Рабочая программа элективного курса "Технология укрепления и сбережения здоровья".
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Пронина Ольга Николаевна

Элективный курс «Технологии укрепления и сбережения здоровья» разработан для обучающихся 9-11 классов и посвящён одной из главных проблем – укреплению и сбережению здоровья у подрастающего поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»

г. о. Серпухов Московской области

                                       

   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по элективному курсу

ТЕХНОЛОГИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

10 -11  классы

Базовый уровень

Составитель:

Пронина Ольга Николаевна

2021 г.

Г. О. СЕРПУХОВ

«Результатом нашей работы должна стать

осознанная молодым поколением необходимость

в здоровом образе жизни, в занятиях физической

культурой и спортом. Каждый молодой человек

должен осознать, что здоровый образ жизни –

                                                 это успех, его личный успех».

Владимир Путин

Актуальность

      Здоровье детей и подростков при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики, показывает, что оно значительно хуже, чем большинстве индустриально развитых стран. В качестве характеристик здоровья исследователи рассматривали уровень физического и психического состояния, моторного развития, социально-бытовые условия, качество и характер питания, характер двигательной активности, склонность к употреблению психоактивных веществ, острую и хроническую заболеваемость. Кроме того, вырос интегральный показатель травматизма, причем значительное место занимают тяжелые травмы. В этой связи важное значение приобретают факторы, связанные с разумным, здоровым образом жизни, преодолением вредных привычек, построением правильного вектора движения к цели, управлением собой при выполнении любой работы, в том числе и в сложных жизненных ситуациях, освоением здоровьесберегающих технологий.

      Отрицательная экологическая обстановка в некоторых районах проживания и обучения школьников повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Страдает и психическое здоровье подрастающего поколения: наблюдаются различные неврозы, невротические реакции, задержки психоречевого развития.

      За последнее время отмечается рост значительных отклонений в физическом развитии обучающихся. Здесь следует отметить низкую массу тела при нормальном росте, избыток массы тела. Не снижается также и уровень хронических заболеваний среди школьников.

 Изучение состояния здоровья старшеклассников имеет тенденцию к ухудшению. Основной причиной этого является интенсификация процесса обучения, не подкрепленная системой восстановления, сохранения и укрепления здоровья. Поэтому, чем раньше начинать выполнять мероприятия, связанные с коррекцией здоровья, тем более вероятными станут положительные результаты в этом направлении.

      Разумный и здоровый образ жизни – главный резерв человека, основа его благополучия в личной, учебной, профессиональной и общественной жизни. Достичь определенного уровня здоровья можно только приложением конкретных волевых усилий в этом направлении. Кроме волевых усилий, важны и знания о том, как следует изменить себя, чтобы стать здоровым во всех отношениях.

Пояснительная записка

     Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

       Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную и счастливую жизнь. Основной причиной неблагополучного состояния здоровья человека является пренебрежительное отношение к своему здоровью.

      Яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам. В данном курсе раскрываются основные факторы, определяющие здоровый образ жизни человека, рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья, а также профилактика вредных привычек у подростков.

 Содержание, структура соответствует возрастным особенностям обучающихся, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ.

      Элективный курс «Технологии укрепления и сбережения здоровья» разработан для обучающихся 9-10 классов и посвящён одной из главных проблем – укреплению и сбережению здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 34 часа (в каждом классе), которые проводятся в течение учебного года по одному часу в неделю. В данном курсе используются различные виды занятий: комбинированные уроки, практические занятия с элементами исследования и мини-тренинги.

      Программа курса «Технологии укрепления и сбережения здоровья» составлена на основе программы элективных курсов по ОБЖ (А.Л. Винник – доктор медицинских наук, профессор) и «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» (В.И. Ермакова).

ЦЕЛЬ курса: ознакомить обучающихся с теоретическими и практическими подходами к решению вопросов сбережения и укрепления здоровья в процессе учебной деятельности.

ЗАДАЧИ КУРСА:  

  1. Развить познавательные интересы у школьников на основе приобретения и применения новых знаний о факторах здоровья.
  2. Воспитать у школьников бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Вести здоровый образ жизни.
  3. Развитие стремлений к получению дополнительной информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья своего и своих близких.
  4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, возможности приобретения умений и навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Содержание курса

      Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

      Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

      При изучении отдельных разделов курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать, прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у обучающегося бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем. Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.

      Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие.

      Особое внимание при изучении курса уделяется профилактике вредных привычек: наркомании, алкоголизму, табакокурению.

     Направленность курса – развивающая.

     Специфика содержания курса предполагает использование различных методов и форм обучения, помимо форм традиционного урока. При изучении курса большое внимание следует уделять использованию методов проблемного подхода, частично-поискового, исследовательского и современных методов обучения и методических приемов, направленных на самоопределение, развитие компетентности у обучающихся:

  • Написание рефератов
  • Мини-тренинги
  • Ролевые игры
  • Дискуссии
  • Решение проблемных ситуаций
  • Исследования
  • Самостоятельные работы с различными информационными источниками
  • Практические занятия с использованием тренажера «Витим».

     Формы подведения итогов реализации образовательной программы: защита мультимедийных презентаций, рефератов, коллажей.

     ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

после изучения обучающихся по программе «Технологии укрепления и сбережения здоровья», образовательный потенциал обучающихся должен отвечать следующим требованиям:

Общие требования к образованию обучающихся.

 1. Обучающийся имеет активную гражданскую позицию.        

 2. Понимает сущность ответственности за свое здоровье.

 3. Умеет противостоять опасному давлению окружающей среды.

 4. Умеет находить выход в нестандартных опасных для жизни ситуациях.

 5. Умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами релаксации, заботится о здоровье своем и здоровье своих близких.

После изучения курса «Технологии укрепления и сбережения здоровья» обучающиеся должны знать:

  •  о факторах, формирующих здоровье;
  • о факторах, разрушающих здоровье;
  •  знать способы укрепления здоровья;
  • о болезнях «поведения» и их последствиях;
  • о наследственности и здоровье;
  • элементарные санитарно-гигиенические нормы, способствующие сохранению здоровья.

После изучения курса «Технологии укрепления и сбережения здоровья» обучающиеся должны уметь:

- понимать причины состояния своего здоровья в определенное время и в определенной ситуации;

  • воспроизводить нужную информацию и противостоять вредным привычкам и пристрастиям;
  • избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения, неумеренности и невоздержания во всех проявлениях;
  • учиться рефлексии и навыкам укрепления и улучшения своего здоровья;
  • оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм.

В процессе изучения курса вырабатываются определенные навыки:

  1. Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать себя, свой характер, свои возможности.
  2. Навыки самооценки, которые позволяют правильно вести себя и уметь оказывать само- и взаимопомощь.
  3. Навыки правильного поведения в стрессовых ситуациях.
  4. Навыки творчества – способность творчески решать различные задачи в любом виде деятельности.

ОСОБЕННОСТИ   КУРСА

«Технологии укрепления и сбережения здоровья» определяются:

  1. Возможностью проведения практических занятий в период критического переходного возраста.
  2. Возможностью личного участия школьников в оценивании и контролировании своего здоровья.
  3. Возможностью приобретать умения и навыки укрепления своего здоровья, формирования умений проводить самонаблюдения и коррекцию (подвижные игры с дидактической направленностью, аутотренинг, релаксация)

      Основные термины и понятия, используемые в программе элективного курса:

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов «Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года)».

Здоровый образ жизни - это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психо-эмоциональные, культурные и физиологические потребности человека, и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивая самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития.

 Компоненты здоровья             

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
  2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.
  5. Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) – это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создание оптимальных условия работы педагогов.

Содержание программы в 10 классе

Тема 1 (6 часов)

Сущность и понятие здоровья.

Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье. Функции организма человека. Отсутствие болезней и болезненных изменений. Физическое, социальное, духовное и умственное благополучие.

Практическая работа №1. Анкетирование среди обучающихся по выявлению знаний о собственном организме и основным вопросам, которые их интересуют. Определение уровня заболеваемости по школе.

Тема 2 (6 часов)

Человек и здоровье. Определение уровня здоровья.

Три уровня состояния здоровья: биологический, социальный, личностный.

Практическая работа №2. Определение уровня здоровья среди населения города. Анализ статистических материалов.

Тема 3 (4 часа)

Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга.

Эмоции и мотивации. Этические чувства. Эстетические чувства.

Практическая работа №3. Учимся контролировать эмоции. Решение ситуационных задач.

Тема 4 (4 часа)

Механизмы сохранения и укрепления здоровья.

Понятие об адаптации в биологических, психологических и социологических исследованиях. Биологическая и социологическая адаптация. Формирование и сохранение здоровья на физиологическом уровне.

Практическая работа №4. Составление памяток об адаптации в различных биологических, психологических и социальных условиях.

Тема 5 (10 часов)

Образовательная среда и здоровье школьников.

Влияние процесса обучения и его интенсификации на здоровье школьников. Дискомфортные состояния и их причины. Характер взаимоотношений обучающихся и педагогов.

 Учебные нагрузки и перегрузки. Питание школьников. Культура здоровья. «Школьные» болезни. Рациональные характеристики школьного расписания.

Практическая работа №5. Анкетирование среди обучающихся по выявлению комфортности пребывания в школе.

Практическая работа №6. Исследование качества питания в школьной столовой.

Практическая работа №7. Выявление причин «школьных» болезней среди обучающихся школы.

Тема 6 (5 часов)

Физическое здоровье. Подвижные игры с дидактической направленностью.

Физическое развитие и здоровье обучающихся. Закаливание организма. Пассивное и активное закаливание. Воздушные ванны. Летние подвижные игры на воздухе. Зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. Мотивационные и операционные компоненты подвижных игр с дидактической направленностью.

Практическая работа №8. Мини-исследование о влиянии разных видов закаливания на организм подростка. Составление памятки о правилах закаливания. Провести беседы по закаливанию среди младших школьников.

Практическая работа №9. Составление каталога летних и зимних подвижных игр с дидактической направленностью.

Содержание программы в 11 классе

Тема 7 (2 часа)

Нравственное и социальное здоровье. Семейное воспитание. Нравственная защита школьников. Актуализация нравственности.

 Укрепление роли семьи. Семейное воспитание. Возрождение нравственных ценностей. Нравственная защита детей и подростков.

Практическая работа №1. Работа с информационными источниками и определение влияния семейного воспитания на нравственное здоровье подростков.

Тема 8 (6 часов)

Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Профилактика повреждений и травм.

 Условия, уровень, качество и уклад жизни. Вынужденный и разумный образ жизни. Режим дня. Позитивное отношение к жизни. Основные принципы оздоровительной дыхательной системы. Теоретические и практические аспекты профилактики повреждений и травм. Принципы оказания первой медицинской помощи.

Практическая работа №2. Сбор полного анамнеза обучающихся класса с целью выбора оздоровительной гимнастики.

Практическая работа №3. Оказание ПМП при разных видах травм (перелом, вывих, растяжение).

Практическая работа с использованием тренажера «Витим» №4. Отработка навыков при легочной реанимации и при остановке сердца.

Тема 9 (16 часов)

Профилактика вредных привычек.

Формирование у обучающихся жизненно важных знаний, умений, навыков и полезных привычек.

Профилактика наркомании. Причины и последствия потребления наркотиков. Способы вовлечения в наркоманию. Аспекты профилактики. Лечение наркомании.

Профилактика алкоголизма. Причины, по которым подростки употребляют алкоголь. Действие алкоголя на внутренние органы. Алкоголь и семья. Принципы профилактики и лечения алкоголизма.

Профилактика табакокурения. Причины курения табака. Стадии никотиновой зависимости. Вредное действие табака на организм подростка. Терапия табачной зависимости.

Практическая работа №5. Мозговой штурм и определение понятия «наркотики», упражнение-метафора «Стул», игра-дискуссия «Любопытство, воля, разум», моделирование ситуации «Пытаясь уйти от проблемы», упражнение «Аргументы отказа от пробы наркотиков», упражнение «Ватман удовольствия», просмотр и обсуждение видеофильма «Дневник Насти». Работа с тренажером «Витим» показать наглядно какие изменения происходят с человеком во время ломки.

Практическая работа №6. Игра-викторина «Похититель рассудка». Беседа врача-нарколога о действии алкоголя на внутренние органы.

Практическая работа №7. Анкетирование среди обучающихся школы с цель выяснения причин табакокурения. Мини-исследование заболеваний среди курящих подростков. Конкурс плакатов «Жизнь без вредных привычек».

Тема 10 (6 часа)

Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.

Отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа. Основные этапы развития эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и в России. Причины быстрого распространения ВИЧ-инфекции. Основные пути передачи ВИЧ. Правила безопасного поведения по предупреждению ВИЧ-инфецирования.

Практическая работа №8. Методика «Шкала времени», методика «Развитие заболевания», упражнение «Игра с водой», упражнение «Тестирование», мозговой штурм «Биологические жидкости организма человека», игра «Степени риска», решение ситуационных задач «Ответственное поведение», методика «Выражение любви», создание коллажа «Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом».

Тема 6 (4 часа)

Повторение.

Физическое развитие и здоровье обучающихся. Закаливание организма. Пассивное и активное закаливание. Воздушные ванны. Летние подвижные игры на воздухе. Зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. Мотивационные и операционные компоненты подвижных игр с дидактической направленностью.

Практическая работа №9. Составление каталога летних и зимних подвижных игр с дидактической направленностью.

Тематическое планирование элективного курса

«Технологии укрепления и сбережения здоровья»

п/п

Название темы

Количество часов

10 класс

1.

Сущность и понятие здоровья

6

2.

Человек и здоровье. Определение уровня здоровья

6

3.

Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга

4

4.

Механизмы сохранения и укрепления здоровья

4

5.

Образовательная среда и здоровье школьников

10

6.

Физическое здоровье. Подвижные игры с дидактической направленностью

5

ИТОГО

35                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

11 класс

7.

Нравственное и социальное здоровье. Семейное воспитание. Нравственная защита школьников. Актуализация нравственности

2

8.

Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Профилактика повреждений и травм

6

9.

Профилактика вредных привычек

16

10.

Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты

6

11.

Повторение.

4

ИТОГО

34

Приложение № 1

При желании может быть использована: Рейтинговая оценка учебной деятельности обучающихся

 Для определения уровня компетентности проводится рейтинговая оценка учебной деятельности обучающихся по всем четырем компонентам: знания и умения, творческие достижения, прилежание, рефлексия (самооценка, самоосмысление). Коэффициенты рейтинговых оценок по всем темам программы предполагается определять следующим образом:

«5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов.

Если обучающийся по десяти разделам программы имеет оценки «5», то суммарный рейтинг его составляет 30 баллов.

 Уровни компетентности выделяются на основании следующих показателей:

1.Низкий уровень. Обучающийся удовлетворительно и хорошо учится, не проявляет творческой активности и самооценки, не проводит самоанализ своей деятельности (максимально 10 баллов).

2.Средний уровень. Обучающийся учится хорошо, проводит самоанализ и самооценку, ответственно относится к учебе, не проявляет творчества в учебной деятельности (максимально 20 балла).

3.Высокий уровень. Обучающийся имеет отличные или хорошие оценки в учебе, прилежен, творчески подходит к выполнению заданий, проводит самоанализ и самооценку своей деятельности (максимально 30 баллов).

Приложение № 2

Опросный лист «Мое отношение к здоровому образу жизни и вредным привычкам».

Подчеркните, пожалуйста сведения о себе и ответьте на поставленные вопросы.

Пол: муж.; жен.

Возраст: 11-13 лет; 14-17 лет.

1.Что вам больше всего нравится делать в свободное время?

2.Как вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли вы для себя придерживаться принципов здорового образа жизни?

3.Что вы делаете, чтобы сохранить здоровье?

4.Употребляете ли вы алкоголь?

5.Употребляли ли вы наркотики или токсичные вещества?

6.Употребляете ли вы табак (Курите сигареты и т. п.)?

7.Из каких источников вы узнаёте о вреде алкоголя, табака, наркотиков?

Спасибо за участие в опросе.

Приложение № 3

Упражнение «Поддержка ответственного отношения»

 

Задача: рассмотреть формы поддержки молодых людей, демонстрирующих ответственное поведение и проявляющих толерантное отношение к ЛЖВС.

Материалы: карточки с описанием ситуаций.

Инструкция по проведению упражнения:

I этап. Участникам раздаются карточки с описанием четырех ситуаций и просят к каждой ситуации написать два-три предложения с выражением поддержки действий героя.

II этап. Участников делят на четыре группы, каждой из которых дается карточка с описанием одной из ситуаций. Задание группе – оценить принятое героем решение и выбрать одну или несколько форм поощрения героя.

III этап. Презентация предложений подгрупп и групповая дискуссия.

Приложение № 4

Игра-дискуссия «Любопытство, воля, разум»

Задача: актуализировать мифы о причинах начала употребления наркотиков.

Ход игры:

 

Учитель: «Большинство подростков знают о негативных последствиях употребления наркотических веществ, но при этом многие все же начинают их употреблять. Почему это происходит? В человеке всегда «живут» две противоположности: любопытство, которое подталкивает к употреблению наркотиков, и разум, который удерживает от этого шага. Есть еще и воля, которая помогает сделать выбор между любопытством и разумом».

Дальше работа ведется в трех группах «Любопытство», «Воля», и «Разум». Участники из группы «Воля» выслушивают аргументы «Разума» и «Любопытства» и делают выбор – употреблять или не употреблять наркотик. Во время дискуссии учитель особое внимание обращает на аргументы команды «Любопытство». После высказанных аргументов «Воля» должна принять решение и перейти на ту или другую сторону. Затем учитель проводит обсуждение, почему «Воля» присоединилась к той или иной команде, и обращает внимание участников на аргументы, которые приводила команда «Любопытство».

Приложение № 5

Список рекомендуемой литературы:

1.Баль Л.В., Барканов С.В., Горбатенко С.А. Педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

2.Горбунов Н.В. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности// Педагогика. – 2013. - № 8.

3.Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб. Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с. : ил.

4.Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. – 1995. - № 2.

5.Ирхин В.Н., Кащенко В.П. Здоровье учителя и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. - № 3.

6.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2011.

7.Погадаев Г.И., Мишин Б.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2016.

8.Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. – 1996. - № 2.

9.Селевко Г.К. Управляй собой. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

10.Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Просвещение, 1992.

11.Хейнз У. Нравственное воспитание и развитие личности. – М.: Изд-во МФО, 1997.

12.Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. – М.: Изд-во «Глобус», 2019.

13.Шапиро Б.Ю., Царапкина Е.Б. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ – инфекции среди молодежи. Москва. «Здоровая Россия», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии укрепления и сбережения здоровья

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожи...

рабочая программа элективного курса "Секретные материалы о твоём здоровье"

Данная программа элективного курса является интегрированной. Особое внимание уделяется актуальным проблемам современности: табакокурению, СПИДу, наркомании, алкоголизму. Богатый дополнительный м...

Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"

Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здо­ровье — это достояние всего общества, поэтому он дол­жен относиться бережно к себе и своему здоровью,...

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

ематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здо­ровье — это достояние всего общества, поэтому он дол­жен относиться бережно к себе и своему здоровью, ...

Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"

Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...

Рабочая программа элективного курса «Человек и его здоровье»

I.  Пояснительная записка            Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов учебного времени в течение двух лет. Курс направлен на мак...