальность темы данного проекта определена тенденцией уменьшения количества здоровых детей дошкольного и школьного возраста и увеличения уровня детей с физическими отклонениями здоровья, количества ...

Программа воспитания здорового образа жизни школьника " Здоровье каждого - богатство нации"

В программе представлены возможности школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника...