Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»
методическая разработка (5 класс)

Батуева Любовь Цыреновна

Цель игры: содействие развитию интеллектуально - творческих способностей воспитанников, проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.

Учебно-воспитательные задачи игры:

1. Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;

2. В игровой форме развить у учащихся интерес к родному краю и к традициям и обычаям разных народов, истории

3. Развивать логического и творческого мышления, внимания, памяти

Оборудование: экран, проектор, компьютер, сигнальные флажки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring.docx53.65 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»

Цель игры: содействие развитию интеллектуально - творческих способностей воспитанников, проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.

Учебно-воспитательные задачи игры:

1. Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;

2. В игровой форме развить у учащихся интерес к родному краю и к традициям и обычаям разных народов, истории

3. Развивать логического и творческого мышления, внимания, памяти

Оборудование: экран, проектор, компьютер, сигнальные флажки.

Добрый день, знатоки! Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре «Брейн-ринг»!

Надеюсь, что сегодня мы увидим яркие игры, услышим интересные, полные ответы наших эрудитов. Желаем всем удачи!

 Наша игра, посвящается 95-летию образования Республики Бурятия и нашему Хоринскому району.

У нас два игровых стола: красный и синий. За красным столом сидит команда  «», капитан команды   .   За синим столом команда «», капитан   .

Послушайте правила игры.

Я читаю вопрос, команда после слова время обсуждает 1 мин. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей флажок.

В случае, когда флажок поднят раньше слова время, команда лишается права ответа. Если ответ правильный, команда получает одно очко, если ответ не правильный, то вторая команда продолжает обсуждение и дает свой ответ. Если правильного ответа нет ни у одной команды, то вы имеете право воспользоваться помощью интернета. (соответственно у вас на столе должен находиться один телефон с интернетом).

Представляю вам наше жюри. Они будут засекать время, следить, кто первый поднял флажок и ставить баллы.

Игра будет, состоят из 3 туров: Традиции обычаи родного  края, Труд моей республики, вливается в труд нашей России, Моя малая родина.

И так, мы начинаем!        Первый тур «Традиции и обычаи родного края». Без  прошлого нет будущего. Человек, не знающий истории своих предков, не может считать себя образованным человеком. Давайте проверим  ваши знания.

  1. Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором размещен трехцветный круг (сине-бело-желтый цвета национального флага). В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии

    Вопрос: что изображено в верхней части круга? Что обозначает? Время! (золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг)).
  2. Сагаалган - бурятский новый год. Празднование нового года проходит в разные годы между концом января и серединой февраля, в первое весеннее новолуние по лунному календарю.

Вопрос: Что делают буряты за 2 недели до наступления Сагаалгана. Время!

(За две недели до наступления Нового года буряты начинают уборку в доме или в юрте, покупают новую одежду, готовят самые вкусные яства)

  1. Масленица — это праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки. Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник — встреча; вторник – заигрыш; среда – лакомка; четверг – разгуляй четверток; пятница – тещины вечера; суббота – золовкины посиделки.

Вопрос: Как называют воскресенье?  Время!   (Прощеное Воскресенье)

  1. Основным жилищем эвенков является конический чум. Летом чум покрывали берестой. Вопрос: Чем зимой покрывали чум? Время!  - оленьими шкурами

  1. Внимание черный ящик. В этом ящике находится вещь, у которой есть солнце, лучи солнца, гора и земля. Вопрос: что в черном ящике? Время!

Кисть-залаа красного цвета, которая означала солнечные лучи. На самом верху-дэнзэ из серебра и коралла. Дэнзэ-символ солнца. Верхняя часть похожа на конус-горы, ее шили из синего шелка. Время!

  1. Все вы знаете и видели национальную борьбу. Перед схваткой борцы показывают особый ритуал. Внимание вопрос: как называется ритуал и что это обозначает. Время!

«танец орла» - особый ритуал борца, один из видов медитации, настройки борца перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка. При его выполнении борец импровизирует полет орла – символа небесной силы, огня и бессмертия.  С помощью этого ритуала борцы показывают свою силу, энергию и превосходство над противниками.

Ребята, можно заработать дополнительный балл, показав нам танец орла.

Итоги первого тура. Слово предоставляется жюри

Второй тур: « Труд моей республики  вливается в труд нашей России».   Искусство всегда отражало душу народа. В произведениях художников, писателей, поэтов мы видим красоту родного края, его обычаи, традиции и нравы.

  1. В 2002 году у здания Бурятского театра оперы и балета была установлена скульптурная композиция «Красавица Ангара» (авторы А. Миронов и Д. Уланов). Где изображены Пётр Абашеев и первая профессиональная бурятская балерина, педагог, народная артистка СССР. Вопрос: назовите имя и фамилию балерины.  Время! Лариса Сахьянова. Надо помнить и почитать великий труд человека, посвятившего всю свою жизнь служению истинному Искусству. 
  2. Первая его картина, получившая широкую известность и признание «Любовь в степи» (1927), экспонировалась на юбилейной выставке «Искусство народов СССР» в Москве. Художник глубоко и тонко раскрывает характеры, настроения, душевные переживания своих соотечественников – пастухов, табунщиков, крестьян. В дань уважения, любви и благодарности к личности и творчеству художника, за его неоценимый вклад в историю развития бурятского изобразительного искусства с 1966 года Государственному художественному  музею в г. Улан-Удэ присвоено имя выдающегося художника, который по праву является одним из лучших сынов Бурятии.  Вопрос: назовите фамилию основоположника  бурятского реалистического искусства. Время! Цыренжап Сампилович Сампилов.

  1. Его произведения - это ковка, литьё и различные смешанные техники. Для работы он использует бронзу, серебро, медь, золото, драгоценные камни, бивень мамонта, волос и дерево. Всех зрителей поражает уникальный авторский стиль и почерк, который присущ только ему. Яркие элементы национальной культуры и традиции заставляют испытывать к этому художнику уважение. С 2000 года он провел десятки выставок по всему миру: от Токио и Пекина, до Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Его работы хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, в музеях многих странах мира. Скульптуры имеются в частных коллекциях В.Путина («Стихия»), Ю.М. Лужкова, Р.А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Вопрос: назовите фамилию нашего знаменитого скульптора. Время! Даши Бальжанович Намдаков.

  1. По легенде, 15 июня 1927 года он  сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него  специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, он, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. 10 сентября Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам подняли саркофаг и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.

Вопрос: как зовут ламу? Время!  Хамбо-лама Итигэлов

  1. Матрос Тихоокеанского флота России, погибший во время исполнения обязанностей военной службы на эсминце «Быстрый». Ценой своей жизни предотвратил крупную аварию на военном корабле, спас от возможной гибели боевой корабль и экипаж в составе 348 человек. Герой Российской Федерации (16.11.2010, посмертно)

Вопрос: назовите имя и фамилию героя Российской Федерации. Время!  Алдар Баторович Цыденжапов

Это был последний вопрос второго тура.

Я уверена и в нашем классе есть талантливые люди, которыми мы будем гордиться.Ребята, может  и у нас есть люди, которые блеснуть своими талантами. Может, кто хочет спеть, сплясать, прочитать стихотворение. Можно заработать балл.

Итоги второго тура. Слово предоставляется жюри

Третий тур: Моя малая родина. Родной край - это моя малая родина, место, где я родилась. Это небо над головой, знакомые дороги, улицы, дом, семья.

  1. ВОВ. Из нашего района было мобилизовано 3218 человек в ряды Советской Армии, непосредственное участие в боевых действиях принимали 1640 наших земляков.  Представляя все рода войск, они приняли участие в сражениях под Москвой и Сталинградом, на Кавказе, Украине и Белоруссии, Прибалтике, в освобождении народов Европы от фашистского ига и в разгроме империалистической Японии. За проявленную воинскую храбрость, доблесть и героизм на фронтах Великой Отечественной войны 3 воина нашего района были удостоены звания Героя Советского Союза. Вопрос: назовите Героев Советского Союза нашего района. Время! Жанаев Д.Ж, Оцимик Константин Владимирович, Афанасьев Никифор Самсонович.
  2. В 1975 году  в честь 30-летия  Победы в Великой Отечественной войне на площади районного центра состоялось открытие памятника погибшим героям.

Вопрос: как называется этот памятник. Время! «Славлю имя твоё, солдат!»

  1. 1985 году в  Хоринске улица Кижингинская была переименована в улицу имени Цыдендамбаева. Вопрос: Кто такой Цыдендамбаев? Кем он был? Время! учёный-бурятовед, доктор филологических наук, один из авторов двухтомной академической грамматики бурятского языка, ответственный редактор издания первых бурятско-русского и русско-бурятского словарей, участник крупной программы по изучению диалектов и говоров бурятского языка. Являясь заведующим отделом языковедения Института общественных наук БФ СО АН СССР внёс научный вклад в изучение истории бурят, этнографии, фольклористики, археологии Бурятии.

  1. Этот памятник был открыт 18 июля 2003 года. Вопрос: К чему посвящен памятник? Время!  Памятник посвящен празднованию 300-летия хождения хори-бурят к Петру I. В 1703 гг. состоялась поездка делегации одиннадцати хоринских родов в столицу Российской империи– Москву, к Петру I. Петр I издал указ о сохранении за хоринскими бурятами родовых земель. Присоединение Бурятии к России явилось переломным событием в истории Бурятии и ее коренных народов.. Автор монумента Ц. Цыбанов

  1. Наш знаменитый поэт родился в 1925 году в улусе Додогол Хоринского района. Автор 35 книг стихотворений и поэм на бурятском и в переводах на русском, казахском, узбекском, монгольском языках. С 1952 г. член Союза писателей СССР, был членом ревизионной комиссии Союза писателей Российской Федерации, председателем Российского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки. 16 лет работал министром культуры Республики Бурятия. Вопрос: назовите имя и фамилию поэта и его знаменитое стихотворение. Время! Дамба Зодбич Жалсараев.

Слово предоставляется нашему жюри. Награждение.

И так, ребята, подведем итог нашего классного часа.

 Какова была главная цель нашего классного часа? Что я хотела до вас донести?

 Что вы получили от игры?

За что вы можешь себя похвалить?

Что бы вы хотел(а) пожелать участникам классного часа …

Мне здесь суждено родиться, в лучшем месте на Земле!

Не найти другого рая,  чтобы счастье обрести,

Цвети Бурятия родная, ведь нам с тобой еще расти! 

Любите, уважайте, берегите свою Родину!

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра "Брейн-ринг"

Представленная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели математики. Играют команды 10, 11 классов, команда студентов и команда учителей. Игра охватывает разные ...

сценарий интеллектуальной игры "Брейн-ринг" для старшеклассников

Брейн-ринг "Грамотный потребитель" разработана с цель повышения финансовой грамотности нашей молодёжи....

Интеллектуальная игра "Брейн - ринг"

Положение об интеллектуальной игре "Брей - ринг" для студентов колледжа...

Сценарный ход интеллектуальной игры "Брейн - ринг"

Сценарный ход интеллектуальной игры "Брейн - ринг"...

Презентация интеллектуальной игры "Брейн - ринг"

Презентация интеллектуальной игры "Брей - ринг"...

Интеллектуальная игра: "Брейн-Ринг"

Интеллектуальная игра: "Брейн-Ринг"...

Интеллектуальная игра «Брейн-Ринг» (BRAIN-RING) для уроков английского языка в 5 классе

Интеллектуальная игра "Брейн-Ринг" способствует развитию интереса к английскому языку и Британии, в частности. Играйте на уроках в интеллектуальные игры и развивайте у учащихся навыки говорения и ауди...