Поэтический вечер "Стихи, рожденные войной"
методическая разработка

Ступак Галина Александровна

Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы... 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_rozhdennye_voynoy.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

                      Поэтический вечер «Стихи, рожденные войной...»

(Разработан на основе методической разработки, взятой с интернет сайта).

Автор: Ступак Галина Александровна.

Цель: Приобщение учащихся к истории В.О.войны средствами поэтического слова, воспитание у учащихся уважительного отношения к защитникам Отечества, любви к Родине.
                                                     
Выходят ведущие

Звучит песня Л.Гурова "Тишина".

Ведущая 1 - Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отмечает 73 годовщину Победы над фашистской Германией.
Ведущая 2 -  Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов: 
Когда это будет, не знаю. 
В тени белоствольных берез 
Победу Девятого мая 
Отпразднуют люди без слез... 
Подымут победные марши 
Армейские трубы страны, 
И выедет к армии маршал, 
Не видевший этой войны... 
Ведущая 1 -  Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

Ведущие подходят к поэтическому сборнику

 "Стихи, рожденные войной...".

Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы... 
Ведущая2 - Перед нами поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...". Перелистаем же с вами его героические страницы...

Ведущие открывают поэтический сборник.

Слышится звук метронома, отсчитывающего

последние секунды мирного времени.

На экране - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны" - 3 минуты.

Ведущая 1 -  В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком. 

Ведущая 2 -  Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине...

Ведущая 1- Несколько раз во время войны юноша Давид Самойлов записывал в свой дневник список литературных произведений — поэм, стихотворений, повестей, которые ему нужно написать в этой жизни. Роман «Поколение сорокового года» упоминается в планах дважды. «О! мне необходимо жить», — пишет он в 1942-м. Нужно выжить, потому что необходимо осуществить план. Давид Самойлов не написал роман, которым он жил во время войны. Вместо него получилось стихотворение, которое вместило в себя мысли и переживания военной поры и считается главным — хрестоматийным и знаменитым — произведением Давида Самойлова:

стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова

на фоне звуков выстрелов и взрывов.

Чтец 1- Сороковые, роковые, 
Военные и фронтовые, 
Где извещенья похоронные 
И перестуки эшелонные. 

Гудят накатанные рельсы. 
Просторно. Холодно. Высоко. 
И погорельцы, погорельцы 
Кочуют с запада к востоку... 

А это я на полустанке 
В своей замурзанной ушанке, 
Где звездочка не уставная, 
А вырезанная из банки. 

Да, это я на белом свете, 
Худой, веселый и задорный. 
И у меня табак в кисете, 
И у меня мундштук наборный. 

Сороковые, роковые, 
Свинцовые, пороховые. 
Война гуляет по России, 
А мы такие молодые!

Ведущая 2 - У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту. 
Ведущая 1 - Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

Звучит музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте".сценка "В медчасти". В блиндаже сидят боец и медсестра, которая перевязывает ему рану. Боец на фоне музыки читает стихотворение "Первая смерть" С.Гудзенко, как бы разговаривая с ней.

Чтец 2 - Ты знаешь,
есть в нашей солдатской судьбе
первая смерть
однокашника, друга...
Мы ждали разведчиков в жаркой избе,
молчали
и трубку курили по кругу.
Картошка дымилась в большом чугуне.
Я трубку набил
и подал соседу.
Ты знаешь,
есть заповедь на войне:
дождаться разведку
и вместе обедать.
«Ну, как там ребята?..
Придут ли назад?..» —
каждый из нас повторял эту фразу.
Вошел он.
Сержанту подал автомат.
«Сережа убит...
В голову...
Сразу...»
И если ты
на фронте дружил,
поймешь эту правду:
я ждал, что войдет он,
такой,
как в лесах Подмосковья жил,
всегда пулеметною лентой обмотан.

Я ждал его утром.
Шумела пурга.
Он должен прийти.
Я сварил концентраты.

Но где-то
в глубоких
смоленских снегах
замерзшее тело
армейского брата.
Ты знаешь,
есть в нашей солдатской судьбе
первая смерть...
Говорили по кругу —
и все об одном,
ничего о себе.
Только о мести,
о мести
за друга.

 
Чтец 3
 - Прожили двадцать лет.
Но за год войны
мы видели кровь
и видели смерть -
просто,
как видят сны.
Я все это в памяти сберегу:
и первую смерть на войне,
и первую ночь,
когда на снегу
мы спали спина к спине.
Я сына
верно дружить научу,-
и пусть
не придется ему воевать,
он будет с другом
плечо к плечу,
как мы,
по земле шагать.
Он будет знать:
последний сухарь
делится на двоих.
...Московская осень,
смоленский январь.
Нет многих уже в живых.
Ветром походов,
ветром весны
снова апрель налился.
Стали на время
большой войны
мужественней сердца,
руки крепче,
весомей слова.
И многое стало ясней.
...А ты
по-прежнему не права -
я все-таки стал нежней.

Май 1942

Чтец 4 -
К рассвету точки засекут,
а днем начнется наступленье.
Но есть стратегия секунд,
и есть секундные сраженья.
И то,
что может сделать он
и тол
(пятнадцать килограммов),
не в силах целый батальон,
пусть даже смелых
и упрямых.
Он в риске понимает толк.
Уверенно,
с лихим упорством
вступает он в единоборство
с полком.
И разбивает полк.
И рассыпаются мосты.
И падают в густые травы,
обламывая кусты,
на фронт идущие составы.
И в рельсах, согнутых улиткой,
Отражена его улыбка.
1942

Ведущая 2- О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа. Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы - солдат.

Ведущая1 -  Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий. И здесь уместно вспомнить песню на стихи Михаила Исаковского "Враги сожгли родную хату", в которой говорится не о всеобщей беде, а о беде каждого отдельного человека.

 Песня стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера

"Враги сожгли родную хату".

Ведущая 2- Стихотворение «В лесу прифронтовом» было написано М.В. Исаковским в 1942 году. Оно посвящено жене поэта Лидии. «Работая над стихотворением, представил себе русский лес,чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс”.

Ведущая 1 - Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.

Но “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом

Песня"В лесу прифронтовом".

Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.

Ведущая 1 -Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. 
Ведущая 2 - Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива... 
Ведущая 1-  Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".

стихотворение К.Симонова "Жди меня" на фоне тихой музыки.

Чтец 5- Жди меня, и я вернусь. 
Только очень жди. 
Жди, когда наводят грусть 
Желтые дожди. 
Жди, когда снега метут, 
Жди, когда жара, 
Жди, когда других не ждут, 
Позабыв вчера. 
Жди, когда из дальних мест 
Писем не придет, 
Жди, когда уж надоест 
Всем, кто вместе ждет. 

Жди меня, и я вернусь, 
Не желай добра 
Всем, кто знает наизусть, 
Что забыть пора. 
Пусть поверят сын и мать 
В то, что нет меня, 
Пусть друзья устанут ждать, 
Сядут у огня, 
Выпьют горькое вино на помин 
души... 
Жди и выпить заодно с ними 
не спеши. 
Жди меня, и я вернусь 
Всем смертям назло. 
Кто не ждал меня, тот пусть 
Скажет: "Повезло!" 
Не понять не ждавшим им, 
Как среди огня 
Ожиданием своим 
Ты спасла меня. 
Как я выжил, будем знать 
Только мы с тобой, 
Просто ты умела ждать, 
Как никто другой.

Ведущая 2 - Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты.

Ведущая показывает материал о Твардовском в сборнике.

Ведущая 1- Герой поэмы стал олицетворением всей русской нации. Общность судьбы Теркина с судьбой всего народа подчеркивается в поэме неоднократно. В образе героя отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество.. Теркин способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить. Теркин не унывает даже в самой тяжелой обстановке, он умеет подбодрить шуткой, смешным рассказом.

Герой выступает как обобщенный образ Бойца и Человека:

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, —

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Автор и 6,7 чтецы  инсценируют «Смерть и воин»

- За далекие пригорки
Уходил сраженья жар.
На снегу Василий Теркин
Неподобранный лежал.
Снег под ним, набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
– Ну, солдат, пойдем со мной.
Я теперь твоя подруга,
Недалеко провожу,
Белой вьюгой, белой вьюгой,
Вьюгой след запорошу.
Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
– Я не звал тебя, Косая,
Я солдат еще живой.
Смерть, смеясь, нагнулась ниже:
– Полно, полно, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой, да не жилец.
Мимоходом тенью смертной
Я твоих коснулась щек,
А тебе и незаметно,
Что на них сухой снежок.
Моего не бойся мрака,
Ночь, поверь, не хуже дня...
– А чего тебе, однако,
Нужно лично от меня?
Смерть как будто бы замялась,
Отклонилась от него.
– Нужно мне... такую малость,
Ну почти что ничего.
Нужен знак один согласья,
Что устал беречь ты жизнь,
Что о смертном молишь часе...
– Сам, выходит, подпишись? –
Смерть подумала.
– Ну что же, –
Подпишись, и на покой.
- Нет, уволь. Себе дороже.
- Не торгуйся, дорогой.
Все равно идешь на убыль. –
Смерть подвинулась к плечу. –
Все равно стянулись губы,
Стынут зубы...
– Не хочу.
- А смотри-ка, дело к ночи,
На мороз горит заря.
Я к тому, чтоб мне короче
И тебе не мерзнуть зря...
– Потерплю.
– Ну, что ты, глупый!
Ведь лежишь, всего свело.
Я б тебя тотчас тулупом,
Чтоб уже навек тепло.
Вижу, веришь. Вот и слезы,
Вот уж я тебе милей.
– Врешь, я плачу от мороза,
Не от жалости твоей.
– Что от счастья, что от боли –
Все равно. А холод лют.
Завилась поземка в поле.
Нет, тебя уж не найдут..
И зачем тебе, подумай,
Если кто и подберет.
Пожалеешь, что не умер
Здесь, на месте, без хлопот...
– Шутишь, Смерть, плетешь тенета.
Отвернул с трудом плечо.–
Мне как раз пожить охота,
Я и не жил-то еще...
– А и встанешь, толку мало, –
Продолжала Смерть, смеясь. –
А и встанешь – все сначала:
Холод, страх, усталость, грязь...
Ну-ка, сладко ли, дружище,
Рассуди-ка в простоте.
– Что судить! С войны не взыщешь
Ни в каком уже суде.
– А тоска, солдат, в придачу;
Как там дома, что с семьей?
– Вот уж выполню задачу –
Кончу немца – и домой.
– Так. Допустим. Но тебе-то
И домой к чему прийти?
Догола земля раздета
И разграблена, учти.
Все в забросе.
– Я работник,
Я бы дома в дело вник,
– Дом разрушен.
– Я и плотник...
– Печки нету.
– И печник...
Я от скуки – на все руки,
Буду жив – мое со мной.
– Дай еще сказать старухе:
Вдруг придешь с одной рукой?
Иль еще каким калекой, –
Сам себе и то постыл...
И со Смертью Человеку
Спорить стало свыше сил.
Истекал уже он кровью,
Коченел. Спускалась ночь...
– При одном моем условье,
Смерть, послушай... я не прочь...
И, томим тоской жестокой,
Одинок, и слаб, и мал,
Он с мольбой, не то с упреком
Уговариваться стал:
– Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?
Дашь ты мне в тот день немножко
Погулять среди живых?
Дашь ты мне в одно окошко
Постучать в краях родных?
И как выйдут на крылечко, –
Смерть, а Смерть, еще мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка?
– Нет. Не дам...
Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
– Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат еще живой.
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

Ведущая 2 -  На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины... 
Ведущая 1 -  Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров. 
Ведущая 2- Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос... 
Ведущая 1 -  Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны".

На фоне фильма чтец в солдатской одежде

читает стихотворение А.Твардовского.

Ведущие стоят у сборника.

Ведущая 1-  Я знаю, никакой моей вины 
В том, что другие не пришли 
с войны, 
В том, что они - кто старше, кто 
моложе - 
Остались там, и не о том же речь, 
Что я их мог, но не сумел сберечь, - 
Речь не о том, но все же, все же, 
все же...

Звучит музыка песни В.Харитонова "День Победы".

Ведущие говорят на фоне музыки.

Ведущая 2 -  В одном из выступлений А.Твардовский заметил, что "действительность - даже героическая действительность - нуждается в подтверждении и закреплении искусством. Без этого она не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей". Действительно, Великая Отечественная война и победа в ней не означали бы столько для нашего национального патриотического самосознания, если бы мы знали об этом только по учебникам истории, если бы не было творений писателей и поэтов-фронтовиков. 
Ведущая 1 - Подвиг русского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

Музыка продолжает звучать.

Выходит ученик в солдатской форме

читает стихотворение А.Твардовского

Ведущие стоят у книги.

Чтец 8- В тот день, когда окончилась 
война 
И, все стволы палили в счет 
салюта, 
В тот час на торжестве была одна 
Особая для наших душ минута. 

В конце пути, в далекой стороне, 
Под гром пальбы прощались мы 
впервые 
Со всеми, кто погибли на войне, 
Как с мертвыми прощаются 
живые. 

До той поры в душевной глубине 
Мы не прощались так 
бесповоротно. 
Мы были с ними как бы наравне, 
И разделял нас только лист 
учетный. 

Мы с ними шли дорогами войны 
В едином братстве воинском 
до срока. 
Суровой славой их озарены, 
От их судьбы всегда неподалеку. 

И только здесь в суровый этот 
миг, 
Исполненный величьем и печали, 
Мы отделялись навсегда от них, 
Нас эти залпы с ними разлучали.

Все участники вечера выходят на сцену

Чтец 1: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях. 
Чтец 2: Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться. 
Чтец 3: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность. 
Чтец 4: Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам...

песня "Нам нужна одна Победа".

Слова и музыка Б.Окуджавы.

Источник:https://fome.ru/scenario/game/stihi-rozhdennye-voinoi/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!»

      Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!» Цель: Углубление знаний об историческом событии в нестандартны...

Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...

конспект урока "Песни рожденные войной" 7 класс

рассказ об истории создания некоторых песен времен Великой отечественной войны и их исплнение....

Стихи, рожденные войной

Данная разработка урока по теме "Стихи, рожденные войной" поможет учителям русской литературы провести урок в 8 классе...

Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")

Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения...

Сценарий классного часа "Песни рожденные войной"

Сценарий классного часа о песнях, которые были написаны во время войны и испольнителях этих песен...

Урок - концерт в 7 классе литература. Стихи рожденные войной.

Урок-концерт. Литература. 7 класс Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и литературы Стихи, рожденные войной. Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какой ценой завоевано счастье,- пожалу...