Риторика
календарно-тематическое планирование (5, 7 класс)

Норбу Валерия Айлыновна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5_klass.docx39.81 КБ
Файл vneurochka_7_klass.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897.
  • Федеральный перечень учебников на 2021-2022 уч.год.
  • Примерные основные общеобразовательные программы основного общего образования по русскому языку.
  • Образовательная программа ООО ФГОС МБОУ Бажын-Алаакской  СОШ имени Чылгычы Чимит-Доржуевича Ондар
  • Учебный план МБОУ Бажын-Алаакской  СОШ имени Чылгычы Чимит-Доржуевича Ондар на 2021-2022 уч.год.
  • Положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в МБОУ Бажын-Алаакской СОШ имени Чылгычы Чимит-Доржуевича Ондар муниципального образования Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
  • Программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа - М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
  • УМК под редакцией Т.А. Ладыженской «Школьная риторика. 5 класс» в 2-ух частях.М. Ювента; Баласс,2013

Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в общеобразовательном учреждении.

 Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.

Программа ориентирована на обучающихся пятых классов, рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.

Цель программы: расширить кругозор и эрудицию обучающихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.

Задачи программы:

  • Формирование коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
  • Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с разными путями рассуждений,
  • Овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Внеурочная деятельность «Риторика» позволяет научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. «Риторика» восполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют

лингвистическими понятиями, грамотны,  но затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать следующие задачи: формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практико-ориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.

Характеристика программы

В программе выделяется два смысловых блока:

  • первый - «Общение», - соотносится в определённой мере с «Общей» риторикой;
  • второй - «Речевые жанры».

Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качество речи и т.д.

Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеются ввиду жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности. Курс «Риторика» должен вестись так, чтобы вызывать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.

Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.

Методы и приёмы преподавания

Курс «Риторики» в школе - сугубо практический. Необходимо школьника научить эффективному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи - убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., поэтому на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.

На занятиях особое место занимают специфические приёмы работы: риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи, продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно-импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция.

Итак, основная задача «Риторики» - формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.

Школьная риторика - предмет с чётко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

  • большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
  • понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинён прагматической установке курса.

Основные умения

Первый тип: умение анализировать и оценивать общение:

  • степень эффективности общения (степень реализации коммуникативной задачи);
  • уровень владения языком (правильность речи, разнообразие использованных средств, их точность);
  • корректность поведения.

Второй тип: умение общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры»:

  • ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата (аудитории) коммуникативную задачу и обстановку общения;
  • формулировать явно (вслух, письменно) или неявно (для себя) свои коммуникативные намерения;
  • определять свои коммуникативные удачи, неудачи и промахи.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

  • на уровне личностных результатов - овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;
  • на уровне метапредметных результатов - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета и т.д.;
  • на уровне результатов в предметной области «Филология» - овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.

Таким образом, риторика помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Календарно-тематическое планирование по риторике

5 класс под ред. Ладыженской

п/п

Содержание

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

Общение

10

1.

Общение. Что такое общение.

1

06.09

Стихотворные тексты А.Барто

2.

А вместе мы называемся так…

1

13.09

Видеофрагмент мультфильма « Старая пластинка»

3.

Речь без ошибок.

1

20.09

Отрывок из рассказа Драгунского

4.

Чья речь богаче?

1

27.09

Отрывок из п. Ильфа и Петрова «12стульев»

5.

Говори, – пиши точно. Точная речь. Богатство языка. (Р.к.)

1

11.10

Отрывок из кН. Носова « Незнайка на Луне»

6.

Говори, – пиши точно. Неточная речь. Богатство речи.( Р.к.)

1

18.10

Видеофрагмент Кэрролл «Алиса в стране чудес»

7.

Учимся писать – редактировать

1

25.10

Тексты-образцы

8.

Зачеркни ненужное (лишнее).

1

01.11

Тексты-образцы

9.

Замени, – надпиши нужное.

1

08.11

Иллюстрации

10.

Включи недостающее. Дополни.

15.11

Видеофрагменты из «Ералаша»

Речевые жанры

23

1

11.

Тест. В мире текстов.

1

22.11

Видеофрагменты из мультфильмов

12.

Ключики – замочки.

1

29.11

Отрывки –образцы из сказок

13.

Тема – микротема. Визитная карточка.

1

06.12

Анализ рассказов Л.Н.Толстого

14.

Текст о тексте.

1

13.12

Видеофрагмент        « Малыш и Карлсон»

15.

Вторичные тексты. Когда быть вторым совсем не обидно.

1

20.12

Сказка  (« Красная Шапочка»)

16.

Давайте говорить друг другу комплименты.

1

27.12

Видеофрагмент

Киплинг « Маугли»

17.

Комплимент комплименту – рознь.

1

17.01

Видеофрагмент из мультфильма (« Кто похвалит меня»…)

18.

Похвала и похвальба.

1

24.01

Басни Крылова

19.

Объявление. Что? Где?  Когда?

1

31.01

Отрывок из рассказа К. Дойла «Союз рыжих»

20.

О чем еще может рассказать объявление?

1

07.02

Видеофрагмент из мультфильма (« Сова и Кролик»

21.

Секреты устных объявлений.

(Создание телерепортажа)

1

14.02

Создание телерепортажа

22.

Глашатаи и зазывалы. (Р.к.)

1

21.02

Отрывки из художественных текстов

23.

Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься.

1

28.02

Ильф и Петров «12 стульев». Отрывок

24.

Конкурс «Шуточное объявление».

1

07.03

Работа с печатными текстами

25.

«Что произошло хоть раз».

1

14.03

Отрывки из художественных текстов

26.

Как строить рассказ.

1

21.03

Рассказы Драгунского

27.

Кому как надо рассказывать.

1

04.04

Видеофрагмент        « Ералаша» ( сказка « Красная Шапочка»)

28.

Запишите свой рассказ.

1

11.04

Иллюстрации

29.

Конкурс «Самый лучший рассказчик».

1

18.04

30.

Сказочная страна.

1

25.04

Видеофрагменты из сказок

31.

Волшебный мир сказки.

1

02.05

Видеофрагменты из сказок

32.

Сказочные действия.

1

16.05

Видеофрагменты из сказок

33.

Сказочный язык.

1

23.05

Видеофрагменты из сказок

34.

Слушаем, говорим, пишем…

34

30.05

Обобщение

ИТОГО



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа  для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897.
  • Федеральный перечень учебников на 2021-2022 уч.год.
  • Примерные основные общеобразовательные программы основного общего образования по русскому языку.
  • Образовательная программа ООО ФГОС МБОУ Бажын-Алаакской  СОШ имени Чылгычы Чимит-Доржуевича Ондар
  • Учебный план МБОУ Бажын-Алаакской  СОШ имени Чылгычы Чимит-Доржуевича Ондар на 2021-2022 уч.год.
  • Положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в МБОУ Бажын-Алаакской СОШ имени Чылгычы Чимит-Доржуевича Ондар муниципального образования Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
  •  Программа курса  «Риторика» разработана для 7 класса на основе Программы по риторике. 5-11 классы. Т. А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010, рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

     Программа рассчитана на 34 учебных часа. При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:

     Основная цель программы - формирование коммуникативных умений, способствующих

  • умелому выражению собственных мыслей собственными словами;
  • успешному общению в различных  ситуациях;
  • уместному выборусловесных и несловесных средства для решения определённой коммуникативной задачи;
  • развитию умения строить тексты разной функциональной направленности с целью максимального решения коммуникативных задач

     В  программе можно выделить два смысловых блока:

первый – «Общение»,

второй – «Речевые жанры».

     Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

     Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

     Блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду  не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

     Основные  понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

     Курс носит сугубо  практический характер,  занятия строятся таким образом, что дети вынуждены больше сами говорить и писать. Основная  часть времени уделяется практике. Центральное  место в программе занимает развитие коммуникативных умений, которые делятся на две группы:

  • умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
  • умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

     Основными  методами и приемами преподавания на занятиях риторики являются вступительное и заключительное слово учителя, беседа, объяснение, инструктаж. Но  особое место занимают специфические приемы работы:

  • речевые разминки;
  • введение теоретических сведений;
  • коммуникативная  практика;
  • риторические задачи;
  • риторические игры;
  • риторический анализ.

     Эти упражнения, обеспечивающие формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить школьников с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

     Личностными результатами изучения курса   в 7-ом классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни общества;
  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
  • успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

     Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

     Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности,
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

      Познавательные УУД:

  •  различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы; объяснять значения слов;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже  знакомого;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса,

       Коммуникативные УУД:

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
  • слушать и понимать речь других,

Система  отслеживания и оценивания результатов .

     Проверка эффективности данного курса осуществляется через выступления на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, в школьных и районных конкурсах чтецов, защите различных проектов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел

Содержание программы

Основные  виды деятельности

Часы

Речевая ситуация.  

Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения.  Понятия: «Общение», «адресат», «адресант», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация». Два вида информации, передаваемой в процессе общения. Способы выражения коммуникативных намерений. Техника речи. Презентация – представление.

Правила знакомства.

Проигрывание коммуникативных ситуаций, работа

в группах,

планирование действий по составлению диалога,

рефлексия своего опыта выполнения творческого задания

Виды общения.

Понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения. Словесные инесловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.

Официальное и неофициальное общение.

Проигрывание риторических ситуаций, работа

в группах

(выработка правил общения), сочинение-миниатюра, рефлексия выполнения творческого задания

Несловесные средства

Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя.

Речевая разминка,беседа о голосе, его возможностях, проговаривание  скороговорок, работа над выразительным чтением стихов,

оценка собственных возможностей голосовых данных

Ораторские инструменты

Помощники слова: взгляд, улыбка, паузы. Куда должен быть направлен взгляд. Паузы оратора – важный элемент речи. Пауза для привлечения внимания публики. Пауза для подчеркивания важности информации. Мусор в словах, и как с этим бороться

Речевая разминка,

анализ фотоматериалов с целью распознавания взглядов и улыбок персонажей, составление устного рассуждения, разделение  текста паузами (интонирование)

Устная речь

Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная. Экспромт. Словарный запас и способы его увеличения.

Речевая разминка,

игра «Скажи иначе», практикум: неподготовленное выступление на заданную тему,

рефлексия своего опыта выступления – экспромта

Учимся отвечать.

Определение. Части определений. Виды определений. Языковые модели, позволяющие строить определения. Построение определений. Разновидности ответов

Речевая разминка,мимическая разминка,

интонирование текстов с целью выявления особенностей звучащей речи,

составление ответов на заданную тему

Качества речи

Виды речи. Правильная речь. Достоинства и недостатки речи. Уместность как одно из важнейших качеств речи. Соответствие речи стилю высказывания и ситуации общения.

Речевая разминка,

анализ текстов (печатных, аудио- и видеозаписей)  с целью выявления средств выразительности и недочетов, составление собственных высказываний, анализ выполнения творческого задания

Учимся читать учебную книгу

Чтение. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки.

Речевая разминка,работа с  памяткой «Как научиться продуктивно работать с учебной информацией»,

практикум: выписки информативно важных слов

Риторика уважения

Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого возражения. Аргументы для выражения несогласия. Что такое совет. Цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями. Советы разных видов. Пожелания советчикам.

Речевая разминка, презентация буклетов учащихся на тему «Умей сказать нет», риторическая ситуация – выражение несогласия, возражения, составление советов, анализ выполненных заданий

Я - редактор.

Условные знаки правки текста. Лексический повтор. Недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов. Понятия «чужая речь», «цитата». Речевые задачи цитат. Цель использования чужой речи  цитат. Правила цитирования. Использование чужой речи в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.

Речевая разминка,правка текста, работа с текстами СМИ с целью поиска недостатков в речевом оформлении, введение цитат в собственные высказывания.

Речевые жанры

Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма.

Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу.

Понятие «деловой стиль речи». Заявление. Составные части заявления. Языковые штампы деловой письменной речи.

Объяснительная записка. Составные части объяснительной записки. Языковые штампы объяснительной записки.

Речевая разминка,изучение структуры письма как эпистолярного жанра, написание письма литературному  герою, изучение особенностей заявления и объяснительной записки, написание заявления и объяснительной  записки

Публичная речь

Монологическая и диалогическая речь. Неподготовленная и подготовленная речь. Приемы подготовки устного высказывания. Речь краткая и подробная.

Речевая разминка,риторическая игра «Суд над  героем» или «Выборы в  школьное самоуправление»

1

Учимся спорить.

Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Тезисы и аргументация собственного мнения. Речевые стереотипы, помогающие ввести тезис в аргументируемый текст. Виды аргументов.

Речевая разминка,изучение правил ведения спора, приведения аргументов, практикум: ведение спора, оценка собственного умения вести спор.

От отзыва к рецензии.

Аннотация, отзыв и рецензия как речевые жанры. Речевые задачи аннотации, отзыва и рецензии. Составление отзыва. Языковые штампы, используемые при рецензировании. Составление рецензии.

Речевая разминка, создание сравнительной таблицы, составление отзыва о школьном мероприятии, рецензии на творческую работу одноклассника

Необычные тексты.

Фотография и слово. Фотография и текст. Необычность текста, созданного к фотографии. Замысел и речевая ситуация. Фотозарисовка. Жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям.

Речевая разминка,создание подписи к  фотографии с учетом речевой ситуации, создание высказывания:  история фотоснимка, анализ выполненных заданий

Газетные жанры и реклама

Понятия «информация», «СМИ». Виды информации, основные газетные жанры. Хроника. Заметка. Обязательные элементы хроники и заметки. Языковые средства, используемые для создания хроники и заметки.  Репортаж. Особенности жанра репортажа.  Законы создания репортажа. Языковое своеобразие и стилевые особенности жанра.  Реклама. Виды рекламы, особенности создания рекламы.

Речевая разминка,изучение газетных статей, анализ языковых средств, риторическая задача: написать заметку, репортаж школьном мероприятии, создание опорной схемы «Языковые средства рекламы», создание рекламного текста

Похвальное слово.

Положительная оценка собеседника. Комплимент. Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных слов. Отличие похвалы от комплимента.

Речевая разминка,презентация сообщений учащихся о происхождении комплимента и его отличии от лести, коммуникативная задача «Продолжи комплимент», составление похвального слова

Бытовые жанры

Беседа и разговор.  Виды беседы. Правила ведения беседы. Телефонный разговор.

Речевая разминка,составление памятки «Правила ведения беседы», работа в парах – беседа на заданную тему, коммуникативная ситуация: телефонный разговор.

Итоговые задания.

Понятия «коммуникабельность», «контактность». Речевая ситуация и речевое взаимодействие.

Речевая разминка,риторический анализ текстов, редактирование, подготовленное и неподготовленное выступление

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел, тема занятия

Компоненты занятия

Кол-во часов

Сроки

прохождения темы

плановый

фактический

Речевая ситуация.  

  1. 1

      1.

Вспоминаем – знакомимся с новым.

Речевая ситуация по вариантам: 1-в магазине, 2-в библиотеке

1

07.09

  1. 2

Когда и где мы общаемся.  Будем знакомы.

Диалог на тему «Знакомство с новым одноклассником»

1

14.09

Виды общения.

  1. 31

Публичное выступление.

Сообщение по вар.: 1-работник ГИББД в прямом эфире, 2-сообщение по радио о ДТП

1

21.09

Просто личное общение.

Сочинение-миниатюра на тему «Что труднее: личное или публичное сообщение?»

1

28.09

Несловесные средства

Учимся «лепить» свой голос. Скороговорки.

Проговаривание  скороговорок, работа со звуковым материалом

1

05.10

Подружимся с голосом. Что мешает голосу «летать»? Стихология – наука рассказывать стихи

Работа над выразительным чтением стихотворений

1

12.10

Ораторские инструменты

Помощники слова. Контакт начинается со взгляда.

«В чем секрет улыбки?» (составление рассуждения)

1

19.10

Паузы – важный элемент речи

Задача: разделение текста паузами, прочтение в соответствие с пометами

1

26.10

Устная речь

Как увеличить словарный запас?

Игра «Скажи иначе»

1

09.11

Экспромт: линейность речи и нелинейность мысли.

Практикум: короткое высказывание на заданную тему

1

16.11

Учимся отвечать.

Определение. Мы строим определения и правила.

Строительство  определения, конструирование правила; использование языковых моделей для построения определений,  создание  текста.

1

23.11

Разновидности ответов. Отмазкология

Составление «отмазок» на тему «Почему я не хочу учиться играть в шахматы»

1

30.11

Качества речи

Достоинства и недостатки речи. Уместность речи. Мусор в словах.

Речевое общение в соответствии с ситуацией общения и стилем высказывания; нахождение  ошибок, решение коммуникативных задач

1

07.12

Учимся читать учебную литературу

Виды чтения. Изучающее чтение. Чтение вслух – забытый навык

Нахождение  информативно важных слов.

1

14.12

Риторика уважения

«Спасибо, нет». Вежливый отказ. Вежливое возражение.

Моделирование ситуации: Вам сделали замечание.  Выразите несогласие с ним.

1

21.12

Советы бывают разными.

Составление советов младшему брату (сестре)

1

28.12

Я - редактор.

«Учимся на своих и чужих ошибках» - этапы редактирования текста.

Редактирование сочинения

Нахождение   недостатков в содержании и речевом оформлении, редактирование  собственного текста и текста товарища, используя условные знаки правки текста

1

11.01

Чужая речь в моём тексте.Для чего нужна цитата?

Тематический подбор афоризмов известных русских писателей

1

18.01

Речевые жанры

Личные письма. Письмо-поздравление.

Письмо литературному герою с соблюдением элементов эпистолярного жанра

1

25.01

Заявление.

Составление  заявления в соответствии с нормами деловой речи

1

01.02

Объяснительная записка.

Составление объяснительной записки в соответствии с нормами деловой речи

1

08.02

Публичная речь

Разновидности ораторской речи.

Риторическая игра: предвыборная речь  кандидата на роль  президента школьного самоуправления

1

15.02

Учимся спорить.

«Кто бы спорил?»  - культура спора.

Ведение  спора, соблюдая правила ведения спора; определение задач спора; решение коммуникативных задач; участие в диалоге, понимание чужой точки зрения

1

22.02

Тезис и аргумент спора.

Ведение  спора, соблюдая правила ведения спора; определение задач спора; решение коммуникативных задач; участие в диалоге, понимание чужой точки зрения

1

01.03

От отзыва к рецензии.

Критикуем грамотно: отзыв

Составление отзыва на школьное мероприятие

1

08.03

Критикуем грамотно: рецензия на сочинение и выступление товарища.

использование языковых  штампов  при рецензировании сочинения, устного выступления; редактирование  написанного

1

15.03

Необычные тексты.

Каким должно быть слово рядом с фотографией?

Комментарий фото, история снимка

1

22.03

Газетные жанры  и реклама

СМИ. Информационные газетные жанры. Хроника.Заметка.

Газетная хроника. Заметка о школьном  мероприятии: 1 вариант-спорт,  2 вариант–культура

1

05.04

Репортаж.Вы – репортёр.

Репортаж с урока…

Репортаж со школьного…

1

12.04

Реклама –способ  передачи информации

Риторическая игра: рекламное агентство получает задание – создать рекламу канцтоваров

1

19.04

Похвальное слово.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Коммуникативная задача: составить похвальное слово выпускнику 11 класса

1

26.04

Знакомство или Комплименты творят чудеса

Задача: выразить комплимент от имени литературного героя (кто? – кому? - почему? - зачем? – о чём? – как? – где? – когда?)

1

03.05

Бытовые жанры

Беседа и разговор. Эффективный телефонный разговор

Коммуникативные  ситуации: семья за обеденным столом, экстренные вызовы по телефону,

1

17.05

Итоги года

Я говорю

Итоговые задания: риторический анализ текстов, редактирование, речевая ситуация и речевое взаимодействие.

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"

Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...

Риторика на тему "Сеятели разумного, доброго, вечного..."

Риторика на тему «Сеятели разумного, доброго, вечного…» (о В.А. Сухомлинском)      Ну вот и еще один день прошел. Устала немного… Но сколько же получила удовольствия от общения с...

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Программа театрального кружка "Театр + Риторика"

Программа  «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....