Сценарий литературной гостиной
методическая разработка

Макарова Светлана Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий литературной гостиной46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной

«Нет в России семьи такой,  где б не памятен был свой герой»

Актуальность. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

В ходе подготовки и проведения этого мероприятия надо стараться сформировать у детей ощущение неразрывности истории своей семьи и истории страны,  пытаться формировать понятие того, что семья – это основа государства.

Цель:создать условия для воспитания  чувства патриотизма, понятия неразрывности судьбы семьи и государства,  через создание ситуации, в которой бы учащиеся переживали чувство любви и гордости за свою Родину, восхищались её героической историей, мужеством и храбростью простых людей, их родственников.

Задачи:

- формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

- формировать чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

Для проведения мероприятия необходимо провести  предварительную работу:

  1. Выяснить у своих родителей, бабушек, дедушек и других родственников, какое участие члены их семьи приняли  в ВОв;
  2. Найти «след» войны в своей семье по материалам местного музея;
  3. Оформить полученную информацию в виде выступлений, выставок, компьютерных презентаций и т.д., подготовиться к выступлению.

Оборудование и оформление.

Компьютер с колонками  и мультипроектор для демонстрации презентаций и музыкального оформления, выставка из семейных  архивов, плакаты, нарисованные в ходе месячника военно – патриотического воспитания.

Возможность использования сценария.

Данное мероприятие проходило в рамках проведения месячника военно – патриотического воспитания (февраль).  Подобное мероприятие можно провести ко Дню Победы, Дню Памяти (22 июня 1941г). Идея мероприятия, «нить» сценария и подборка стихов о войне, будет полезна классным руководителям, воспитателям, организаторам.

Результативность мероприятия.

  1. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества, к истории своей семьи, родного края.
  2.  Активизация работы семьи по формированию патриотических стремлений у детей.
  3. Содействовать воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых участниками военных действий.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Слайд 1) Заставка вечный огонь

(Слайд 2) Клип и песня «О той весне» (6 класс) поют  (2 куплета)

Ведущий 1. Добрый вечер дорогие гости. Мы приветствуем вас на вечере памяти. Сегодня вновь мы обратимся к самым тяжелым страницам в нашей истории. Потому что нет ни одной семьи в нашей стране, мимо которой прошли бы войны XX века. Это Первая мировая война и  Великая Отечественная, военные действия в Афганистане и Чечне. Будь то солдат или труженик тыла, мать, потерявшая сыновей, или  человек, оказавшийся в блокадном Ленинграде, каждый из нас может рассказать  историю своей семьи, связанную  с трагическими страницами нашей родины.

(Слайд 3)   Название «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

Ученик  1

Когда над полярной землей
День и ночь веселилось солнце,
Улыбались промеж болот
Серебристых озер оконца

И плясал комариный рой,
Беззаботную песнь слагая.
Шли под утро ребята домой,
Ничего о войне не зная.

Нагулявшись в воскресную ночь,
Проводили подруг своих верных,
Утру радуясь, сон гнали прочь,
Сочиняли стихи наверное.

А Отчизна встречала рассвет,
Рассвет был от дыма черный.
Пронзили весь белый свет
Сирена и рев моторный.

Так началась война,
И были в пыли закаты.
На помощь звала страна,
И парни пошли в солдаты.

(Слайд 4) (6 класс поют песню 3 куплет «Нет в России семьи такой»)

Ведущий 2: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», сегодня мы услышим рассказы о нелёгких фронтовых дорогах наших прадедушек и прабабушек, которые с честью выдержали тяжёлые испытания. Не прошла война и мимо нашего округа.

(Слайд5)«Ямальцы на войне»

Ученик 2

Ямальские пацаны,
До двадцати от роду,
Стали стране нужны, 
Чтоб отстоять свободу.

И был Салехардский причал,
И было полно народу.
Гудком пароход прокричал,
Колесами роя воду

Взорвался оркестр медью,
И бабы во след крестили.
И близкие и соседи
Глазами спасти просили.

Последние поцелуи
Неистово душу жгли.
И городок за Полуем
Печально растаял вдали.

Так на войну ушли
Под звуки марша славянки.
А по дорогам ползли
К Москве пауками танки.

Казалось, небо поблекло,
На запад летел эшелон,
Бросая их в самое пекло
Фашистам поставить заслон.

(Слайд 6)«Музей»

Ведущий 1: Война коснулась нашего поселка, школы. Об этом говоритглавный хранитель человеческой памяти - музейная комната школы-интерната. Где хранятся экспонаты, которые являются носителем человеческой памяти,  они рассказывают нам о прошлом, не дают современной молодежи забывать те времена.

Активно в настоящее время ведется сбор и обработка информации по участникам военных действий, тыловикам. История состоит из мелких частиц воспоминаний, которые нужно передавать последующим поколениям.

(Слайд 7)«Ямальцы в тылу»

Ученик 3

Батальоны на марше
Все ближе к передовой,
И становился старшим
Вчерашний солдат рядовой.

Солдатский свой подвиг ратный
Свершил, не роняя честь.
И враг повернул обратно
Столица была и есть.

А сколько под Ленинградом 
Геройски погибло парней.
Их имена здесь рядом,
На свете нет плит черней.

Над вечным огнем склонился
Отлитый в бронзе солдат.
Живущим он поклонился
От не пришедших ребят.

Победе цена дорога
Отечество защищавшим,
Не пропустившим врага, 
Светлее нет памяти павшим.

Другое время сейчас,
Другая теперь страна.
Чтим, скорбим мы
И в память о Вас
Носим с гордостью имена!

(Слайд 8)«Фото Южакова»

Ведущий 2. В музее хранятся документы, награды Николая Семеновича Южакова. Из воспоминаний Николая Семеновича.

(Слайд 9)«рассказ Н.С. Южакова»

Ведущий 2. В начале мая 2015 г. Музейную коллекцию пополнили документы и наградные листы Худи ХамбодаСавутовича.

(Слайд 10) «фото Худи Х.С.»

Рассказ о фронтовике его внучкой

В годы войны семья Хамбоды работала в тылу. Пушнину, оленину сдавал на нужды государства. Возили на оленях на факторию расположенную в Тарко-Сале. Работал в должности бригадира. Ночами сторожили свои стада от волков.

Ямальская мандала вспыхнула вновь в самый разгар войны — в 1943 году. Как рассказывает сын Худи Хамбода -  Майма  «отец считал, что волнения ненцев в Тамбейской тундре которое происходило в ноябре-декабре 1943 года специально спровоцировали областные, окружные и районные партийные, советские и чекистские органы. Тундровиков облагали многими налогами: сельскохозяйственным, подоходным, военным... Съехалось человек 100-150, — вспоминает ветеран. — Расположились ненцы за чумами прямо на снегу. Руководители опергруппы потребовали от собравшихся назвать организаторов мандалы, активных участников. По окончании собрания было арестовано около 50 человек, их поместили в отдельный чум, отобрав ножи и пояса. Остальные участники собрания были отпущены и разъехались по своим чумам.

Из воспоминаний моего дедушки: «Вспоминать о войне тяжело и больно, как-будто  заново переживаешь  то страшное время. Ведь многие потеряли на войне своих самых родных и близких людей. У меня сразу наворачиваются слёзы, щемит сердце, становится даже страшно и порой даже не верится, что такое происходило  71 год тому назад на нашей Родине. И, удивляешься, как мы, молодые девчонки и мальчишки,  смогли  пережить те  не лёгкие годы. Для меня война - это   боль и горечь потерь, гибель родных, самоотверженный  до изнеможения труд в тылу. Весь народ - и стар, и млад, тогда встали на защиту своей Родины.  Я начал работать с 13 лет, потеряв  здоровье и  возможность учиться. В свободное от работы время мы любили петь песни, поднимая  настроение  и надежду на лучшее.  Я  знал, что наш труд  в тылу  поможет  достичь успехов в достижении победы над врагом».

Худи Хамбода Савутович был награжден:

  1. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
  2. Грамота отличника трудового фронта
  3. Грамота передовика социалистического труда
  4. Знак «Отличник охотничьего промысла»

Ведущий 1. Древние римляне говорили: “Если грохочут пушки - молчат музы”. Советские поэты во время Великой Отечественной войны решительно опровергли это утверждение. Их голоса в суровые годы Великой Отечественной войны звучали особенно громко и  призывно. Связывала  солдат и мирных жителей  поэзия. Обостренное чувство Родины пронизывает стихи и песни военных лет. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность.

(Слайд 11) «Ямальцы в тылу»

Ученик   4

От бескрайней равнины сибирской                                                                

До полесских лесов и болот                                                                        

Поднимался народ богатырский,                                                                

Наш великий советский народ.

Выходил он: свободный и правый,

   Отвечая войной на войну,

        Постоять за родную державу

 За могучую нашу страну (М.Исаковский)

Ведущий 2. Военная литература  отличается удивительной целенаправленностью. Эта литература, где главная тема – тема Родины, героического подвига, воинского долга и дружбы.

Стихи были очень необходимы людям – и тем, кто был на войне, и тем, кто ждал дома. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

(Слайд 12) из презентации 14 (лежат 2 солдата)

(Сценка13) («Жди меня» 10 класс)

(Слайд 14) фото письма

Ведущий 1. Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали
Знали их наизусть
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут…

Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в нашей памяти и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время.

(Слайд 15) ролик про письма 1  куплет и припев

(6 класс песня «Я читаю письмо, что давно пожелтело с годами») девочки уходят, мальчики нет

Ведущий 2. Ушла в историю и Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная.Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там.

Ведущий 1. Афганистан – ты стих души моей

                     О верности Святой солдатской чести,

                     О памяти той круговерти дней,

                     Где всё смешалось: ложь и правда, вместе.

 (Слайд 16) ролик проАфганская война + песня

Ведущий 2. И с нашего округа ушли ребят на эту войну, и не вернулись.

(Слайд 17) Ядне (ФОТО СОЛДАТ: имена, фамилии)

(Слайд 18) ролик про Чечню

Ведущий 1.      Война в Афганистане для наших солдат закончилась,  и  началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне… А так бы хотелось, чтобы ужасы войны были только страшным фантастическим фильмом.

Никто сегодня не назовёт точно число жертв необъявленной войны. Сколько погибло мирного населения в Чечне. Сколько солдат. Но и это не всё. Военные потери надо умножить, как минимум на два: есть отцы, матери.

Теперь вся боль, которой уже не чувствуют мёртвые дети, досталась им. Навсегда.         

 Война сломала жизнь многим молодым ребятам. Несмотря ни на что, они честно исполняли свой гражданский долг, оставались верными присяге до конца.

 "Горячие точки" показали, что наши парни достойны героизма отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны.

(Слайд 19) (ФОТО СОЛДАТ)

Ученик 5

Я вспоминаю снежный перевал,

Где выше нас бывали только Боги,

Там редко автомат мой остывал,

И часто в кровь разбиты были ноги.

А память, как в замедленном кино,

Прокручивает фильм воспоминаний:

Друзей, которых нет уже давно,

Ко мне приводит в дом из дальних далей.

(Слайд 20)  (ТАНЕЦ ПАМЯТИ СО СВЕЧАМИ 5 класс)

Ведущий 2. «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» брат, отец, сын, дочь.

Каждый год в нашей стране мы празднуем День Памяти, День Победы. Уже 4 поколения молодых людей выросли, не зная всех ужасов и страданий той войны.Мы не имеем права забывать тех, кто подарил нам мирное небо, возможность жить, любить.    Наши дети и наши внуки должны свято чтить память героев и сделать все, чтобы война никогда не повторилась на земле. Вечная слава героям!Минута молчания!

(Слайд 21) метроном (МИНУТА МОЛЧАНИЯ)

Ведущий 1 . Сейчас в рядах российской армии служат выпускники нашей школы – интерната, которые  зачищают честь Родины и нас с вами.

(Слайд 22) (ФОТО СОЛДАТ  КОТОРЫЕ  СЛУЖАТ: их фамилии, имена)

(Слайд 23) фото из школы

(слайд 24) Заставка

Ведущий 1. Уважаемые гости, вечер памяти подошел к завершению. Благодарим всех за поддержку, помощь и участие в мероприятии.

Приложение № 1                                          

Сценка «Жди меня»

Она: Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.

Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу!

Она: Какое это счастье – получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!

Она: Как мне хочется быть с тобой! Пусть моя любовь поможет тебе!

Он:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло…

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: “Повезло!”

Не понять, неждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим ты

Спасла меня.

Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”. Скорей бы кончилась эта война.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Сценарий литературной гостиной "Поговорим о маме"

Данная разработка представляет сценарий внеклассного мероприятия (литературной гостиной), посвященного дню матери....

Сценарий литературной гостиной " Все начинается с любви...", посвященной Дню рождения поэта Р. Рождественского.

Сценарий  будет  очень  полезен  литераторам для проведения  уроков,  классных  часов,  посвященных  творчеству  Р. Рождественского....

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона

Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери

Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...

Сценарий литературной гостиной

Сценарий литературной гостиной о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева "Я помню время золотое", составленный на основе воспоминаний и писем...

Сценарий литературной гостиной

внеклассное мероприятие по литературе, приуроченное к празднованию годовщины открытия Царскосельского лицея (вариант – рассказ о лицейской жизни поэта при изучении его произведений или празднования дн...