Петровский урок
классный час (5 класс)

Кутарова Зарина Тимуровна

конспект,презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Петровский урок24.47 КБ
Файл Презентация1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Пётр Великий - царь и человек»

Цель:

Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления о времени правления Петра Ι, его реформах.

2. Развивающая – познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, развитие умений работать с источниками информации, умение ориентироваться в тексте, развитие речи, мышления, воображения.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, работа в группах.

1.Вступительное слово.

Россия – священная наша держава,

Россия – могучая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена…(С.2.)

- Что чувствуете вы, когда звучит гимн Российской Федерации?

(Ответы учащихся: гордость за свою страну, вспоминаю историю нашей страны, мурашки по коже)

- Когда слышишь слова гимна России, сердце переполняет чувство гордости, чувство любви к своей стране, к своему народу. У меня даже мурашки по коже ,когда звучит гимн России. Чувствуешь себя частичкой этой великой и могучей державы, имя которой Россия.

- Сегодня мы продолжаем свой путь по страницам истории нашей страны. Прежде чем двигаться вперед, вспомним пройденное.

2. Интеллектуальная разминка.

— Итак, разминка. Начнем ее с игры «Найди и угадай».

—Прочитайте имена исторических деятелей и события. Соотнесите их друг с другом. (У детей листочки)

Иван Грозный смутное время

Лжедмитрий(1,2) золотые времена

Михаил Романов первый русский царь

Алексей Романов восстановление гос.-ва после смуты

- Проверим (С.3)

- Расскажите, вкратце что вы о них знаете? Что они сделали для государства?

- Итак, начнем с Ивана Грозного.

(Ответы детей. Иван Грозный расширил государственные границы: взял Астрахань, Казань)

-Смутное время. Что можете об этом рассказать? (Само слово говорит за себя.) Что значит смутное время?

Теперь послушаем наших учеников.

(Ответы детей. После смерти Федора - сына Ивана Грозного закончился род Рюрековичей. Каждый хотел занять место царя.Лжедмитрий1, а потом и 2 представлялись родственниками Ивана Грозного. Очень тяжёлые были времена в России. Не было постоянного царя, голод. Жить было невыносимо, изменники впустили в Москву иноземцев и главой гос-ва провозгласили польского королевича.)

- Баев Азрат.

(Ответы детей. На защиту Родины поднялся весь народ, наконец-то отогнали поляков. Итак, стране нужен был постоянный царь.Решили избрать царя всей землёю. Им оказался Михаил Романов. Наступила династия Романовых, которая правила 300 лет. Михаил был двоюродным племянником Федора-сына Ивана Грозного. Тяжелое было время. В стране была разруха после смуты. Очень много сделал Михаил для государства. Голод отступил. Россия обогатилась.)

-Биченов Кантемир.

(Ответы детей. После смерти Михаила встает на престол его сын Алексей. Тихошный, как называли его в народе. Очень был хороший, добрый. Золотые времена (эпоха) называли тогда люди это время.)

3.Ход занятия.

-Сегодня продолжим говорить о династии Романовых, о каком царе будем говорить сегодня, попробуйте догадаться сами.

-Прочитайте строчки А. С. Пушкина.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. (С.4.)

- О ком же будем говорить сегодня? (Ответы детей.О Петре -1, Великом)

- Правильно, молодцы! (С.5.)

- Как вы догадались? Какие слова вам помогли? (Ответы детей . Мореплаватель, вечный работник)

-Это был единственный царь, который всё делал сам. Никогда не сидел без дела. Ему было всё интересно.

-Итак, сформулируйте тему нашего урока. (Ответы детей. «Петр Великий»)

-Совершенно верно. Петр Великий. Поставим задачи урока. Что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

(Предполагаемые ответы детей.)

а)- Хотелось бы узнать о детстве Петра.

б)- Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?

в)- Каким правителем был Петр Первый?

г)- Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?

(на доске эти вопросы)

-Итак, попытаемся ответить на данные вопросы.

А) Детство Петра.

-Начнем с детства Петра. Перед вами листочки.

-Работать будете по группам. 2 группы. У каждой группы своё задание. Прочитайте сведения на листочках

(1 группа знакомится с предсказанием)

Предсказание.

1.- Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, по звездам предсказали царю Алексею, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко-засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. В честь святого Петра. (В этот день был праздник святого Петра.)

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.

(2 группа знакомится с жизнью маленького Петра)

Жизнь маленького Петра.

По обычаю до 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернуться, как малыша дома нет - убегал играть с дворовыми мальчишками. (Если бы он родился в наше время, то его назвали бы гиперактивным ребенком)

К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. Из дворовых мальчишек сделал он "потешное войско", которое вскоре станет настоящим. На реке Яузе построил "потешный флот". Скоро Петр станет строить настоящие корабли. У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой. Очень увлекало Петра военное дело. Детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение.

Когда царевичу исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. В «потешном войске» солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» - в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная армия. Из-за смерти отца Петр в годы обучения не получил тех знаний, которые обычно имели царевичи. Его образование было скромным. (С.6,7)

-Итак, проверим. Начнем с 1 группы, о каком предсказании вы прочитали?

-2 группа что интересного и необычного вы узнали из жизни маленького Петра.

Б) Годы царствования Петра.

Пётр был 14 ребенком у царя Алексея.13 детей было от первого брака. Первая жена умирает, Алексей сильно переживает. Его не узнают приближенные. Но Алексей встречает 19 –летнюю Наталью-влюбляется в нее. Она вернула его к жизни. А от второго брака Пётр был первым. И всю жизнь он был Первым!!!!!

Когда умирает Алексей. Петру было 4 года. На тот момент от 14 детей у Алексея осталось только 4; 3 от первого брака и один –Петр от второго. остальные умерли. В то время много детей умирали от различных болезней. На место Алексея встал старший сын-Федор. Очень умный, образованный, об этом постарался его отец. У него были прекрасные энциклопедические знания. знал несколько языков. У него было всё кроме здоровья. Очень любил лошадей. Однажды он упал и по нему проехала повозка. Страшная трагедия. У него была цинга. Несмотря на болезнь он взял себя в руки и стал править страной. У него было очень много идей, реформ, которые он хотел воплотить в жизнь, но болезнь не все их дала осуществить. Он влюбляется – женится, его это вдохновляет, он воспрял. Но жена при родах умирает, ребенок тоже. И его здоровье подрывается и он умирает. На троне он был 6 лет.

(С.8) После смерти Фёдора остается 16 летний брат Иван, но он болен и физически и духовно, был умственно-отсталым и совершеннолетняя сестра Софья,10-летний Пётр. Кому править? Женщинам в то время править было нельзя. Петр подавал большие надежды, но был несовершеннолетним. И всё же его провозглашают царем. Это не понравилось Софье. Она добилась, чтобы и Ивана провозгласили царем. Так и порешили. Были провозглашены два царя, но правила всеми делами Софья до совершеннолетия Петра.

Итак, когда Петру исполнилось 17 лет. Он хочет править Россией, но Софья не хотела отдавать власть.

Подговорила она стрельцов - царево войско - и пока Петр был в Голландии и осваивал западные науки, устроили бунт.
Рассвирепел Петр. Примчался в Россию и казнил заговорщиков.

А Софью заточил в монастырь, где она и провела остаток дней. Все поняли: в России появился новый царь, настоящий царь!

Итак, Пётр у власти. Много сделали его отец, дед, брат после смуты для страны. Но Пётр видел её по – другому.

(С.9) Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

С юных лет Пётр проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Там он увидел то , какой он хочет видеть свою страну. По возвращении из Европы , в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы

российского государства и общественного уклада. Поднял Россию на дыбы!. Когда он поехал в Европу он неловко себя чувствовал среди иностранцев. Он чувствовал, что ему не хватает образования. Помним, что в детстве оно у него было скромное. Отец его умер, а Софье не очень-то хотелось его обучать.

(С.10). Молодой царь хорошо понимал, что для решения реформ России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Он приглашал учителей из Европы, отправлял наших в Европу учиться.

(с.11,12.)Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.

В) Реформы (преобразования)

-Итак, следующий вопрос. Что же нового внес в жизнь страны Пётр-1?Какие реформы(преобразования) были в стране благодаря Петру? Скажите, а может быть вам знакомы какие-то преобразования Петра?

(Предполагаемые ответы: отмечать новый год первого января, отсчет лет вести от Рождества Христова. Наряжать ёлку на новый год; Морской флот, мощная регулярная армия, стриг бороды, одежда как в Европе)

(С.14)-Их было много. Они каснулись всех сфер. До сих пор в России не было такого правителя, который так много сделал для своей страны. Всю свою жизнь царь неустанно заботился о своём Отечестве.

- Посмотрите:

-Военная реформа-мощная армия и флот

-Экономические преобразования-расширение торговли

-Церковная реформа – подчинение церкви государству

-Реформа в области государственного управления (С.15) (Реформа центрального и местного управления)

-Государственная служба(С.16)

-Реформы в области культуры и быта(С.17,18)

- Санкт – Петербург (С.19,20)

16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь были болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа.

Г) Почему назвали Великим?

-Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России вПрибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне (которая длилась 21 год).Победа в этой войне дала России выход к Балтийскому морю, открыла путь в Европу (Прорубил окно в Европу).В 1721 году Сенат за эту победу и выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.- (С.21.)

4.Итог.

-Поработаем в группах.1 группа на листочках напишет какой человек был Пётр? 2- Какой царь? Какие преобразования сделал в России?

-Проверим.

-Какие бы вы хотели взять качества от Петра?

- И хочется мне закончить наше занятие следующими словами:

Жизнь моя, любовь моя, я Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной.

И счастливой вечно будь!

- Спасибо за совместную работу! На этом занятие закончено.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пётр I 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года

Слайд 4

Детство царевича По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Также учителями Петра были Лефорт и Тиммерман. Они обучали его геометрии и фортификации. Пётр не любил тратить время попусту. Ему подобрали 600 мальчиков, из которых сформировали 2 пехотных батальона.

Слайд 6

Как известно, Пётр Первый обладал ростом 200 см — в то время он выдавался в толпе на голову. При этом он носил обувь всего лишь 38-го размера. У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью.

Слайд 7

Обучение за границей П осле возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством.

Слайд 8

Начало самостоятельного правления За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства. Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных.

Слайд 9

Реформы Петра I Реформы Петра I начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

Слайд 10

В 1699 была также осуществлена реформа календаря, основан первый русский орден — Святого апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая школа.

Слайд 11

Началась и реформа городского управления. В 1700 Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Петр I ввел так же празднование Нового года на Руси.

Слайд 12

С древних времён здесь, по Неве, проходил путь "из варяг в греки"На берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I "прорубил окно в Европу", страна получила выход в Балтийское море. Начался город с крепости "Санкт-Петербург", называемой сейчас Петропавловской, по находящемуся при ней собору . Вокруг этой крепости и начал строиться город. С 1712 года Санкт-Петербург стал столицей Русского государства, сюда были переведены все органы государственной власти. Строительство Петербурга

Слайд 15

С первых же лет после основания Петропавловской крепости Петербург стал развиваться необыкновенными темпами. Уже в том же 1703 г. строительство перебросилось на Петербургскую сторону и на Васильевский остров. В 1704 г. на левом берегу возникает Главное Адмиралтейство.

Слайд 16

Российский флот Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.

Слайд 17

Окно в Европу Несомненным успехом Петра стало создание в короткий срок собственного военно-морского флота, базирующегося на Азовском, Балтийском и Каспийском морях. В его составе было около 50 линейных кораблей, более 100 галер и других боевых судов, значительное количество вспомогательных парусных и гребных судов. Он стал одним из сильнейших в Европе.

Слайд 18

Царь Петр I много сделал для России. При нем активно развивалась промышленность, расширилась торговля. По всей России начали строиться новые города, а в старых освещали улицы. С возникновением всероссийского рынка вырос экономический потенциал центральной власти. А воссоединение Украины и России и освоение Сибири превратило Россию в величайшее государство мира.

Слайд 19

В Санкт-Петербурге В Москве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Педпосылки петровских преобразований"

Методическая разработка урока создана для изучения истории России в 10 классе в рамках технологии "Критическое мышление"....

конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"

этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...

Презентация к уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Эта презентация сопровождает урок истории для 7 класса по УМК А. Данилова, Л. Косулиной. Включает в себя дополнительную информацию и тестовые задания....

Всероссийский Петровский урок "Потешные войска Петра"

Учащиеся объединения "Юный эколог"  приняли участие во Всероссийском Петровском уроке, посвящённом празднованию 350 - летия со дня рождения основателя Санкт-Петербурга - императора Петр...

Петровский урок

Цель: воспитание молодого поколения в духе уважения к героическому прошлому своей страны и своего народа. Задачи: приучать к активному усвоению исторических фактов, формировать историческое м...

Петровский урок

Отчёт о проведении Петровского урока...